Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

22.07.2019
21.07.2019
20.07.2019

Блокчейн, джаз и меценаты: чем запомнился Санкт-Петербургский международный культурный форум

20.11.18 15:06 Разделы: Театр и шоу, Кино, Музыка Рубрика: Хроника
Блокчейн, джаз и меценаты: чем запомнился Санкт-Петербургский международный культурный форум

VII международный культурный форум прошел в Санкт-Петербурге с 14 по 17 ноября 2018 года. Организаторами мероприятия выступили Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Санкт-Петербурга. Главной темой в 2018 году стала культура как стратегический потенциал страны.

Форум проходил сразу в двух потоках – общественном и профессиональном – а также в трех направлениях: дискуссионная программа была нацелена на специалистов различных отраслей культуры; в фестивальную программу вошли многочисленные культурные мероприятия для жителей и гостей Санкт-Петербурга; деловая площадка была сосредоточена на обсуждениях и реализации проектов, а также подписаниях соглашений в сфере культуры.

В 2018 году в рамках форума прошло более 400 мероприятий. Основной площадкой стал Главный штаб Государственного Эрмитажа, для Деловой площадки выделили Российский этнографический музей. Мероприятия Форума также проходили в Мариинском театре, Центральном выставочном зале «Манеж», Александринском театре, Государственной академической капелле, кинотеатре «Аврора» и многих других культурных учреждениях Санкт-Петербурга.

Официальное открытие международного культурного форума состоялось 15 ноября в Атриуме Главного штаба Эрмитажа. В мероприятии приняли участие официальные лица, главы международных организаций, руководители секций Форума, руководители крупнейших учреждений культуры, видные общественные деятели, ведущие эксперты в сфере международного культурного сотрудничества и почетные гости. С торжественными речами выступили заместитель председателя правительства Российской Федерации Ольга Голодец, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, министр культуры и спорта Катара Салах бен Ганем аль-Али, посол Италии в РФ Паскуале Терраччано и др.

Почетный статус «Страна-гость VII Санкт-Петербургского международного культурного форума» в 2018 году был присвоен государству Катар. В работе форума приняла участие представительная делегация из ведущих деятелей культуры, искусства и науки Катара, в которую вошел министр культуры и спорта Катара Салах бен Ганем аль-Али. Катар представил культурную программу, демонстрирующую многообразие современного искусства страны - выставку «Современный Катар: искусство и фотография», показы современного национального кино и концерт Филармонического оркестра Катара.

В рамках программы «Италия – страна-гость» в Эрмитажном театре прозвучали фрагменты опер, созданных итальянскими композиторами Джованни Паизиелло и Доменико Чимарозой, а также прошли гастроли балетной труппы Италии Aterballetto и показы фильмов знаменитого режиссера Паоло Дженовезе.

Торжественная церемония награждения лауреатов V Общенациональной акции «Меценат года» прошла в Мраморном зале Российского этнографического музея. Выдающихся филантропов и благотворителей страны наградили в четырех номинациях: «Создание культурной инфраструктуры в регионах России», «Сохранение объектов культурного наследия», «Сохранение и развитие национальных культур, народного творчества» и «Поддержка талантливых детей и приобщение молодежи к историко-культурному наследию России».

Главную премию «Меценат года» получила председатель правления Группы компаний «Трио» Евгения Уваркина за поддержку развития социокультурой сферы Липецкой области. Она стала первой женщиной, отмеченной этой наградой за все годы проведения премии.

В рамках форума публике представили первый номер журнала «Кинорепортер». В презентации приняли участие редакционный директор и главный редактор журнала Мария Лемешева, исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов, кинорежиссер Алексей Учитель, композитор Алексей Рыбников и актриса Юлия Александрова. Мария Лемешева, ранее работавшая главным редактором недавно завершившего свое существование российского издания The Hollywood Reporter, рассказала, что лицензия оригинального журнала накладывала на издателей ограничения, и именно они мешали развиваться дальше. В первую очередь это касалось того, что на обложку нельзя было помещать российских звезд (однократное исключение было сделано для Никиты Михалкова как обладателя «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке («Утомленные солнцем»)). Долгожданный отказ от ограничений «Кинорепортер» отметил, поместив на обложку актера Владимира Машкова.

– Я уверена, что многие знали этот журнал, ждали новых выпусков и всегда ценили все то, что было на наших страницах. Именно эта любовь, это признание позволило нам стать немного самонадеянными, уверенными, что мы сможем продолжить работу самостоятельно, не оглядываясь на американскую лицензию, и делать больше того, что мы делали, все силы отдать на поддержку и развитие нашего любимого российского кинематографа, – рассказала она в своем выступлении.

Чуть позже на форуме подписали меморандум о сотрудничестве между новым журналом и Союзом журналистов России. Со стороны Союза в подписании принял участие его председатель Владимир Соловьев. Соглашение предусматривает организацию просветительских проектов в области киножурналистики, в т.ч. специализированные семинары и пресс-конференции, а также развитие практики социально ответственной киножурналистики.

Все дни форума работала дискуссионная площадка IPQuorum.Culture. На ней было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с пиратством и легализации аудиовизуального контента в Сети между ассоциацией IPChain, цифровым сервисом n’RIS и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Ассоциация IPChain – официальный партнер Деловой площадки Форума.

Андрей Кричевский

– АПКиТ как организация, объединяющая лидеров российского рынка теле- и кинопроизводства, ставит в приоритет борьбу с нелегальным контентом, – отметил президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский. – И нам очень приятно начать сотрудничать и реализовывать проекты, которые могут показаться футуристическими. Но тут важно понимать, что в борьбе с пиратством нужно идти на опережение. Поэтому внедрение глобального инфраструктурного технологического решения для организации оборота прав и объектов интеллектуальной собственности IPChain в рамках нашего трехстороннего сотрудничества с n’RIS и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения как раз и позволит нам оказаться на шаг впереди.

В соответствии с соглашением Ассоциация IPChain, n’RIS и АПКиТ будут вести совместную работу по наполнению антипиратского реестра, а также по легализации аудиовизуальных произведений и увеличению доходов правообладателей. Кроме того, подписанты договорились разработать способы борьбы с противоправными действиями в отношении объектов интеллектуальной собственности в интернете, включая инновационные антипиратские технологии, а также проводить работу по вычищению Рунета от незаконно размещенного контента.

Ассоциация IPChain также рассказала о защите творческого контента в сети в рамках одноименной панельной дискуссии. Участники обсудили актуальные вопросы нарушения интеллектуальных прав в интернете, предложения по законодательному регулированию сферы, в том числе по борьбе с пиратством. В частности, был упомянут подписанный 1 ноября 2018 года между правообладателями и операторами поисковых систем и владельцами интернет-сервисов меморандум о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологии. Особое внимание уделили вопросу внедрения инновационных решений на базе блокчейн-технологии с целью более эффективной защиты интересов правообладателей и развития рынка творческого контента в сети.

Валерия Брусникина

В ходе дискуссии заместитель генерального директора n’RIS Валерия Брусникина отметила определенный прогресс на рынке потребления легального контента и привела цифры:

– С одной стороны, легальное потребление контента сегодня растет: количество постоянных подписчиков платных сервисов увеличивается, и за последние полтора года число платных подписчиков стало в полтора раза больше. Рынок видеокоммуникации в 2018 году тоже вырос по сравнению с прошлым годом на 3%. В 6,5 раза увеличилось количество заблокированных сайтов, а платный контент показывает рост более чем на 10% каждый год. Но и уровень пиратства тоже значительно вырос – на 21% в 2017 году. С начала этого года пираты сделали экранные копии практически с каждого фильма, а развитие техники позволяет делать «экранки» все более качественными… И мы как представители технологической индустрии на самом деле должны предоставить людям более удобный, доступный и качественный сервис, чем это делают пираты.

В другой панельной дискуссии – «Институты развития культуры» – обсуждалась роль и миссия современных государственных и негосударственных институтов развития культуры, процесс трансформации роли государства в управлении институциональными изменениями в культуре, а также новые технологические возможности, которые меняют роль традиционных институтов развития.

Президент Ассоциации IPChain, генеральный директор АО «Фирма Мелодия» Андрей Кричевский заявил, что «культура – это богатство, которое включает в себя две составляющие – наследие и потенциал».

– Государство в большей степени работает с наследием, – добавил спикер. – А частный бизнес и профессиональное сообщество – с потенциалом. Только тогда происходит гармоничное и эффективное развитие культуры. Считается, что культура создает цивилизацию, но она же и уничтожает ее, если та перестает меняться и развиваться. В России и странах Евразии мы видим движение вперед в этой сфере, появляется своего рода мода на культуру, и государству важно эти тренды отслеживать и направлять.

Отвечая на вопрос, в какую сторону будет двигаться система управления правами в России и как возможно применять современные технологии, Андрей Кричевский отметил следование общим трендам децентрализации, глобализации и цифровизации.

В ходе обсуждения меценатства редактор российской версии журнала Forbes Николай Усков рассказал о рейтингах филантропов в России.

– Это в принципе моя мечта, потому что у моих американских коллег рейтинг филантропов является одним из самых влиятельных и по резонансу может быть сопоставим со списком богатейших глобальных бизнесменов, – сказал он. – Мероприятие, которое устраивается в честь этого форума, является, наверное, самым желанным приемом – когда к нам приезжает вся бизнес-элита, даже многие бывшие президенты. Я бы очень хотел повторить в Москве, но, к сожалению, пока мы имеем дело с очень фрагментарной картиной. Мы практически не располагаем никакими точными цифрами расходов на культуру в сфере филантропии. Первая наша проблема – мы не знаем, что сейчас реально происходит, не можем это оценить и измерить. А вторая – в России существует некая стеснительность в сфере благотворительности: когда люди, жертвующие иногда действительно большие деньги, не желают раскрывать себя и свои суммы.

Круглый стол «Cult&Tech: новая экономика контента» состоялся в рамках секции «Массовые коммуникации», мероприятие прошло совместно с информационным агентством ТАСС. Эксперты рассмотрели самые смелые бизнес-модели и инновационные подходы для эффективного продвижения контента и получения доходов в глобальной цифровой среде.

Зарубежные спикеры рассказали про блокчейн. Технологию уже давно считают полезной для творческих деятелей и охраны авторских прав, поскольку она прозрачна и позволяет отслеживать, к примеру, просмотры контента и проведение оплаты, а данные из системы нельзя удалить. При этом основатель и владелец юридической компании «Катков и партнеры» Павел Катков выразил убеждение, что российские законы пока никак не мешают новым платформам и авторам. Однако надо применять новые технологии чаще, потому что только таким образом можно обнаружить подводные камни, требующие законодательных изменений.

Надо применять, тогда это будет понятно. Надо заключать сделки, смотреть, как они будут выполняться, будут ли споры, чья сторона в спорах будет приниматься судами. Тогда будет понятно, как система работает,заявил Павел Катков.

Председатель правления Российского авторского общества (РАО) Максим Дмитриев подчеркнул, что в связи с огромным количеством контента, и, соответственно, огромным объемом прав на него, необходимо менять подход и создавать программный продукт для обработки данных.

– Нельзя сказать, что наша деятельность кардинально изменилась в плане работы с правообладателями, она изменилась с технологической точки зрения. РАО участвует в создании инфраструктуры IPChain, основанной на технологии блокчейн, что значительно упрощает и автоматизирует определенные процессы, поскольку узлами IPChain являются крупнейшие правообладатели, государственные структуры, Суд по интеллектуальным правам и другие участники рынка, – отметил он.

Евгений Сафронов

Сессия «Творцы и профессиональные союзы в культуре: мировой опыт и российские тренды» также прошла на площадке IPQuorum.Culture. Во время дискуссии речь зашла о новом законе о культуре, разработка которого сейчас ведется по указанию Президента РФ. О принципиальной важности этого документа рассказал главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов:

– Отечественная культура – это в первую очередь творцы, а вовсе не учреждения и не здания театров и музеев. Никто не спорит и с тем, что без Закона, точно определяющего культурную деятельность и статус творческого работника, защита его интересов будет неэффективной – впрочем, как и в целом будет неэффективной государственная политика в сфере культуры.

Давайте задумаемся – понимаем ли мы, кто такие творческие работники? Художник, певец, писатель – да, тут все очевидно. А библиотекарь, реставратор, хранитель музея, продюсер, звукорежиссёр, аранжировщик – творческий ли работник, надо ли ему помогать, надо ли его защищать? Это ведь не только российская проблема, а международная – ответы на эти вопросы ищут во всём мире – ведут исследования, изменяют и дополняют законы. За последние 150 лет сфера культуры изменилась кардинально, но отечественные аналитика, статистика и законодательство находятся чуть ли не на уровне 50-х годов прошлого века – «Основы законодательства о культуре», принятые в 1992 г., не дают ответов на многие вопросы, а в цифровую эпоху вообще неэффективны. Нельзя считать нормальным то, что, к примеру, в ОКВЭД просто отсутствует понятие деятельности композитора или сценариста – и это только один из сотен примеров. Множество законопроектов для сферы культуры последнего времени застряли на этапе обсуждения – в первую очередь из-за отсутствия базиса. Закон о культуре, на мой взгляд, может и должен выполнить эту функцию.

Проблемами брендирования, повышения узнаваемости и популярности, а также распространения культурных ценностей поделились представители крупнейших международных и российских культурных организаций в рамках дискуссии «Бренды в культуре: от личного брендинга до странового позиционирования».

Зельфира Терегулова

Как отметила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, слово «бренд» используется часто, но порой с негативными коннотациями. Тем не менее, по ее мнению, музеи превращаются в бренды, и этим надо пользоваться в маркетинговых целях.

Долгое время бренд«Третьяковская галерея»ассоциировалась с чем-то консервативным, традиционным, слегка навязываемым. Это было наше наследие, не вызывающее большого интереса, популярное для посещения школьниками и туристами. И вдруг все изменилось! Классические экспозиции становятся исключительно популярными и модными. Первое подтверждение тому – очередь на Серова, почти полмиллиона человек, а затем 600 000 человек на Айвазовского, при увеличении общей численности посетителей с 1 300 000 человек до 2 225 000 в 2016 году, – отметила она.

В рамках международного культурного форума также прошел форум-фестиваль Jazz Across Borders (JAB). Это единственная в России профессиональная площадка для общения представителей отечественного и мирового джазового сообщества, амбициозная задача которой – способствовать продвижению российской джазовой сцены за рубежом, развитию российского музыкального экспорта. Автор идеи и основатель JAB – народный артист России Игорь Бутман.

В рамках JAB состоялись панельные дискуссии, круглые столы и мастер-классы с участием лидеров джазовой индустрии и музыкантов, обсуждения вопросов джазового рынка, выставка представителей индустрии, питчинг джазовых проектов, а также обширная музыкальная программа, включающая гала-концерт в Мариинском театре.

На церемонии открытия JAB в кинотеатре «Аврора» выступили заместитель министра культуры Российской Федерации Павел Степанов и президент JAB Игорь Бутман. В первый день форум-феста прошли публичный питчинг джазовых проектов, панельная дискуссия «Сам себе промоутер: как артисту продвигать концерты без бюджета», круглые столы «Как артисту заработать на своей музыке» и «Необъятная Россия – как сделать тур и не стать банкротом», а также шоукейсы и другие мероприятия.

Евгений Петрушанский

На панельной дискуссии «Работа с лейблами vs. Самостоятельный выпуск альбома» в том числе говорили о проблеме с реализацией дисков в эпоху стриминга.

– Мы небольшой независимый джазовый лейбл, и мы не изобретаем велосипед. Нам, как и всем, приходится заниматься очисткой прав, львиная доля дисков из тиража уходит на промо и продвижение, на них мы не зарабатываем. При издании джазовых записей многие привычные схемы не работают – это небольшой рынок. Сейчас монетизация и продвижение уходят в стриминг и социальные сети. Чтобы выпускать пластинки и добиваться результата, нам и музыкантам необходимо слушать и понимать друг друга, – рассказал исполнительный директор лейбла Rainy Days Евгений Петрушанский.

JAB завершился 17 ноября грандиозным гала-концертом в Мариинском театре с участием звезд мирового джаза. Хедлайнерами вечера стали Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр, а также обладательница премии «Грэмми» Патти Остин. Впервые в Петербурге они представили программу «Ella Fitzgerald. Now and Then», вызвавшую большой интерес у представителей джазового сообщества. Днем позже премьера состоялась и в Большом зале Московской консерватории.

В дни Форума также прошел открытый лекторий «Культура 2.0». В центре его внимания оказались последние технологии российской культуры в самом широком понимании: от цифровых и виртуальных технологий до социальных практик, организации общественных пространств, развития локальных сообществ и продвижения культурных проектов. Лекции и дискуссии проходили совместно с крупнейшими мировыми и российскими деятелями культуры. Среди тем лектория: «Искусственное искусство: Роботы творят», «Сайнс-арт: синтез науки и искусства», «Какие компьютерные игры заслужили право называться искусством», «Будущее библиотек и библиотеки будущего» и др.

В рамках фестивальной программы, стартовавшей до начала Форума, 13 ноября, прошли кинопоказы, театральные премьеры и концерты. Так, широкая публика успела увидеть спектакль «Эльвира», поставленный итальянским режиссером и актером Тони Сервилло, премьеру фильма японского режиссера Киёси Куросавы «Предчувствие». В Юсуповском дворце состоялось открытие выставки Юрия Купера. Кроме того, все дни Форума работала выставка живописных и графических работ Александры Азовцевой «Возвращение. Долгий путь домой».

Павел Соломатин, Наталия Галиулова,Евгений Сафронов, Александр Тихонов, InterMedia

Фото:  Пресс-служба IPQuorum

Loading...