Рецензия на фильм Павла Лунгина «Эсав»: Крик чайки не потопил корабля
Оценка: 6 из 10
Новая лента Павла Лунгина «Эсав» стала фильмом открытия международного кинофестиваля «Меридианы Тихого». Сценаристами картины выступили Павел Лунгин и Евгений Руман, главные роли исполнили Лиор Ашкенази, Марк Иванир, Харви Кейтель, Юлия Пересильд и Шира Хаас.
Православный крестьянин из Израиля Михаил Назаров привозит в Иерусалим огромный колокол, чтобы воздать должное своей религии. Возвращаясь домой, он неожиданно видит горящий куст и таящегося в нём ангела, понимает, что его истинное предназначение – быть евреем, и проходит обряд обращения в иудаизм. Много лет спустя в Америке его внук, писатель по имени Эсав, презентует новую книгу и задерживается, чтобы раздать автографы, а затем отправляется к себе домой, где посреди ночи его будит телефонный звонок. Бросив всё, Эсав мчится на родину в Израиль, где не был 30 лет и где оставил отца, брата и любимую женщину.
«Подобно отцу и брату, я тоже зарабатываю на хлеб хлебом, но опять-таки я не пеку его. Я пишу о нём. Я отрёкся от семейной традиции страданий, от ада печи и жара поддонов, от мёртвой тяжести мешков с мукой». «Эсав» – это экранизация одноимённого романа популярного израильского писателя Меира Шалева и удивительным образом первая экранизация Шалева вообще: он выпускает романы с 1980-х годов, однако до сих пор никому ни разу не удавалось перевести его сюжеты на язык киноплёнки. Попытки предпринимались неоднократно, однако все отважные сценаристы и режиссёры упирались в многообразие персонажей и времён, о которых рассказывается в рамках одной книги. И вот за «объятие необъятного» смело взялся Павел Лунгин, которому удалось довести начатое до конца и выпустить полнометражный фильм – хотя роману «Эсав» больше пошёл бы формат мини-сериала, да и режиссёр в какой-то момент склонялся к этому варианту, признавшись в одном из интервью, что «со страху слишком много наснимал» – но с мини-сериалом, увы, так и не сложилось.
Увы, именно формат полнометражного кино ленту в результате и сгубил. «Я принадлежу к числу людей, убеждённых, что в итоге длинной цепи причин и следствий крик чайки возле мыса Доброй Надежды способен потопить корабль в проливе Ла-Манш» – говорит о себе герой книги Меира Шалева. У самого Эсава и других героев того же романа с причинно-следственными связями всё в порядке, чего не скажешь о персонажах лунгинского фильма: режиссёр принял решение отбросить большинство второстепенных сюжетных веток романа и сфокусироваться на отношениях двух братьев и их родителей, но даже эти линии качественно раскрыть ему всё-таки не удалось. Начало картины детально отражает те сцены, которые касаются гера Назарова и возвращения Эсава домой, но дальше события начинают разворачиваться будто бы схематично – на подробном освещении эмоций и мотиваций героев в некоторых сценах Лунгин не задерживается, оттого многие их поступки остаются необъяснёнными. Крупными мазками, точно наспех, обрисованы главные сюжетные арки – словно создатель одёргивает себя и напоминает, что у него не так уж много времени и на то, чтобы рассказать обо всём подробно, его точно не хватит. Несмотря на это, местами он старается делать реверансы в сторону первоисточника, кляксами разбрасывая по полотну кинокартины прямые цитаты из книги и вставляя вовсе не обязательных для раскрытия его замысла персонажей – но это общей ситуации уже не спасает, несмотря на кучу других плюсов фильма.
Визуальный ряд у ленты получился на удивление «израильским», в тоскливых серых тонах – изображение до того аутентично, что постоянно удивляешься, почему герои говорят не на иврите. К актёрам придраться невозможно – убедительно философичен и Лиор Ашкенази, смахивающий на самого Меира Шалева, и Харви Кейтель, отлично отыгрывающий погружённого в старческие проблемы и заморочки отца, и звезда «Неортодокса» и «Штиселя» Шира Хаас, и удивительно чутко вжившаяся в роль матери Юлия Пересильд. А в какой-то момент «Эсав» перестаёт быть кинолентой и становится этаким телеспектаклем, разворачивающимся в декорациях то пекарни, то огромного неуютного дома, то кладбища. Лунгин также отошёл от первоисточника, сделав чуть больше упора на очевидные библейские (а точнее – торические) аналогии: тут и горящий куст, и путаница с первенством, и проданное за пару очков первородство.
В сухом остатке получается, что экранизация получилась не такой дословной, как, например, «Щегол» (хотя с каких пор дословность считается дурным тоном?), а скорее «частичной» – здесь будет вполне уместно провести параллель с «Полной иллюминацией». В качестве отдельного кинопроизведения «Эсав» вроде бы не так уж плох, но, как обычно бывает с экранизациями, книга лучше – остаётся перечитывать её в ожидании, когда до романов Шалева доберутся и другие режиссёры – лучше всего бы, конечно, Мишель Гондри или Эмир Кустурица.
Татьяна Трейстер, InterMedia
Роберт Де Ниро возвращается в Белый дом со специальным заданием в трейлере «Нулевого дня»
Трейлер сериала «Нулевой день» (Zero Day) представил 22 января 2025 года Netflix. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в 6-серийном политическом триллере сыграли Роберт Де Ниро, Лиззи Каплан, Джесси Племонс, Джоан Аллен, Конни Бриттон, Мэттью Модайн и Анджела Бассетт, режиссером проекта стала Лесли Линка Глаттер, сценаристами и шоураннерами Эрик Ньюман и Ноа Оппенгеймер.
По сюжету, бывший президент США Джордж Маллен (Де Ниро) как глава комиссии «Нулевой день» получает задание найти виновных в разрушительной кибератаке, которая вызвала хаос по всей стране и тысячи жертв. Он работает над совершенно секретным расследованием по поручению нынешнего президента Эвелин Митчелл (Бассетт), чтобы не допустить повторения терактов. Когда общественности становится известно об этом назначении, СМИ угрожают рассказать всем правду о личности Маллена и его темном прошлом и проблемах в настоящем.
Премьера «Нулевого дня» состоится на Netflix 20 февраля.
Ольга Лерман и Анна Михалкова играют российскую императрицу в трейлере фильма «Екатерина Великая»
Первый трейлер художественно-документального фильма «Екатерина Великая» обнародовала 22 января 2025 года кинокомпания «Централ Партнершип». Кинопроект снят по заказу ПАО «Газпром» и при поддержке телеканала НТВ кинокомпанией 1-2-3 Production. Лента создана в рамках цикла исторических проектов «Русь» о событиях и личностях, которые стояли у истоков современной России. Картина «Екатерина Великая» станет прямым продолжением фильмов «Петр I. Последний царь и первый император» и «Императрицы». Художественным руководителем проекта выступил автор предыдущих фильмов цикла Андрей Кравчук, а режиссером-постановщиком — Морад Абдель-Фаттах. Роль российской императрицы Екатерины II в разном возрасте исполнили Ольга Лерман и Анна Михалкова, а также снялись Евгений Шварц (Карл Ульрих, будущий Петр III), Евгений Харитонов (Потемкин), Виктор Добронравов (Алексей Орлов) и другие.
- После эпохи дворцовых переворотов появится новая яркая историческая фигура — Екатерина II. Как и многие, она могла ограничиться титулом жены императора, но своим упорством и целеустремленностью Екатерина смогла доказать, что ее место на престоле, - сообщается в синопсисе. - В 14 лет она узнала, что ей предстоит стать невестой Петра III и матерью будущего наследника. Эти статусы не сильно волновали Екатерину, ее заветной мечтой было править: она видела потенциал Российской империи и хотела воплотить в ней идеи просвещения. Суждено ли идеалам Екатерины стать реальностью? И не обернутся ли ее идеи против нее самой? В антураже Петергофа, парка Ораниенбаум и особняка Кельха развернется история становления Екатерины II: от Софии Августы до великой императрицы.
В российский прокат художественно-документальный фильм «Екатерина Великая» выйдет 20 февраля
Райан Гослинг может сняться в новых «Звездных войнах»
Райан Гослинг ведет переговоры о съемках в очередной части кинофраншизы «Звездные войны». Как сообщает Hollywood Reporter со ссылкой на инсайдеров, речь идет о пока безымянном фильме, режиссером которого назначен Шон Леви («Ночь в музее», «Дэдпул и Росомаха»).
Режиссер разрабатывает свои «Звездные войны» с 2022 года. Джонатан Троппер, который сотрудничал с ним над такими фильмами, как «Дальше живите сами» и «Проект «Адам», работает над сценарием уже больше года. Подробности сюжет не разглашаются. Неясно, когда в хронологии «Звездных войн» будут происходить события фильма Шона Леви, однако, как сообщается, он не будет связан с сагой о Люке Скайуокере. В календаре релизов на 17 декабря 2027 года фигурирует безымянный фильм «Звездные войны», возможно, речь именно об этом проекте.
Следующий фильм киновселенной «Мандалорец и Грогу» должен выйти 22 мая 2026 года. Его съемки завершились в декабре 2024-го.