Филипп Киркоров стал артистом Warner Music RussiaСкончался Марк РудинштейнПолина Гагарина, Леонид Агутин и Михаил Гуцериев стали лауреатами премии “Виктория”Оксимирон готовит первые сольники за пять летИтоги вручения российской национальной музыкальной премии «Виктория-2021»Iron Maiden всё-таки приедут в РоссиюБорис Гребенщиков оформил «Красоту и уродство» Оксимирона (Слушать)Женя Малахова станет мамойС Александром Градским прощаются в созданном им театреУмерла певица и этнограф Анжела МанукянАлександр Градский женился за месяц до смертиАлексей Рыбников возглавил «Градский Холл»Максим Дунаевский стал молодоженом в восьмой разУмер Владимир Наумов«Голос» продолжится без ГрадскогоУшел из жизни Александр ГрадскийУмер автор «Вестсайдской истории» и «Суини Тодда» Стивен СондхаймАлександр Градский госпитализирован с подозрением на инсультПокинувший Россию Моргенштерн поселился в Арабских ЭмиратахВиктория Исакова и Филипп Киркоров стали героями 15-летия на премии «Больше чем звёзды-2021»

Александр Маноцков: «Я предпочёл бы ситуацию, когда мы просто нужны людям, мимо государства»

22.06.2014 20:18 Музыка Рубрика: Интервью

Поющий композитор Александр Маноцков и струнный Courage Quartet дадут «общедоступный концерт» 23 июня 2014 года в Московском международном Доме музыки. О человеческой музыке, приготовлении борща и тех, кому сразу нужно все перечисленное, самый востребованный музыкант современности рассказал корреспонденту InterMedia Анне Ефановой.

— Про что вы поете в цикле «Пели»?

- Трудно сказать. Музыка ведь про самое себя и ни про что. Человек, в принципе, решает петь «почему-то»: им всегда движет особое внутреннее побуждение. А об одном и том же слова можно произнести миллионами способов, из которых только один окажется пригодным для песни. Но это художественное тоже окажется не «про что-то». Наверное, когда ты сам не очень понимаешь, про что написал, в твоем сочинении появляется больше шансов, найти каждому свое содержание.

— Как выглядят открытые ситуации понимания?

- Они не повествовательно-проповеднические, а втягивающие на собственную территорию. Песня, она же вот только началась и сразу кончилась. По меркам академической музыки — это очень короткое время. Хотя, в принципе, время не абсолютно, абсолютен способ соотнесения времени человека с временем других. Но все люди имеют некое, им присущее «сейчас», которое не может быть дольше определенного отрезка, есть некий антропологический предел. Во многих своих последних сочинениях я как раз стремлюсь помочь себе и слушателю как бы подняться над землей и посмотреть на плоскогорье Наска с большими красивыми рисунками. Выйти за существующие человеческие пределы ощущений, попробовать их преодолеть при восприятии.

— А песня — это человеческая вещь?

- Да, как говорил Ницше: «Человеческое, слишком человеческое». Она всегда с нами, но долго не длится. Поэтому ты должен уместить то, хочешь, в пределы нескольких отрезков таких человеческих «сейчас». И добиться, чтобы ничего не вылезло за пределы формы, как гвозди из большого мешка.

— Между вашими песнями и казачьими есть тематические связи?

- Да, иногда они доходят до смешного. На этой пластинке, например, я спел «Прощайте, темные деревья», и ритмоинтонационная схема этой песни похожа на песню «Прощайте все горы-долины», которой меня научил Яков Иванов из Волгоградской области. Но в моей песне есть текучие модуляции, которых, конечно, не бывает в казачьих песнях — хотя петь я стараюсь максимально естественно, ведь эти модуляции-то для меня естественны. Или вот песня «Тучи» — там текст Введенского соединён с текстом и мелодией казачьей песни, которой, кстати, я тоже научился от Иванова.

— Вам свойственно опасаться похожести на кого-то или на что-то?

- Нет, я об этом не думаю. И ни одному хорошему композитору не свойственно об этом размышлять. Известно, что Пабло Пикассо говорил: «Я не ищу. Я нахожу» — это высказывание верно для всех людей вне зависимости от их специальности. Снаряды не падают в одну воронку, все люди совершенно естественно отличаются друг от друга. Когда я варю борщ, то я же не думаю, как мне сделать его непохожим на другие борщи? Он выйдет все равно непохожим.

— Как вы понимаете, что пора заканчивать писать то или иное произведение?

- Композитор вообще так не думает, потому что сочинение музыки не происходит «от начала к концу». Когда человек строит дом, он ведь не раздумывает, ставить или не ставить ему крышу, следующий этаж, балкон. С самого начала он знает, какими будут фундамент, план, нагрузка, вид на этот дом с горы, из этого дома на море. Работа над произведением, включая маленькую песню, начинается с ощущения внешних границ и общего плана. После чего вырисовываются мелкие детали.

— Как выглядели ваши планы пьес для струнного квартета и «Психеи»?

- Выбор этих пьес для концерта связан с ощущением контраста. «200 тактов в ля миноре» — произведение 20-летней давности. Мне кажется, что оно несет на себе отпечаток моего петербургского происхождения и представляет собой уютное воспоминание. Это такая «нормальная», что ли, для меня тогдашнего, квартетная музыка, немножко ученическая — с узнаваемыми «классическими» свойствами. Конечно, и с некоей авторской затеей и оригинальностью, я надеюсь. Если бы она мне не нравилась, я бы не предложил ее в концерт.

«Психея» же — недавнее сочинение, где происходит тот самый выход из «сейчашнего» ощущения времени к осознанию более протяженных отрезков. Для меня это своего рода практика расширения дыхания и рождения музыки из дыхательных пропорций, где унисон — точка схождения, когда ты вдохнул, но еще не выдохнул или, наоборот: выдохнул, не успев вдохнуть. Именно эта пульсация рождает музыкальную ткань, поэтому сама пьеса требует некоторой включенности исполнителей на уровне другом, нежели, например, исполнение чего-то мелодического. Пока ее не удалось сыграть так, как нужно. Я очень надеюсь, что это получится теперь.

— На ваши выступления влияет то, что вы не поддерживаете деятельность Владимира Путина?

- Нет. Я вообще не знаю, как эти сферы могут пересечься так, чтобы повлиять друг на друга. Музыкальная жизнь — что-то подлинное, существенное и удостоверяемое. А политика не субстанциальна, хотя и сказывается на многих человеческих жизнях довольно драматическим образом.

— Вам не страшно участвовать в пикетах и митингах?

- Всем страшно, но меня, наверное, фамилия обязывает, не знаю. Старообрядческого священника Самойла Маноцкого четвертовали возле Кремля в XVII веке. А другой мой предок пытался увести повстанческую армию на далекий Кавказ, чтобы оттуда идти войной на Москву. Темперамент, во всяком случае, точно не позволяет мне молчать. Если говорят не высовываться, то это оскорбляет. Если при мне воруют, а во главе страны — воры и обманщики — тоже. Я говорю только о себе и не предъявляю здесь счетов каким-то другим людям. В этом смысле не претендую на роль лидера — меня просто категорически не устраивает ситуация: «Деятели культуры во главе протеста». Я не вижу принципиальной разницы между своей профессией и водителем трамвая. Мы оба — горожане, и имеем равные права, высказываться по тому или иному поводу.

— Вас не устраивает статусное неравенство?

- Безусловно. Неправильно, что писателя или композитора считают экспертом по политическим вопросам. До сих пор пропагандируется существование умников, читающих Пруста и сидящих в кафе Жан-Жак, и быдло-массы, ни на что не способных и смотрящих Первый канал по телевизору. Эту ситуацию нужно преодолевать, а не усиливать. Мой опыт — и музыкантский, и кураторский — убеждает меня, что сложную современную музыку могут полюбить и включить в свою жизнь как повседневную необходимость совершенно любые люди. Мы должны сломать этот навязанный миф о «простых людях». И не только для того, чтобы сменить конкретную власть. Наличие плохих властей — это скорее, раздражающая сантехническая проблема. Для того, чтобы развиваться и просто двигаться стране вперед.

— Разве гражданские акции в состоянии сменить государственную власть?

- На Украине могут. Но сейчас гораздо важнее то, что случится потом. Перед нами стоит задача национального возрождения, и образ этой задачи эксплуатируют те, кто только выдает себя за наших благодетелей. Часто этот пропагандистский фасад застилает глаза и тем, кто на самом деле патриот. Но эта пелена должна упасть со временем. Я бы хотел, чтобы все это обошлось без сломов, крахов и кровопролитий, которые с каждым днем, к сожалению, все более и более ясно маячат на горизонте.

— Как вы формулируете для себя жизненную позицию?

- В социальном смысле — например, когда я оказываюсь устроителем проекта, я не беру откатов и не ворую. Мне кажется, что так должны поступать все. Но если все начнут так себя вести, то в стране начнется революция. Пока этого не случилось — ничего не происходит.

— По вашему мнению, композиторы не нуждаются в поддержке государства?

- Лично я предпочёл бы ситуацию, когда мы просто нужны людям, мимо государства. Потому что мы создаем хлеб, а не вишенки на торте. Со временем в России сложится атмосфера, при которой будет происходить нормальный товарооборот. Наш народ чрезвычайно восприимчив и переменчив. Культурные сдвиги, на которые в других странах уходят века, у нас могут произойти за несколько лет. Вспомнить хотя бы Петра Первого, или русский авангард начала двадцатого века, который оказался фантастически плодотворным, потому что был подключен к своей национальной традиции и имел колоссальный потенциал создания нового «вещества», в отличие, например, от каких-нибудь дадаистов. Когда русские художники, сделавшиеся западными по образу действия, оказались более западными, чем западные, как Игорь Федорович Стравинский.

— Расскажите о перспективных тенденциях современной музыки.

- Сегодня исчезают границы между направлениями, которые ещё недавно казались существенными. Мы стоим на пороге возникновения нового теоретического подхода, с точки зрения которого, мне кажется, вся музыка будет рассматриваться как тональная, но тональность будет пониматься шире, потому что соотношения тонов тоже будут осмыслены как временнЫе, а временнЫе соотношения будут осмыслены как мелодические. Когда «плотину» XX века прорвет, то мы окажемся в совершенно новом и замечательном музыкальном потоке, первые признаки которого я уже с радостью вижу в музыке нескольких наших современников.

Наташа Королева: «Американское образование оказалось очень слабым»

Максим Ли/предоставлено пресс-службой Первого канала

О ВЫСТУПЛЕНИИ С СЫНОМ В ПРОЕКТЕ «ДВЕ ЗВЕЗДЫ. ОТЦЫ И ДЕТИ».

- Выступать — моя профессия, занимаюсь этим всю жизнь. Для меня это просто, а вот для сына не совсем. И я, и Архип волнуемся. Но в то же время это хорошая школа. Над хореографией и постановочными элементами мы продолжаем работать. Конечно, это сложно для него: живой оркестр, живой звук, сцена. Все это для «зеленого» исполнителя в новинку. Однако именно тут он поймет и почувствует, что это непростой труд. Фактически в таком ярком проекте, как «Две звезды», он начинает делать первые шаги в карьере профессионального артиста. Такой опыт будет незаменимым. Если ему удастся использовать его правильно — провести работу над ошибками, посмотреть на себя со стороны, сделать правильные выводы, — это будет хорошей практикой.

О РЕПЕТИЦИЯХ

- Репетиции проходят по-разному. Бывает так, что репетируем дома и на кухне, и просто под минус (фонограмму без вокала) на телефоне. Еще репетируем с оркестром на базе джаз-бэнда «Фонограф» с Сергеем Сергеевичем Жилиным. А генеральные прогоны перед съемками проходят на площадке шоу «Две звезды». Первый этап — всегда дома. Выбираем песню, договариваемся. Это должны быть композиции, которые близки и понятны Архипу, которые ему будет проще исполнять. Ведь у него еще идет голосовая ломка, продолжается мутация голоса. И педагог по вокалу Ксения Коробкова (участница шоу «Голос». — Прим.ред.), с которой он занимается, говорит о том, что 1 — 2 года мутация будет продолжаться. Пока еще нет низов, не хватает дыхания, но он молодец, старается, работает и репетирует. Так что и репертуар подбираем исходя из этого. Иногда мне бывает не очень удобно — слишком низкая тональность или, наоборот, не очень высокие ноты, так что приходится подстраиваться.

ОБ УЧЕБЕ СЫНА В США

- Он учился в Майами три года. Для меня как мамы это был сложный период. Я очень волновалась. И, как оказалось, возможно, не стоило нам организовывать эту командировку. Это лично мое субъективное мнение. Архип с этим не согласен, он считает опыт полезным — и язык, и другая культура. Хорошая школа жизни. Но американское образование оказалось очень слабым. Он увидел это и принял решение вернуться на родину. Архип настоял на этом. То есть решение отправлять принимали мы, а возвращаться захотел он сам.

ОБ ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ К ЕЕ ДОНОРСТВУ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ДЛЯ ДРУГА-ГЕЯ В США

- Семья на то и есть семья — чтобы понимать и любить. Мое решение приняли. Все-таки это благое дело: на свет появился новый человек. Новый житель планеты. И еще один член нашей семьи. Да, может, нетривиальным методом (певица передала другу замороженную яйцеклетку, а он подарил ей 50 биткоинов на сумму 175 миллионов рублей. — Прим.ред.), но и жизнь сейчас нетривиальная, высокотехнологичная. Так что появление на свет новых людей происходит иногда необычно. Пройдет несколько лет, и никого это не будет удивлять. Так что дома все приняли это нормально, никаких сцен не было. Архип и вовсе обрадовался: «Круто! Теперь у меня есть сестра!»

О ПЕРСПЕКТИВАХ СТАТЬ БАБУШКОЙ

- Пока еще не фантазировала на этот счет. Жизнь сама распоряжается так, как видит нужным. Всему свое время. Когда такое время придет, будем принимать это событие.

Тут важно понимать ответственность. И осознавать, что дети — это не просто так, ради развлечения. Сначала хорошо было бы состояться самому, чтобы было что дать детям. Чтобы они выросли в любви, заботе, не ощущали нехватку родителей, потому что они еще не реализовались и продолжают искать — а детям ведь нужна именно их любовь. Надеюсь, что Архип все это понимает. И когда он встанет на ноги, обретет профессию, которая ему будет в кайф, сможет содержать семью, тогда и задумается о собственной семье.

О ЮНОШЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ СЫНА С ВНЕШНОСТЬЮ

- Я нормально отношусь к юношеским экспериментам. Лучше пройти их в его возрасте. Будет гораздо хуже, если люди начинают экспериментировать, становясь взрослыми, и впадают в крайности. Вот это уже попахивает психиатрией. Проколы ушей, носа, пупка, изменение цвета волос — нормально для подростков.

О НАКАЗАНИЯХ ДЕТЕЙ

- Мы старались воспитывать Архипа, договариваясь в разных ситуациях. И ждали от него понимания. Чтобы он осознал ошибки, которые совершил. И не действовали в агрессивном ключе. Нельзя проявлять агрессию по отношению к детям. Тогда контакт найти не получится. Так что мы с мужем растили сына в доверительном ключе. Мне кажется, Архип — нормальный пацан, можем поговорить, обсудить, нет у нас непонимания. Он рос молчуном и не очень часто выражал эмоции ярко. Иногда нам даже хотелось, чтобы он более эмоционально отреагировал на какое-то событие, но Архип вел себя всегда спокойно.

(Егор Арефьев, «Телепрограмма», 08.12.21)

Источник: Телепрограмма Фото: Максим Ли/предоставлено пресс-службой Первого канала
Теги: дети звезд, цитаты, Наташа Королева, Две звезды. Отцы и дети
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Большой кольцевой альбом» приурочили к открытию новых станций метро (Слушать)

08.12.2021 11:43 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сборника

Состоялась премьера «Большого кольцевого альбома», объединяющего песни современных исполнителей на тему метро. Релиз приурочен к открытию самого большого участка в современной истории столичного метро - 7 декабря 2021 года пассажирам стали доступны сразу десять станций БКЛ: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и «Каховская» (после реконструкции). В альбоме есть адресные посвящения станциям «Зюзино» от Vavan (Владимир Селиванов из сериала «Реальные пацаны») и «Новаторская» от Айкью.

- К значимому городскому событию по заказу правительства Москвы записали и выложили в свободный доступ музыкальный альбом из десяти треков, посвященных проекту БКЛ. Исполнителями стали селебрити и популярные блогеры, - говорится в сообщении пресс-службы московского стройкомплекса.

Фото: обложка сборника
Теги: сборник, метрополитен, слушать

Петр Налич устроит «пиратскую» рождественскую вечеринку в «16 тонн»

08.12.2021 10:21 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
инстаграм Петра Налича
Рождественский концерт коллектива Петра Налича состоится в московском клубе «16 тонн» 8 января 2022 года.
Материал доступен только подписчикам
Ленты новостей InterMedia

Если Вы - подписчик, но все же видите этот текст, проверьте:

  • вошли ли Вы в аккаунт;
  • не истек ли срок подписки (это можно узнать в Личном кабинете).

Что-то пошло не так? Пишите, звоните: partner@intermedia.ru, +7 (495) 638-55-43

Фото: инстаграм Петра Налича
Теги: Петр Налич, 16 тонн, анонс концерта
β 16+