Ольгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФ

Рецензия на фильм Сергея Лозницы «Государственные похороны»: Куда шагает Сергей Лозница?

постер к фильму

Оценка: 8 из 10
Фильм Сергея Лозницы «Государственные похороны» показали вне конкурса 76-го Венецианского фестиваля.

Новый фильм Сергея Лозницы - это грандиозное монтажное историческое кино, возрождающее авангардистский дух киноков и документалистскую эстетику Эсфирь Шуб. «Государственные похороны» продолжают логику предыдущей работы режиссёра «Процесс». Новый фильм, как и многие ленты вышеупомянутых кинематографистов, полностью состоит из архивных материалов. Время действия - дни масштабных похорон Иосифа Сталина, с 5 по 9 марта 1953 года.

Объявление о смерти вождя спровоцировало демонстрации по всей стране - массовые перемещения людей, напоминающие то ли крестный ход, то ли паломничество к символическим местам прощания с диктатором. Люди несли вождю цветы и прочие похоронные атрибуты. 7 марта в Колонном зале Дома Союзов к гробу с реальным телом Иосифа Сталина выстроилась многокилометровая очередь из ‘подданных’, желающих проститься.

Маршрут основной массы людей пролегал по Бульварному кольцу через Трубную площадь к Пушкинской площади, и далее по Большой Дмитровке и Тверской (тогда - улицы Пушкинская и Горького).

Эти события, описываемые на экране, состоят из небольших, композиционно организованных кусков хроники. На них накладывается выбранное самим режиссером весьма необычное звуковое сопровождение. Оно вбирает в себя гротескные восклицания о «бессмертии гения», стихи, дифирамбы, декламации. Все это создаёт абсурдно-комический эффект нескончаемого и грандиозного театрального действа.

Вместе с тем, реальность материала этой картины делает зрителя соучастником происходящего. Его собственная темпоральность буквально сливается с экранной. Эта интеграция в сюрреалистический мир, подлинность которого - абсолютный факт, создаёт поистине зловещий эффект.

Палитра цветов, которая рождается на экране, напоминает колористику Сергея Параджанова в «Цвете граната». Трудно сказать, диктует ли это сам символизм ритуальных похоронных практик, или режиссер намеренно выстраивает визуальный ряд, отсылающий к архетипичным образам. Так или иначе, Лознице удаётся усидеть на двух стульях: с одной стороны - сохранить патетику и эпос разворачивающейся на экране мифологемы, а с другой - тут же редуцировать её до холодного наблюдения реальности. Хроникальный материал в его руках как бы лишается своей документальной сущности. А сам режиссёр, несмотря ни на что, все время остаётся в «ноль-позиции», потому что отнюдь не творит произведение искусства из небытия, но разнообразно и последовательно организовывает имеющийся хаос в бесконечно приближающуюся к объективности кинореальность.

Та самая вертовская бессюжетность и эстетико-формальная организация кадров отнюдь не делает ленту истощенной, лишенной самого своего жизненного материала, но, напротив, как бы обогащает её ещё одним измерением, позволяющим зрителю деидентифицироваться и ненадолго стать частью самого этого исторического процесса.

Эсфирь Шуб - одна из родоначальников документального монтажного кино - утверждала, что монтаж вскрывает противоречие кусков жизни. Виртуозно смонтированные в зрительно-ритмическую единицу секвенции кадров у Лозницы действительно высвечивают сущностные контрадикции и несостыковки изображаемых событий. Отстранившись от всемогущества повествователя-режиссера, автору удивительным образом, наконец, удаётся обрести голос в этой нескончаемой, громоздкой и неуклюжей толпе свидетелей последнего пути кровавого диктатора.

Примечательно, однако, что в фильме не упоминается о многочисленных жертвах давки. Мы видим лишь фрагментарно, как маршрут к гробу вождя последовательно ‘забивается’ человеческими телами.

Вместо того, чтобы занимать привилегированную позицию учителя-морализатора, режиссёр исследует и одновременно предлагает зрителю - безмолвному наблюдателю и соучастнику истории - равным образом приступить к изучению этого странного явления. Возможно, у кого-то все-таки получится усмотреть за происходящим его причины.

Анна Стрельчук, Венеция, InterMedia

Книга о Пьере Паоло Пазолини выпущена в России с закрашенным текстом

соцсети

Книга Роберто Карнеро «Пазолини. Умереть за идею» в переводе Мильды Соколовой вышло в издательстве АСТ весной 2024 года. Покупатели обратили внимание, что биография итальянского режиссера и поэта Пьера Паоло Пазолини подверглась цензуре: некоторые фрагменты текста оказались закрыты черными плашками. По некоторым подсчетам, из биографии "исчезла" примерно пятая часть книги, в основном, касающаяся личной жизни героя.

Выложенные с сеть фотографии отцензурированных страниц вызвали обсуждение в СМИ, в связи с чем издательство АСТ выпустило официальное объяснение. В нем сообщается, что правки были внесены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе ст. 6.21 КоАП «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола».

- Такое решение не является универсальным, - заявили в издательстве, - Как правило, зарубежные издатели нон-фикшна не соглашаются на сокращения и правки оригинального текста рукописи. Однако в данном случае правообладатель одобрил предложение издательства АСТ, текущая версия в России вышла с его разрешения. Решение редакции, выпустившей книгу, — вынужденное, чтобы издание могло увидеть свет. Закрасить фрагменты текста — более честный выбор, чем просто вырезать абзацы, будто их в книге и не было. Подобная практика — выпускать книги с заретушированными фрагментами, которые не соответствуют требованиям законодательства — уже широко применяется в российских издательствах.

По мнению АСТ, такое решение только повысит интерес к книге:

- Так, работа Роберто Карнеро стала интерактивной: читатель сам решает, воспользоваться ли ему какими-либо источниками информации, чтобы выяснить, что же скрыто от него в данной версии издания. Благодаря наличию скрытых фрагментов зарождается перекличка исходного текста с современным контекстом, в котором мы живем здесь и сейчас. Кроме того, книга становится артефактом эпохи, атрибутом перформанса, художественного высказывания. Неслучайно и название серии, в которой вышло издание — «Картина времени». Возможно, сигнальный экземпляр книги в скором времени станет экспонатом одного из музеев современного искусства.

Фото: соцсети
Теги: цензура, книги, биография, Пазолини
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Фестиваль актуального российского кино «Маяк» пройдет в Геленджике осенью

предоставлено пресс-службой фестиваля

Второй фестиваль актуального российского кино «Маяк» пройдет в Геленджике с 5 по 10 октября 2024 года. В этом году программу фестиваля дополнит конкурс короткого метра. Его куратором стал киновед, эксперт по короткометражному кино Андрей Щиголев, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе фестиваля.

- Здорово, что «Маяк» открывает секцию короткого метра, этого конкурса не хватало, - говорит Андрей Щиголев. - Будем искать яркие фильмы и авторов, которым есть что сказать. Наша задача собрать в программе все самое актуальное и перспективное. И, да, мы рассматриваем только фильмы, которые не были показаны в России — премьера будет на «Маяке».

Фильмы основного конкурса будут бороться за награды в 7 номинациях: Лучший фильм (Гран-при), Лучшая работа режиссера, Лучший сценарий, Лучшая работа оператора, Лучшая женская роль, Лучшая мужская роль и Лучший дебют. В конкурсе короткого метра по решению жюри будет вручен приз за Лучший короткометражный фильм.

- «Маяк» привлек к себе внимание профессионалов и прессы благодаря тому, что представил срез отличного актуального российского кино, само наличие которого сегодня не всем очевидно, - считает программный директор «Маяка» Стас Тыркин. - Средний возраст режиссера, участвовавшего в конкурсе первого “Маяка”, — 38 лет. В этом году мы надеемся на некоторое его омоложение, благодаря программе короткометражных фильмов, отбор которых будет не менее жестким, чем в основном конкурсе. Но “Маяк” не является фестивалем дебютов, в программе обязательно будут представлены и новые картины ведущих российских авторов.

Прием заявок на участие в основном конкурсе и конкурсе короткометражных фильмов «Маяка» уже открыт. К участию принимаются игровые фильмы, ранее не демонстрировавшиеся в России и не представленные на онлайн-платформах. Заявку можно подать на сайте «Маяка» до 1 августа 2024 года включительно. Аккредитация на фестиваль будет открыта в июле.

«ИнтерМедиа» напоминает, что первый (пилотный) выпуск кинофестиваля «Маяк» прошел в Геленджике с 5 по 9 октября 2023 года и собрал на своей площадке более 300 представителей киноиндустрии и журналистов, пишущих о кино. Программа включала конкурс из одиннадцати российских полнометражных фильмов и серию деловых мероприятий.

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля На фото: Стас Тыркин
Теги: анонс фестиваля, Маяк (кинофестиваль)

Аарон Тейлор-Джонсон и Джоди Комер снимутся в зомби-хорроре «28 лет спустя» Дэнни Бойла

соцсети

Джоди Комер, Рэйф Файнс и Аарон Тейлор-Джонсон исполнят главные роли в фильме «28 лет спустя» (28 Years Later). «ИнтерМедиа» напоминает, что это одновременно и сиквел зомби-дилогии «28 дней спустя» и «28 недель спустя», и первая часть новой кинофраншизы из трех фильмов, задуманной режиссером Дэнни Бойлом и сценаристом Алексом Гарлендом (авторами самой первой картины 2002 года). Как сообщает Deadline, Гарленд напишет сценарии еще двух фильмов, но их режиссером будет Ниа Дакоста («Кэндимен», «Капитан Марвел 2»).

Бойл и Гарленд также продюсируют «28 лет спустя вместе с Эндрю Макдональдом, Питером Райс и Берни Беллью. Киллиан Мерфи, сыгравший главную роль в «28 дней спустя», также возвращается в качестве исполнительного продюсера, о его актерском участии в проекте пока не сообщаtтся. Производством и дистрибуцией занимается Sony Pictures.

β 16+