Евгений Чирков, директор ЦДКЖ: «Дома культуры – часть бренда РЖД»
Два последних года жизнь ЦДКЖ меняется: обновляется репертуар, появляются новые проекты. Задач ещё много, но самое главное, чтобы в Дом культуры приходил думающий зритель, а площадка ЦДКЖ снова стала одной из самых уважаемых и заметных в Москве, рассказал «Московскому железнодорожнику» о своих мечтах Евгений Чирков.
– В СССР действовало более 100 тыс. домов культуры – государственных и отраслевых. Железная дорога ДК сохранила. Какова миссия этих учреждений и изменилась ли она сейчас?
– Не секрет, что понятие «Дом культуры» характерно для времени СССР. Тогда народное творчество считалось способом повысить производительность труда. Самыми активными всегда были дома культуры в так называемых закрытых городах. В моём родном Обнинске, городе физиков и лириков, было три дома культуры, и, кстати, директора их считались самыми уважаемыми людьми. Уровень самодеятельности у нас был таков, что в наш Народный Обнинский театр в городе приезжал даже Марк Захаров для встречи с коллективом.
В годы перестройки сменились приоритеты. Когда во главу угла встали деньги, муниципалитетам пришлось отказаться от содержания домов культуры. Однако затем ситуация в стране начала выправляться, муниципалитеты захотели возродить у себя народное творчество, стали забирать у компаний их непрофильные активы. Сейчас ведомственные ДК остались у «Росатома» и ОАО «РЖД». На сети действуют 42 дома культуры. Содержать их непросто. Государство требует от непрофильных активов избавляться, но компания удерживает их, и я убеждён, что это абсолютная необходимость.
– У ЦДКЖ есть собственный любительский театр. В чём его важность?
– Я сам вырос на сцене народного театра в Обнинске. Люди склонны к театральному искусству, ведь это возможность прожить не одну жизнь. Вообще, я считаю, что актёрское мастерство, сценическая речь, сцендвижение – те вещи, которые надо преподавать руководителям. И периодически мы так и делаем, ездим на совещания руководителей Московской железной дороги, проводим мастер-классы по актёрскому мастерству. И это вызывает огромный интерес.
На наш призыв создать любительский театр железнодорожники откликнулись с радостью. Ходят на занятия, ставят разного рода сценки, этюды, участвуют во всех наших больших мероприятиях. Мы, правда, ждём от них большего: пора ставить свои спектакли, выходить с ними на большую сцену, так, чтобы они появились на нашей афише.
– Появился у вас и полноценный Большой хор ЦДКЖ. Как оцениваете успехи?
– Когда мы бросили клич о том, что создаём хор, на прослушивание пришли 170 железнодорожников – и женщины, и мужчины. Причём это достойные кандидаты, прекрасные голоса! Мы должны были взять только 100 – такова особенность структуры хора. Было трудно отказывать остальным.
Люди работают на самых разных офисных и рабочих должностях, при этом у некоторых за плечами не только музыкальная школа, но и музыкальное училище. Хор стал для них настоящей отдушиной, возможностью проявить талант. Коллектив уже пел на площадке Мариинского театра, побеждает в различных конкурсах.
Творчество – потребность, мы это видим. Если человек пришёл к нам, значит, он проведёт время в среде единомышленников, а на работе будет готов к новым свершениям.
– Как меняются вкусы зрителей?
– Моя задача – изменить образ ЦДКЖ на культурной палитре столицы. Какое-то время назад нас даже называли «привокзальным ДК», при всей нашей огромной истории это обидно. И что-то уже удалось сделать. Например, мы пригласили к нам «Квартирник на НТВ» – Евгений Маргулис проводит на нашей сцене концертные встречи, уже прошло пять таких мероприятий. Например, у нас играла «Группа выходного дня» с Алексеем Романовым, "Рекорд Оркестр", гостем Маргулиса был Александр Пушной, 24 октября выступит Диана Анкудинова. Мы собираем полные залы, и, конечно, на такие выступления к нам приходит совершенно другая публика. Не та, которая идёт на антрепризы не всегда высокого качества.
Режиссёр Малого театра Сергей Потапов поставил у нас спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе Арбузова. Проведены творческие вечера Даниила Спиваковского, Валерия Сюткина, Сергея Никоненко, Театра эстрады «Дети лейтенанта Шмидта». Продолжим работу и дальше, чтобы мнение зрителей о нас менялось.
У нас хорошие, качественные детские и взрослые спектакли. И хочется сделать ещё больше. У нас уникальные сцена и зал, поэтому некоторые спектакли требуют адаптации сценического пространства. Но решаем и эти задачи.
– Через три года ЦДКЖ отпразднует столетие. Каковы планы на ближайшее будущее?
– ЦДКЖ – это уже история, часть бренда ОАО «РЖД». Нам удалось обновить систему сценического светового оборудования, заменить звуковое оснащение сцены, полностью заменить кондиционирование и вентиляцию всех помещений ЦДКЖ.
У нас есть задача создать систему методического управления всеми ДК в контуре ОАО «РЖД», а ещё вернуть в штатное расписание должности руководителей коллективов, которые были сокращены. Так сможем вернуть и народное творчество. Пока же работаем не благодаря, а вопреки.
Конечно, хочется и творческого обновления. Ту же антрепризу нужно выводить на другой уровень, ведь старый репертуар – тот случай, когда зритель приходит просто посмеяться.
К счастью, есть и достойные спектакли. Недавно у нас шёл «Мужской аромат» с Даниилом Страховым, я получил большое удовольствие от просмотра: прекрасная работа актёров, достойная режиссура. Можно также упомянуть спектакль «Ханума» театра «Миллениум». Но таких спектаклей мало. А зритель голосует рублём, поэтому мы занимаемся отбором театрального контента.
Когда-то ЦДКЖ был одной из четырёх ведущих площадок Москвы. И нам нужно к этому вернуться, чтобы к нам шли на имя, как люди шли в «Ленком», или в «Современник», или в Театр Вахтангова. Чтобы с гордостью говорили: «Я иду в ЦДКЖ!» Такова сверхзадача. Возможно, мне так и не доведётся услышать от публики эти слова, но мы будем работать над этим.
(Марина Лепина, «Гудок», 16.08.24)
Мюзикл по мотивам «Служебного романа» с Андреем Бириным, Юлией Михалковой и Галиной Безрук покажут в Москве
Премьера мюзикла «Служебные страсти, или Любовь по графику» состоится 11 и 12 октября 2024 года в Конгресс-центре (Центральный зал МСПК) на проспекте Вернадского.
Новая музыкальная комедия режиссера Натальи Громушкиной основана на пьесе Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Сослуживцы», по которой был снят культовый фильм «Служебный роман». «Служебные страсти, или Любовь по графику» - это не просто перенос киносюжета на театральную сцену, а новое театральное прочтение всеми знакомого сюжета, сочетающее юмор, драматургию и атмосферу живого театра и музыки в стиле 60-70 годов.
Главные роли в спектакле исполнят в разных составах Станислав Беляев и Дмитрий Волков (Новосельцев), Мария Кравченко (Калугина), Анастасия Денисова (Калугина, Рыжова), Галина Безрук (Рыжова), Андрей Бирин и Роман Богданов (Самохвалов), Михаил Владимиров и Александр Коркунов (Антон), Юлия Михалкова и Софья Пушкина (Верочка), Светлана Саягова, Ирина Сурина и Елена Чарквиани (Шура).
Постановку осуществила команда продюсеров, известная по мюзиклам «Кабаре» и «В джазе только девушки, или У всех свои недостатки»
Очень разная Фаина Раневская появится в спектакле «Раневская. Одинокая насмешница» в ЦДКЖ
Спектакль «Раневская. Одинокая насмешница» будет поставлен 15 октября 2024 года в ЦДКЖ. Эта постановка в течение нескольких лет проходит на сцене Санкт-Петербургского Академического театра комедии имени Н.П.Акимова, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе проекта. По словам создателей, это особая комедия. Главным героем здесь является не только Фаина Раневская, но и её неповторимый юмор.
- Два с половиной часа лёгкого, близкого и понятного юмора, находящего тёплый отклик внутри, исповедь с налётом драмы, которая подаётся в дуэте с филигранной иронией над собой и всем миром, - говорится в описании спектакля. - Можно ли соединить смешное и забавное со слезинками в глазах? Взрыв смеха с замирающим от страдания сердцем? Можно, если речь идёт о таком человеке, как Фаина Георгиевна Раневская.
Отмечается, что в постановке Фаина Раневская очень разная.
- Зритель видит её тонкую и ранимую душу с забавными слезинками в глазах и тут же всё меняется, и в зал летят перлы из уст как будто совсем другого человека — гордого, сильного и красивого в своём внутреннем одиночестве, - говорят создатели спектакля. - Драматическая комедия приглашает зрителя в неповторимый удивительный мир гениальной актрисы Фаины Раневской. Её мысли, чувства, переживания, поступки оказались настолько глубокими и неординарными, что авторам не было необходимости что-то сочинять или в чём-то корректировать великую Раневскую. Поэтому Фаину Георгиевну можно смело назвать полноценным соавтором спектакля.
В ролях заняты заслуженная артистка России Елена Липец, Семён Фурман, Ирина Полянская, Юлия Рудина, Екатерина Суворова. Режиссер постановки – Андрей Носков.
Начало в 19.00.
Дополнительная информация: +7-950-082-9559 (Станислава, концертная компания «ШоуАртЛайф»).
Департамент культуры Москвы учредил новую премию для поддержки театров
Первая Московская премия «Арт-платформа» в области исполнительских искусств состоится 14 октября 2024 года. Событие пройдет в Открытом театральном пространстве «Арт-платформа» в Новом Манеже. Подать заявку можно на официальном сайте премии до 7 октября.
Одна из главных задач премии «Арт-платформа» - укрепление позиций частного театрального сектора в актуальной культурной повестке Москвы. Премия поможет предпринимателям из сферы креативных искусств заявить о себе, привлечь внимание зрителей и экспертов, а также получить поддержку для реализации новых проектов.
- Премию «Арт-платформа» мы проводим впервые. Участвовать в отборе могут как независимые театры и команды художников, музыкантов и артистов, так и коллективы государственных организаций, — отмечает руководитель Департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин.
Всего в рамках премии представлено 12 номинаций. «Кросс-проект» — отмечаются культурные продукты, объединяющие в себе сразу несколько видов художественного творчества. «Мультимедиа» — творческие события, неотъемлемой частью которых являются мультимедийные технологии. «Саунд» — отмечаются проекты из сферы исполнительских искусств, представившие выдающиеся музыкальные решения. «Киноспектакль» — кинопроекты, в основе которых является сценическое действие. «Частный театральный проект года» — отмечаются частные проекты и организации, достигшие значимых отраслевых достижений. «Менеджер года» — отмечаются управленцы из сферы исполнительских искусств за особые профессиональные достижения. «Мультижанр» — отмечаются творческие проекты, в которых несколько жанров исполнительских искусств объединены одним сценическим действием. «Культпросвет» — отмечаются проекты, в которых просветительские задачи решены за счет творческих средств. «Событие» — отмечаются наиболее знаковые мероприятия в сфере культуры и искусства. «За вклад в развитие частных проектов в сфере исполнительских искусств» — отмечаются частные организации осуществляющие регулярные инвестиции в сферу исполнительских искусств. Две специальные номинации от партнеров премии.
Подать заявку на участие может государственный театр, арт-пространство, частные театры или команды независимых художников, перформеров, музыкантов и творцов. Выдвигаться на премию могут как академические произведения исполнительского искусства, так и смелые эксперименты современных авторов.
В экспертный совет премии вошли признанные деятели культуры, лидеры мнений, активно участвующие в развитии современного искусства: театральные деятели, режиссеры, актеры, музыканты, художники, хореографы, предприниматели, журналисты и представители власти. Среди них: руководитель «Агентства креативных индустрий» Гюльнара Агамова, генеральный директор «Газпром-Медиа Холдинг» Александр Жаров, генеральный директор «Компании Афиша» Илья Альтшуллер, главный режиссер РАМТа Марина Брусникина, главный режиссёр Театра Вахтангова Анатолий Шульев, начальник Управления театров Департамента культуры города Москвы Александр Фокин, художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков, заслуженный художник России Виктория Севрюкова и другие.
Номинанты будут объявлены 7 октября. Торжественная церемония награждения состоится 14 октября в Открытом театральном пространстве «Арт-платформа» в Новом Манеже, а также будет транслироваться в прямом эфире. Ведущими церемонии будут Яна Чурикова и частный театральный проект «Заячий стон».
Важной особенностью премии «Арт-платформа» является ее универсальность в выборе номинантов. Не имеет значения какая юридическая форма у заявителя. Это может быть государственный театр или арт-пространство, так и команда независимых художников, перформеров, музыкантов и творцов, экспертами премии рассматриваются заявки, как академических произведений исполнительского искусства, так и смелые эксперименты современных авторов.
Новую премию в сфере креативных индустрий «Арт-платформа» учредил Департамент культуры города Москвы. Инициатором создания премии и генеральным продюсером стал руководитель Открытого театрального пространства «Арт-платформа» в Новом Манеже — Дмитрий Бикбаев. Оператор проекта — Агентство креативных индустрий (АКИ).