Обзор: «Как легендарный альбом 90-х перевернул игру / «Мумий Тролль» - «Морская»

2025, «Короче, слушай».
Про альбом «Морская» группы «Мумий Тролль» написаны книги, статьи, сняты ролики, проведены исследования. Поэтому я с некоторым скепсисом включил посмотреть выпуск на не известном мне канале Ильи Федотенко, называющего себя просто Федотом. Канал, к слову, существует лишь пару месяцев, и имеет смысл следить за ним более пристально.
Итак, «Морская». Альбом, который «перевернул игру», стёр грань между роком и попсой, в одночасье сделал суперзвездой обаятельного провинциала Илью Лагутенко. Федот сначала помещает процесс записи пластинки в исторический контекст: многие события 1996 года выглядят какими-то доисторическими – по крайней мере запомнились они куда хуже, чем альбом «Мумий Тролля». Ведущий рассказывает, в принципе, хорошо известную историю, но делает это уверенно, качественно и лаконично. Выпуск про один из важнейших альбомов русского рока длится меньше 20 минут – тут и зумеры не успеют устать, и бумеры вспомнят основное, не углубляясь в нюансы.
Предыстория записи «Морской» - это фактически вся творческая биография Ильи Лагутенко: ранние магнитоальбомы, служба на флоте, учёба в Китае, бизнес-консалтинг в Лондоне. Федотенко ловко подмонтировал к этим воспоминаниям фрагменты песен, ставших классикой: это произведение было написано в 15 лет, это – во время службы, то – в Китае, а эти хитяры – в лондонской студии чуть ли не во время записи, послушайте кусочек. Меньше чем за год до превращения в суперзвезду Илья Лагутенко впервые оказался в профессиональной студии, где пришлось объяснять британским музыкантам, как записать на клавишах партию, которую сам Илья наиграл на демо одним пальцем. Будущим хитом Лагутенко считал «Розу Люксембург» - и ошибался. При это он считал «Утекай» гениальной песней – и не ошибался.
В общем, и запись, и сам альбом получились парадоксальными: «Морская» настолько выбивалась из всех форматов, что в России за издание не взялся ни один лейбл. Что это, куда это? Но один всё-таки рискнул и не прогадал. Песни с «Морской» обрушились на аудиторию, поломав форматные плотины. Сейчас никто об этом не вспоминает, но автор выпуска всё же отметил: для 1997 года мысль о том, что рок может быть позитивным и развлекательным, а попса – качественной и нестыдной, была ещё слишком смелой. Может быть, даже преждевременной – если бы «Мумий Тролль» не пришёл и не пробил стену между жанрами.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа
Легендарный концерт «Live Aid» опубликован в интернете к юбилею

Видеоверсию концерта «Live Aid» выложили на специально созданный одноименный YouTube-канал 13 июля 2025 года – в день 40-летия мероприятия. «ИнтерМедиа» напоминает, что международный благотворительный музыкальный фестиваль был организовано музыкантами Бобом Гелдофом и Миджем Юром с целью сбора средств для помощи пострадавшим от страшного голода в Эфиопии 1984-1985 годов.
Основными площадками стали стадион «Уэмбли» в Лондоне (вместивший 82 000 человек) и стадион имени Джона Фицджеральда Кеннеди в Филадельфии (разместивший около 99 000 зрителей), концерты также прошли в Австралии, Японии, Австрии, а в Советском Союзе был организован телемост из студии «Останкино» с выступлением группы «Автограф» и вступительным словом Владимира Познера. Для этого события была организована одна из самых значительных спутниковых телетрансляций в истории: порядка 1,9 миллиарда человек (примерно 40% населения Земли на тот момент) в более чем в 150 странах смотрели выступления из разных городов в прямом эфире.
В концертах «Live Aid» приняли участие Queen, INXS, Status Quo, Spandau Ballet, Ultravox, Judas Priest, U2, Beach Boys, Dire Straits, Simple Minds, Элвис Костелло, Шаде, Стинг, Фил Коллинз, Брайан Ферри, Дэвид Боуи и многие другие.
После концерта был создан благотворительный фонд Band Aid, который продолжает работу по сей день. Так в 2024 году он выделил гранты на сумму 3 миллиона фунтов стерлингов на 16 проектов, включающих медицинскую помощь, поставки продовольствия, обучение, строительство школ, библиотек и других социальных объектов в Африке.
А в мае 2025-го в Великобритании состоялась премьера мюзикла «Just For One Day – The Live Aid».
Вышел трейлер документального фильма про Билли Джоэла

Трейлер документального фильма Billy Joel: And So It Goes» представил 11 июля 2025 года видеосервис HBO Max. Лента в двух частях режиссеров Сьюзан Лейси и Джессики Левин расскажет историю музыканта и композитора Билли Джоэла, начиная с детства, проведенного на Лонг-Айленде, и заканчивая мировым признанием, через личные травмы, испытание славой и вплоть до сегодняшнего дня.
В фильме представлены материалы, которые никогда ранее не демонстрировались, в том числе архивные видеозаписи и фото из личного архива и эксклюзивными интервью с ключевыми фигурами в его жизни - семьей, коллегами и близкими друзьями... В трейлере можно увидеть и услышать Брюса Спрингстина, Пола Маккартни, Пинк и многих других.
Премьера первой серии фильма состоится на HBO Max 18 июля, второй – 25-го. Хронометраж ленты составляет почти пять часов.
«ИнтерМедиа» напоминает, что в мае 75-летний Билли Джоэл отменил все запланированные даты своего тура после того, как у него диагностировали заболевание головного мозга — нормотензивную гидроцефалию (НТГ).
Обзор: «Radiohead. Как убить рок и придумать музыку XXI века»

2025, «Контрапункт».
Выпуск про амбассадоров депрессии Radiohead получился не слишком искромётным. Его можно было бы сравнить со статьёй из Википедии с музыкальными фрагментами, однако «Контрапункт» заметно сократил этот гигантский материал, постаравшись выделить самое главное. Бегло рассказав о детстве Тома Йорка, которого «буллили» за парализованный левый глаз, ведущий Никита Симонов переходит к главному хиту Radiohead – «Creep» (1993). Песню сначала не расслышали в Британии, зато полюбили в Израиле, США, далее везде. Англичане сопротивлялись дольше всех и BBC Radio выкинула трек из ротации как «слишком депрессивный». В 90-е сформировался тот звук, который принёс «радиоголовым» коммерческий успех. Свой фальцет Йорк подслушал у Джеффа Бакли, тогда же он отказался от внятной артикуляции. Альбом 1997 года «Ok Computer» критика и зрители сочли шедевральным, хотя на красивые мелодии Йорк и Ко написали довольно-таки параноидальные тексты.
После этого началась пора гастролей и востребованности. Не об этом ли мечтают все музыканты? Но для Radiohead 1998 год стал самым кошмарным: они разочаровались в успехе и писали суицидальные песни, которые только и помогали им выжить. Группа, с которой, по мнению прессы, должно начаться возрождение гитарного рока, возненавидела рок и увлеклась электроникой. От них ждали нового альбома, но пластинка «Kid A» (2000) привела аудиторию в недоумение. Рок-инструменты звучали, будто электронные, вместо куплетов и припевов зазвучали сэмплы, вокал Йорка стал отрывистым и абстрактным. Тут, казалось бы, и сказочке конец, но свою роль сыграла популярность группы. Фанаты и обозреватели, пожав плечами и закатив глаза, решили, что в этой музыке что-то есть, раз её заиграли такие талантливые ребята. Больше Radiohead на мнение толпы никогда не оглядывались, в новом веке выпустив ещё несколько непредсказуемых альбомов. Говоря о заимствованиях идей, музыканты прямо признавались: «Мы воруем. Главное, забыть, у кого украл, и поверить в то, что это твоё». С 2016 года группа не выпускала нового материала, занимаясь разными сольными проектами, однако выпуск заканчивается намёками на скорое возвращение Radiohead.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа