Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Есть ли надежда на помощь отечественной музыке от государства?

12.05.2020 11:55 Музыка Рубрика: Хроника 16+
предоставлено Львом Гинзбургом; официальный сайт фирмы

В обсуждении государственной поддержки российских музыкантов (ссылки по теме:https://www.intermedia.ru/news/346121, https://www.intermedia.ru/news/346390, https://www.intermedia.ru/news/346932) по просьбе информационного агентства InterMedia принял участие один из самых авторитетных организаторов музыкальной жизни СССР и РФ Лев Гинзбург (на фото).

Конечно, я понимаю сетования композиторов и музыкантов на безденежье и сочувствую их бедственному положению в нынешний кризисный момент. Но обращу внимание аудитории на то, что, к сожалению, во все времена именно таковой была участь прежде всего именно людей свободных профессий- и композиторов, пожалуй, в первую очередь. Для того чтобы понять причины этого, стоит ненадолго вспомнить прошлое, вернуться к истории музыкального искусства.

Сотни лет назад первые профессиональные композиторы писали музыку для исполнения в аристократических салонах либо в храмах. Многие из них содержались богатейшими аристократическими семьями наряду с поварами и слугами; другие получали жалованье от церквей разных конфессий.

Только в конце XVIII - начале XIX столетия появились первые концертные залы, привлекающие и средние сословия, концерты стали платными. Проблемы заработка для композиторов отчасти решались сами собой с помощью развивающейся системы авторского права, - что, разумеется, не исключало и спонсорства, и получения престижного заказа на создание произведений.

В России, как и во всех странах Европы, оперная и концертная жизнь началась еще в XVIII веке, но расцвет ее наступил во второй половине XIX столетия. Тут сошлись два могучих фактора - инициатива самих выдающихся музыкантов и тот факт, что главную роль покровителя развития музыкального искусства взяла на себя императорская фамилия.

Русское музыкальное общество, основанное в 1859 в Петербурге и Москве братьями Антоном и Николаем Рубинштейнами, сразу развернуло бурную деятельность при поддержке великой княгини Елены Павловны, а впоследствии и других членов царской семьи. С 1869 года Русское музыкальное общество официально стало именоваться Императорским.

Результаты этой деятельности оказались поразительными. Достаточно напомнить, что за каких-то полвека в России вслед за Санкт-Петербургом и Москвой возникли консерватории, музыкальные училища, многочисленные концертные залы во всех сколь-нибудь заметных городах, а в крупных центрах, таких как Самара, Саратов, Иркутск, Екатеринбург, Ростов-на Дону, Астрахань, Воронеж, Владимир, Иркутск – по 2-3 зала на 1.000 и более мест. Устройством концертов занимались не только четыре десятка отделений ИРМО, но и другие музыкальные объединения. Как следствие этого, расцвело и композиторское творчество, блеск и шарм концертной жизни привлекли множество частных спонсоров - назову лишь Надежду фон Мекк, имя которой знакомо каждому почитателю музыки П.И.Чайковского.

В результате этой бурной деятельности имена не только Чайковского и членов Могучей кучки, но и таких выдающихся творцов, как Танеев, Глазунов, Аренский и многих других композиторов, стали известны всему миру. Организацией концертов стали заниматься профессиональные менеджеры - антрепренеры. Они заботились и о заказах на музыку, но конечно, множество великих сочинений создано было не по заказу, а по велению души. Это были действительно выдающиеся творения, творчество их создателей становилось популярным, их имена притягивали людей в залы. Разумеется, заметным и, что немаловажно, постоянным источником дохода стали авторские гонорары.

Тихон Хренников

В ХХ веке в развитых странах заказчиками (точнее - спонсорами) композиторов выступали богатейшие люди или корпорации, никак не ограничивающие фантазию творца. А вот в советское время эту роль взяло на себя государство, зачастую определявшее и тематику, и направленность сочинения. Это касалось писателей, кинематографистов и людей других свободных профессий (правда, в меньшей степени), но особенно тех творцов, которые в силу своей профессии нуждаются в посредниках — композиторах и исполнителях. С начала 30-х годов концертная деятельность была поручена филармониям, и они неплохо с этой задачей справлялись. Современная (для того времени) музыка в их планах занимала вполне достойное место, тем более что вышестоящие инстанции требовали именно этого.

Здесь важно отдельно напомнить, что во второй половине ХХ века эстафету ИРМО подхватил могучий и богатый Союз композиторов, щедро финансируемый уже советским государством, и возглавляемый великим гражданином и музыкантом Тихоном Хренниковым. Будучи сам выдающимся композитором, он как никто знал музыкальную жизнь страны, заботился о её развитии, регулярно устраивая ежегодные пленумы и фестивали, помогая всячески, в том числе и материально, членам Союза. Факт, который многих удивит: в послевоенные годы почти никто из членов Союза композиторов не был репрессирован. Нужно, конечно, назвать вспомнить имена Моисея Вайнберга и Всеволода Задерацкого-отца, но и они были довольно быстро освобождены. Помощь оказывалась даже композиторам, музыку которых Минкультуры не допускало на концертные площадки, чьи произведения подвергались критике на самым высоком уровне.

Владимир Мартынов

Мне вспоминается сравнительно недавнее радиоинтервью одного из ведущих композиторов авангардного направления Владимира Мартынова. На вопрос корреспондента о том, как ужасно ему жилось в советское время, он ответил, что неплохо зарабатывал на киномузыке, хотя Тихон Хренников и поругивал его, уговаривая “написать что-нибудь приличное”. А еще я вспоминаю множество дипломатических машин, собиравшихся на улице Неждановой, когда в Доме композиторов устраивались концерты Эдисона Денисова и других авангардных его сотоварищей, исполнение произведений которых тогда запрещалось Министерством культуры СССР.

Убежден, что в том виде, в котором Союз композиторов СССР со своей системой региональных организаций существовал тогда, он и сегодня мог бы оказать достаточную поддержку композиторам.

В 60-х традиционная музыка испытала свой первый серьезный кризис. Дело в том, что в это время повсюду стали возникать ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) - публика на них валила валом, филармониям это было выгодно. Тогда вошел в практику так называемый «день печати»: пианист или скрипач приехал в город, где был назначен его концерт, ему прямо на аэродроме ставили печать, что концерт состоялся, вручали гонорар и билет на авиарейс в следующий город, а в это время ВИА уже вовсю развлекали публику.

Этот кризис музыка сумела пережить, так же, как и нашествие рока, который впоследствии органично вошел в творчество многих больших композиторов. Но последующие перемены в жизни страны - уже Российской Федерации - подвергли намного более серьезным испытаниям и композиторов, и исполнителей.

С горечью следует признать, что Союз композиторов России сейчас не имеет ни возможностей, ни средств для существенного влияния на музыкальную жизнь, а Министерство культуры РФ вообще не особо обращает внимание на музыкальное искусство и его людей. Московский союз композиторов ежегодно устраивает фестиваль современной музыки “Московская осень”, но это капля в море, а на большее у них нет возможностей. К сожалению, давняя традиция системной и, что самое важное, вдумчивой поддержки государством музыкальной культуры постепенно сходит на нет.

Тем временем бизнес во всем мире стал все сильнее диктовать свои правила музыкальному искусству: к аудитории допускается только то, что обязательно должно вызвать интерес, и только те исполнители и композиторы, которых любит публика. По этим правилам живет сегодня и большинство концертных организаций и менеджеров мира - включая и наши филармонии. Билеты на «престижные» концерты так подорожали, что стали доступны только людям богатым, а гонорары популярным артистам выросли ещё стремительнее.

На этом фоне меры, принятые в связи с пандемией и полностью остановившие концертную жизнь страны, выглядят ещё более зловещими. Мне печально об этом говорить, но для музыкантов, и в первую очередь композиторов, я вообще не вижу сейчас, в эпоху сразу двух кризисов, выхода из тяжелой ситуации. Государство поддерживало музыку в последние столетия, понимая её системообразующую значимость для общества, но всё это уже в прошлом, сейчас на него надежда невелика.

Впрочем, когда-то этот пандемический кошмар закончится, и многое придется начинать сначала. Потому все будет зависеть от инициативы и находчивости как организаторов музыкальной жизни, так и самих музыкантов. Музыкальная жизнь должна возродиться на новых основах - хотелось бы надеяться, что тогда публика вспомнит, что в русской музыке были не только Чайковский и Рахманинов, а в советской – не только Прокофьев и Шостакович, вспомнит о великих традициях отечественной музыки, вспомнит и имена наших замечательных соотечественников – от Сергея Танеева и Александра Глазунова до Бориса Чайковского и Мечислава Вайнберга, равно как и таких наших бывших соотечественников, как Кара Караев, Гия Канчели, Арво Пярт. Тогда и современники наши сумеют услышать свои сочинения не только в интернете, но и в живом исполнении. Я не оптимист, но очень хочется на это надеяться и верить.


Гинзбург Лев Григорьевич- один из основателей журнала «Музыкальная жизнь» (1957-1995 г.), заместитель генерального директора Госконцерта (1994-2003), заведующий иностранным отделом а затем советник художественного руководителя Московской государственной филармонии, преподаватель Академии им. Гнесиных (2003-2014) президент американско-российской фирмы звукозаписи «Лауда» (1992-1995), руководитель симфонического оркестра «Метро-филармония» (2000 – 2005); автор более 30 книг, более 2.000 статей, рецензий, интервью и пр., автор статей для музыкальных энциклопедий и справочников России, Швеции, Великобритании, США, обозреватель National Public Radio (США, 1992-1999). Участник крупных международных музыковедческих конференций в Австралии, Бельгии, Чехии, Дании, США, Великобритании, Австрии, Швейцарии и др., автор сценариев и консультант документальных фильмов о музыке и музыкантах, снятых в России и Великобритании, руководитель московского бюро ежегодника International Who’s Who (1990–2004), корреспондент по России и странам СНГ ежегодника Musical America (2000–2008), консультант и колумнист информационного агентства InterMedia.

Фото: предоставлено Львом Гинзбургом; официальный сайт фирмы "Мелодия"; Илья Золкин
Теги: государственная поддержка, Лев Гинзбург

Брайан Ино выпустил новую версию «Get Real» Боуи со звуками живой природы

19.04.2024 18:26 Музыка Рубрика: Хроника 16+

Брайан Ино обнародовал 19 апреля 2024 года новую версию песни Дэвида Боуи 1995 года «Get Real». Релиз приурочен ко Дню Земли (он отмечается 22 апреля), и в связи с этим в ремиксе, созданном Ино, использованы, помимо инструментов и вокала Боуи, различные звуки живой природы. По словам Брайана (который является и соавтором первоначальной версии «Get Real»), он стремился заставить ее звучать так, будто «природа прокралась в искусство», и животные «проходят через каждое окно и щель в двери»

Ремикс был выпущен в рамках глобальной музыкальной инициативы Sounds Right, которая сделала природу официальным исполнителем на стриминговых платформах для сбора денег на сохранение Земли. Благодаря Sounds Right, доля гонораров от любой песни, в которой указана природа в качестве исполнителя, будет передана EarthPercent - благотворительной организации, основанной Ино. Затем организация распределит эти деньги на проекты по сохранению и восстановлению «самых ценных и нестабильных экосистем» в мире под руководством экспертно-консультативной группы Sounds Right:группы ведущих мировых биологов, экологических активистов, представителей коренных народов и экспертов.

Наряду с ремиксом «Get Real» Sound Right выпустили сборник, включающий новые версии песен Ви из BTS, Мика Дженкинса, MØ, Элли Гулдинг и London Grammar — все с указанием природы в качестве исполнителя.

- Всю жизнь я задавался вопросом - как мне вернуть что-то в те места, откуда я взял идеи? – размышляет Брайан. - Музыка зародилась как звуки мира природы, и Sounds Right создает систему, которая помогает природе и сохраняет планету, чтобы она могла продолжать вдохновлять нас на долгие годы.

Помимо основания EarthPercent, Ино занимается проблемами окружающей среды, борясь с изменением климата посредством своей музыки и выпуская благотворительные альбомы с участием таких артистов, как Майкл Стайп, Питер Гэбриел, Big Thief, Джарвис Кокер и Death Cab for Cutie.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Александр Шаганов собрал свои стихи в книгу «Выйду ночью в поле с конем»

19.04.2024 18:01 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
обложка книги

Презентация книги стихов Александра Шаганова «Выйду ночью в поле с конем» состоится в пресс-центре ТАСС 26 апреля 2024 года. Издание представят поэт Александр Шаганов, заведующая редакцией департамента прикладной литературы и межиздательских проектов издательства АСТ Елена Толкачева, поэт-песенник, певец Симон Осиашвили и композитор, певец, аранжировщик Андрей Державин.

Александр Шаганов – поэт, автор стихов для нескольких сотен песен, среди которых «Комбат», «Атас!», «Владимирская Русь», «От Волги до Енисея», «Там за туманами», «Ребята с нашего двора», «Девчонка-девчоночка», «Тучи» и многие другие. Поэт сотрудничает с эстрадными коллективами и исполнителями, большинство его песен составили репертуар групп «Любэ» и «Иванушки International».

Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в «ВКонтакте».

Ранее Александр Шаганов и Эдуард Ханок раскрыли секреты написания настоящих хитов в «Хороших песнях» на канале «ТВ Центр». Ведущие программы Александр Михайлов и Элеонора Филина обсудили, почему песню «Любэ» «Выйду в поле с конем» считают народной.

Начало в 15.00.

Справки и аккредитация: press-center@tass.ru.

Евгений Финкельштейн исполнил на гитаре «Шедевры пяти столетий»

19.04.2024 16:46 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка альбома

Фирма «Мелодия» выпустила новую запись Евгения Финкельштейна с авторскими переложениями для классической гитары. Программа альбома «Шедевры пяти столетий» включает музыку великих западноевропейских мастеров XVI–XVIII веков, русских композиторов XIX века, а также советских и современных композиторов. Большинство сочинений впервые записаны на классической шестиструнной гитаре, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе лейбла.

По словам представителей «Мелодии», открытием для слушателя станут произведения великих гамбистов Марена Маре и Карла Фридриха Абеля. Переложения всех этих пьес сделал Евгений Финкельштейн.

- Зенит славы виолы да гамба пришелся на рубеж XVII–XVIII веков, а музыка осталась и обрела новую жизнь в исполнении на классической гитаре, - говорится в описании релиза. - Впервые на гитаре звучит и трогательная пьеса «Звезды больше не причинят тебе боли, и твоя жизнь будет наполнена любовью и миром», авторство которой приписывается мастеру английского барокко Генри Пёрселлу.

Русская гитарная музыка, вошедшая в альбом, охватывает три столетия. Вариации на тему народной песни «Среди долины ровныя» Семёна Аксёнова и пьеса «Adieu» («Меланхолический вальс») Николая Александрова — произведения XIX века, созданные для популярной в те времена семиструнной гитары.

- В ХХ столетии главное место занимает шестиструнная гитара, и уникальный репертуар XIX века оказался на долгое время в тени, - говорят издатели. - Благодаря великолепным переложениям Сергея Руднева эта задушевная музыка начинает звучать вновь. Евгений Финкельштейн стал одним из первых исполнителей, включивших эти сочинения в свои концертные программы.

XX столетие представлено пьесами, не исполнявшимися более полувека: Этюд Александра Мосолова (единственное произведение композитора для гитары), «Колыбельная» и «Маленький вальс» Виссариона Шебалина. К XXI веку относятся Три вальса для гитары соло и токката «Июнь» Юлии Финкельштейн — композитора, музыковеда, лауреата международных конкурсов, жены Евгения Финкельштейна. Изысканный, с элементом гротеска цикл Вальсов стал первым произведением Юлии, созданным для классической гитары. Энергичная и яростная токката — часть цикла «Времена года». В 2020 году эта пьеса получила первую премию на Международном конкурсе сочинений для гитары.

На днях фирма «Мелодия» выпустила книгу «Фирма. 100 пластинок «Мелодии» об истории лейбла. Ее авторами стали Денис Бояринов и Ляля Кандаурова. Издание приурочено к 60-летнему юбилею, который «Мелодия» будет отмечать 23 апреля.

Фото: обложка альбома
Теги: фирма Мелодия, Евгений Финкельштейн
β 16+