Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

24.06.2019
23.06.2019
22.06.2019
21.06.2019

Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева: «В конкурсе действует раздражающая и напряженная драматургия столкновения между разными поколениями»

03.06.19 16:00 Раздел: Кино Рубрика: Дайджест
Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева: «В конкурсе действует раздражающая и напряженная драматургия столкновения между разными поколениями»

О РЕШЕНИИ ОТМЕНИТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ КОНКУРС ДЕБЮТОВ

— Есть две причины. Первая – в том, что Министерство культуры поддержало за последние три года около сорока дебютов. Готовя прошлый «Кинотавр», мы впервые за много лет почувствовали, что в кино сформировалось новое поколение молодых и смелых авторов. Фильмы на отборе отличались невероятным разнообразием идей, тем и сюжетов. Конкурс дебютов обозначил, что мы должны уважать и выделить в отдельную экспертизу эту тенденцию. К слову, прошлогодний дебют «Кислота» тонко расшифровал проблемы трех поколений, живущих в одном доме, в нем неимоверно много кровавой правды. И он оказался частью общемировой тенденции: в Берлине, отобравшем его в свою программу, было много картин на эту тему. Более того, отбор этого года показал немало фильмов, сделанных под влиянием «Кислоты». Вторая причина – в этом году дебютов было меньше, и искусственно создавать конкурс не имело смысла. Мы решили: пусть картины соревнуются друг с другом наравне. Нужно отметить, что случился бум технологий, но не эстетический прорыв. Молодые кинематографисты зачастую не понимают, что кино делается на монтажном столе, и стараются впихнуть в него как можно больше. Важная тенденция – желание дебютантов быть ближе к зрителю. Ясный нарратив, понятные герои, актуальные темы. Молодые совершенно не стремятся снимать экстремальный артхаус и смело используют атрибуты мейнстрима. Не знаю, с чем это связано. Возможно, в том числе с расцветом сериалов, которые модифицируют кинематографию и открывают новые карьерные перспективы для режиссеров. Кстати, четыре фильма-конкурсанта – «Гроза», «Керосин», «Однажды в Трубчевске», «Троица» – независимые работы, снятые без участия Министерства культуры.

О ПРЕМЬЕРАХ ЭТОГО ГОДА

— Фестивальный год открывал МКФ в Роттердаме, где Россию представляла работа Григория Добрыгина «Sheena667» о том, что вторая реальность в виде Интернета влияет на нашу жизнь, увы, не всегда позитивно. «Мальчик русский» режиссера Александра Золотухина, выпускника мастерской Александра Сокурова, – подлинно авангардное кино, в основе которого неожиданная тема Первой мировой войны. Не случайно его мировая премьера состоялась в секции «Форум» Берлинского кинофестиваля. На днях пришла радостная весть из Карловых Вар: дебют Бориса Акопова «Бык» отобран в программу East of the West, где соревнуются лучшие молодые кинематографисты Восточной Европы. Фильм уносит нас в далекие 90-е. Режиссерский дебют уже известного сценариста Анны Пармас «Давай разведемся» расшифровывает одну из наиболее волнующих тем этого года – тему распада семьи – с присущими Анне легкостью и юмором... Следующий дебютант – Мария Агранович, лауреат короткометражного конкурса «Кинотавра», − покажет в Сочи свое видение «тяжелой жизни» содержанок. А в картине «Куратор» Петра Левченко реальное событие – всего лишь толчок для создания гиперреалистичной социальной драмы... Еще одним актуальным социальным высказыванием стал второй фильм Александра Лунгина «Большая поэзия» – рефлексия на тему послевоенных травм, невозможности вписаться в мирную реальность. Свои вторые картины посвятили кризису семьи и режиссеры Нигина Сайфуллаева («Верность») и Ян Гэ («Троица»). Валерия Гай Германика – далеко не дебютант – рискнула, объединив реальное и мистическо-религиозное в новой картине «Мысленный волк». Обладательница главного приза «Кинотавра» 2016 года Оксана Карас строит свой сумеречный мир семьи с его манипуляциями и пустотой в фильме «Выше неба».

О РАБОТАХ БОЛЕЕ ОПЫТНЫХ РЕЖИССЕРОВ

— Юрий Быков не дает о себе забыть. Его «Сторож» – жанровая история, яростная и эмоциональная. Григорий Константинопольский, неоднократный участник «Кинотавра», впервые получил у нас приз за бурлеск «Восемь с половиной долларов» в 1999 году, а в прошлом году – награду за лучшую режиссуру с фильмом «Русский бес». Его «Гроза» – адаптация пьесы Островского в нашей сегодняшней реальности с полностью сохраненным текстом. Юсуп Разыков был дипломантом Берлинале, лауреатом «Кинотавра» и приза ФИПРЕССИ в Карловых Варах. Его фильм «Керосин» – это провинциальная Россия и бабушка в придорожном доме. В 1998 году Лариса Садилова со своим дебютом «С днем рождения!» «взорвала» «Кинотавр». Позже у нее были главные призы Роттердама и Варшавы за фильм «С любовью, Лиля», а в этом году «Однажды в Трубчевске» попал в программу Каннского фестиваля.

В конкурсе действует раздражающая и напряженная драматургия столкновения между разными поколениями, которые создают разный контекст, между разными стилями и направлениями. Впервые за историю фестиваля в программе происходит и столкновение эпох: классика в «Грозе», Первая мировая в «Мальчике русском», послевоенная эпоха во внеконкурсной «Дылде» Кантемира Балагова и фильме закрытия «Француз» Андрея Смирнова, 70-е – в фильме открытия «Одесса» Валерия Тодоровского, а также постсоветская и современная действительность внутри самого конкурса. Перед нами встает история России за последние столетия.

О ЖЕНЩИНАХ В КИНО

— Россия не осталась в стороне, происходит смена парадигмы, феминизация кинопроцесса: в конкурсе «Кинотавра» семь женщин-режиссеров и более десяти женщин-продюсеров, а в программе Work-in-Progress три женщины-режиссера и пять женщин-продюсеров. И женщины главным образом рассказывают о женщинах. Более того, есть и то, что я назвала бы кинофеминизмом: мужчины тоже рассказывают женские истории, как в случае с фильмами «Керосин» и «Дылда», отчасти – с картиной Добрыгина. Как мы знаем, женщина и в центре сюжета «Грозы». Но если, скажем, в программе Каннского фестиваля присутствует элемент квотирования, то мы прежде всего отбираем кино, а не мужчин или женщин.

О КОРОТКОМЕТРАЖНОМ КИНО НА ФЕСТИВАЛЕ

— Когда мы решили придать короткому метру тот же статус, что и полному (с полноценными показами, конкурсом, жюри), то хотели запечатлеть те свежие идеи, смыслы, эксперименты, энергию, которых всегда много в фильмах молодых авторов. Как фестиваль мы хотели открывать новые имена, предъявлять их индустрии – с тем, чтобы некоторое время спустя эти режиссеры возвращались на «Кинотавр» с полными метрами. Традиция короткого кино – в принципе часть процесса кинематографического обучения, и вначале условное соревнование происходило между двумя киношколами – ВГИКом и ВКСР. Но в последние годы мы столкнулись с ростом числа короткометражных работ (нам их подали около 500) и открывшихся новых киношкол (их теперь больше 30) – однако количество не переросло в качество. Школы стали конкурировать между собой за возможность попасть в короткометражный конкурс «Кинотавра», процесс коммерциализировался – но искусство от денег, увы, не зависит. В профессию пришло огромное количество людей, которые на самом деле не понимают, что такое режиссура. «Кинотавр» стал жертвой процесса, который сам инициировал, и уже не может остановить этот поток.

О НОВОЙ ПРОГРАММЕ WORK-IN-PROGRESS И ФОРУМЕ КИНОШКОЛ

— Я уверена, что кинообразование – одна из важнейших частей киноиндустрии – находится у нас, увы, в зачаточном состоянии. Время меняется и требует новых методов обучения... Чтобы уменьшить агрессивную конкуренцию между учебными заведениями в программе «Кинотавра», мы, например, решили в будущем не принимать фильмы, в которых присутствуют упоминания киношкол. Форум киношкол призван в первую очередь познакомить нас с представителями главных учебных заведений в сфере кинематографа и услышать об их подходах к кино. Помимо прочего, пора разрешить и конфликт: студенты школ (и не только) обвиняют нас в том, что мы не смотрим присланные фильмы – но мы не просто смотрим, иногда мы смотрим даже не один раз. Мы рьяно ищем что-то новое, подлинное и свежее, нам это необходимо.

Work-in-Progress мы проводим во второй раз, и эта программа очень для нас важна. Это не питчинг в Министерстве культуры или Фонде кино, атмосфера там более интимная и домашняя: можно обсудить, дать рекомендации. Мы намеренно отдали предпочтение дебютантам (единственный мастер – Алексей Федорченко с проектом «Последняя милая Болгария»), потому что именно они ищут совета и консультаций. Фильмы будут анализировать, хвалить, награждать и ругать. Наша задача – дать им жизнь.

(Макс Туула, «Бюллетень кинопрокатчика», 03.06.2019)

Loading...