"Женитьба": как комедия Гоголя превратилась в трагедию с женским хором

Премьера спектакля «Женитьба» состоялась в Театре им. Моссовета. Впечатлениями от постановки делится обозреватель gazetametro.ru Светлана Перцова.
В основе спектакля пьеса Гоголя о невесте, мечтающей заключить выгодный брак и стать дворянкой, и её, мягко говоря, "перспективных" женихах. Поначалу спектакль обманывает. Приходишь и видишь катающийся по сцене робот-пылесос (символ лени Подколёсина?), слугу, выжимающего апельсиновый сок для хозяина с помощью соковыжималки, и думаешь: ну всё, как обычно, осовременили. Будет что-то необычное в современном стиле. На деле же оказывается не так. К сюжету "Женитьбы" режиссёр и художественный руководитель театра Евгений Марчелли отнёсся бережно, сохранив и эпоху, и персонажей, – всё чётко по первоисточнику. Только акценты расставлены чуть иначе. И благодаря этому комедия к финалу уходит в трагедию. Без шуток. Зритель реально сочувствует юной и наивной невесте, которая, разочаровавшись в жизни, смотрит куда-то вдаль глазами, полными слёз.
Главной в данном прочтении пьесы оказалась невеста. Всю историю зритель видит её глазами. Да, наивная, да, не слишком глубокая. Ну а как иначе в таком возрасте-то? Агафья Тихоновна (Анастасия Белова / Ника Здорик), устав от окружающего её женского общества, мечтает именно о мужчине, вообще не важно, каком. Поэтому она с таким азартом выбирает женихов, поэтому и спешит сверх меры, и обманывается, приняв равнодушие Подколёсина за степенность и загадочность. Женихи, кстати, юной невесте достались отличные – хотя и не выдающиеся, зато шикарно отыгранные звёздами мужской труппы театра. На Александра Яцко, Сергея Виноградова, Романа Кириллова и Андрея Рапопорта можно смотреть бесконечно. Каждый выход – практически бенефис. Даже не сказавший за весь спектакль ни одного слова Андрей Смирнов срывает овации. Отдельного упоминания заслуживают Ольга Остроумова в роли свахи и Валерий Ярёменко в роли Кочкарёва, персонажа азартного и жизнерадостного, готового на всё, чтобы женить своего унылого друга. В их исполнении вроде бы жившие давно персонажи кажутся понятными современному зрителю.
Изюминка спектакля – музыкальное оформление. В спектакле участвует профессиональный женский хор, исполняющий свадебно-обрядовые песни. Это душа постановки, настоящая находка режиссёра, позволяющая максимально точно передавать эмоции персонажей. Именно благодаря этому хору финальная сцена смотрелась максимально трагично и объёмно. Стоит выделить и работу сценографа Анастасии Бугаевой. Декорации в обоих действиях она сделала отличными друг от друга, позволяя им намеренно контрастировать. Первое действие – абсолютный минимализм, словно акцентирующий внимание на самих персонажах, а не на обстановке. Во время второго действия же перед зрителем предстаёт стильный зал, скорее напоминающий дворец. На его пафосном фоне одиночество героини воспринимается особенно остро.
В Доме-музее Станиславского пройдет ночная лекция про Булгакова

Всероссийская акция «Ночь музеев» пройдет 17 мая 2025 года. Музей МХАТ подготовил программу бесплатных мероприятий, которые пройдут в Доме-музее К.С.Станиславского.
Программа начнется в 20:00 с музыкально-литературной композиция по произведениям Н.Гоголя, В.Калинникова и М.Глинки «Нужно любить Россию!», основанная на фрагментах из книги Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» и поэмы «Мертвые души». Авторы постановки расскажут о любви к России Н.В. Гоголя.
В 21:00 будет показан спектакль «Онегин и Татьяна. Они были молоды, как и мы». Пушкин написал «Евгения Онегина» заведомо с нарушением драматургических законов, чтобы произведение нельзя было поставить на сцене. Несмотря на это, многие режиссеры берутся за постановку и экранизацию романа. В спектакле «Онегин и Татьяна. Они были молоды, как и мы» большее внимание уделяется взаимоотношениям Татьяны Лариной и Евгения Онегина, делается акцент на юности главных героев романа. Авторы спектакля задаются вопросом: спустя столько лет понятен ли поэт современным читателям, также как и его современникам?
В 22:30 лекцию «Театральный роман» прочитает заведующий Домом-музеем Анаит Овчинникова. Отношения с Московским Художественным театром у М.А.Булгакова сложно назвать простыми. Они полны драматических событий и конфликтов, интересных знакомств и пересечений. Лектор сосредоточится на событиях «Театрального романа». Совместно с Анаит Александровной слушатель разберется в системе персонажей романа, узнаете о прототипах, о личных взаимоотношениях М.А.Булгакова с отцами-основателями театра К.С.Станиславским и Вл.И.Немировичем-Данченко, а также выяснит, что же сподвигло Михаила Афанасьевича к написанию этого произведения.
100-летие со дня рождения Людмилы Касаткиной отметят в Театре армии

Вечер памяти Людмилы Касаткиной к 100-летию со дня рождения народной артистки СССР состоится 15 мая 2025 года на Малой сцене Центрального академического Театра Российской армии. 65 лет Людмила Ивановна служила родному театру, куда была принята в 1947 году сразу после окончания ГИТИСа. Она исполнила более 60 главных ролей в спектаклях Алексея Попова, Владимира Канцеля, Бориса Львова-Анохина, Александра Бурдонского, Леонида Хейфеца, Михаила Буткевича, Сергея Колосова и многих других. Это Зоя в спектакле «Последние рубежи», Марья Антоновна в «Ревизоре», и Катарина в обновленном спектакле «Укрощение строптивой», Нила Снижко в «Барабанщице», Женька Шульженко в «Фабричной девчонке», Комиссар в «Оптимистической трагедии», Киса в «Раскинулось море широко», Лейди Торренс в «Орфей спускается в ад», Королева Елизавета в спектакле «Ваша сестра и пленница», Миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж»…
Ангелина Вовк, Андрей Житинкин, Михаил Богдасаров, Елена Захарова, Сергей Таратута, Сергей Майоров расскажут о работе и встречах с Людмилой Ивановной. В вечере примут участие также сын и внучка актрисы: композитор, поэт и музыкант Алексей Колосов и режиссер Анна Колосова. Ведущими выступят ученики Касаткиной - Алиса Богарт и Роман Радов.
Зрители вспомнят также фильмы с участие Касаткиной: «Укротительница тигров» режиссеров Надежды Кошеверовой и Александра Ивановского, «Большая перемена» Алексея Коренева, и, конечно, «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Операция «Трест», «Помни имя свое» созданные в творческом союзе с ее мужем - режиссером Сергеем Колосовым.
В рамках вечера состоится погашение юбилейной марки, с изображением Людмилы Касаткиной в образе героини из фильма «Укротительница тигров».
«ИнтерМедиа» напоминает, что в рамках празднования 100-летия со дня рождения актрисы 14 мая состоится пресс-конференция в ТАСС, а 15 мая на Страстном бульваре откроется посвященная ей выставка. Также планируется ретроспектива с обсуждением и мастер-классами.
Николай Рощин поставил в Театре Пушкина «Бурю» с Владимиром Майзингером, Елиазветой Кононовой и Александрой Урсуляк

Премьера спектакля «Буря» состоится в Театре имени Пушкина 16 и 17 мая 2025 года. Для своей первой постановки в Пушкинском театре режиссёр и художник Николай Рощин выбрал одну из последних пьес Шекспира, исследуя природу преступления, мести и всепрощения и предлагая свою версию развития событий.
По сюжету, герцог Просперо, когда-то изгнанный из Милана вместе с дочерью Мирандой, готовится отомстить своему брату за вероломное предательство. При помощи магических чар и духа Ариэля он вызывает бурю, которая приводит к кораблекрушению…
Просперо сыграет Владимир Майзингер, Миранду — Елизавета Кононова, Фердинанда — Александр Дмитриев, а Калибана — Александр Матросов. Роль Ариэля, традиционно исполняемую женщинами, исполнит Александра Урсуляк. Также в спектакле заняты Алексей Воропанов (Алонзо), Антон Феоктистов (Антонио), Николай Кисличенко (Себастьян), Алексей Рахманов (капитан Тринкуло) и Александр Анисимов (боцман Стефано).
Хотя Рощин практически не работает с современной драматургией и часто ставит европейскую классику, к наследию Великого барда он обращается лишь во второй раз: первый свой спектакль по Шекспиру «Отелло» он выпустил в 2022 году в Александринском театре, где он тогда был главным режиссёром.
Над «Бурей» работает почти та же постановочная команда — постоянные соавторы Рощина: художник по костюмам Екатерина Коптяева и композитор Иван Волков. Сам режиссёр традиционно создаёт и сценографию к спектаклю, кроме того, пьеса будет представлена в оригинальной адаптации, над которо, Рощин работает совместно с петербургским режиссёром и драматургом Михаилом Смирновым. В их версии история обретёт черты современности, и важную роль в этом решении будет играть видео, созданием которого занимается Михаил Купрыгин.