"Серебряные коньки", "Огонь" и "Седьмая симфония" стали триумфаторами премии "Золотой орел"Олег Меньшиков назвал обвинения Олега Долина «низостью» (Видео)«Купе номер 6» номинировано на «Сезар»Олег Долин обвинил Олега Меньшикова в краже спектакляManeskin перенесли тур и визит в Россию (Видео)Скончался Тьерри МюглерУмер Арнис ЛицитисПриянка Чопра и Ник Джонас стали родителямиУмер Мит ЛоуфМишель Докери выходит замуж за брата Фиби Уоллер-БриджУмер Евгений АрьеГаспар Ульель погиб на горнолыжном курорте«Грэмми» пройдет в Лас-ВегасеУмер режиссер фильмов «Луна в сточной канаве» и «37,2 по утрам» Жан-Жак БенексУмерла вдова Андрея Мягкова Анастасия Вознесенская«Купе номер 6» вошло в лонг-лист BAFTA 2022Тилль Линдеманн не сможет приехать в Россию в конце январяДжейсон Момоа и Лиза Боне разводятсяMachine Gun Kelly сделал предложение Меган Фокс (Видео)Представитель Канье Уэста назвал визит музыканта в Россию «выдумкой»

Рецензия на фильм Сергея Лозницы «Государственные похороны»: Куда шагает Сергей Лозница?

постер к фильму

Оценка: 8 из 10
Фильм Сергея Лозницы «Государственные похороны» показали вне конкурса 76-го Венецианского фестиваля.

Новый фильм Сергея Лозницы - это грандиозное монтажное историческое кино, возрождающее авангардистский дух киноков и документалистскую эстетику Эсфирь Шуб. «Государственные похороны» продолжают логику предыдущей работы режиссёра «Процесс». Новый фильм, как и многие ленты вышеупомянутых кинематографистов, полностью состоит из архивных материалов. Время действия - дни масштабных похорон Иосифа Сталина, с 5 по 9 марта 1953 года.

Объявление о смерти вождя спровоцировало демонстрации по всей стране - массовые перемещения людей, напоминающие то ли крестный ход, то ли паломничество к символическим местам прощания с диктатором. Люди несли вождю цветы и прочие похоронные атрибуты. 7 марта в Колонном зале Дома Союзов к гробу с реальным телом Иосифа Сталина выстроилась многокилометровая очередь из ‘подданных’, желающих проститься.

Маршрут основной массы людей пролегал по Бульварному кольцу через Трубную площадь к Пушкинской площади, и далее по Большой Дмитровке и Тверской (тогда - улицы Пушкинская и Горького).

Эти события, описываемые на экране, состоят из небольших, композиционно организованных кусков хроники. На них накладывается выбранное самим режиссером весьма необычное звуковое сопровождение. Оно вбирает в себя гротескные восклицания о «бессмертии гения», стихи, дифирамбы, декламации. Все это создаёт абсурдно-комический эффект нескончаемого и грандиозного театрального действа.

Вместе с тем, реальность материала этой картины делает зрителя соучастником происходящего. Его собственная темпоральность буквально сливается с экранной. Эта интеграция в сюрреалистический мир, подлинность которого - абсолютный факт, создаёт поистине зловещий эффект.

Палитра цветов, которая рождается на экране, напоминает колористику Сергея Параджанова в «Цвете граната». Трудно сказать, диктует ли это сам символизм ритуальных похоронных практик, или режиссер намеренно выстраивает визуальный ряд, отсылающий к архетипичным образам. Так или иначе, Лознице удаётся усидеть на двух стульях: с одной стороны - сохранить патетику и эпос разворачивающейся на экране мифологемы, а с другой - тут же редуцировать её до холодного наблюдения реальности. Хроникальный материал в его руках как бы лишается своей документальной сущности. А сам режиссёр, несмотря ни на что, все время остаётся в «ноль-позиции», потому что отнюдь не творит произведение искусства из небытия, но разнообразно и последовательно организовывает имеющийся хаос в бесконечно приближающуюся к объективности кинореальность.

Та самая вертовская бессюжетность и эстетико-формальная организация кадров отнюдь не делает ленту истощенной, лишенной самого своего жизненного материала, но, напротив, как бы обогащает её ещё одним измерением, позволяющим зрителю деидентифицироваться и ненадолго стать частью самого этого исторического процесса.

Эсфирь Шуб - одна из родоначальников документального монтажного кино - утверждала, что монтаж вскрывает противоречие кусков жизни. Виртуозно смонтированные в зрительно-ритмическую единицу секвенции кадров у Лозницы действительно высвечивают сущностные контрадикции и несостыковки изображаемых событий. Отстранившись от всемогущества повествователя-режиссера, автору удивительным образом, наконец, удаётся обрести голос в этой нескончаемой, громоздкой и неуклюжей толпе свидетелей последнего пути кровавого диктатора.

Примечательно, однако, что в фильме не упоминается о многочисленных жертвах давки. Мы видим лишь фрагментарно, как маршрут к гробу вождя последовательно ‘забивается’ человеческими телами.

Вместо того, чтобы занимать привилегированную позицию учителя-морализатора, режиссёр исследует и одновременно предлагает зрителю - безмолвному наблюдателю и соучастнику истории - равным образом приступить к изучению этого странного явления. Возможно, у кого-то все-таки получится усмотреть за происходящим его причины.

Анна Стрельчук, Венеция, InterMedia

Сергей Шакуров получил «Золотого орла» за вклад в отечественный кинематограф

Екатерина Чичеткина/InterMedia

Торжественное вручение кинопремии «Золотой орёл» прошло в Первом павильоне Мосфильма 28 января 2022 года.

Церемония началась с выступления помощника президента РФ Владимира Мединского, который зачитал приветствие Владимира Путина в адрес гостей и номинантов «Золотого орла». Президент отметил, что такие яркие мероприятия служат консолидацией кинематографического сообщества и имеют особое значение для глубокого обсуждения актуальных профессиональных проблем.

- Конечно, это настоящий праздник для всех присутствующих, отличная возможность поздравить коллег с присуждением престижной премии, отметить их вклад в развитие традиций отечественного киноискусства, – процитировал Владимир Мединский слова президента. - От души поздравляю, желаю всем здоровья и вдохновения.

От себя Владимир Мединский добавил, что ему отрадно наблюдать поддержку многих фильмов-участников церемонии со стороны государства.

- Наверное, это говорит о том, что наши государственные институции, отвечающие за поддержку кинематографии, вместе с академиками мыслят одинаково и все-таки поддерживают реально хорошие проекты, – подчеркнул он.

Затем под «Песню о корабле» Александра Градского собравшиеся помянули выдающихся кинематографистов и музыкантов ушедших в прошлом году, среди которых были: сам Александр Градский, Андрей Мягков, Анастасия Вознесенская, Владимир Наумов, Кирилл Разлогов, Владимир Меньшов, Валерий Гаркалин, Вадим Алисов, Василий Лановой, Екатерина Градова, Нина Ургант, Валентина Малявина, Юрий Клепиков, Юрий Райский, Андрей Малюков, Инорь Савочкин, Владимир Качан, Кахи Кавсадзе, Резо Габриадзе, Марк Рудинштейн, Петр Мамонов, Нина Русланова, Александр Рогожкин и Сергей Соловьев.

Заметив, что потеряв множество талантливых деятелей культуры, мы остались на этом корабле, нам им и управлять, ведущий церемонии Алексей Агранович приступил к представлению пяти главных фильмов года. Помогал ему в этом Московский оркестр современной музыки Оpensound под управлением Станислава Малышева.

Первым был рассказ о фильме «Серебряные коньки», под который оркестр сыграл отрывки из произведений Александра Скрябина. Лента победила в шести номинациях, став в том числе и «Лучшим игровым фильмом года». Награду в последней номинации вручал Сергей Шакуров (на верхнем фото), отмеченный специальным призом за вклад в российский кинематограф.

- У нас в фильме звучат такие слова: «Я думаю, что мы должны видеть другу в друге то, что у нас есть общее, а не различное». Мне кажется, это были важные слова для того времени, и они важные для нынешнего, - сказал Роман Кантор, получая награду за лучший сценарий «Серебряных коньков».

Соблюдая хронологический принцип, относящийся ко времени действия картин, Алексей Агранович объявил следующую картину - «Капитан Волконогов бежал». Под аккомпанемент оркестра артистки Театра Гоголя исполнили звучащую в ленте песню «Полюшко-поле». Ни в одной из номинаций «Капитан Волконогов бежал» победу не одержал.

Затем был представлен фильм «Уроки Фарси». Его фрагменты озвучил альтист из Флоренции Игорь Полесицкий. Этот фильм тоже не получил ни одной награды «Золотой орел».

Филипп Янковский

Военную драму «Иван Денисович» представили в сопровождении оркестра стихотворением Юрия Левитанского «Были смерти, рожденья, распады, разрывы». Глеб Панфилов получил «Золотого орла» за «Ивана Денисовича» как лучший режиссер, а Филипп Янковский — как исполнитель лучшей мужской роли. В своей речи Филипп Янковский призвал не повторять в нашей истории те драматические события, которые были показаны в фильме.

Завершилось представление наиболее заметных фильмов отечественного кинематографа лентой «Огонь». В посвященной картине мизансцене Анатолий Колмановский исполнил песню Леонида Агутина «Две минуты жизни». «Огонь» был отмечен в трех номинациях.

В заключении на сцену поднялись победители церемонии и те, кто их объявлял: Федор Бордарчук, Сергей Гармаш, Алексей Гуськов, Екатерина Шпица, Виктор Сухоруков, Марина Зудина, Павел Деревянко, Марина Александрова, Андрей Бурковский, Николай Лебедев и другие деятели киноидустрии.

Полный список победителей «Золотого орла» смотрите здесь.

Денис Ступников, InterMedia

Антон и Дарья Златопольские

Фото: Екатерина Чичеткина/InterMedia
Теги: Денис Ступников, Золотой орел, Сергей Шакуров, Серебряные коньки
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Кинофестиваль «Сандэнс» объявил победителей

кадр из фильма

Американский фестиваль независимого кино «Сандэнс» назвал победителей ночью 29 января 2022 года. Победителем драматического американского конкурса стала мистическая лента о сиделке-иммигрантке «Няня», а документального – лента «Изгнанники» об активистке и режиссёре Кристин Чой.

В международной секции награды ушли боливийской драме «Утама» (что переводится «наш дом») и документальной ленте из Индии «Все эти дыхания» о спасении чёрных коршунов. Призы зрительских симпатий достались картинам «Навальный», «В ритме ча-ча-ча», «Территория», «Портрет Агнес» и «Девчачья картинка».

Полный список победителей:

Секция игрового американского кино

Гран-при жюри: «Няня»

Приз зрительских симпатий: «В ритме ча-ча-ча»

Лучший режиссёр: Джейми Дэк («Пальмы и электростанции»)

Лучший сценарий: «Непредвиденная ситуация»

Специальный приз за артистичное видение: «Кровь»

Гран-при за лучший актёрский состав: «892»

Секция документального американского кино

Гран-при жюри: «Изгнанники»

Приз зрительских симпатий: «Навальный»

Лучший режиссёр: Рейд Девенпорт («Я тебя не заметил»)

Приз за монтаж: «Огонь любви»

Секция игрового международного кино

Гран-при жюри: «Наш дом» («Utama»)

Приз зрительских симпатий: «Девчачья картинка»

Лучший режиссёр: Марьяна Эр Горбач («Клондайк»)

Лучший актёр: Тереза Санчес («Dos Estaciones»)

Специальный приз за креативное видение: «Леонор никогда не умрёт»

Секция документального международного кино

Гран-при жюри: «Все эти дыхания»

Приз зрительских симпатий: «Территория»

Лучший режиссёр: Саймон Леринг («Дом из щепок»)

Специальный приз жюри: «Окушерки»

Фото: кадр из фильма "Няня"
Теги: Кинофестиваль «Сандэнс», Няня, В ритме ча-ча-ча, Навальный

"Серебряные коньки", "Огонь" и "Седьмая симфония" стали триумфаторами премии "Золотой орел"

предоставлено пресс-службой премии

Церемония вручения кинопремии "Золотой орёл" состоялась в Первом павильоне Мосфильма 28 января 2022 года. InterMeia публикует список победителей.

Лучший короткометражный фильм - "Друг" (Андрей Светлов)

Лучший неигровой фильм - "Бондарчук. Battle" (Илья Белов)

Лучший анимационный фильм - "Конь Юлий и большие скачки" (Константин Феоктистов)

Лучшая музыка к фильму - Алексей Айги ("Белый снег")

Лучшая работа звукорежиссера - Алексей Самоделко ("Огонь")

Лучшие визуальные эффекты - компания CGF ("Конёк-Горбунок")

Лучший монтаж фильма - Мария Лихачёва, Дмитрий Слобцов ("Серебряные коньки")

Лучшая работа художника по гриму и пластическим эффектам - Петр Горшенин и Татьяна Вавилова ("Последний богатырь: Корень зла")

Лучшая работа художника по костюмам - Татьяна Патрахальцева, Галина Солодовникова ("Серебряные коньки")

Лучшая работа художника-постановщика - Александр Загоскин ("Серебряные коньки")

Лучшая женская роль сериала - Александра Урсуляк ("Пингвины моей мамы")

Лучшая мужская роль сериала - Алексей Гуськов ("Седьмая симфония")

Лучший сериал онлайн-платформы - "Вертинский" (Авдотья Смирнова)

Лучший телевизионный сериал - "Седьмая симфония" (Александр Котт)

Лучший сценарий - Роман Кантор ("Серебряные коньки")

Лучшая мужская роль второго плана - Иван Янковский ("Огонь")

Лучшая женская роль второго плана - Ирина Горбачева ("Огонь")

Лучшая операторская работа - Игорь Гринякин ("Серебряные коньки")

Лучшая мужская роль в кино - Филипп Янковский ("Иван Денисович")

Лучшая женская роль в кино - Мария Аронова ("Пара из будущего")

Лучшая режиссёрская работа - Глеб Панфилов ("Иван Денисович")

Лучший игровой фильм - "Серебряные коньки" (Михаил Локшин)

Специальный приз за вклад в российский кинематограф - Сергей Шакуров

β 16+