СЕРЕГА — "ДИСКОМАЛЯРИЯ"
Давно не приходилось встречать артиста, чей второй альбом столь разительно отличался бы от первого. Дебютный диск Сергея "Сереги" Пархоменко был работой скромного провинциального парня, живущего интересами своего двора. При этом не расстающийся с кепкой человек с простым широким лицом реально заявлял претензии на создание нового жанра, который не вполне удачно называл "спортивными частушками". Широта его музыкальных предпочтений поражала воображение почти так же, как и скорость читки; при этом ему хватало вкуса не скатиться в разлюли-блатняк, исполняя блатную по тематике песню, и складно скрещивать русский фолк с американским ар-эн-би. И как-то так получилось, что всего этого народ ни хрена не расслышал, ухватившись за "Черный бумер" - отличную, без дураков, тему, которую погубила ультрагорячая ротация и мода на однообразные рингтоны. Погибая, "Черный бумер" задавил и своего хозяина. Нет, в финансовом плане он Серегу неслабо приподнял, но направил его творчество в ложном, на мой взгляд, направлении. Бытие, в очередной раз подтвердив правоту материалистов, определило сознание. Г-н Пархоменко быстро разделался с имиджем неотесанного самородка и облачился в личину… как бы это… в общем, нового русского времен красных пиджаков. К кепке теперь прилагаются тонны голды, шикарные пиджаки и туфли, иногда — красный спортивный костюм. Во время его шоу разъезжают шикарные "бумеры", да и сам Серега не отказал себе в удовольствии купить озолотившую его машину. Вам это ничего не напоминает? Мне — фрагменты западных музыкальных церемоний в момент появления на сцену чернокожих рэпперов. Вот уж у кого замечательные представления о вкусе — заработав свой первый миллион, они считают необходимым навесить на себя как можно больше мехов и блестящих драгоценностей. В том же китчевом духе выполнены и их коллекции одежды — почти любой американский поп-артист в какой-то момент находит в себе способности модельера. Копируя черных братьев, Серега выглядит предельно странно: во-первых, он белый, во-вторых, у нас и без его нового образа нелепостей на эстраде хватает.
Справедливости ради надо сказать, что у негров артист взял не только имидж, но и музыку второго альбома. Это едва ли не первая успешная попытка сделать на русском языке гламурный коммерческий рэп, на широкую ногу аранжированный и богатый на мелодические находки. Здесь нет ничего общего ни с унылым бубнежом хип-хопперов "кастовской" школы, ни, увы, с дебютным альбомом Сереги — диким, но симпатишным. Ради того, чтобы звучать роскошно, певец отказался и от пулеметной тараторки, и от пронзительных сюжетов. Вообще слово — главное оружие рэппера — разом потеряло для Сереги всю свою значимость. Он позволяет себе проговаривать часть текстов невнятно, а шутливых моментов на диске раз-два и обчелся: все эти рэпперы в мехах относятся к себе до крайности серьезно. И заявление музыканта "я король крутой читалки" в одном из треков проходит нынче по ведомству понтов, но не правды. Показательно, что в очередном "реаловском" роскошном буклете не нашлось места для текстов композиций — зато есть несколько десятков фотографий гордящегося своей маскулатурой Сереги в разных видах.
Неудивительно, что самыми успешными треками альбома оказались те, в которых речитатив сведен к минимуму. Не уверен, что бубнеж Сереги в сопровождении завывающих девиц на такие неактуальные темы, как барбекю, дискомалярия и сливание сиропа, найдут себе много слушателей в стране, где слово всегда было важно в текстах песен. И тут на первый план выходят композиции с мелодией — "Летняя песня" с участием Макса Лоренса и "Возле дома твоего", записанная с певицей Бьянкой. В "Возле дома твоего" на привязчивый мотивчик наконец-то наложились искренняя манера исполнения и остроумные стишки: "Я жду от жизни перемен, пере-перемен, пере-перемен, я стал совсем, как Эминем, стал, как Эминем, стал, как Эминем. Мне даже снится этот рэп, грустный гангста-рэп, грустный гангста-рэп, мне срочно нужен Доктор Дре, где же Доктор Дре, где же Доктор Дре". Увы, это для нового Сереги скорее исключение, чем правило.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia