Дэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий НазаровКирилл Туриченко станет отцомВалерия Ланская вышла замуж за кинокомпозитораВанесса Кирби стала мамойУмер лидер группы Green Grey Андрей ЯценкоУмер гитарист классического состава Kiss Эйс ФрейлиHollywood Undead отказались от концертов в РоссииУмерла актриса Дайан КитонОксана Самойлова подала на развод с Джиганом

На встрече представителей дизайнерского и бизнес-сообществ выдвинули концепцию “дизайна 5.0”

14.08.2024 19:59 Звезды Рубрика: Хроника 16+
предоставлено пресс-службой Агентства креативных индустрий

Встреча «Бизнес + дизайн: экономика, правила, будущее» с участием представителей Агентства креативных индустрий (АКИ) и Союза Дизайнеров России состоялась в рамках проекта «Фабрика дизайна 3.0». 7 августа 2024 года. Дизайнеры и представители бизнеса обсудили роль индустрии в российской экономике и взаимоотношения заказчиков и исполнителей в области технической эстетики. Модерировал дискуссию генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов. Встреча, прошедшая на площадке для креативных предпринимателей АКИ.лаб., открыла серию регулярных мероприятий «Клуба D5». Цель клуба — обсудить глобальные и локальные проблемы, а также возможности индустрии дизайна и смежных отраслей.

Спикерами от бизнес-сообщества выступили:

- генеральный директор Торгового дома Гусевского хрустального завода Елена Усенко;

- основатель и руководитель сувенирной компании Art4you Павел Нестеров;

- директор по развитию региональной инфраструктуры поддержки экспорта Российского экспортного центра Наталья Минаева.

Спикеры выделили несколько основных проблем, с которыми они сталкиваются в работе с дизайнерами. Так, Елена Усенко назвала проблемным моментом недоверие, присущее сфере народных промыслов: «Народно-художественные промыслы боятся потери идентичности, высокой стоимости работы, а также подозревают внешних подрядчиков в недостаточном знании материала и технологии. Художники в свою очередь считают подход фабрик архаичным, тяготятся сложной рабочей коммуникацией и опасаются невыплаты роялти».

В выборе партнера производству принципиально важна готовность дизайнера вникать в технологические особенности процесса и сотрудничать со штатными художниками.

Опыт Гусевского хрустального завода показывает, что такое сотрудничество может быть невероятно продуктивным: несмотря на трудности, у предприятия, второй год подряд участвующего в «Фабрике дизайна», уже есть успешный опыт коллабораций с такими дизайнерами, как Элина Туктамишева, Ольга Трейвас и Анна Афиногентова. Последней удалось поработать с заводом благодаря проекту «Фабрика дизайна». Совместное творчество и обмен опытом позволили команде создать сервизы и эксклюзивные предметы из хрусталя, неизменно пользующиеся большим спросом у покупателей.

Основатель и руководитель сувенирной компании Art4you Павел Нестеров признался, что его компания почти не работает с внешними дизайнерами.«Либо не справляются, либо переходят в штат, и мы их доучиваем», — пояснил он. В Art4you действительно полагаются на собственные силы: в структуре предприятия дизайном занимаются несколько подразделений. В компании есть четкое разделение на 2D- и 3D-художников. Данная практика позволяет распределить задачи, присущие разным процессам производства. Вопрос уровня и направления дизайна решается мощной супервизией: все отделы находятся под началом руководителя с высочайшим уровнем художественной экспертизы.

Директор по развитию региональной инфраструктуры поддержки экспорта Российского экспортного центра Наталья Минаева считает главной проблемой сотрудничества отсутствие понимания и заказчиком, и дизайнером запроса потребителя.

Это особенно непросто, когда речь идет о зарубежных рынках. Нередко бренд не соответствует культурному коду клиента — в этом случае команде дизайнера и заказчика нужны лингвист и страновед. «Ни заказчик, ни дизайнер зачастую не думают об особенностях национального рынка, на который выходят. Между тем в арабских странах едва ли оценят дизайн, отсылающий к „Трем поросятам“, а во Вьетнаме, как ни странно, к котятам. В этой стране кошек не любят, потому что мяуканье созвучно вьетнамскому слову „бедность“». Фокус на запрос потребителя Наталья считает ключевым моментом успеха продукта.

Со стороны дизайнерского сообщества выступили:

- креативный директор студии промышленного дизайна «Арт-Ап», член экспертного совета при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Кутяев;

- Владимир Самойлов и Александр Матвеев из дизайнерского консалтингового агентства Matveyev Samoylov Concept Development;

- президент Союза Дизайнеров России и председатель жюри конкурса «Фабрика дизайна 3.0» Виталий Ставицкий.

Алексей Кутяев обратил внимание на то, что неточные представления заказчиков о цене и ценности дизайна, правилах составления технического задания, роли правок и согласований часто корректируются с опытом. Благодаря гибким подходам к управлению и готовности меняться сотрудничество становится плодотворным. Заказчик часто не понимает, что создание дизайна — это сложный и многоступенчатый процесс, однако полагает, что может в этот процесс авторитарно вмешиваться. «На мой взгляд, заказчик всегда неправ. Он пришел к доктору и не должен с ним спорить», — образно заострил свою мысль г-н Кутяев. По его мнению, главная задача заказчика — знать свой продукт и целевую аудиторию этого продукта, чтобы составить для дизайнера исчерпывающее задание. В этом случае работа будет наиболее эффективной.

Эту идею поддержали Владимир Самойлов и Александр Матвеев из дизайнерского консалтингового агентства Matveyev Samoylov Concept Development. Специалисты убеждены, что перевод с языка дизайнера на язык заказчика и наоборот — это отдельная компетенция. Решать подобные задачи должен «дизайнер-генералист», своего рода креативный продюсер от индустрии дизайна. Этот эксперт широкого профиля обеспечивает устойчивую стыковку между двумя «интерфейсами», выступает связующим звеном между заказчиком и дизайнером-специалистом. Ключевую роль в этом процессе играет бриф, который может постоянно корректироваться и уточняться.

В третьей секции бизнес-встречи специалисты обсудили будущее индустрии дизайна в России.

Спикерами выступили:

- президент Союза Дизайнеров России и председатель жюри конкурса «Фабрика дизайна 3.0» Виталий Ставицкий;

- стратег Студии Артемия Лебедева Павел Стародубцев.

Коммуникация в отношениях заказчика и подрядчика безусловно важна, однако не менее важна и коммуникация этих двух сторон с конечным потребителем, отметил Виталий Ставицкий, поддержав тезис Елены Усенко из первой секции встречи. Кроме того, нельзя забывать о взаимодействии дизайна как отрасли с государством. В силу проектного характера дизайн представляет собой мощный инструмент управления и даже государственной политики. Спикер выдвинул концепцию дизайна 5.0, опознающего себя в координатах суверенитета, безопасности, инноваций, R&D, визионерства, экономики и дипломатии.

По словам г-на Ставицкого, Россия — проектная страна, ориентированная, например, на то, чтобы безупречно провести Олимпиаду или в рекордные сроки построить Крымский мост. Кроме того, это страна высококлассных сервисов и инновационных технологических решений, которые и составляют основу русского дизайна. Именно на них стоит ориентироваться разработчикам политики в этой области. Кроме того, отметил Виталий Ставицкий, необходимо обратить внимание и на характер российского дизайна: является ли он национальным, если говорить о национальности не как об обращении к народным ремесленным мотивам, а как об особом художественном почерке?

На этот вопрос у специалиста есть ответ: российские дизайнеры — трендсеттеры. В числе главных русский трендов — любовь к России, взгляд на Восток, внимание к цифровому пространству и дополненной реальности.

Взяв слово, Павел Стародубцев напомнил о планах Правительства РФ увеличить долю креативных индустрий в ВВП страны с 3% до 6% к 2030 году. Это означает, что каждый год творческим отраслям нужно привлекать по 1 трлн рублей.

Кто же встанет у руля процесса? «Руководитель проектов в креативных индустриях — наиболее востребованная профессия в ближайшие 6 лет. Дизайн-исполнитель должен трансформироваться в дизайн-консультанта», — уверен Павел Стародубцев.

Автономная некоммерческая организация «Агентство креативных индустрий» (АКИ) приДепартаменте культуры города Москвы является ресурсным центром по развитию креативного предпринимательства и улучшению города силами креативных индустрий. Креативные индустрии сегодня — это особый сектор экономики Москвы, в котором работают более 106,5 тысяч организаций по направлениям: мода, дизайн, арт, киноиндустрия, видеоигры, реклама, архитектура и др.

Агата Русакова для «ИнтерМедиа»

Дополнительная информация: pressa.aki@prophet.com.ru
Фото: https://drive.google.com/drive/folders/10KK50oauB4tFu0n6ItHw8a8s7cb6KunD?usp=drive_link (предоставлено пресс-службой АКИ)

Фото: предоставлено пресс-службой Агентства креативных индустрий На фото: Алексей Кутяев
Теги: Фабрика дизайна, Агентство креативных индустрий
β 16+