Выставка к 100-летию Иннокентия Смоктуновского откроется в МХТ

Торжественное открытие выставки «Многоликий, но единственный», приуроченной к 100-летию со дня рождения Иннокентия Смоктуновского (1925–1994), состоится 26 марта в Музее МХАТ в Зеленом фойе МХТ имени А.П.Чехова.
При жизни его считали гением, да он и сам называл себя «космическим артистом». Трудно вспомнить, когда еще появление нового актерского имени сопровождалось в нашей стране таким всеобщим потрясением, как это произошло во время стремительного взлета Смоктуновского в эпоху «оттепели». Его князь Мышкин в спектакле Георгия Товстоногова «Идиот» 1957 года был явлением на сцене абсолютно прекрасного человека, сыгранного с такой одухотворенностью и полнотой, что не поверить в его реальность было невозможно. «Абсолютно прекрасными людьми» были и его Гамлет в фильме Григория Козинцева 1964 года, и физик Илья Куликов в фильме Михаила Ромма «Десять дней одного года», и Юрий Деточкин в «Берегись автомобиля!» Эльдара Рязанова.
- Смоктуновский — это явление, бесконечное и до сих пор никому непонятное. Потому что, формула актерской многоликости и гениальности Иннокентия Михайловича непостижима, – поделился директор Музея МХАТ Павел Ващилин.
С 1976 года и до своего ухода из жизни Смоктуновский входил в труппу МХАТа, и естественно, что выставка Музея МХАТ делает акцент на ролях Иннокентия Михайловича, сыгранных на сцене Художественного театра. Иванов и Иудушка Головлев, Дорн и профессор Серебряков, Войницкий и н Гаев, Людовик XIV и Иоганн Себастьян Бах – мхатовские образы Смоктуновского будут представлены в фотографиях и сценических костюмах, цитатах из книг и интервью самого Иннокентия Михайловича, воспоминаний его коллег и других документах.
Выставка продлится до 27 апреля.
Начало в 16:00.
Аккредитация на открытие выставки через форму: https://forms.yandex.ru/u/67a0e073e010db5db90fbb5b/
Дополнительная информация: e.a.peterson@museummhat.ru (Екатерина Петерсон, пресс-служба Музея МХАТ).
Владимир Васильев покажет «Балетный класс» в честь 85-летия

Юбилейный вечер Владимира Васильева «Балетный класс» состоится в Светлановском зале ММДМ 27 мая 2025 года. 18 апреля легенда балета отметит своё 85-летие.
В чествовании великого танцовщика примут участие Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России, Екатерина Мечетина, звезды балета Мариинского и Большого театров, Ансамбль песни и танца «Алтай». Его невероятному пути в искусстве, ярким страницам жизни и творчества, выступлениям в дуэте с Екатериной Максимовой будет посвящено первое отделение концерта в формате «Балетного класса», который будет вести сам мастер, вспоминая прошлое. Его живопись будет служить оформлением концертных миниатюр в исполнении нового поколения звезд мировой балетной сцены, ведущих солистов Мариинского и Большого театров. За роялем – Екатерина Мечетина.
Во втором отделении вечера зрителей ждет современный балет «Рахманинов». Этот спектакль хореографа Алексея Расторгуева и режиссера Владимира Васильева, поставленный на музыку Второго концерта великого русского композитора, представит универсальный коллектив – Ансамбль песни и танца «Алтай». Концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова в этом спектакле исполнят Екатерина Мечетина и НФОР под управлением маэстро Владимира Спивакова. Необычное расположение оркестра и рояля, по замыслу постановщика, вместе с артистами балета на сцене составят единое арт-пространство.
Мюзикл «Любовь без памяти» по песням Басты покажут в Москве в октябре

Премьера мюзикла «Любовь без памяти» состоится 5 октября 2025 года в Vegas City Hall. Это спектакль о любви и вере в мечту вопреки преградам, сюжет которого отсылает к творческому пути рэпера Басты (Василий Вакуленко). Режиссером мюзикла стал трехкратный лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Алексей Франдетти. Это его вторая совместная работа с Бастой после муздрамы «Маяковский», поставленной к 130-летию поэта.
По сюжету молодой талантливый музыкант Саша приезжает в Москву из Ростова-на-Дону в надежде реализовать себя в музыкальной индустрии. Но первый же сюрприз, который преподносит ему столица – случайная встреча с Катей, студенткой, которая через месяц уезжает учиться в Париж. Между молодыми людьми вспыхивает сильное взаимное чувство, но выдержит ли оно интриги и ревность недоброжелателей, недоверие родственников и нелегкий путь к славе?
- С одной стороны, эта история абсолютно киношная. С другой – именно она и является настоящей правдой, — говорит Алексей Франдетти. — Любая хорошая история — всегда о любви. В нашем случае, о молодой любви, возможно, первой. Той, которая была в жизни каждого, той, о которой некоторые зрители вспоминают и у них щемит сердце. А у кого-то, наоборот, такая любовь впереди. Ради такой любви совершаются подвиги и меняются жизни.
За музыкальную часть мюзикла отвечает Василий Вакуленко и команда музыкальных продюсеров творческого объединения GAZ. В мюзикле прозвучат специально написанные и оригинальные или доработанные к спектаклю хиты Басты и Ноггано: «Любовь без памяти», «Сансара», «Кинолента», «Жульбаны», «Медлячок», Russian Paradise, «На заре», «Моя игра» и многие другие.
- Почему мы узнаем себя в песнях? Потому что мы проживаем с ними самые разные этапы жизни, встречи, расставания, эмоции. Песни становятся настоящими саундтреками нашей жизни и объединяют людей, которые становятся причастными к этой музыке, настроению, текстам, – говорит Василий Вакуленко. – Это уже не просто только моя, а наша общая история. В мюзикле мы рассказали о пути человека, который идет к своей мечте. Мне кажется, многие узнают в нем себя.
К творческой группе также присоединились кино- и театральный художник, лауреат премии «Музыкальное сердце театра» Анастасия Пугашкина («Маяковский», «Онегин», «Айсвилль»), художник по свету – лауреат премии «Золотая Маска», главный художник по свету МХТ им. Чехова – Иван Виноградов (Большой театр, Мариинский, La Scala); хореограф, балетмейстер и также лауреат премии «Музыкальное сердце театра» Ирина Кашуба («Маяковский», «Ничего не бойся, я с тобой», «Последняя сказка», «Онегин»). Автором пьесы стал Антон Аносов – поэт и драматург, автор музыкальных и драматических спектаклей в жанрах от танго до рок-оперы.
В мюзикл объявлен открытый общероссийский кастинг, в котором могут принять участие как профессиональные артисты и студенты театральных вузов, так и самые обычные люди, которые мечтают попробовать себя на большой сцене и стать частью профессиональной команды постановки.
Алексей Фурсин и Кирилл Крок не сошлись во мнениях о пилотном проекте по продаже билетов

Руководитель департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин положительно оценил первый месяц работы пилотного проекта по внедрению новых правил продажи билетов на культурные площадки Москвы. Своими соображениями по этому поводу он поделился в интервью РИА «Новости».
По мнению Фурсина, введение новых правил, вопреки опасениям, не вызвало никакого коллапса, конфликтов, неразберихи и снижения продаж.
- Многие этого опасались, и мы, конечно, когда готовились, прорабатывали самые разные сценарии, - говорит он. - Но сейчас мы можем уже уверенно говорить о том, что все работает в штатном режиме. Залы не опустели, популярные постановки все так же распродаются полностью еще за несколько месяцев до даты мероприятия, огромных очередей нет – они примерно такие же, как и были всегда. Большинство зрителей приходят за 15-20 минут до начала, и именно в это время образуется скопление людей на входе. Но все, кто регулярно посещает театры или концертные залы, знают, что это никак не связано с новыми правилами. Время начала мероприятий тоже никак не поменялось: в рабочие дни это стандартная задержка на семь-десять минут, чтобы дать возможность всем спокойно занять места в зале и не мешать артистам. И я тут хочу сказать огромное спасибо нашим учреждениям, которые проделали большую работу, чтобы подготовиться к внедрению новых правил и сделать этот переход практически незаметным для зрителей. Это действительно большая заслуга наших театров, культурных центров, концертных залов.
Руководитель департамента культуры также заявил, что о проблемах с проектом говорят те, кто не участвуют в эксперименте.
– За этим мы тоже следим. Но есть значимый нюанс: самые ярые противники пилотного проекта не являются его участниками и не знакомы с ним изнутри. Более того, некоторые наши оппоненты не всегда последовательны в своих заявлениях. Год назад они кричали о том, что наши залы пустуют, а теперь говорят про девяностопроцентную заполняемость, которая была в наших театрах до старта пилотного проекта и о том, что залы опустели именно сейчас, из-за введения новых правил. Как эти два прямо противоположных тезиса могут существовать одновременно? Не совсем понятно.
Главной целью пилотного проекта Фурсин назвал безопасность зрителей, и последние, по его словам, довольны нововведением:
- Скажу больше: недавно мы вместе с нашими коллегами из НАФИ проводили исследование аудитории наших учреждений, в том числе анализировали стоп-факторы, из-за которых культурные площадки не посещают те, кому это в целом было бы интересно. Так вот опасения по поводу безопасности массовых мероприятий вошли в топ самых частых стоп-факторов, которые называли участники этого опроса. В том числе это связывали с произошедшей год назад трагедией в «Крокусе». Этот фактор упоминали так же часто, как и боязнь столкнуться со слишком смелым осовремениванием классики в театре или нехватку парковочных мест в центре города, где находится большое количество наших культурных учреждений. С этой точки зрения, пилотный проект, возможно, попал как раз в один из актуальных запросов наших потенциальных посетителей.
При этом он признался, что оценить, повысилась ли безопасность на самом деле, пока довольно затруднительно. Что касается информации о снижении продаж билетов, Фурсин заявил, что пострадали не популярные театры и постановки, а те культурные учреждения, где и так были проблемы с посещаемостью:
- Я в ежедневном режиме анализирую данные продаж наших учреждений. Мы смотрим не на отдельные спектакли или даты, а на весь репертуар. Ни для кого не секрет, что и в ведущих театрах есть постановки, которые не пользуются большим спросом, и в небольших малоизвестных театрах есть спектакли, на которые билеты разлетаются иногда за минуты. Когда мы наблюдаем скрины с нераспроданными залами, которыми делятся противники проекта, мы тоже разбираемся в каждом отдельном случае. И в том же театре, где сделан скрин, на соседние даты находим спектакли, куда билеты распроданы… Получается, что новые правила не мешают зрителям покупать билеты на те спектакли, которые всегда пользовались спросом. Но почему-то становятся причиной плохих продаж в других случаях. Тогда тут возникает вопрос: дело в новых правилах или в популярности спектакля или концерта?
Он также отметил, что эти данные могу стать поводом для театров критически оценить свой репертуар. Но отверг предположение, что пилотный проект запущен с целью оценить эффективность работы столичных учреждений культуры.
С Алексеем Фурсиным категорически не согласился директор Театра Вахтангова Кирилл Крок, который также с цифрами и фактами оценил ситуацию в своем телеграм-канале.
- Опять всколыхнула театральную общественность Москвы тема именных билетов, - написал он. - Упали ли продажи в театрах столицы с введением новых правил? Мы живем в такое время, что спорить совершенно бесполезно. Когда считается белое называть черным, а черное белым. Это сейчас норма публичного поведения. Позволю себе привести данные одного билетного оператора, по разным московским театрам и представить эту аналитику вам.
Для примера Крок взял данные по продажам билетов с 1 января по 12 апреля 2024 года и аналогичный период в 2025 году. Цифры показывают, что продажи снизились практически у всех площадок как минимум на 10%, у кого-то и на четверть, а в некоторых учреждениях ситуация и вовсе критическая:
- Театр «Русская песня» - всегда было плохо с продажами билетов и зрительским интересом. В новых условиях театр столкнулся с огромными трудностями, если раньше они могли продавать свои билеты по льготным ценам «Московскому долголетию» по 100-200 рублей и хотя бы как-то заполнять зал, то теперь лишились и этой возможности. В зале на 1000 мест - зрителей 150-180 человек. Что уж говорить о театрах, которые находятся за третьим транспортным кольцом? Там падение до 60%. Эти театры вынуждены даже некоторые спектакли отменять, так как продажи 10-15% от зала.
По мнению Крока, ситуация близка к катастрофе, которая отразится на работниках культуры:
- За этими процентами стоят огромные потери миллионов рублей недополученные московскими театрами. На что обычно идут эти доходы? В первую очередь - на зарплату, на налоги с зарплаты, на выпуск новых спектаклей, на содержание зданий, на многие другие вещи, которые театру необходимы. В среднем по Москве в театрах, подведомственных Департаменту культуры, падение за этот период 15-18%, а в впереди летние месяцы… Поэтому, если это не считается падением дохода и все на билетном рынке хорошо... тогда действительно, все хорошо. Я спрошу у вас, мои читатели, моя целевая аудитория, кто занимается театром и культурой, ответьте мне, пожалуйста: действительно, все хорошо?