Ларс фон Триер борется с болезнью ПаркинсонаСергей Лавыгин и Мария Луговая стали родителямиНаталия Медведева стала мамой в третий разLittle Big отменили российский тур«Евровидение 2023» пройдет в Великобритании при участии Украины, город будет объявлен позжеРежиссеру Илье Белостоцкому дали срок за педофилиюАня Тейлор-Джой вышла замужРуслана Писанка скончалась в ГерманииЭмили Ратажковски рассталась с мужемДженнифер Лопес и Бен Аффлек тайно поженилисьУмер гитарист «Аракса» и «СВ» Вадим ГолутвинМария Шарапова стала мамойГригорий Лепс стал народным артистом РоссииСофи Тернер стала дважды мамойВлади из «Касты» стал отцом в третий разВладимир Холстинин стал отцомОбщественная палата РФ готовит официальный список запрещенных артистовУмер звезда «Клана Сопрано» и фильмов Вуди Аллена Тони СирикоСериал о «Короле и шуте» выбрал музыкантов с помощью народного кастингаПервый день «Российской креативной недели» свернули из-за штормового предупреждения

Рецензия на фильм Жюлии Дюкурно «Титан»: Вакхическая ярость

постер к фильму

Оценка: 10 из 10

Премьера фильма «Титан» состоялась на 74-м международном Каннском кинофестивале, где лента получила главный приз – «Золотую пальмовую ветвь». Режиссёр: Жюлия Дюкурно. В ролях: Венсан Линдон, Агата Руссель и другие.

Незадолго до победы «Титана» из твиттера пришел слух, что он возьмёт «Золотую пальмовую ветвь». По-видимому, иронизируя над этим, председатель жюри Спайк Ли объявил исход в самом начале церемонии, как бы отменяя этим жестом возможность триумфа «Титана». Однако, вопреки всем ожиданиям, в конце церемонии он уже без иронии подтвердил победу «Титана».

Во второй по значимости программе фестиваля – в «Особом взгляде» тоже награду забрала женщина, Кира Коваленко, снявшаяся про очень тесные просторы Кавказа и тяжёлое существование девушки Ады в обстоятельствах тотального непонимания и отсутствия голоса. Это очень разное кино, но с уверенностью можно сказать, что ни та, ни другая награды не были выбраны по гендерному принципу. Если Коваленко говорит о силе языком слабости и нежности, то Дюкурно реализует священное насилие: измывается над зрителем, используя все запрещённые и не очень приёмы, то атакуя зрителя, то доводя его до экстаза. В этом смысле Дюкурно следует парадигме провокационного кинематографа в духе Гаспара Ноэ, тоже представившего новый фильм на 74-м Каннском фестивале, Ларса фон Триера или Дэвида Кроненберга, у которого она заимствует влечение к машинам.

Победа фильма Жюлии Дюкурно переворачивает правила игры в производстве кино по двум причинам: во-первых, это всего лишь вторая за всю историю Каннского фестиваля победа женщины-режиссера (после Джейн Кэмпион с фильмом «Пианино»). Во-вторых, эту работу выбрали не из-за конъюнктурной повестки, а потому, что она, как и прошлогодние «Паразиты», значительно выделялась на фоне других фестивальных картин, заигрывая с жанром, деконструируя его, возрождая на останках феминистского боди-хоррора новую парадигму и новую синтагму в кино.

«Титан» — это безусловно низовое кино, сотканное на территории миноритарности, микропоэтики и микрополитики, а потому и выбор его в качестве победителя — ошибка, сбой, щемящее смещение, как и неожиданный слив результатов Спайком Ли, о котором он сам, кажется, пожалел. Такое возмутительное кино не побеждает в Каннах, а вызывает возмущение зала и необходимость вызова скорой помощи для некоторых зрителей (как это было с рядом показов Гаспара Ноэ).

Так, «Титан» — это насилие, которое имеет смысл, пощёчина «папочкиному» кино и изысканному и утончённому кинокритическому вкусу, это китч, кэмп и карго, вывернутые наизнанку и ставшие авангардом. На фоне «Титана» «Искушение» Пола Верховена выглядит вполне привычным фильмом, как и «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна — обычной картиной о красоте на языке эстетики.

Алексия, мать хаоса, с самого детства отличается непокорным нравом, взращённым в ней то ли абьюзивными родителями, то ли удушающей теснотой социального порядка. Она с самого начала стремится освободиться от невыносимой легкости мещанского бытия, а для этого нужно как минимум разнести себе полголовы (навсегда сбросить с себя бремя конвенциональных стандартов красоты), а как максимум — забрать с собой в Тартар (нижнее небо, где обитают мифологические титаны, приверженные богами) как можно больше людей.

Это кино о свободе даже вне эмансипаторной диалектики, укладывающейся в кожевско-гегелевскую логику раба и господина. «Титан» — это вакхическая ярость, это месть преданной забвению Лилит или первого человека-андрогина до всякой гендерной (и сексуальной) бинарности.

Алексия не однозначно положительный персонаж, не героиня и не жертва, ей не нужны права, так как она уже ими обладает, от симпатии и эмпатии, которые у зрителя вызывают первые сцены с ней, нарратив движет дальше — к недоумению и неподдельному страху.

Нет смысла пересказывать сюжет этой картины (тем более что сама режиссер заменила синопсис описанием металла), но можно перечислить референсы, к которым апеллирует и сама Дюкурно. Это, в первую очередь, фильм «Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга по произведению Джеймса Балларда, а ещё «Сало» Пазолини, фильмы дель Торо и Карпентера. Со всеми ними ее работу роднит неприкрытая монструозность, дерзость и недосказанность в авторском посыле. Тем не менее, обвинять «Титана» во вторичности по отношению к тому же Кроненбергу попросту неверно. «Автокатастрофа» хоть и повествует о новой жизни и новой плоти, но делает это старыми способами, прибегая к объективации и эдипизации изображения. В то же время фильм Дюкурно — это женский, в каком-то смысле предшествующий мужскому взгляд, особая оптика и перспектива.

Чтобы дать приз фильму Дюкурно фестивалю в Каннах нужно было даже не «повзрослеть» (как выразился Венсан Линдон на завершающей Канны конференции), а стать ребёнком, животным, киборгом или сумасшедшим, то есть сломаться, слететь с катушек, сойти с ума. Так, это решение — не вне политики и не в рамках искусства, но оно эстетизирует политику и политизирует искусство, взывая к новому несвоевременному (сверх)человечеству, которое всегда еще не существует.

Анна Стрельчук, Канны, InterMedia

Карен Шахназаров получил орден «За заслуги перед отечеством»

Илья Золкин

Очередной указ о награждении государственными наградами Российской Федерации подписал президент Владимир Путин 8 августа 2022 года. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Ордена «За заслуги перед отечеством» III степени с формулировкой «За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю творческую деятельность» удостоен режиссер и руководитель киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, недавно отпраздновавший юбилей. Такую же награду получила директор Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Елена Щербакова.

Звание «заслуженный артист РФ» получила киноактриса Ия Нинидзе, «заслуженный деятель искусств РФ» - один из руководителей киностудии «Союзмультфильм» Михаил Алдашин.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Красную Африку» и «Нет пути домой» покажут на фестивале «Докер» в Москве

предоставлено пресс-службой фестиваля

Международный фестиваль «Докер» пройдёт в восьмой раз в московском киноцентре «Октябрь» с 15 по 24 августа 2022 года.

Смотр показывает актуальные и заметные образцы авторского документального кинематографа. Зрители смогут увидеть и обсудить вместе с авторами, психологами и журналистами 65 новых фильмов из 25 стран мира, большинство из которых будут показаны в нашей стране впервые. Фильмы этого года — призеры и участники престижных киносмотров 2021 и 2022 годов, среди которых: Берлинский Кинофестиваль, IDFA в Амстердаме, Hot Docs в Торонто, Visions du réel в Нионе, CPH:DOX в Копенгагене и многие другие.

Сразу после Закрытия фестиваля в киноцентре «Октябрь» и определения победителей, с 25 по 28 августа в кинотеатрах Москино пройдут показы лучших фильмов. Кроме того, показы фильмов «Докера 2022» пройдут в Санкт-Петербурге с 23 по 25 сентября (Киноцентр «Дом кино») и Ярославле с 10 по 12 октября (Киномакс «Аура»).

Фестиваль «Докер» состоит из двух основных конкурсных программ — полный и короткий метр, — по итогам которых Международное жюри и зрители вручат призы в 8 номинациях. Параллельно пройдут показы специальных секций: «Let IT Dok!» — единственной в мире конкурсной кинопрограммы об IT-технологиях, «DOKer Kids» — секция неигровых фильмов для детей и семейного просмотра и программа о ментальном здоровье «Док Терапия», все показы которой пройдут с последующим разбором с психологами и психотерапевтами. Зародившаяся в прошлом году программа «Новая школа» представит студенческие работы из новых перспективных мастерских. Подростки из лаборатории документального кино «Зеркало будущего» под руководством Татьяны Соболевой, студенты мастерской Дмитрия Кубасова и Елены Хоревой из Московской Школы Нового кино и участники мастерской Юлии Мироновой и Светланы Печеных из Киношколы Лендок раздвигают горизонты документального кино, прокладывая новые тропы и открывая свой авторский стиль. Нововведением фестиваля этого года стала программа отечественного кино «Док Станция», которая представит 9 неординарных историй, снятых в самых разных регионах страны.

Откроется фестиваль в Москве 15 августа премьерой исторического эпоса «Красная Африка» — о тридцатилетней дружбе между черным континентом и СССР. Пронзительное погружение в прошлое, без нотаций и закадровых комментариев, Автор фильма — кинодокументалист, историк кино и художник Александр Марков, фильмы и видеоинсталляции которого демонстрировались и получали призы на крупных кинофестивалях и выставках современного искусства. Мировая премьера «Красной Африки» прошла в апреле этого года на престижном фестивале документального кино «Visions du Réel» в Швейцарии. Также фильм успел побывать на фестивалях в Португалии и Сенегале. На «Докере» состоится Российская премьера ленты, после показа — обсуждение с авторами. Картина также является участником основного конкурса.

Всего в программе основного конкурса этого года — 10 лент из Австрии, Великобритании, Италии, Китая, Мексики, Нидерландов, Перу, Португалии, России и Франции, которые Среди хедлайнеров основного конкурса — мировая премьера российской картины «Живой», герой которой при помощи скульптур воскрешает память о погибших солдатах Второй мировой войны. «Нет пути домой» — пронзительная история об отце и дочери и о том, через что приходится пройти иммигрантам и их детям. Китайская кинолента «Мистер Тан» позволит взглянуть на реновацию старых китайских городов глазами их обитателей, а итальянская картина «Дети спящего великана» расскажет о жизни в крошечном вымирающем городке, затерянном в сердце Италии. Конфликт между жаждой свободы и созависимостью разгорится в душе 23-летней француженки по имени Чайла, героини одноименного фильма. Ей предстоит вырваться из-под контроля партнера-тирана и отстоять право сохранить опеку над собственными детьми. А героине «Путешествия Пати», молодой женщине из народа Уичоли, предстоит другая борьба — за то, чтобы у женщин из её общины было то, чего не хватало самой Пати: безопасность, поддержка и возможности для самореализации.

Полное расписание и билеты на показы — на сайте фестиваля midff.ru

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля
Теги: документальные фильмы, анонс кинофестиваля, Докер

Джейсон Айзекс снимется в байопике Кэри Гранта

соцсети

Легенда Голливуда Кэри Грант станет героем 4-серийного телефильма. Главную роль в мини-сериале «Арчи» сыграет Джейсон Айзекс («Гарри Поттер», «Смерть Сталина»), сценарий написал Джефф Поуп («Исповедь», «Филомена»). Сериал станет первый проектом нового британского видеосервиса ITVX. Продюсируют его ITV Studios и BritBox International.

Авторы расскажут о жизни легендарного актера, чье настоящее имя Арчибальд Александр Лич (отсюда и название «Арчи»), начиная с его детства, проведенного в нищете в Бристоле (где мальчик пережил смерть старшего брата, болезнь и уход матери и сложные отношения с отцом-алкоголиком). В 14 лет Арчибальд присоединился к труппе Боба Пендера и переехал в США, и вскоре после этого родился Кэри Грант. За свою 30-летнюю карьеру он сыграл в более чем 70 фильмах. Среди них «Грошовая серенада» и «Только одинокое сердце», принесшие две номинации на «Оскар», а также «Воспитание Крошки», «Праздник», «Его девушка Пятница», «Дурная слава», «Поймать вора», «Гордость и страсть», «На север через северо-запад», «Шарада». Почетный «Оскар» был вручен ему в 1970 году.

Много внимания будет уделено не только успешной кинокарьере актера, но и его бурной личной жизни: Кэри был женат пять раз, и, несмотря на то, что он был одним из секс-символов своего времени, ему часто не везло в отношениях с женщинами. В 1961 году после нескольких неудачных браков он начал ухаживать за телезвездой Дайан Кэннон, которая была на 30 лет моложе и не сразу поддалась его чарам. Он поженились в 1965-м, и через год Грант навсегда ушел из кино. Этому роману будет уделено особое внимание в сериале.

- Был только один Кэри Грант, и я не настолько глуп, чтобы попытаться встать на его культовое место, — говорит Айзекс. - Арчи Лич – другое дело, он придумал новую личность, чтобы спасти себя.

Дженнифер Грант (дочь Кэри и Дайан), благословила сценарий Поупа, охарактеризовав его как «историю, которая блестяще запечатлела отца».

Источник: Deadline Фото: соцсети
Теги: байопик, Кэри Грант, Джейсон Айзекс, Арчи
β 16+