Ольгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФ

"ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ" - "ДВЕРИ! ДВЕРИ!"

ООО K.S.H. Релиз диска состоялся в сентябре.
Для того чтобы в наше время создать более-менее качественный продукт, не тратя при этом душевных сил, достаточно умеренного профессионализма, мелодического и поэтического дара. В середине 90-х альбом Сергея Калугина "Nigredo" триумфально шествовал по стране без всякой рекламной кампании, и неважно было, к какому культурному и музыкальному направлению принадлежал изначально очередной его поклонник. Ну ладно, не будем вспоминать "Nigredo", в конце концов, откровение не может не быть шедевром, да и к "Оргии" это творение имеет опосредованное отношение, но ведь и предыдущее творчество группы вместе с хитовым "Туркестанским экспрессом" воспринималось гораздо гармоничнее. Или музыканты решили, что название "Оргия праведников" звучит очень "готично"?
В основу композиции "Rex" легли самые известные куски латинского текста разных частей католической мессы. Музыка не очень актуальна. Мало того, что "эталон для подражания" — "Кармину Бурану" Карла Орфа — в наше время изъездили кто как может, так ведь звучит "Царь" так же лихо, как Angizia и Haggard. Даже вокальный ансамбль в данном случае звучит очень пестро. А когда в конце композиции сопрано, словно сирена, бросается на "ре" третьей октавы, по коже бегут мурашки — ведь и звук-то не самый высокий, да и с художественной точки зрения его можно было и не брать. Зачем, имитируя брильянт, вставлять в оправу стекло, если можно взять хотя бы хрусталь или мягко светящийся лунный камень? Впрочем, оправа тоже бывает разной. Насильственно воспринимается не только обращение со связками, но и многие другие моменты, в частности, обращение к теологии на сей раз совсем не вдохновенно, а тоже как-то противоестественно. В этом плане показателен как "Rex", так и "прогрессивное" "Присутствие". Российские рок-фэны дождались своего эпического апокалиптического трека. Вроде тема сакральная. Ничего не имею против космической фэнтези Сергея Лукьяненко, но образность очень схожа. "Вещание" Сергея Калугина по тембру и интонации очень мило и напоминает манеру артикуляции Дарта Вейдера. В целом вся эта "литературно-музыкальная композиция" на 18 с половиной минут звучит неестественно — куски ее архитектоники подогнаны друг к другу на глаз, мелодические линии маловыразительны, а их совместное звучание выстроено по принципу "лишь бы не диссонировало", Похоже, что ближе всего самим музыкантам оказались морализаторские композиции — в одних преобладает юмористический оттенок, в других - социальные мотивы: тяжелый рок-н-ролл "Это не жизнь!", тупой дет-метал "Тотал контрол", юмористическая "Адель!" в духе Бориса Гребенщикова, — во всяком случае звучат они более естественно и живо. Необычно изложение "Тотал контрол" — английский текст дан в транскрипции ("Э файр ин зе скай, Э хелл он зе граунд […]"), и вокалист произносит его с соответствующим акцентом. В музыке альбома иногда встречаются цитаты из других сочинений. Одна из самых необычных и вызывающих сомнение в сознательности ее использования — интонация, которая лежит в основе мелодии "Возвращения в Неаполь". Долго прислушиваешься, вспоминая — что же это такое до боли знакомое. И лишь только зазвучали слова "Белый кораблик из дальнего странствия", интонационная аллюзия вмиг материализуется в "Белые кораблики" Владимира Шаинского, которые "дождики несут". Все вроде написано, как положено — ностальгический мелодический оборот, ритм баркаролы, — но вот только голос отрешенный, статичный, с "трагичной" низкой позицией. И совсем полной противоположностью обернулась, в том числе из-за вокальной манеры, "Ничего нет прекраснее смерти!" (которая ранее называлась "Радость моя" и не имела восклицательного знака в конце). За видимым "новым" прочтением композиция звучит мертво и "отъезженно". Этому способствует и более грузный темп, и отсутствие трепетной пульсации в аккомпанементе. А вместе с отчеканенными согласными и не пропетыми гласными в вокальной линии композиция звучит как лозунг. Музыка лишается и удивительной мелодии, и приятной гармонии, и живой пульсации ритма.
По-прежнему вне конкуренции в творчестве "Оргии праведников" остается вокал — и с точки зрения данных, и с точки зрения технического мастерства. Помимо хорошего и очень приятного "чистого" звука, в "Адели", к примеру, Сергей выдает элементы тирольских песнопений, а в "Тотал контрол" - замечательный гроулинг на зависть прыщавым металистам.
Если же расценивать творчество "О.П." не в диахроническом (здесь вердикт судьи, конечно, будет строже), а в синхроническом аспекте, то на фоне остальных российских музыкантов "Оргия" обладает массой положительных качеств. На их фоне звучание сразу становится оригинальным и вдохновенным, профессионализм - высоким, песни — разноплановыми: остросоциальными, юмористическими и даже философскими. Эти качества могут быть показателем либо уровня исполнителей, либо уровня современной русской музыки.
Мария Зуева, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+