Ирина Устинова: «Высокое музыкальное искусство – неотъемлемая часть комфортной среды»
Всероссийский форум «Академическая музыка в малых городах России»прошел в Карелии в конце сентября 2018 года. Его главной темой стало развитие регионального музыкального пространства и эффективные методы привлечения аудитории на концерты академической музыки. Об итогах мероприятия рассказала «Музыкальному Клондайку» директор Карельской государственной филармонии и идеолог форума Ирина Устинова.
Как задумывалась идея создания Всероссийского форума, почему решили проводить его именно в Кондопоге?
- Летом 2017 года Кондопожский Дворец искусств получил статус филиала Карельской филармонии. Произошло это как раз перед началом концертного сезона, и мы экстренно стали соображать, что делать с этим великолепным наследием и как его развивать. Важным этапом стала наша совместная поездка с руководством филиала на органный форум в Челябинск, который проходил на базе их филармонии. По его окончании мы поняли, что нам необходимо провести мероприятие подобного масштаба в Кондопоге. <…> Изначально это мероприятие задумывалось как органный форум, но в процессе подготовки мы решили провести более масштабное мероприятие. Мы понимали, что вопрос не только в том, как привлечь внимание к новому органному залу, но и в том, как вообще заниматься продвижением академической музыки в малых городах. Здесь, как и во многих других уголках нашей страны, существует немало проблем, которые в итоге были объединены главной темой: «Как сформировать филармоническую среду». На форуме мы много общались, делились опытом, спорили, слушали интересные лекции, и я уверена, что каждый уехал с новыми идеями и планами.
С какими общими проблемами сталкиваются филармонии в малых городах России?
- Главная проблема, собственно, одна – как привлечь публику в зал. По статистике академическую музыку в среднем слушают от трех до пяти процентов населения. У нас в Кондопоге, с прекрасным наследием в виде зала и органа и населением 30 тысяч человек, эта проблема стоит особенно остро.
Карельская филармония – это уникальное культурное учреждение, так как она находится в городе с населением менее 300 тысяч…
- Чем больше мы общаемся сейчас с коллегами, тем больше мы понимаем: таких как мы, много, но мы обычно в тени. Понимаете, руководители концертных организаций регулярно встречаются на различных мероприятиях, но на виду, как правило, крупные филармонии, а здесь – другая история. Карельской филармонии 80 лет, и с какими бы проблемами мы не сталкивались, нам помогают наш опыт, традиции, партнеры-музыканты. А Кондопоге все гораздо сложнее. Пока этот зал не был нашим филиалом, мы здесь практически не работали: у нас не было (и нет) бюджетных дотаций, а билеты должны быть доступны по цене, поэтому каждый выезд для нас был большой проблемой. Но теперь, даже понимая, что мы не заработаем на концертах в органном зале, мы стали ездить туда чаще в расчете на то, что когда-нибудь это даст свои плоды.
На форуме поднималась тема виртуальных концертных залов в регионах. В Карелии уже появились площадки, на которых реализуется этот проект?
- На сегодняшний день ни одной такой площадки нет. Но прошедший форум дает нам основания полагать, что несколько таких залов в ближайшее время появятся в районах Карелии. Для нас виртуальный зал – это инструмент просвещения и пропаганды академической музыки. Используя опыт коллег из Екатеринбурга и Вологды, мы предварительно договорились о сотрудничестве с Национальной библиотекой Республики Карелия, у них есть и филиальная сеть по республике, и доступ к интернету в филиалах, и желание заниматься формированием культурной среды в районах.
Существует ли сотрудничество между «малыми» филармониями России?
- Все филармонии очень разные: по какому признаку не рассматривай – везде есть свои отличия. Если вы называете «малыми» филармонии в малых городах, так это не всегда справедливо: можно в малых городах встретить концертные организации, работающие гораздо более эффективно, чем некоторые филармонии в городах крупных.
Мы, увы, не очень удобно для активного сотрудничества расположены на территории России: Карелия значительно удалена от основных филармонических «скоплений», за нами только Мурманск, да и до него еще около суток езды на поезде. Мы, конечно, всегда находимся в курсе событий – нам помогает в этом Союз концертных организаций России, Московская филармония и Федеральная программа «Всероссийские филармонические сезоны», близость к Петербургу, а так же собственные творческие контакты с коллегами из других регионов. Но мы возлагаем надежды на то, что форум станет новым объединяющим звеном в нашем сотрудничестве.
Прошел первый такого рода и масштаба форум, будет ли продолжение?
- Мне бы хотелось, конечно. Мы часто встречаемся с коллегами на разных площадках в рамках деятельности Союза концертных организаций России. Но там доминируют обычно большие филармонии, что, с одной стороны правильно: они – флагманы, которые задают общий тон, делятся технологиями, и это важно. Но если крупные города похожи, малые, как правило, очень различны между собой, и здесь особое значение имеют любые детали и нюансы. Хорошо, что была возможность поделиться ими. <…> Форум должен проводиться на разных площадках в разных регионах. Было бы неплохо по истечении года вновь собраться где-то и посмотреть, что поменялось, а что нет.
Как вы считаете, есть ли все-таки будущее у филармоний в малых городах, будут ли они расширяться, станут ли они центром всей культурной жизни города или на данный момент существуют сложности, которые непреодолимы, это могут быть и финансовые и ресурсные, когда не хватает артистов или квалифицированных специалистов?
- Можно отнестись к этому вопросу пессимистично и сказать, что да, к сожалению, мы обречены на выживание, что при всеобщей оптимизации наши потери заметнее, чем у крупных филармоний. Но в культуре очень многое зависит от личности, и это обязывает меня как руководителя к оптимизму. И все, кто приезжает в Карелию, видят, как работает команда филармонии, и дают нашей работе высокую оценку.
Какими качествами и знаниями должен обладать лидер такой культурной институции, как, например, филармония?
- К сожалению, мы понимаем, что у нас нет такого ВУЗа, который мог бы предоставить готовый рецепт руководителя. Мне кажется, что здесь должны быть несколько базовых вещей. В первую очередь, это сочетание музыкального и менеджерского образования. Далее – ряд личностных качеств: харизматичность и внутренний стержень, способность повести за собой людей и оправдывать их доверие, умение вступать в диалог с властью и бизнесом, креативность и открытость новым идеям.
В Кондопоге есть великолепные органы, меценатом и вдохновителем их покупки в свое время стал директор целлюлозного завода Виталий Федермессер. На ваш взгляд, логично ли было поставить эти инструменты в такой небольшой город?
- В Петрозаводске не нашлось такого человека, который смог бы это сделать. Кто-то может покрутить у виска и сказать: зачем орган в маленьком, забытом Богом городе, где стоит бумажный завод, где живет рабочий класс? Но у Федермессера была идея – не он ее придумал, она успешно функционирует в европейских городах: нужно заботиться о людях и социальной составляющей. Люди захотят жить, работать и растить детей в городе, если там будет хорошая инфраструктура – медицинские, образовательные учреждения, парки, библиотеки... Концертный зал и высокое музыкальное искусство – неотъемлемая часть комфортной среды. Даже если у человека нет пристрастия к классической музыке, он должен знать, что возможность услышать эту музыку у него есть, она рядом. Вот в Кондопоге зал есть, и это значит, что у маленького города может быть большое будущее.
Беседовал Антон Иванов.
Иосиф Пригожин одобрил уход Валерия Леонтьева со сцены
Продюсер Иосиф Пригожин одобрил решение Валерия Леонтьева уйти со сцены. В интервью News.ru продюссер рассказал, что уважает решение Леонтьева покинуть сцену и считает его правильным. Пригожин отметил, что многие певцы хорошо понимают, когда необходимо завершить музыкальную карьеру.
- Вспоминая уход Муслима Магомаева, который завершил карьеру в хорошей форме, мы понимаем, что человек сам чувствует, когда приходит пора уходить, - сказал Иосиф Пригожин. - Для Иосифа Кобзона, например, пение было смыслом жизни. И когда он не смог больше выходить на сцену, для него все потеряло смысл.
По словам продюсера, сцена – это храм для артиста.
- И я могу сказать, что Валерий Леонтьев достойно отслужил сцене и зрителям, - добавил Иосиф Пригожин. - Сейчас он решил, что пора уходить. Это связано со многими вещами. Я уважаю его решение и считаю его правильным.
Пригожин отметил, что для певца здоровье так же важно, как и для спортсмена, особенно его вокальная форма, которую не всегда удается поддерживать.
- Конечно, Валерий Яковлевич для своего возраста выглядит очень круто. Он поистине заслуживает звания народного артиста, — заключил продюсер.
Ранее клавишник группы Yes Рик Уэйкман объявил о скором прекращении гастрольной деятельности. Сейчас музыкант готовится к прощальному туру. На концертах он планирует сыграть ретроспективу лучших вещей, показать несколько сюрпризов.
Симфонический концерт группы «Слот» тоже отменен
Концерты группы «Слот» продолжают отменяться. После отмены выступлений коллектива в Калуге (24 марта), Петрозаводске (29 марта), Мурманске (31 марта), Калининграде (26 апреля), Архангельске (12 мая), Ярославле (1 июня) и Иванове (2 июня), стало известно об отмене концерта «Слот» с симфоническим оркестром. Его планировалось провести 25 мая на сцене Crocus City Hall.
Отмены начались после того, как коллектив попал в неофициальный список запрещенных музыкантов. Ранее участники группы заявляли, что их концерты отменяются «по обстоятельствам, находящимся за пределами разумного, возможностей площадок, группы, организатора».
Ранее были отменены три концерта «Слота» в феврале. «ИнтерМедиа» напоминает, что в настоящее время «Слот» работает над альбомом мэшапов с другими группами. Уже увидели свет в виде отдельных синглов коллаборации с «Северным флотом», 7000$ и Нейромонахом Феофаном.
Валерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия
Народный артист России Валерий Леонтьев заявил о прекращении музыкальной карьеры. По словам артиста, он уходит со сцены в связи с возрастом – 19 марта 2024 года ему исполнилось 75 лет.
- Жанр, на который я положил полвека, не терпит дряхлости, - приводит слова Леонтьева «Московский комсомолец». - Я сделал в 2019 году, на свое 70-летие, шоу в Москве в Кремле, в Питере в «Октябрьском» и ушел без выколачивания денег из публики на прощальных турах. Без соплей и слез.
По словам директора певца, никакого прощального тура Валерий Леонтьев планирует.
Не так давно Валерий Леонтьев выступил на частном мероприятии в Дубае. Он провёл на сцене меньше часа, гонорар за концерт составил около 10 млн рублей.