Умерла Франсуаза АрдиВладимир Машков возглавил «Современник», а Евгений Герасимов – Театр СатирыГарик Харламов и Катерина Ковальчук поженилисьСати Казанова ждет ребенкаУмерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенка

ВАДИМ БАЙКОВ — "НЕБО" **

Navigator Records. Релиз диска состоялся в сентябре.
О подобных явлениях природы журнал Rolling Stone обычно пишет в рубрике "Дикости": поп-исполнитель Вадим Байков, в свое время прославившийся хитом "У меня нет жены", выпустил альбом песен православного содержания на стихи монахини Елисаветы (Кольцовой), настоятельницы монастыря Святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, Митрополита Смоленского и Калининградского. Казалось бы, ну и что же тут дикого? В стране свобода совести, и каждый может молиться своим Богам, сколько и как ему вздумается. И даже записывать примеры своих молитв и выпускать на аудионосителях. Учитывая, что церковь, несмотря на благостное стояние первых лиц страны со свечками на Пасху и Рождество, пока что отделена от государства, слушать эти носители никого вроде бы не заставляют. Однако воцерковление поп-звезд сопровождается тревожными симптомами, ибо они и из своих духовных поисков умудряются сделать шоу.
Уверовал? Прекрасно. Молись, постись, займись благотворительностью, возлюби ближнего своего, откажись от материальных благ, уйди в монастырь, наконец — есть масса способов привести свою жизнь в соответствие с новыми духовными идеалами. И даже не обязательно делать какие-то символические жесты и звать для их фиксации телекамеры; если тебя распирает от осознания новой истины, обсуди это со священником, а не с корреспондентами. Уверен, что и среди музыкантов есть те, кто просто не афиширует свои религиозные отправления. Но на виду оказываются совсем другие примеры — когда человек, придя к Богу, продолжает "делать свое дело", по возможности вкладывая в него новое содержание. В ряде случаев талантливые артисты оказываются столь же одаренными проповедниками, однако альбом Байкова "Небо" к этим случаям не относится. Пластинка, какими бы светлыми помыслами ни было инспирировано ее создание, выглядит как попытка попиариться на модной теме. Даже если певец и композитор от чистого сердца желал не себя отрекламировать, а "попиарить Бога", то вышло это у него довольно неуклюже: в первую очередь потому, что некоторые вещи и явления в рекламе не нуждаются, а во вторую — из-за качества выполнения работ.
Некоторые тоталитарные секты практикуют совместные песнопения "молитв" под довольно-таки веселую музычку — при знакомстве с православным альбомом Вадима Байкова возникают именно такие ассоциации. Скажем, мелодия трека "День клонился к вечеру" напоминает куплеты из давнего хита певицы Яны "Не надо" - и от таких воспоминаний тексты монахини утрачивают всякую серьезность. Возможно, альбом прозвучал бы более веско, если бы Вадим предложил эти песни для исполнения Александру Малинину, чья вокальная манера больше соответствует состоянию религиозной экзальтации. Голосовых данных Байкова хватает в лучшем случае на подражание Александру Маршалу. Воспринимать "Небо" как откровение (хотя бы и чужое) никак не получается — то певцу не хватает проникновенности, то композитора настигает попсовое прошлое. В итоге даже атеистам музыка "Молитвы Иисусовой" или "Матушки" покажется чересчур легкомысленной, а в треке "Во дни и ночи…" вместо православных духовных песнопений слышится музыкальное влияние европейского средневековья.
Кстати, на пике популярности композиции "У меня нет жены" Вадим Байков был вполне счастливо женат. Вот лишнее доказательство тому, что перенос жизненных реалий в творчество не гарантирует успех последнего. Скорее даже наоборот.
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+