РАО подало иски к прокатчикам за отчисления от иностранных фильмов
Российское авторское общество (РАО) подало иски к крупнейшим сетям кинотеатров, отчисляющим ему вознаграждения за публичное воспроизведение музыки в фильмах. Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иски РАО к юрлицам сети кинотеатров «Каро» и объединенной киносети «Формула кино» и «Синема Парк» 26 августа 2022 года. Сумма требований к юрлицам объединенной киносети составляет 10,3 млн рублей, к юрлицам «Каро» — 7,4 млн рублей, сообщает «Коммерсантъ».
Объединенная киносеть «Формула кино» и «Синема Парк» исходит из того, что выплачивать вознаграждение авторам из «недружественных» стран нужно только после возвращения представляющих их организаций в Россию. В пресс-службе «Формулы кино» и «Синема Парка» пояснили, предметом спора являются отчисления за использование музыки зарубежных правообладателей, приостановивших деятельность в России. Но в РАО утверждают, что пытаются взыскать долги, возникшие еще до начала специальной военной операции на Украине.
Представители киносети подчеркнули, что из страны ушли не только зарубежные киностудии, но и иностранные общества по коллективному управлению правами (ОКУП). Выплаты авторам, находящимся в «недружественных» странах и заявившим о прекращении работы в России, в киносети считают возможным возобновить «не ранее, чем указанные организации возобновят свою деятельность» в стране. В киносети добавили, что не считают позицию РАО конструктивной на фоне того, что участники рынка и так недополучили более 75% ожидаемой выручки из-за потери западных премьер. В от комментариев «Каро» отказались.
Агентство InterMedia публикует заявление Российского авторского общества:
Предметом указанных исковых заявлений является взыскание дебиторской задолженности, накопление которой допущено пользователями, причем проблема возникла до 24 февраля текущего года. РАО в течение продолжительного времени шло навстречу, не предъявляя требований по выплате накопленного долга, однако первоочередной задачей РАО является защита прав и законных интересов авторов, в связи с чем РАО вынуждено предпринимать все возможные действия по взысканию задолженностей по выплате авторского вознаграждения, включая обращение в суды. Риторика кинотеатров с отсылками к событиям, возникшим после 24.02.2022, представляет попытку использовать предлог для освобождения от выплаты вознаграждения и избежания уплаты накопленного долга.
Как и любая иная организация, функционирующая на территории РФ, РАО ведет свою деятельность исключительно в правовом поле. На РАО, как на некоммерческой, аккредитованной государством организации, лежит особая ответственность не только по выполнению законодательных норм, но и по разъяснению их нюансов для пользователей. И в этой связи стоит отметить, что со стороны некоторых пользователей в последние полгода наблюдается неверная трактовка ситуации, усугубляющаяся определенным эмоциональным фоном.
РАО занимается сбором вознаграждения за музыку к кинофильмам. Это узкая и глубокая тема, не пересекающаяся напрямую с «уходом Голливуда».
Композитором к иностранному фильму может быть гражданин России, в состав фильма может быть включена музыка множества авторов, в том числе граждан дружественных государств. Даже у одной музыкальной композиции, специально созданной для включения в состав фильма, может быть три-четыре автора, являющихся гражданами разных государств из разных частей света.
Для РАО искусство интернационально, и закон обязывает РАО защищать интересы авторов всего мира, с февраля 2022 года в этой части не изменилось ровным счетом ничего. Следует разделять фильмы и права на них – это одна история, музыка к ним – другая. Аналогичного подхода придерживается и мировое сообщество – Международная конфедерация авторско-правовых организаций СИЗАК сохранила статус РАО как действующего члена конфедерации, и ни один договор между РАО и иностранными авторско-правовыми организациями не расторгнут, несмотря на неподтвержденные инсинуации в СМИ со стороны некоторых пользователей.
Поэтому отношение РАО, как и, собственно, требований Закона в этой части, остается прежним: при публичной демонстрации аудиовизуального произведения выплачивается вознаграждение авторам музыки. Изменились требования в части распределения и выплаты авторского вознаграждения – в мае Президент Российской Федерации подписал указ, устанавливающий особый порядок перечисления денежных средств правообладателям из недружественных государств и приравненным к ним категориям правообладателей – авторское вознаграждение таким правообладателям может быть выплачено исключительно в рублях на специальные счета в определенных российских банках. В случае, если вознаграждение не будет востребовано такими правообладателями, РАО будет руководствоваться разъяснениями профильных министерств. Напоминаем, что с ноября 2017 года определен порядок обращения с невостребованным вознаграждением со стороны аккредитованных ОКУП (п. 8 ст. 1244 Гражданского кодекса РФ) – не востребованное правообладателем вознаграждение в течение трех лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором такое вознаграждение было распределено аккредитованной организацией, включается аккредитованной организацией в суммы, подлежащие очередному распределению.
В заключение хотелось бы отметить, что кинотеатры чрезмерно драматизируют проблему с иностранными кинокартинами. Общеизвестно, что начиная с весны 2022 года, кинотеатры не получают лицензионные копии иностранной кинопродукции от иностранных дистрибьюторов. Следовательно, проблема с выплатой в РАО авторского вознаграждения за кинопоказ лицензионных экземпляров фильмов отпадает сама собой. Что касается показов нелицензионных копий, кинотеатры не только ничего не теряют, а наоборот, такие показы очевидно осуществляются с экономией львиной доли дохода – до событий февраля 2022 года кинотеатры выплачивали официальным кинодистрибьюторам более 50% от сумм валового сбора от продажи билетов на фильм за право показывать иностранный фильм в своем кинотеатре. Более того, кинодистрибьюторы прямо диктовали кинотеатрам, сколько раз, в течение какого периода и буквально в какое время суток кинотеатр имеет право показывать фильм. Очень часто «в довесок» к кассовым фильмам дистрибьюторы обязывали кинотеатры покупать и показывать менее успешные и кассовые кинопродукты. Поэтому сейчас кинотеатры, показывающие иностранные фильмы, лишены множества поводов для головной боли и могут не пытаться сэкономить за счет авторов фильмов, вкладывающих свой талант в успех каждого фильма.
MTV Movie & TV Awards в 2024 году не состоится
Вручение наград MTV Movie & TV Awards не состоится в 2024 году. Об этом сообщает TMZ со ссылкой на инсайдеров. Они утверждают, что премия не прекратила свое существование: она должна вернуться в 2025 году в каком-то обновленном формате.
Причины, по которым MTV отказывается от вручения кино- и теленаград в этом году, не уточняются, но есть ряд объективных обстоятельств, которые могли оказать влияние на принятие решения. Так, в прошлом году были забастовки Гильдий сценаристов и актеров, из-за которых были отложены съемки и релизы многих фильмов и телешоу. Еще одной причиной могла стать нестабильная политическая обстановка в мире, из-за которой возрастают риски террористической угрозы во время проведения масштабного мероприятия.
«ИнтерМедиа» напоминает, что в 2023 году из-за забастовок, на время проведения которых выпала церемония вручения MTV Movie & TV Awards, ее пришлось проводить в формате клипового шоу с заранее записанными «открытками» победителей.
Победитель «Евровидения 2024» уронил и разбил свой приз
Победитель конкурса песня «Евровидение» Немо разбил свой трофей всего через несколько минут после того, как удостоился его во время финального шоу 11 мая 2024 года в Мальмё. 24-летний швейцарский исполнитель получил статуэтку в виде стеклянного микрофона из рук прошлогодней победительницы Лорин и исполнял на бис свою песню «The Code». В финале номера он упал на колени на сцену и, когда собирался встать, приз в его руках разбился об пол с громким звуком (хорошо слышным даже в трансляции). Когда Немо поднялся, половина статуэтки была у него в руках, а вторая оставалась лежать.
Подобный инцидент уже имел место – в Москве, в 2009 году, когда победителем «Евровидения» стал норвежский исполнитель Александр Рыбак с песней «Fairytale». На финальную пресс-конференцию он пришел с половинкой своего трофея. Тогда продюсеры приняли решение дополнительно укрепить конструкцию двумя кольцами, соединяющими верхнюю и нижнюю половины конструкции.
Уникальное произведение искусства ручной работы имеет форму классического микрофона и изготовлено из массивного прозрачного стекла с пескоструйной обработкой и окраской деталей. Статуэтка была спроектирована Кьеллом Энгманом из Коста-Бода в 1946 году.
Приз существует не в единственном экземпляре. Автор текста и композитор песни-победителя также получают уменьшенную версию трофея. Есть еще одна полноразмерная статуэтка, которая обычно размещается в приемной штаб-квартиры Европейского вещательного союза.
Победитель «Евровидения 2024» Немо Меттлер — швейцарский певец, рэпер и мультиинструменталист, он также умеет играть на скрипке, фортепиано и барабанах и учился оперному пению. Он родился в Биле/Бьене, двуязычном городе в кантоне Берн. Дебютировал как поп-исполнитель в 2015 году, а его сингл «Du» 2017 года достиг четвертого места в швейцарских чартах. В 2021-22 годах участвовал в швейцарской версии шоу «Маска» в костюме розовой панды. Песня «The Code» была написана Немо в соавторстве с Бенджамином Аласу, Лассе Мидцианом Нюманном и Линдой Дейл в смешении самых разных жанров: от оперы до рэпа.
Умер режиссер «Маленького магазинчика ужасов» и продюсер более 300 фильмов Роджер Корман
Легендарный американский режиссер и продюсер Роджер Корман скончался 9 мая 2024 года в возрасте 98 лет в своем доме в Санта-Монике, Калифорния. О его смерти сообщает Associated Press со ссылкой на дочь покойного Кэтрин Корман.
Роджер Корман родился 5 апреля 1926 года в Детройте, после школы получил профессию инженера и свою карьеру в кино начал в качество разнорабочего в студии 20Th Century Fox, но довольно быстро перешел в отдел отбора сценариев, а в 27 лет дебютировал в качестве сценариста и продюсера. В режиссуре Корман дебютировал в 1954 году фильмом ужасов «Монстр со дна океана», снятым за 10 тысяч долларов, однако в титрах режиссером был указан другой человек.
Роджера называли «королем фильмов категории B», «папой поп-кино» и «королем драйв-инов» за умение в кратчайшие сроки запускать и снимать фильмы с минимальными бюджетами. Как режиссер он снял в 1950-70-х годах более 70 низкобюджетных боевиков и хорроров, некоторые из них стали культовыми: «Дом проклятых», «Женщина-оса», «Дикие ангелы» и др. А свой «Маленький магазинчик ужасов» Корман снял за два дня и одну ночь, когда ему разрешили не разбирать декорации, оставшиеся от его прошлой картины «Ведро крови».
В 1990-х Роджер полностью переключился на продюсирование, но уже к этому времени заработал репутацию настоящего первооткрыватель талантов: он помог начать карьеру Фрэнсису Форду Копполе, Мартину Скорсезе, Джеймсу Кэмерону, Рону Ховарду, Роберту Де Ниро, Джеку Николсону, Сандре Буллок и многим другим. На его продюсерском счету более 300 фильмов. Он также занимался тем, что покупал для проката в Соединенных Штатах престижные иностранные картины, среди которых «Осенняя соната» Ингмара Бергмана, «Амаркорд» Федерико Феллини и «Жестяной барабан» Фолькера Шлёндорфа. В 2010 году Корман получил почетный «Оскар» за вклад в кинематограф.