Юрий Грымов: «XXI век – время театра»
О кино:
Сейчас кино – это не искусство, а проект. Фильмы создают не люди, а продюсерские компании. И сегодня успех любой российской картины обеспечен, только если она похожа на американскую. Национального кино в России не существует, это страшно убыточная отрасль. И развития кино не будет. Кино – это XX век. А XXI век – это время театра, живого, того, что нельзя скопировать.
О театре:
В театре сейчас востребовано авторское начало. Для меня спектакль – это высказывание. Зритель во время просмотра должен приобретать, а не терять. И сейчас в театр ходят, прежде всего, не на знаменитого актёра посмотреть, а приобрести знание о себе. Поэтому очень важно то, что вы туда шифруете.
О годе на посту художественного руководителя театра «Модерн»:
Мы полностью переформатировали театр, сделали новое современное звучание. Благодаря коллективу единомышленников и зрителю, которого заинтересовал наш театр, в несколько раз увеличились продажи билетов. На премьерные спектакли сезона - «О дивный новый мир», «Матрёшки на округлости Земли» - постоянные аншлаги. Мы сделали рабочий современный сайт театра, где легко можно купить билеты и узнать актуальную информацию (она обновляется каждый день). Появилось новое техническое оснащение, свет, звук. И благодаря этому мы смогли перенести на небольшую сцену театра «Модерн» очень технологичный и зрелищный детский спектакль по роману Артура Конан Дойля «Затерянный мир». И мы не собираемся на этом останавливаться.
О цензуре:
Ситуация с цензурой в сфере культуры сейчас очень перегрета. Я на себе никакой цензуры не ощущаю. И я плохо себе представляю, что кто–то в Департаменте культуры может мне запретить ставить какую-то пьесу. Наоборот, я вижу там современных менеджеров, которые так же любят театр. Да, сейчас вокруг театров много слухов, разговоров, криминала. Но я очень открытый в этом смысле человек, и все, кто меня знают, верят мне.
О первой в мире постановке по роману Хаксли:
«О дивный новый мир» - это мой первый спектакль на сцене доверенного мне театра «Модерн», и первый в мире - по одноименному роману. Мы получили права на театральную постановку, а Ди Каприо - на фильм. Это сложнейший фантастический роман-антиутопия. Он как нельзя лучше подчёркивает необходимость перемен как в самом театре, так и в сознании каждого культурного человека. Ведь всё, о чём писал автор в 1932 году, сбывается сейчас на наших глазах. Это про весь мир, который сходит с ума в погоне за ложными идеалами. И мы хотели показать, каким безжизненным может стать мир, если мы растратим свою человечность. Очень сложная и очень интересная работа.
Про дресс-код:
Да, мы ввели дресс–код, нас многие за это ругали. Но мы видим результаты: люди приходят к нам в нарядной одежде, в фойе звучит живая музыка… Прекрасная атмосфера живого театра. И зрители в итоге сами нас за это благодарят.
Про «Матрёшек на округлости Земли»:
Пьесу я нашёл в интернете, она очень интересная. И я поставил «Матрёшек» в театре. Просто потому, что мне это близко. По-другому я не умею. Я не гонюсь за мнением критиков. Меня радует то, что в зале всегда аншлаг, и что зрители разных возрастов в конце спектакля все вместе плачут. Это нужно. И это дорогого стоит. Это спектакль о любви, о том, как настоящие женщины могут пройти через все преграды ради своих любимых. И после этого спектакля мы собираемся со зрителями за чашкой чая и обсуждаем спектакль, просто говорим о жизни. Как дома.
Про соцсети:
В соцсети я пишу всегда сам. Наговариваю на диктофон, и потом расшифровываю. Обязательно отдаю редактору проверить знаки препинания. Ведь это очень ответственно – писать публично.
Про динозавров:
Спектакль «Затерянный мир» по роману Конан Дойля шёл на разных больших площадках Москвы около четырех лет, и он был довольно успешным. Сейчас мы его восстанавливаем на сцене «Модерна». Это очень современный и технически сложный спектакль, с практически настоящими динозаврами, выполненными по уникальной российской технологии. Но это не ростовая фантасмагория, это драматический спектакль, где есть замысел, сюжет, герои. Да, конечно, сейчас нужна зрелищность, и она у нас есть: масштабные декорации, свет, прекрасные костюмы, динозавры. Но важно понимать, что спектакль – это не аттракцион. И наш «Затерянный мир» о том, что человек должен быть ответственным перед живой природой, частью которой мы все являемся. И дети это очень хорошо понимают. Детская реакция очень искренняя.
О творческих планах:
14 февраля я выпускаю спектакль по Шекспиру «Юлий Цезарь». О страсти, жажде власти, о людях и человеческих пороках, которые со времён Шекспира не изменились и не изменятся. И сразу после этого мы приступаем к репетициям спектакля «Война и мир», который выйдет 7 сентября, к 190-летнему юбилею Толстого и 150-летию с момента написания романа. Будут и спектакли приглашённых режиссёров. В прошлом году хорошо дебютировала режиссёр Елена Котихина. В следующем году хотим пригласить Владимира Панкова. Будет много интересного. Ждём вас в театре «Модерн»!
Беседовала Мария Королева
Фото: Илья Золкин
«Ундервуд» отметит столетие Булата Окуджавы «Сентиментальным маршем» в МХТ имени Чехова
Концерты «Сентиментальный марш», приуроченные ко Дню Победы и столетию Булата Окуджавы, пройдут в МХТ имени Чехова 8 и 9 мая 2024 года. Со сцены группа «Ундервуд» исполнит такие песни юбиляра, как «Надежды маленький оркестрик», «Песенка о бумажном солдатике», «Полночный троллейбус», «Дежурный по апрелю» и другие. Актеры Константин Хабенский, Ульяна Глушкова, Елизавета Ермакова и Владислава Сухорукова прочтут стихотворения Булата Окуджавы, отрывки из воспоминаний самого поэта и его современников.
- В моем детстве и юности везде, в том числе и в моей семье, звучали песни Окуджавы, и я впитал их в себя. Но уже в период студенчества, исполняя эти песни, я чувствовал, что они по энергии имеют право существовать в другом регистре, - говорит Константин Хабенский. - Эта идея долго сопровождала меня, и однажды я поделился ею с ребятами из «Ундервуда». Мы решили рискнуть и записать свои интерпретации. А теперь хотим проверить, насколько у нас это получилось.
Вокалист «Ундервуда» Максим Кучеренко признался, что скучает без песен Булата Окуджавы и желает, чтобы они заняли достойное место в современном музыкальном мире.
- Надо хорошее, доброе, талантливое слово не забывать, чтобы оно не утонуло в пучине истории, - вторит ему коллега по группе Владимир Ткаченко.
Как мы сообщали ранее, трибьют-альбом группы «Ундервуд» Булату Окуджаве «Проект О» вышел 5 апреля 2024 года. В релиз вошли 13 песен в электрических аранжировках. Альбом вышел в преддверии столетия Булата Окуджавы, которое будет отмечаться 9 мая 2024 года.
Театр «МОСТ» отметит юбилей пьесы «104 страницы про любовь»
Показы музыкальной мелодрамы «104 страницы про любовь» состоятся 24 апреля и 31 мая 202 года на Основной сцене Театра «МОСТ». Они будут приурочены к 60-летнему юбилею пьесы, который отмечается в этом году, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра.
Первая экранизация произведения, написанного Эдвардом Радзинским в 1964 году, дала старт его яркой театральной биографии – по всей стране и за рубежом появлялись многочисленные интерпретации история любви бортпроводницы и ученого. Зрителям Театра «МОСТ» будет показана режиссёрская работа Георгия Долмазяна.
- Этой истории 60 лет, а она всё звучит и звучит! Эдвард Радзинский очень тонко поймал и отразил эпоху. Действующие лица — самые главные люди поколения 60-х: физики-ядерщики, которые совершают гениальные научные открытия; стюардессы, летающие в небе; поэты, двигающие вперед восприятие новой молодежной культурной программы. Эта пьеса о духе определенного времени. И этот дух, кстати, необходим именно сейчас — дух лёгкости, счастья, любви, желания любить и быть любимым, – рассказывает Георгий Долмазян.
По словам режиссера, ему очень нравится, что в этой пьесе тема любви представлена без каких-либо прикрас.
- Любовь чистая, любовь ежесекундная — все события в пьесе происходят за очень короткий промежуток времени, - говорит Георгий Долмазян. - Это требует от героев искренности, перехода на другие обороты, и заставляет всё пережить, почувствовать здесь и сейчас, не продумывая своих действий. Здесь все события происходят фактически за одну неделю – как мгновение, как молния! Она сверкнула и исчезла навсегда.
Постановка «104 страницы про любовь» представлена как «музыкальная мелодрама». В главных ролях заняты ведущая актриса Театра «МОСТ» Наталья Дедейко и заслуженный артист РФ Александр Лырчиков.
Ранее стало известно, что показы драмы «На дне» в постановке Юрия Грымова по пьесе Максима Горького состоятся 24 апреля, 7 и 29 мая 2024 года на Малой сцене театра «Модерн». В своей постановке режиссер переместил действие спектакля из условной Хитровки на Рублёвку.
Спектакль «На дне» в «Модерне» сделает из Рублевки Хитровку
Показы драмы «На дне» в постановке Юрия Грымова по пьесе Максима Горького состоятся 24 апреля, 7 и 29 мая 2024 года на Малой сцене театра «Модерн». В своей постановке режиссер переместил действие спектакля из условной Хитровки на Рублёвку, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра.
Отмечается, что 200 лет назад, в 1824 году, Хитровская площадь в Москве была создана и подарена городу генерал-майором Н.Хитрово. Исторически для большинства людей Хитровка ассоциируется с пьесой «На дне», которая была написана Максимом Горьким специально для театра. Именно здесь погружались в быт низов Станиславский и Немирович-Данченко, готовясь к выпуску спектакля на сцене МХТ.
- Для меня авторский текст — табу, – говорит режиссёр. – Поэтому я сохранил оригинальный текст Горького, он лишь немного сокращен. Хотя я думаю, если бы Горький писал «На дне» сегодня, он говорил бы другим языком. А сюжет остался бы тот же. Потому что этот сюжет вечен.
Не поменяв ни слова в тексте Горького, Юрий Грымов дал новую жизнь этой комической и одновременно трагической истории – герои оказываются в неожиданных обстоятельствах, сюжет приобретает максимально точное, современное звучание. В «красивую жизнь» играют Василиса Карповна, типичная «рублевская жена», легкомысленная Настя, независимая и жестокосердечная Квашня, воры в законе, которые умеют жить только «по понятиям» – Барон и Сатин.
- Внимательный зритель заметит, что каждый из героев нарушает какую-либо заповедь, - говорится в описании спектакля. - Богатое общество вызывает зависимость, и даже те, кто хочет вырваться «со дна», остаются там надолго. Динамичный сюжет, тонкий психологизм, яркое музыкальное оформление в сочетании с оригинальным текстом пьесы и неповторимой режиссурой – постановка пьесы «На дне» Московского драматического театра «Модерн».
Ранее сообщалось, что показы постановки «Кладбище понтов» состоятся 23 апреля и 18 мая 2024 года на сцене театра «Модерн». Это будет спектакль-признание в любви к автомобилям. Режиссером постановки стал Юрий Грымов.