Итоги 30-го «Кинотавра»: женщины, измены, бизнес – все как мы ждали, и даже больше
30-й, юбилейный кинофестиваль «Кинотавр» прошел в Сочи с 6 по 19 июня 2019 года. Традиционно основными площадками мероприятий – показов, пресс-конференций, презентаций и награждений – стали Зимний театр и гостиница «Жемчужина».
Само собой, сердце кинофестиваля – его конкурсная программа. О том, что она в юбилейный год очень необычная, уже говорили многие, в том числе программный директор Ситора Алиева. Некоторые общие темы в фильмах этого года подмечали многие критики, журналисты и продюсеры.
– Программа получилась очень интересная, разнообразная, в ней нет ни одного очевидного лидера, – прокомментировал отбор главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин. – У меня есть собственный лидер, мне очень нравится фильм «Верность», но это не такая картина, которая на двадцать голов отстает от других. При этом есть общие тенденции и темы, которые пронизывают весь конкурс, – семьи, частной жизни, супружеской измены.
По его словам, это может быть связано с усталостью от общественной жизни, а также неуверенности в жизни приватной и том, что традиционные модели брака еще работают.
Главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева отметила, что на фестивале в этом году явно прослеживался мировой тренд на сильных женщин.
– В героини выходят сильные женщины, которые сами все решают, берут ответственность, принимают решения, выбирают сексуальную жизнь. Очень много серьезных, больших актрис снялись в главных ролях. И Анна Михалкова, и Виктория Толстоганова, и Юлия Пересильд – потрясающие наши актрисы, показавшие серьезный уровень.
Мария Лемешева
Продюсер и руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов подчеркнул, что заметнее становятся и женщины-режиссеры. Их в конкурсе оказалась почти половина - 7 из 15.
Основной конкурс «Кинотавра» также впервые столкнулся с ситуацией, когда прокатная судьба фильма-участника полностью определена благодаря онлайн-кинотеатрам. Продюсеры фильма «Сторож» намерены выпустить его одновременно и в традиционный прокат, на платформе «Яндекса».
– Такие эксперименты уже делались. Будут искаться и находиться разные формы продвижения, онлайн-кинотеатры будут искать все более определяющую роль. Кинопрокат останется первичным рынков для зрительских фильмов. Что касается нестандартных форматов, авторского кино, то онлайн-кинотеатры, конечно, способны помочь картинам дойти до зрителя более эффективно, чем пара кинозалов, – заметил Сергей Сельянов.
За несколько дней до церемонии закрытия «Кинотавр» раздал награды за короткий метр. Главный приз получило «Топливо» Михаила Архипова. В заключительный день свои призы вручил сначала журнал «Искусство кино» (фильмам «Sheena667» и «Бык»), а следом – портал «КиноПоиск» (фильму «Давай разведемся»). Результаты последнего базировались на зрительском голосовании.
Константин Хабенский, режиссер фильма "Бык" Борис Акопов и Александр Роднянский
Награды основного конкурса вызвали много разногласий. Основные призы достались трем картинам: «Бык» – за лучший фильм и лучшую операторскую работу, «Большая поэзия» – за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль, «Давай разведемся» – за лучший дебют и сценарий. «Бык» и «Большая поэзия» – фильмы о суровых мужчинах, причем первый из них повествует об эпохе 1990-х годов. «Давай разведемся» – актуальная зрительская комедия про русский путь к феминизму.
Из экспериментального кино награды не достались практически никому. Только «Мысленный волк» Гай Германики получил приз за лучшую музыку. Виктории Толстогановой присудили награду за лучшую женскую роль в фильме «Выше неба», хотя ее же роль в «Грозе», по мнению многих критиков, выглядела более впечатляюще.
Противоречивой оказалась судьба фильма «Верность» – трогательной эротической драмы, исследующей человеческую сексуальность так, как пока не решался никто в отечественном кинематографе. Обсуждений новая работа Нигины Сайфуллаевой вызвала куда больше, чем остальные фильмы фестиваля – одни называли ее лучшим фильмом года, другие сравнили с порнографией. Эту многозначность в полной мере отразила формулировка в специальном дипломе от жюри – «за безграничную верность актеров в режиссера».
Нигина Сайфуллаева
Не менее эмоциональная драма «Керосин» тоже не удостоилась приза жюри, хотя и была отмечена наградой Гильдия кинокритиков. 83-летней актрисе Елене Сусаниной, трогательно передавшей чувства и устремления пожилого человека в мире, который словно бы создан только для молодых и сильных, как мы считаем, стоило бы вручить отдельный приз. Впрочем, без наград уехали и многие молодые актеры, проявившие себя – скажем, из фильмов «Люби их всех» и «Троица».
Возможно, не самым заметным со стороны, но одним из важнейших структурных изменений фестиваля в 2019 году стало отсутствие Кинорынка. Его отмена лишила смотр нескольких значимых отраслевых мероприятий, но, с другой стороны, немного разгрузила программу тем, кто не успевал одновременно и на бизнес-часть, и на кинопоказы.
«Кинотавр» постарался самостоятельно организовать деловую программу и, надо признать, получилось достойно. Так, состоялся питчинг уже отснятых кинопроектов, презентация сериала «Шторм» от видеосервиса Start, а также публичная дискуссия с ведущими деятелями кино под началом «Сбербанка Первого» и Visa. Чуть менее предсказуемым оказался первый форум киношкол – обещанной дискуссии не состоялось, поскольку основное внимание пришлось уделить знакомству с участниками. Впрочем, учитывая, как много новых лиц и организаций встречается на «Кинотавре» каждый год, мероприятие, разъясняющее основные отличия учебных заведений, тоже оказалось полезным.
Ленни Кравиц
Основой развлекательной программы фестиваля традиционно стали ее многочисленные вечеринки, а венцом - концерт Ленни Кравица в концертном зале «Фестивальный», о котором было объявлено в последний момент.
«Кинотавр» не изменил себе и сохранил статус прогрессивного культурного события, хоть в 2019 году со сцены и не звучало острых политических заявлений, как годом ранее (единственное - на церемонии открытия выразили поддержку уже отпущенному на сегодняшний момент корреспонденту «Медузы» Ивану Голунову). С распределением наград от жюри можно не соглашаться, но главное – как сработали отборщики кинофестиваля. Юбилейная программа оказалось действительно сильной.
Павел Соломатин, Наталия Галиулова, Сочи, InterMedia
Режиссер Анна Пармас с призом за лучший дебют
Александр Роднянский на закрытии фестиваля
Юрий Кара отметит 70-летие в Доме кино
Юбилейный вечер кинорежиссера Юрия Кары состоится 12 ноября 2024 года в Большом зале Центрального Дома кинематографистов. Организатором праздничного мероприятия, которое получило название «Мастер Юрий Кара – 70», выступила Гильдия режиссеров Союза кинематографистов России. Мастера придут поздравить с 70-летием его друзья и коллеги Александр Домогаров, Борис Щербаков, Аристарх Ливанов, Владимир Стеклов, Евгений Князев, Виктор Раков, Борис Токарев, Андрей Анкудинов, Андрей Межулис, Александр Олешко, Даниил Спиваковский, Гела Месхи, Николай Бурлак, Полина Лазарева, Юлия Тархова и др.
Юрий Кара – ученик Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Мировой успех к режиссеру пришел с первой же, дипломной работой – экранизацией повести Бориса Васильева «Завтра была война» (1987). Картина была куплена в 48 стран и получив множество международных призов. Затем Юрий Кара снял фильмы «Воры в законе», «Мастер и Маргарита», «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «Я – кукла», «Интересные мужчины», «Звезды эпохи», «Королёв», «Гамлет. XXI век», «Главный» и др.
Денис Шведов и Аня Чиповская снимаются в новом сезоне «Доктора Преображенского»
Съемки третьего сезона сериала «Доктор Преображенский» стартовали в Москве в начале ноября 2024 года. Главные роли в новых сериях исполнят Денис Шведов, Мария Андреева, Аня Чиповская, Юрий Чурсин, Агриппина Стеклова, Марк Мурашкин, Леонид Бичевин, Ростислав Бершауэр, Владимир Стержаков, Владимир Виноградов, Амбарцум Кабанян, Татьяна Тимакова, Юлия Куварзина, Сафия Яруллина, Антон Рогачёв, Сергей Кузнецов, Аделина Гизатуллина, Зарина Мухитдинова, Андрей Градов, Евгения Львова, Татьяна Монахова, Иван Литвиненко.
По сюжету, прошло около года после событий второго сезона. Лев Преображенский (Шведов) по-прежнему возглавляет Институт красоты и мечтает, чтобы такие институты открылись по всему Советскому Союзу. С этим амбициозным проектом он идет в Минздрав, где ему предлагают крупный пост. Однако бывший замминистра Вепрев (Стержаков), потерявший должность по вине Преображенского, выступает против него и инициирует серьезную проверку, по итогам которой Институт могут закрыть…
- Я очень рада вернуться на площадку «Преображенского», - говорит исполнительница роли Светланы Дроновой Аня Чиповская. - Скучала по своему персонажу, по моим партнёрам Денису Шведову и Лёне Бичевину. К тому же, несмотря на очевидный хэппи-энд во втором сезоне, между этими героями еще очень много неразрешённого, неизвестного, в чём очень хочется разобраться. Мне кажется, нас ждет много удивительных поворотов.
Сценаристами нового сезона стали Мария Заславская, Марина Елатомцева и Ольга Полесицкая, режиссером - Иван Плечев («Солдаут», «ФК Родина»).
Премьера состоится на Первом канале, дата будет объявлена позже.
Второй сезона «Многодетства» выйдет в ноябре
Трейлер и дату премьеры второго сезона сериала «Многодетство» обнародовал 8 ноября 2024 года онлайн-кинотеатр Start. Режиссером новых серий выступила Екатерина Аликина, ранее работавшая над проектом в качестве режиссера отдельных сцен и режиссера монтажа. К своим ролям в сериале вернутся Павел Савинков, Полина Лазарева, Иван Бычков, Капитолина Герц-Соболь, Никита Родионов, Вера Чернявская, Матвей Шеремет, София Петрова, Владимир Гостюхин, Анна Каменкова и Нелли Уварова.
По сюжету, в России развивается внутренний туризм, и деятельная семья Герасимовых не осталась в стороне: они открывают в деревне Завражье эко-отель «Ковчег». Герои комедии уверены, что их маленькое семейное предприятие окажется успешным. Но управлять гостиницей — дело непростое. А еще сложнее будет устоять перед предложением солидного инвестора выкупить семейный отель, в который они вложили столько сил.
- Так как семья у нас получилась достоверная и классная, хотелось побольше рассказать о ней, — говорит исполнитель роли отца семейства Павел Савинков. — В новых сериях Павел, Марина и их дети будут изо всех сил пытаться сделать в Завражье «лучший эко-отель в России». Кстати, за прошедший год наши кино-дети сильно подросли! Они поработали на других проектах и, можно сказать, стали матерыми, серьезными артистами. Встретив их снова на площадке, я испытал настоящую отцовскую гордость.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера первого сезона «Многодетства» состоялась на Start в феврале. Показ второго сезона стартует 12 ноября.