В новом концертном зале Москвы разыграется кровавая мелодрама
Оперный дом музея-заповедника «Царицыно» открывается после реставрации мелодрамой Йиржи Антонина Бенды «Медея». Древнегреческий миф о колхидской царевне Медее получит новое прочтение и станет первым полноценным спектаклем на отремонтированной сцене.
В 90-х годах Оперный дом был главной концертной площадкой “Царицыно”, однако после открытия сцен Большого дворца и Хлебного дома все концерты перенесли на новые площадки. Уже скоро в Оперном доме вновь оживет музыка в уникальном сценическом действе — «Медею» в современной постановке Наталии Кайдановской покажут на сцене Оперного дома музея-заповедника «Царицыно» 29 января 2017 года.
— Ничего подобного раньше в Оперном доме не проводилось — были только сборные концерты, — рассказывает заведующая концертным отделом “Царицыно” Инесса Ракунова. — А теперь мы беремся за дело всерьез и хотим, чтобы на этой сцене продолжалась музыкальная история.
Спектакль, который покажут в Оперном доме в «Царицыно», поставила специалист по старинному танцу Наталия Кайдановская. Вместе с голландским специалистом по барочной интонации и жесту Джедом Вентцем она обучила артистов выразительной пластике и танцу. Завораживающее сценическое действие дополняют красочные костюмы, созданные художником Теодором Тежиком — одним из авторов фантастического мира в фильме Георгия Данелии «Кин-Дза-Дза» и визуального решения многих балетных и оперных постановок, среди которых спектакли «Антигона» и «Весна священная» Сергея Боброва. За дирижерским пультом — обладатель премии «Золотая Маска» Максим Емельянычев.
Пресс-служба музея-заповедника «Царицыно»:
Наталья Аредова +7 (915) 108-30-31, n.aredova@tsaritsyno.net
Елена Гришина +7 (926) 051-73-15, alengris@gmail.com
Подмосковье получит подарок — новую сцену школьного театра
В День учителя будет дан старт Всероссийскому проекту по созданию и развитию школьных театров в Российской Федерации. Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, идеолог и инициатор проекта, председатель попечительского совета НФПП, народный артист России Никита Михалков и другие почетные гости в День учителя примут участие в торжественной церемонии открытия новой сцены школьного театра при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» города Жуковского.
Новое театральное пространство для детей — часть проекта Национального фонда поддержки правообладателей (НФПП) по созданию и развитию школьных театров в Российской Федерации. НФПП предоставил школьному театру в Жуковском специальное мультимедийное оборудование, а также комплект декораций и костюмов. В дальнейшем планируется развивать подобные инициативы и в других российских школах, содействуя творческой самореализации подрастающего поколения россиян. Предоставленная школам инфраструктура также позволит реализовать масштабный проект «Всероссийский ежегодный конкурс школьных театров».
Благодаря модульным комплектам оборудования для школьных актовых залов, включающим специализированное ПО для управления аудиосопровождением, светом и видеорядом детские коллективы смогут произвести большой объем качественного патриотического контента. В дальнейшем записи спектаклей могут быть выложены на портале «Культура.РФ» и на цифровых платформах, например VK. Современное технологическое оснащение позволит школам снизить издержки не только на создание театральных постановок, но и на официальные мероприятия, концерты, линейки.
В рамках торжественной церемонии с приветственным словом выступят Ольга Любимова, Никита Михалков и другие почетные гости. Детский коллектив Образцовой театральной студии ШЭСТ под руководством Елены Жихаревой покажет спектакль «Зайка-зазнайка» по пьесе Сергея Михалкова. В завершение Никита Михалков вручит памятную грамоту директору школы Надежде Валовой и почетные награды учителям за многолетний и плодотворный труд в образовании — нагрудный знак «За верность профессии».
В церемонии также примут участие министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов, и. о. министра образования Московской области Ингрид Пильдес, глава городского округа Жуковский Борис Аубакиров, представители администрации Жуковского.
Алексей Головин: «Мы сами не ожидали, что наш спектакль «Раневская. Одинокая насмешница» за несколько лет станет легендарным»
Драматическая комедия «Раневская. Одинокая насмешница» будет представлена на сцене ЦДКЖ 15 октября 2024 года. Главным героем здесь является не только Фаина Раневская, но и ее неповторимый юмор, не придуманный авторами, актерами, а подлинный юмор Фаины Георгиевны, взятый из воспоминаний людей, знавших ее, и из книг о ней. Продюсер спектакля Алексей Головин рассказал нам о специфике постановки в эксклюзивном интервью.
- Что послужило импульсом к возникновению идеи спектакля? Сильно ли трансформировался первоначальный замысел в процессе подготовки постановки?
- К 125-летию великой русской актрисы Фаины Георгиевны Раневской родилась идея создать спектакль о ней. Эта идея понравилась Лиону Моисеевичу Измайлову, тем более - он много знал историй связанных с актрисой, которые пересказывались в театральной среде Москвы. К процессу написания пьесы подключился и стал ее полноценным соавтором сатирик Алексей Цапик.
- Спектакль – своего рода портрет Фаины Раневской, или же там есть единый сюжет, фабула, интрига? На каких событиях из ее жизни и почему вы решили сделать особый акцент?
- В основу пьесы лег сюжет о домработнице Фаины Раневской, которая оказалась актрисой, а целью ее было проникнуть в дом к актрисе для помощи в быту, к которому артистка была совершенно не приспособлена. Так и возникло произведение под названием «Одинокая насмешница». Пьеса написана содружеством актеров санкт-петербургских театров совместно с продюсерской компанией Golovin-Teatr, режиссер – Андрей Носков. Мы приступили к репетициям нового спектакля, сами того не ожидая, что интерес к Фаине Раневской настолько велик, а сам спектакль за несколько лет станет легендарным.
- Как вам удалось передать в спектакле дух времени? Какое внимание уделяли декорациям?
- Все предметы, в спектакле (реквизит, материя, мебель) – подлинные. Даже работающий будильник и рюмки с графином тщательно подбирались и покупались на блошином рынке в Санкт-Петербурге. Поэтому на сцене полное ощущение того времени.
- Что можете сказать об актерском составе спектакля? Кого и почему хотели бы выделить особо?
- Тысячи зрителей в России и за рубежом плачут и смеются, cострадают и благодарственно рукоплещут этой удивительной и неповторимой актрисе – Фаине Георгиевне Раневской – совместно с актерами Российского академического Александринского театра, Академического театра комедии имени Н.П.Акимова, Молодежного театра на Фонтанке, Музыкально-драматического театра «Буфф», национального болгарского театра имени Ивана Вазова, Театра Российской Армии и Golovin-Teatr. Главная черта театральной петербургской школы - трепетное отношение к профессии, чувственность и правда. Это как раз то, о чем всегда говорила Фаина Георгиевна Раневская. В спектакле заняты актеры санкт-петербургских театров и к нам присоединился Андрей Кайков из московского Театра российской армии. Мы называем создателей спектакля «содружеством», и спектакль о Раневской нас делает все ближе и роднее.
- Как, на ваш взгляд, Елена Липец перевоплотилась в Фаину Раневскую?
- Она отчаянная, по-другому и не скажешь! Заслуженная артистка России Елена Алексеевна Липец - центр спектакля. Ученица Игоря Горбачева, актриса Российского академического Александринского театра, которую по темпераменту, внешним сходствам еще в молодости часто сравнивали с Фаиной Георгиевной. И вот сейчас, исполняя роль Раневской, Елена Липец пытается не изобразить Фаину Георгиевну, а только прикоснуться трепетно к образу этой великой женщины.
- Спектакль идет уже несколько лет. Как его принимают зрители? Какие отзывы вам особенно дороги?
- Этот образ в течение спектакля настолько сливается с актрисой, что, по отзывам зрителей, они забывают, что перед ними актриса, играющая Раневскую. Множество курьезных случаев рассказано нам билетерами. Например, кто-то из зрительниц сказала: «Так она еще ого-го, а я думала она уже умерла». В антракте спрашивают, где купить цветы, когда мы еще увидим Раневскую? Конечно, это смешно, но зритель верит тому, что происходит на сцене и верит в эту магию театра, а значит, все эти слова Раневской из спектакля не пропадают впустую. Зритель ведь как ребенок - его обманывать нельзя! Если он видит, что у тебя в глазах счастье, он радуется и смеется вместе с тобой, а если в глазах горе – он заплачет. Так и происходит в нашем спектакле «Раневская. Одинокая насмешница».
- Спектакль шел на разных площадках. Модифицируете ли вы как-то постановку под них? Оценили ли уже зал ЦДКЖ, какие чувства испытываете от грядущего взаимодействия с этой исторической площадкой чего ждать зрителям?
- Спектакль «Раневская. Одинокая насмешница» завоевал огромное количество поклонников по все России и других странах, Билеты на спектакль в театр комедии имени Акимова, который является основной площадкой в Санкт-Петербурге, на которой играется спектакль, обычно раскупаются за месяц до объявленной даты, ежемесячно. Постановка регулярно играется в Москве на площадках ЦДКЖ и Театра эстрады.
Беседовал Денис Ступников
В Госдуме обсудили проект федерального бюджета в сфере культуры
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, первый заместитель министра Сергей Обрывалин, статс-секретарь – замминистра Жанна Алексеева и заместитель министра Сергей Першин приняли участие в заседании Комитета Государственной Думы по культуре, посвященном законопроекту «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». На встрече также присутствовали представители Администрации Президента Российской Федерации, Минфина России и Счетной палаты.
Ольга Любимова сообщила, что на реализацию государственной программы «Развитие культуры» предусмотрено 206,7 млрд рублей в 2025 году, 260,8 млрд руб. в 2026 и 262,9 млрд руб. в 2027. Из них на мероприятия Минкультуры России приходится 164,6 млрд руб. в 2025 году, 195,7 млрд руб. в 2026 и 199,6 млрд руб. в 2027.
Глава Минкультуры России подчеркнула, что ведомство продолжит уделять особое внимание работе в регионах.
- Как вы знаете, подходит к концу реализация национального проекта «Культура», который стал основной действующей силой государственной культурной политики, – сказала Ольга Любимова. – В рамках нового нацпроекта «Семья» мы планируем сохранить все самые востребованные регионами инфраструктурные мероприятия, поддержать творческие проекты, направленные на духовно-нравственное развитие населения и формирование семейных ценностей.
На реализацию мероприятий Минкультуры России в рамках нацпроекта на три года предусмотрено 150,3 млрд руб., в том числе 61,67 млрд на программу «Пушкинская карта».
Министр уточнила, что это включает уже традиционные ремонт и реконструкцию домов культуры, театров, школ искусств, музеев, реновацию федеральных учреждений культуры, создание модельных библиотек, оснащение учреждений.
Также появятся новые направления, такие как ремонт и оснащение региональных филармоний, создание на базе учреждений культуры детских культурно-образовательных центров, проекты по поощрению лучших практик работы домов культуры и библиотек «Дом культуры. Новый формат» и «Библиотека. Новый формат», ремонт общежитий «Росгосцирка», модернизация региональных и муниципальных библиотек.
Кроме того, поддержку получат музейные выставки и творческие проекты некоммерческих организаций, проведение военно-исторических лагерей и культурно-просветительских программ для школьников, создание памятных мест, крупные всероссийские и международные фестивали.
- Мы понимаем, что какой бы мощной ни была инфраструктура, без квалифицированных кадров она не сможет обеспечить гражданам возможности для самореализации и развития талантов. В настоящее время мы видим острый дефицит кадров в учреждениях культуры, расположенных в малых городах и сельской местности. Вместе с тем именно такие организации являются местом притяжения для большинства местных жителей, – отметила глава Минкультуры России.
В соответствии с поручением Президента России по итогам Послания Федеральному Собранию с 2025 года будет запущена программа «Земский работник культуры». Она предусматривает единовременные компенсационные выплаты работникам культуры, переехавшим в сельские населенные пункты или города с населением до 50 тыс. человек: 2 млн руб. для прибывших в ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области, а также регионы ДФО; 1 млн руб. для переехавших в другие субъекты Российской Федерации.
На финансирование программы в проекте бюджета в первый год закладывается 1,1 млрд руб., в 2026 и 2027 годах – по 2,5 млрд руб.
Вопросы депутатов касались мер поддержки участников спецоперации, обеспечения отрасли отечественным оборудованием, поддержки русских театров за рубежом и других актуальных тем.
Председатель Комитета по культуре Ольга Казакова обратила внимание на то, что в проекте бюджета учтены программы, влияющие на благополучие и комфортную жизнь россиян, особенно отметив запуск «Земского работника культуры».