Рецензия на фильм «Жанна Дюбарри»: Король умер, да здравствует король!

Оценка: 4 из 10
На Круазетт стартовал 76-й Каннский фестиваль. Он открылся фильмом французской постановщицы Майвенн «Жанна Дюбарри». В ролях: Майвенн, Джонни Депп, Мельвиль Пупо, Пьер Ришар и другие.
Несмотря на то, что Каннский фестиваль как один из ведущих мировых смотров концентрирует вокруг себя талантливых авторов и благодаря этому продолжает открывать новые голоса в кино (взять тот же «Титан», победивший в Каннах в 2021 году), это все еще одно из самых архаичных событий, известное своей любовью к традиционному дресс-коду и довольно консервативному мировоззрению. Об этом свидетельствует диспут, предшествующий открытию смотра. Оно произошёл между актрисой Адель Энель, решившей политизировать свой уход из киноиндустрии и заявившей, что фестиваль покрывает насильников, и директором кинофестиваля Тьерри Фремо, возразившим, что в таком случае никто из журналистов бы фестиваль не посещал и не просил на него билеты (что, в целом, слабо соответствует сегодняшней политической реальности). Так или иначе, фестиваль превзошел сам себя в (нео)архаичности, открывшись французским фильмом, оправдывающим монархию. Это само по себе звучит как оксюморон, учитывая важность французской революции для французской национальной идентичности.
Кино не существует в отрыве от мира: важнейшие работы всегда либо схватывали дух времени, либо видели своей целью трансформацию статуса кво. Иначе — фильм в лучшем случае выглядит анахронизмом, а в худшем — пародией. Так произошло и с фильмом Майвенн. Лишенная какой-либо актуальности и новизны, «Жанна Дюбарри» — помпезная костюмированная историческая мелодрама об отношениях Людовика XV (Джонни Депп) и, пожалуй, самой известной его фаворитки. Вопреки относительно чистому французскому произношению и прочим стараниям Джонни Деппа, его перформанс тоже не спасает фильм, который тонет в трюизмах, драматической музыке и карикатурных костюмах и декорациях как в утомительно вычурных рокайах и виньетках стиля рококо.
Вопреки тому, что Майвенн честно пыталась снимать социально осознанное кино, в частности, в своем предыдущем фильме «ДНК», где она обращается к своим алжирским корням с целью найти себя, в «Жанне Дюбарри» она предпочла направить свои политические усилия на реставрацию абсолютизма — пусть и всего на несколько часов на экране. «Аристократия тоже плачет» — к такой поистине впечатляющей аффирмации сводится «Дюбарри».
Некоторые линии фильма вызывают смех, хотя не должны бы. Пиетет к фигуре монарха возведен чуть ли не в садомазохистскую степень. Так, к примеру, подобный эффект производит попытка обелить короля, сблизив его с фигурой придворного небелого мальчика, который до приезда во Францию был продан несколько раз и изначально предназначался для Дюбарри как экзотический подарок. Народ в фильме представлен плебсом, необразованной и обезумевшей толпой, учинившей бессмысленный и беспощадный бунт и казнившей Дюбарри и невинную монаршую семью, Марию-Антуанетту и Луи XVI, которого здесь играет сын Майвенн, Диего Ле Фюр.
Впрочем, начинается фильм многообещающе. Нас посвящают во все тонкости секс-работы во времена династии Бурбонов, сообщают о прочитанных Дюбарри в юношестве в монастыре эротических книгах и ее чуть более позднем либертинаже. Подробно показывают визит к монаршему гинекологу. Однако, вместо попытки критики и деконструкции феномена фаворитизма, вскрытия эксплуатации и незащищенного положения этих женщин, все сводится к наиболее универсальной и топорной репрезентации королевской фаворитки.
Ее гражданская позиция ограничивается сменой нарядов, но зато очень много экранного времени посвящается тому, чтобы показать, что она «не такая как другие женщины». Последние ей завидуют, а мужчины (и среди них, конечно же, виконты, графы и кардиналы) сочувствуют, но, кажется, просто потому что желают. Все это обозначает дистанцию и привилегированное положение избранного объекта мужского и властного (здесь - даже самодержавного) желания монарха по отношению к другим женщинам. Так, фильм совершенно игнорируют системные проблемы: врагами Дюбарри представляется не патриархальное несправедливое социальное устройство, а другие женщины-субъекты, в частности, будущая королева Мария-Антуанетта, о которой София Коппола сняла фильм, якобы вдохновивший Майвенн на «Жанну Дюбарри». Выбору интересной перспективы на историческую фигуру, концептуальному и контекстуальному фреймингу, впрочем, Майвенн стоило бы поучиться у Копполы или у недавнего фильма Йоргоса Лантимоса на сходную тему.
Анна Стрельчук, Канны, InterMedia
Сегодня: Аннет Бенинг - 65

29 мая 2023 года, понедельник
О 120-летии Арама Хачатуряна расскажут в ТАСС.
Финал «Филатов Феста» состоится в Доме актёра.
Фильмы с Александром Абдуловым покажет «Мосфильм. Золотая коллекция».
Сериал «Паромщица. Долина Мечты» с Глафирой Тархановой покажет «Россия».
34 год актрисе Юлии Франц.
44 года поэтессе Соле Моновой.
45 лет кинорежиссёру Константину Статскому.
48 лет участнице группы Spice Girls Мелани Браун.
50 лет режиссёру и сценаристу Алексею Чупову.
53 года продюсеру Илье Бачурину.
56 лет лидеру группы Oasis Ноэлю Гэллахеру.
57 лет лидеру группы «Коррозия металла» Сергею Троицкому.
58 лет актёру Ивану Агапову.
65 лет Аннет Бенинг (на фото).
Аннет Кэрол Бенинг родилась 29 мая 1958 года в Канзасе. Американская актриса, обладательница премий «Золотой глобус» и BAFTA, четырёхкратная номинантка на премию «Оскар». Наиболее известна по участию в фильмах «Багси», «Любовная история», «Марс атакует!», «Вальмон», «Красота по-американски», «Театр», «Женщины» и «Детки в порядке».
65 лет актёру Эдриану Полу.
65 лет актёру Руперту Эверетту.
70 лет композитору Дэнни Элфману.
70 лет назад родился актёр Александр Абдулов (1953-2008).
71 год фотографу Игорю Верещагину.
74 года солисту группы Status Quo Фрэнсису Росси.
30 мая
35 лет актёру Никите Ефремову.
41 год автору-исполнителю Павлу Фахртдинову.
42 года актрисе Марии Берсеневой.
53 года журналисту Илье Легостаеву.
59 лет лидеру группы «Электропартизаны» Вадиму Курылёву.
59 лет гитаристу группы Rage Against The Machine Тому Морелло.
60 лет продюсеру Вадиму Цыганову.
62 года телеведущей Арине Шараповой.
65 лет назад родилась актриса Елена Майорова (1958-1997).
65 лет назад родилась солистка дуэта Roxette Мари Фредрикссон (1958-2019).
77 лет певице Роксане Бабаян.
31 мая
20 лет певице Диане Анкудиновой.
35 лет порноактёру Алексею Маетному.
36 лет актрисе Мередит Хагнер.
39 лет участнику дуэта Galibri & Mavik Александру Фоменкову.
42 года актёру Андрею Бирину.
47 лет актёру Колину Фарреллу.
48 лет режиссёру Михаилу Вайнбергу.
50 лет певице Наташе Королёвой.
51 год контрабасисту Кристиану Макбрайду.
56 лет актрисе Сандрин Боннер.
58 лет актрисе Брук Шилдс.
61 год актрисе Виктории Руффо.
62 года актрисе Лии Томпсон.
68 лет певцу и гитаристу Владимиру Кузьмину.
74 года актёру Тому Беренджеру.
75 лет назад родился барабанщик группы Led Zeppelin Джон Бонэм (1948-1980).
90 лет назад родился актёр Георгий Бурков (1933-1990).
93 года актёру и режиссёру Клинту Иствуду.
115 лет назад родился кинорежиссёр Ян Фрид (1908-2003).
Названы самые романтичные герои Александра Абдулова

Зрители телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» назвали самых романтичных героев Александра Абдулова. В опросе, проведённом к 70-летию со дня рождения актёра, пнияли участие 1,1 тыс. человек.
В первую пятёрку вошли:
- Медведь, «Обыкновенное чудо» — 45%
- Иван, «Чародеи» — 43%
- Сергей Ненашев, «Гений» — 23%
- Володя, «Самая обаятельная и привлекательная» — 17%
- Жакоб, «Формула любви» — 15%
Возглавил топ Медведь из фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» — герой экранизации одноимённой пьесы Евгения Шварца. Во время съёмок Александр Абдулов отказался от помощи каскадёра и все трюки в картине исполнил самостоятельно. И хотя роль не была дебютом актёра, но именно с неё началась его популярность.
Немного уступает лидеру Иван — главный герой новогодней сказки о настоящей любви «Чародеи». Приступая к работе над картиной, Абдулов предупредил режиссёра Константина Бромберга, что сниматься может только ночью. Как выяснилось, артист занят одновременно в четырёх картинах («Чародеи» стали пятой), а по вечерам играет спектакли в «Ленкоме». Кстати, после выхода фильма многие сравнивали героя Абдулова, в финальной сцене одетого в белый костюм-тройку, с персонажем Джона Траволты из картины «Лихорадка субботнего вечера».
На третьей позиции персонаж Абдулова из криминальной драмы Виктора Сергеева «Гений». Именно с этой картины началось многолетнее сотрудничество актёра и режиссёра. В кинопрокате «Гений» шёл всего четыре дня, зато в 1993 году он стал одним из лидеров видеопроката среди отечественных фильмов и занял второе место. Ленту наградили Специальным призом за сценарий на фестивале «Кинотавр» в 1992 году.
Четвёртое место занимает модник и меломан Володя из комедии Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная». Здесь также Александр Абдулов виртуозно совмещал съёмки в нескольких проектах и спектакли в «Ленкоме». Однажды артист не явился на площадку, сославшись на болезнь. Когда выяснилось, что на самом деле он улетел на гастроли на Сахалин, разразился жуткий скандал. Руководство «Мосфильма» требовало заменить актёра, но режиссёр отстоял Абдулова, так как не представлял лучшего исполнителя роли пижона Володи.
Замыкает пятёрку Жакоб — подручный графа Калиостро в фильме Марка Захарова «Формула любви». Изначально этого персонажа в сценарии не было. Артист обратился к Захарову с просьбой о роли. После этого сценарист Григорий Горин ввёл в сюжет ещё одного слугу Калиостро. И не зря. Именно Абдулов придумал эпизод, в котором его герой снимает парик и превращается в другого человека.
Также зрители (14,5%) отметили Митю — героя мелодрамы Павла Арсенова «С любимыми не расставайтесь», Никиту из фильма Татьяны Лиозновой «Карнавал» — его назвали 13% и Ланцелота — рыцаря из притчи Марка Захарова по пьесе Евгения Шварца «Убить дракона» — 6% опрошенных.
Фильм-катастрофу «Мира» покажет «ТВ-1000. Русское кино»

Телевизионная премьера фильма «Мира» режиссера Дмитрия Киселёва состоится на «ТВ-1000. Русское кино» 4 июня 2023 года.
Его действие происходит в недалеком будущем во Владивостоке, где живет главная героиня 15-летняя Лера (Вероинка Устимова) с мамой, сводным младшим братом Егором и отчимом. Ее родной отец (Анатолий Белый) работает бортинженером на космической станции «Мира», он давно не был на Земле, общается с дочерью только по телефону и с помощью искусственного интеллекта приглядывает за ней. Ученые замечают огромный метеорит, который приближается к Земле, расколется на мелкие куски и по их расчетам сгорит в атмосфере, но вопреки прогнозам Тихоокеанский регион оказывается под метеоритным дождем, разрушающим всю инфраструктуру города. Лера с братом остаются один на один с катастрофой, помочь им может только «ангел-хранитель» - отец, указывающий путь к спасению, за которое он готов заплатить собственной жизнью.
В картине также снялись Дарья Мороз, Максим Лагашкин, Евгений Егоров, Андрей Смоляков, Кирилл Зайцев, Владимир Симонов, Татьяна Догилева, Игорь Хрипунов и др. В российский прокат «Мира» вышла в декабре 2022 года.
Эфир в 18.15.