Международный симпозиум по звукозаписи академической музыки стартовал в Москве
Первый международный симпозиум «Индустрия звукозаписи академической музыки» начал свою работу в Москве 22 октября 2019 года. Мероприятие, собравшее ведущих специалистов в области звукозаписи и представителей музыкального мира, стал частью международной премии «Чистый звук», организатором которой выступает Гильдия звукорежиссеров Российского музыкального союза (РМС). На полях симпозиума крупнейшие представители индустрии звукозаписи, российские и иностранные музыканты, исполнители, музыковеды и продюсеры обсудят актуальные вопросы, связанные с работой звукорежиссера в цифровую эпоху.
Ведущий церемонии открытия, актер театра и кино Максим Линников отметил, что международный формат симпозиума позволил собрать ключевых представителей индустрии не только из России, но и со всего мира. В своем приветственном слове генеральный директор Российского музыкального союза, композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Клевицкий подчеркнул, что рад видеть в зале увлеченных людей, и обратил внимание на важность профессии звукорежиссера для музыки в целом.
- Как действующий дирижер и человек, много лет работающий в музыкальной сфере, могу точно сказать, что без специалистов по звукозаписи не было бы музыки, - сказал Клевицкий. - За последние сто лет эта профессия сильно изменилась, средства записи постоянно совершенствуются — в том числе благодаря стремительному развитию шоу-бизнеса. Я убежден, что музыкант, даже если он получил высшее музыкальное образование, по-настоящему вырастает только тогда, когда слышит себя в записи. И качество этой записи зависит именно от специалистов в этой области.
Председатель Гильдии звукорежиссеров РМС, профессор МГК, ВГИК, ИСИ Мария Соболева заметила, что еще недавно не могла даже представить, что будет основана Гильдия звукорежиссеров, и что будут проводиться специализированные премии и форумы.
- Такие мероприятия — это замечательная возможность для профессионалов встретиться, поделиться рабочими секретами и пообщаться вживую, - считает она. - На этот форум мы пригласили замечательных гостей, которые проведут интереснейшие лекции, мастер-классы, дискуссии. Здесь собрались друзья, коллеги, профессионалы, и я надеюсь, что это событие станет праздником для нашей индустрии.
Майкл Хэтч
Основатель звукозаписывающей компании Floating Earth Ltd Майк Хэтч отметил, что многое изменилось с тех пор, как он приносил домой пластинки из библиотеки и записывал их на кассеты.
- Теперь аудиозаписи становятся доступны практически сразу, и их можно прослушать в самых дальних уголках планеты, - сказал он. - Специалисты по звукозаписи также могут обмениваться мнениями, узнавать о разных стилях, делиться опытом и техниками. Это сильно обогащает нашу работу и улучшает качество звука. Особенно здорово, что мы сегодня собрались в России — стране с богатой музыкальной историей.
Далее Майк Хэтч провел лекцию-презентацию по теме «Работа звукорежиссера в разных акустических условиях». Эксперт продемонстрировал отрывки вокальных и инструментальных записей, записанных во время живых концертов в различных помещениях, и рассказал о технических особенностях своей работы и проблемах, с которыми приходится сталкиваться звукорежиссерам.
Параллельно проходила встреча-дискуссия «Роль СМИ в развитии индустрии звукозаписи и популяризации академической музыки», модератором которой выступил главный редактор информационного агентства InterMedia, журналист, аналитик, преподаватель, эксперт в сфере культуры и индустрии развлечений Евгений Сафронов. В качестве спикеров в сессии приняли участие композитор, музыковед, кандидат искусствоведения, заместитель программного директора Радио «Орфей» Роман Берченко, главный редактор портала «Культуромания», писатель Петр Власов, основатель информационного агентства и газеты «Музыкальный Клондайк», основатель и генеральный директор агрегатора фестивалей «Арт-Центр плюс», член Российского и Международного союза журналистов Елена Лащенко и главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», доктор искусствоведения профессор МГК Евгения Кривицкая.
Евгений Сафронов заметил, что само понятие академической музыки появилось в СССР в 30-40-х годах ХХ века, и до сих пор не существует его точного определения.
- Этот термин был введен для того, чтобы отделить серьезную музыку от эстрады. Когда в 2009 году правительство России решило узнать, что происходит в филармонической жизни страны, и провело масштабное исследование, выяснилось, что под академической музыкой подразумевается широкий спектр жанров — от классики до джаза, - заметил Сафронов, добавив, что то, что сейчас есть в индустрии звукозаписи — это результат большой работы именно в 30-40-х годах, когда произошел расцвет академической музыки.
Евгения Кривицкая посетовала на то, что «в стране нет практики систематического продвижения и освещения продукции звукозаписывающей индустрии в области академической музыки».
- Вся информация хранится в открытом доступе, ее можно легко и бесплатно получить, но она не всегда попадает в поле зрения СМИ и широкой публики. Отчасти это можно объяснить тем, что мы в России больше ориентированы на живой звук. Также, думаю, у нас просто еще не сформировалась культура потребления аудиозаписей, - сказала она.
Поддержала коллегу и Елена Лащенко.
- В нашем напряженном темпе жизни тяжело найти время для вдумчивого прослушивания серьезной музыки, и для большинства людей в приоритете, действительно, живые концерты. Поэтому для продвижения индустрии звукозаписи важны СМИ, так как именно они создают спрос. Здесь нужно помнить, что любая информационная платформа становится маркетинговой. Конечно, задача СМИ не ограничивается рекламой, у нас также есть просветительская, образовательная функция. Но все взаимодействие с пользователем должно происходить с учетом технологий и требований времени. Индустрия звукозаписи и СМИ переходят в цифровой формат, и последующие поколения специалистов, которые будут готовить рекламу и контент, будут роботами. Нейронные сети займут наши рабочие места, и к этому будущему тоже нужно быть готовыми, — уверена спикер.
Роман Берченко также поделился опытом работы в цифровую эпоху.
- Так как мы — единственное специализированное электронное СМИ в России, посвященное классической музыке, нам важно получать доступ к качественным аудиозаписям, - рассказал он. - Мы давно и тесно сотрудничаем с нашим отечественным флагманом звукозаписи, фирмой «Мелодия», готовим совместные проекты, приуроченные к юбилеям и другим значимым событиям. Под эти проекты мы часто получаем эксклюзивные образцы и специально оцифрованные редкие архивные записи». Кроме того, - отметил Берченко, - все чаще студии не выпускают физические носители и хранят музыку на онлайн-ресурсах.
Петр Власов предложил расширить тему дискуссии и поговорить об отношениях между СМИ и культурой в целом.
- Наша главная профессиональная задача — повышать спрос на качественную культуру в обществе, - считает эксперт. - Делать это очень непросто, нужно что-то противопоставлять тому огромному «желтому морю» информации, постоянно и отовсюду льющемуся на людей. Здесь нам стоит обратиться к примеру литературы. Мы видим, что ее престиж в последнее время стал расти, повысился статус писателей, возрос интерес со стороны широкой публики. Это произошло во многом благодаря популяризации литературных премий, освещения их ведущими СМИ. Думаю, и в индустрии звукозаписи такое возможно: мы должны показать, что высокая культура — это модно и престижно.
В рамках симпозиума также запланированы профильные мастер-классы: будут продемонстрированы технические возможности оборудования компании Yamaha (Япония), микрофоны компаний «Октава» (Россия), «НикФи» (Россия), «Неватон» (Россия), Simple Way (Латвия), Sennheiser (Германия). Серия мастер-классов по реставрации и архивированию звукозаписей состоится в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Завершится первый день вечером фортепианной музыки «Угасших солнц огонь...» памяти Бориса Петровича Юргенсона в «Гостиной Юргенсон».
Пресс-служба Общероссийской общественной организации Российский музыкальный союз (РМС): +7 (909) 967-8262, pressa@rmu.org.ru.
Рецензия на сингл Сергея Лазарева и Therr Maitz «Олимпиада-80»: До свиданья, стилизация под Мишку
2024, Cold Bank.
Оценка: 7 из 10.
Песню «Олимпиада-80» написал Давид Тухманов на стихи Роберта Рождественского. Скорее всего, это не лучшая мелодия Тухманова и не лучший текст Рождественского, и сама песня, явно написанная на заказ, получилась довольно нетипичной: тут и рубленые фразы, подобные речёвкам, и могучие распевы – в общем, быстрее, выше, сильнее от музыки. Ещё неожиданнее был выбор исполнителя предолимпийской песни: им стал эстонец Тынис Мяги, совсем не похожий на типичного советского человека. Мягкий прибалтийский акцент придавал обильно разбросанным по тексту лозунгам налёт иронии, жизнерадостность Тыниса полностью вымывала из произведения намёки на победу любой ценой, а главным посылом становилась фраза «будет Земля счастливой и молодой». Впрочем, благодаря Мяги в одном месте песни прослеживался и сарказм: когда плотный блондинчик с преувеличенным волнением запевал «сегодня никуда от спорта не уйдёшь, от спорта нет спасения», это производило сильный комический эффект.
В общем, из малосочетаемых ингредиентов сложилась довольно-таки великая песня. Сергей Лазарев, родившийся почти через три года после Олимпиады-80, при работе над кавер-версией обнаружил, что знает весь текст, который, вероятно записался у него на подкорку. Где он мог слышать песню в середине 80-х, неизвестно, не очень-то её и крутили, но факт остаётся фактом: такую яркую композицию можно запомнить и со случайного однократного прослушивания. Новая версия стала саундтреком к сериалу «Игры», который тоже пытается быть одновременно комедией, драмой, ромкомом и исторической лентой. Записать песню пригласили Лазарева и Therr Maitz, то есть ставку сделали на чистый вокал, а совсем не на иронию. Это минус. В клипе Сергей с торжественным видом ходит по полю БСА «Лужники», у которой в дни Олимпиады-80 козырька на трибунах ещё не было, что подтверждают кадры старой хроники вперемешку с фрагментами сериала «Игры». Все эти архивные съёмки будто бы действительно иллюстрируют молодость и счастье, а также времена, когда Олимпиады сопровождались подъёмом и воодушевлением, а не политическими разборками. В финале клипа, как полагается, улетает Мишка – но не тот, а его неудачно стилизованный братец.
И вот, казалось бы: Сергей Лазарев спел предсказуемо точно и до скуки правильно, никаких дополнительных смыслов его версия не несёт – но песня всё равно производит мощное впечатление, заставляет подпевать и переслушивать: всё-таки Тухманов и Рождественский сделали своё дело исключительно круто.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Сегодня родились Баз Лурман и Анастейша
17 сентября 2024 года, вторник.
Юбилей Владимира Меньшова и фильма «Москва слезам не верят» отметят выставкой в «Зарядье».
28 лет актрисе Элле Пернелл.
29 лет экс-солисту группы M-Band Владиславу Рамму.
36 лет футболисту Павлу Мамаеву.
38 лет актёру Евгению Антропову.
39 лет певице Бьянке.
39 лет хоккеисту Александру Овечкину.
49 лет кинорежиссёру Андрею Зайцеву.
52 года режиссёру и актёру Фёдору Стукову.
56 лет певице Анастейше.
59 лет актёру Кайлу Чандлеру.
62 года режиссёру Базу Лурману.
62 года режиссёру Полу Фигу.
25 лет назад умер певец Виктор Вуячич (1934-1999).
40 лет назад умер актёр и бард Юрий Визбор (1934-1984).
55 лет назад родился вокалист группы Prodigy Кит Флинт (1969-2019).
85 лет назад родился режиссёр и актёр Владимир Меньшов (1939-2021).
18 сентября.
30 лет актрисе Екатерине Тышкевич.
31 год актёру Патрику Шварценеггеру.
45 лет лидеру проекта Therr MaitzАнтону Беляеву.
47 лет солисту группы «Градусы» Роману Пашкову.
48 лет солисту группы «Танок на майдане Конго» Диле.
49 лет актёру Джейсону Судейкису.
53 года участнику группы «Иван Купала» Алексею Иванову.
53 года певице Анне Нетребко.
60 лет композитору и певцу Алексею Вишне.
61 год продюсеру Андрею Разину.
67 лет артисту эстрады Карену Аванесяну.
68 лет актёру Тиму Макиннерни.
19 сентября.
Артем Стрелецкий вернется к практике в третьем сезоне «Триггера».
38 лет видеоблогеру Амирану Сардарову.
39 лет кинорежиссёру Максиму Свешникову.
40 лет актёру Илье Глинникову.
42 года певице Анжелике Начесовой.
45 лет режиссёру и сценаристу Наташе Меркуловой.
45 лет участнику группы «Каста» Хамилю.
50 лет телеведущему Джимми Фэллону.
52 года певцу Вадиму Капустину.
52 года актёру Андрею Носкову.
55 лет саксофонистке Кэнди Далфер.
55 лет кинорежиссёру Джону Краули.
55 лет боксёру Константину Цзю.
59 лет музыканту Голди.
60 лет певцу Каю Метову.
60 лет назад Владимир Высоцкий впервые вышел на сцену Театра на Таганке.
61 год лидеру группы Pulp Джарвису Кокеру.
66 лет гитаристке и певице Лите Форд.
70 лет актёру Дэвиду Бамберу.
72 года лидеру группы Chic Найлу Роджерсу.
75 лет модели Твигги.
76 лет актёру Джереми Айронсу.
77 лет актёру Борису Галкину.
77 лет писателю Виктору Ерофееву.
35 лет назад умер кинорежиссёр Наум Бирман (1924-1989).
90 лет назад родился менеджер группы Beatles Брайан Эпстайн (1934-1967).
«СерьГа» отметит день рождения Сергея Галанина в обновленном составе
Концерт группы «СерьГа» состоится в московском клубе Base 17 ноября 2024 года. Выступление будет приурочено к 63-летию лидера коллектива Сергея Галанина, которое он отпразднует 16 ноября 2024 года. В этот день его коллектив сыграет в Санкт-Петербурге в клубе «Jagger». Программы будут отличаться друг от друга.
«ИнтерМедиа» напоминает, что гитарист и сооснователь «СерьГи» Сергей Левитин скончался 1 августа 2024 года. На фестивале «Легенда русского рока» в ДК имени Горбунова 30 августа группа выступила со вторым сессионным гитаристом. Свой сет «СерьГа» полностью посвятила памяти Сергея Левитина, начав с новой, посвященной ему песни, «Эпоха» и закончив его любимой балладой «До встречи, друг (Долина глаз)», которую Сергей Галанин исполнил дуэтом с вокалистом группы «Мордор» Михаилом Рябовым.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.