Anna Asti стала триумфатором премии «Муз-ТВ-2024»Умерла Франсуаза АрдиВладимир Машков возглавил «Современник», а Евгений Герасимов – Театр СатирыГарик Харламов и Катерина Ковальчук поженилисьСати Казанова ждет ребенкаУмерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужем

"Рубль" - "Сдачи не надо" ***

"Союз мьюзик". Релиз диска состоялся в апреле.
В декабре прошлого года Сергей Шнуров выложил на сайте своего нового проекта 28 песен и предложил всем желающим самостоятельно составить из них альбом группы "Рубль". Шнур настаивал только на одном — чтобы диск назывался "Сдачи не надо", - рекомендовал оптимальное количество треков числом 13 и называл все происходящее актом легального пиратства. Тринадцать-то тринадцатью, только как их выбрать, если их не отличить? Об этом говорилось в рецензии на интернет-релиз "Сдачи не надо" (см. МУЗЫКА от 22.01.10): закрыв "Ленинград" и открыв "Рубль", Сергей Шнуров не стал утруждать себя поисками новой концепции, сосредоточившись на эксплуатации былых "ленинградских" успехов — грязный гаражный рок, емкие матерные слоганы, короткие песенные выкрики… Несмотря на громкость и тщательно подчеркиваемую "дикость", все это производило довольно скучное впечатление.
Спустя почти полгода альбом был издан на физическом носителе. Из уважения к автору обложку украсила странная в этом контексте (все-таки диск теперь продается за деньги) надпись "Акт легального пиратства", а человеком, который согласился выбрать из 28 песен лучшие, стал Артемий Троицкий. Правда, тринадцати треков ему показалось мало, поэтому в окончательный вариант вошло 18. Выбор и расстановка композиций осуществлены "без ведома и противодействия Шнурова". Нужно сказать, что секвестирование пошло пластинке на пользу: стилистического разнообразия, конечно, не прибавилось, но в концентрированном виде эти песни выглядят более цельно, да и кончается альбом быстрее. На мой вкус, 40-минутный хронометраж был бы еще оптимальнее, но после выбора Троицкого осталось почти 49 минут звучания. Артемий Кивович не смог пройти мимо тем, которые интересуют лично его — видимо, этим обусловлено появление на диске песен "Русский рок" и "Легенды говнорока" - и постарался по возможности обойтись без пережевывания вечных страданий про баб и бухло. Примечательно, что в трек-листе нет ни одного матерного слова: так, получившая известность благодаря запрещению клипа "Я х…ярю на гитаре" именуется здесь "Я, гитара и костюм", "Пох…й" теперь называется "Без разницы", а в песне "Любовь — это…" нелицеприятное определение скрывается за многоточием.
Песни диска все равно сливаются в единую оруще-ревущую массу, однако мы можем попытаться представить, чем руководствовался мэтр, отбирая ту или иную вещь. В "Олимпиаде" Шнуров эпатирует рефреном "наш бог давно подох" (если я правильно расслышал сквозь "стену звука"), песня "В мире животных" может сойти за аллегорию человеческих отношений, а "Я, гитара и костюм" радует какой-то первобытной дикостью и простотой (кстати, в новой, "цензурной", версии клипа член Шнурова прикрыли купюрой. Денежной). "Терпи", вероятно, попала на диск благодаря несложной языковой игре "терпи-терпи-терпи/Питер-Питер-Питер", а "50" - из-за откровенно-безысходной фразы "вряд ли мы доживем до писят". Далее идут две песни "про любовь": Шнуров безо всякой грусти констатирует, что "Любовь — это п…ц", а затем вдруг включает печального, но сильно матерящегося лирика в композиции "Без разницы". "Праздник", "Доширак" и "Выходной" - это триумф фитнес-рока, потогонные концертные боевики с некоторым влиянием хард-рока 70-х. В "Рождестве" компилятор, очевидно, усмотрел социальную критику, в "Легендах говнорока" - самоиронию (впрочем, вполне самоповторную), а в песне "Время водка" - небезынтересную идею измерять время количеством выпитого. "Ничего нового" не могла попасть на диск, будучи точным и беспощадным очерком нравов и одновременно авторецензией на этот альбом, а "Сдача" - потому что в пластинке нельзя без заглавной песни. "Мы играли" - удачная эпитафия группе "Ленинград" с ярким образом "шли мы к Солнцу, а пришли к залупе". Завершает диск почти психоделическая, шестидесятническая "Любовь".
Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+