Актрису Яну Троянову* внесли в список террористов и экстремистовУмер звезда польского кино Ежи ШтурМарго Робби ждёт ребенка«Праведник» и «За нас с вами» получили «Нику»Умер экс-гитарист «Цветов» и «Скифов» Сергей ДюжиковCrocus City Hall не будет восстановленАлсу отрицает возможность примирения с мужемВ Госдуме состоялся день Культурных столицАнна Нетребко разводится с Юсифом ЭйвазовымУмерла спортивный комментатор Анна ДмитриеваУмер актер Дональд СазерлендУмер сын Вячеслава Зайцева ЕгорДарья Мельникова снова вышла замуж и стала мамой в третий разУмерла звезда «Мужчины и женщины» Анук ЭмеГлафира Тарханова родила дочку после четырех сыновейЗоя Бербер родила сынаAnna Asti стала триумфатором премии «Муз-ТВ-2024»Умерла Франсуаза АрдиВладимир Машков возглавил «Современник», а Евгений Герасимов – Театр СатирыГарик Харламов и Катерина Ковальчук поженились

Композитор Александр Симоненко: «Мне нравится закладывать основы музыкальной драматургии в современных фильмах»

21.06.2024 13:52 Музыка Рубрика: Интервью 16+
Сергей Варшавчик / предоставлено Александром Симоненко

Композитору Александру Симоненко еще нет и сорока, а он уже известен как автор музыки к многочисленным кинофильмам и сериалам: «Родина», «Людмила Гурченко», «Заговоренный»,«Молокобезумия» ,«Мажор в Сочи», «Позывной Пассажир», «Калимба» и др. Еще он создаёт музыкальное оформление к театральным работам, ледовым шоу и, конечно, пишет академические произведения. При этом композитор никогда не работал по конвейерному принципу, а его интервью можно запросто расценивать как мастер-класс по созданию музыки, отмечает корреспондент «ИнтерМедиа» Денис Ступников.

- Каким было ваше детство? Как входила в вашу жизнь музыка? Какую роль в этом сыграли ваши родители? Знаю, что они имеют непосредственное отношение к высоким музыкальным традициям.

Мое детство можно смело назвать музыкальным. Все оно прошло вокруг Большой Никитской, где располагается Московская консерватория им. П.И.Чайковского. Моя мама преподавала и до сих пор преподает там, и я постоянно сидел либо у нее в классе, либо в буфете, либо рядом с диспетчерами, которые выдавали ключи от классов. С некоторыми тетушками я сдружился и прямо-таки стал для них «музыкальным внуком». На Большую Никитскую также смотрели окна моей общеобразовательной школы, оттуда до моей «музыкалки» было рукой подать: заворачиваешь в Мерзляковский переулок – и вот уже знакомый подъезд.

Мои музыкальные корни ведут по материнской линии к Сергею Васильевичу Евсееву – известному музыковеду, педагогу и композитору, одному из последних учеников Сергея Танеева. Мой прадед был соавтором “бригадного” учебника гармонии, известного каждому профессиональному музыканту, и очень много внимания уделял народному фольклору, а именно – русской песне. Вся его музыка – напевная, лиричная, сентиментальная, но не без драматичных взрывов и экспрессии. Сергей Васильевич обожал и преклонялся перед другим Сергеем Васильевичем – Рахманиновым. Идеи духовной исповеди, высоких этических категорий и красоты как главных смыслов творчества явно передались моему прадеду. А потом уже и я бесконечно слушал второй и третий концерты Рахманинова в прекрасном исполнении друга нашей семьи Михаила Петухова. Я все пытался осмыслить, как этот гений мог так непосредственно заставлять душу взмывать ввысь, забывая о всей житейской рутине и мимолетных проблемах, вызывать чувство настоящего катарсиса. Наверное, эти сеансы прослушивания и стали отправной точкой в моем желании сочинять. И с тех пор для меня сочинение – это прежде всего разговор с собственной душой.

- Вы всегда тяготели к музыкальному театру. С чего начиналось это увлечение?

- Я всегда тяготел к прикладной музыке, музыке на стыке жанров. А потом уже потихоньку дорос в том числе и до крупной формы – балета. С детства мне хотелось писать музыку для театра и кино, передавать и усиливать происходящее на сцене или экране, полноценно работать с эмоциями. Начинал я в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского (в настоящее время это «Электротеатр Станиславский», – прим. ред.), где оформил несколько спектаклей. Также я написал музыку для телефильма «Комедианты» Александра Галибина. Спасибо режиссеру за доверие, это была моя фактически первая работа в кино.

- Ваша музыка звучала в ледовом шоу «Щелкунчик» Евгения Плющенко наряду с произведениями великого Чайковского. Как возникла идея совместить эти два пласта? Как вам удалось достичь такого уровня, чтобы эти произведения слушались как единое целое?

- Когда мы создавали это шоу, нам очень хотелось, чтобы у него было собственное лицо, в том числе и на уровне музыки. И мы рискнули создать сольные вставные номера для наших олимпийских чемпионов, для этого я написал оригинальные музыкальные произведения. Главное, что все они должны были быть органично вплетены в канву музыки Чайковского. Мне кажется, у нас получилось. Сольный номер Жени [Плющенко] – особенно.

- Вы очень впечатляюще рассказывали о балете «Амок» по Стефану Цвейгу на этапе подготовки этой постановки. Что из этого в итоге получилось? Всё ли удалось реализовать? Какова сценическая судьба этого произведения и что говорят зрители?

-Балет «Амок» стал репертуарным спектаклем театра «Геликон-опера». Для меня это очень важная партитура. Конечно, огромную роль сыграла сильная команда соавторов: Михаил Лавровский – живая легенда балета, Виктория Литвинова – интересный молодой хореограф, Сергей Кавтарадзе – режиссер видеоарта. А придумали мы все это с Леонидом Лавровским-Гарсиа – режиссером и соавтором либретто, моим старинным другом.

- Известна ваша любовь к симфоническим оркестрам. Всегда ли вам удается поработать с ними при работе над современной музыкой для театра? Не идет ли во вред постановкам извечное желание продюсеров сэкономить на чем-то — например, на музыке?

- Вы говорите как раз о моей боли. К сожалению, очень часто идет удешевление за счет качества. Симфонический оркестр – это дорого, а хороший симфонический оркестр – очень дорого. И не из-за музыкантов, а из-за директоров. Поэтому приходится искать людей и самим собирать музыкантов. Но зато случаются такие попадания, что результат просто феерический!

- В картине Петра Буслова «Родина» вы впервые работали с симфоническим оркестром в кино. Как удалось освоить этот процесс? Помогло ли в этом образование — Московская консерватория им. П.И.Чайковского по классу композиции?

- Это было прекрасное время. Всегда вспоминаю Петю [Буслова] и этот фильм с большой нежностью. Он – один из первых, кто в меня по-настоящему поверил. Первые сеансы записи на Мосфильме до сих пор помню как сейчас – такое это было яркое впечатление. Мы писали живой оркестр, поэтому без профильного образования я просто бы не справился.

- Как вам в сериале «Людмила Гурченко» удалось с помощью музыки передать суть этой великой артистки и дотянуться до ее планки?

- Это еще одна интереснейшая работа, на ней я познакомился с прекрасным режиссером Сашей Имакиным. Мы с ним встретились еще до сьемок, он рассказал мне свое видение и концепцию, описал несколько сцен фильма. Меня это вдохновило – и родились мелодии. Впоследствии они стали основными темами сериала, и Саша даже под них снимал. Так здорово еще на этапе подготовки к съемкам полноценно участвовать в творческом процессе, закладывать основы музыкальной драматургии, а не иллюстративно «раскрашивать» готовый монтаж уже по факту.

- Сейчас многие сводят музыку в кино к банальному саунд-дизайну. Удается ли вам веско заявлять о себе как о самодостаточном кинокомпозиторе в этих реалиях? Если да, то благодаря чему и в каких работах это проявилось ярче всего?

- Все зависит от культуры, воли режиссера и продюсеров. Когда они готовы творить и создавать, а не находиться в плену референса, возможности для композитора возрастают в разы. Здесь бы я хотел рассказать о работе с режиссером Сергеем Кавтарадзе. Наша работа над фильмом «Молокобезумия» как раз строилась таким образом, и музыка фактически превратилась в современную симфонию с широким спектром музыкальных средств и техник. При этом все работало на художественный образ картины. С Сергеем мы продолжаем сотрудничать и дружим.

- Как вам удалось совместить с саундтреке к «Позывному “Пассажир”» временное и вечное, сиюминутное и историческое? Помогла ли ориентация на русскую классику?

- Вы знаете, мне очень хочется, чтобы мы не забывали тот огромный пласт нашей русской музыкальной культуры, который позволяет создавать любую нужную изобразительную атмосферу для кино или театра. У нас достаточно средств для «суверенных» музыкальных решений.

- Вы по достоинству оцениваете профессиональные умения Никиты Михалкова. Чему он вас научил и как вы эти навыки применяете в своей работе?

- Мне близка позиция Никиты Сергеевича по отношению к культуре собственной страны. Только опираясь на корневую систему возможно взрастить новый прекрасный плод. Никита Михалков часто цитирует Густава Малера: «Традиция – это передача огня, а не служение пеплу». Для меня это не пустые слова.

- Продолжаете ли вы совершенствоваться как академический композитор, автор самостоятельных (вне контекста театра и кино) произведений? Где и в чьем исполнении их можно услышать?

- Да. Я работаю над новым балетом и жду записи своей симфонии. Плюс фортепианные прелюдии и фуги. Пока не могу рассказывать детали, но, надеюсь, все сложится.

- Какой наградой и почему вы больше всего гордитесь?

- Награда для меня – это слышать свою музыку в исполнении неравнодушных талантливых музыкантов, заразившихся моим замыслом.

Фото: Сергей Варшавчик / предоставлено Александром Симоненко
Теги: интервью, Денис Ступников, композитор, Александр Симоненко

Стас Ярушин покорил сердце дерзкой красавицы в клипе Дениса Клявера «Любовь с первого взгляда»

13.07.2024 16:11 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сингла

Премьера клипа Дениса Клявера «Любовь с первого взгляда» состоялась 12 июля 2024 года. Главные роли в видео, снятом режиссером Александром Игудиным, исполнили Стас Ярушин и Анастасия Титова. Одним из героев видеоряда стал также Щенок – персонаж, в роли которого Денис принял участие в шоу «Маска».

- Я долго ломал голову по поводу сценария, но мой друг и по совместительству режиссёр многих моих работ Александр Игудин как всегда помог и придумал сюжет, а мне, в свою очередь, очень хотелось, чтобы это случилась именно летом и именно в родном Питере, в моей творческой колыбели, если так можно сказать, - говорит Денис.

В центре сюжета – брутальный мачо (Ярушин), у него всё схвачено, высоты достигнуты, жизнь идет так, как хочется ему, до тех пор, пока он неожиданно не встречает девушку со своенравным характером и не менее дерзким подходом к жизни. Герой, забывая обо всём, пытается во что бы то ни стало завоевать сердце красавицы (Титова), но это оказывается не так просто. Девушка устраивает ему настоящую проверку на прочность! Пранк за пранком герой пытается доказать возлюбленной, что настроен максимально серьезно и ни перед чем не остановится! В итоге уже не совсем понятно, а кто же тут более сумасшедший? Но кажется, влюбленные идеально друг другу подходят.

Фото: обложка сингла
Теги: клип, Денис Клявер, Александр Игудин, Стас Ярушин
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рецензия на клип «It’s My Life» Мари Краймбери и Димы Билана: Банально, но работает

кадр из клипа

2024, Дима Билан.

Оценка: 7 из 10.

На обложке дуэтного сингла «It’s My Life» Мари Краймбрери и Дима Билан были изображены на теннисном корте. Мари как бы теннисистка, а Дима как бы судья на вышке, но у них всё хорошо, поскольку на вышке хватает места обоим. Теннисная тема использовалась и в лирик-видео, сопровождавшем выпуск песни. И это никак не объяснялось, хотя параллели с недавно вышедшим фильмом Луки Гуаданьино «Претенденты» заставляли ожидать, что в какой-то момент в кадр войдёт Зендая. Логично было бы предположить, что и в клипе, появившемся через два месяца после релиза сингла, эта теннисная история будет как-то развиваться. Но режиссёр Сергей Grey экранизировал совершенно другой сюжет.

Песня, как известно, начинается с телефонного звонка Краймбрери Билану. Она просит его приехать, используя даже слово «приедь». Но он не реагирует, то есть реагирует не так, как ожидала девушка: говорит, что не приедет, и предлагает закрыть тему. То есть этому мэну из песни и слово «приедь» нипочём. Но на режиссёра оно произвело гораздо большее впечатление, так как по этому слову можно понять, что героиня Мари Краймбрери находится на грани нервного срыва. Оставалось только показать это в клипе, что Сергей и сделал. В начале ролика Мари бежит в странном наряде (белое – предположительно свадебное – платье, тяжёлые чёрные ботинки и косуха) по проезжей части, падает на пешеходном переходе и оттуда совершает тот самый звонок. Но если она сбежала с собственной свадьбы, бежать ей дальше некуда: Билан холоден и не собирается возвращаться к бывшей. Хотя, конечно, ценит время, проведённое с ней, но виду не подаёт.

Собственно, счастливые флэшбеки их романа и составляют основу видеоряда. Приём банальный, но работающий. Ешё в клипе задействован вертолёт, который куда-то улетает в финале, оставляя на земле обнимающихся Билана и Краймбрери. Возможно, геликоптёр символизирует для них невозможность быть вместе.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Руководство РАО высказалось о новом порядке использования «сиротских» произведений

12.07.2024 20:27 Музыка Рубрика: Хроника 16+
Илья Золкин

Российский парламент легализовал использование произведений, авторы которых неизвестны или недоступны для переговоров. Закон расширяет доступ гражданам к культурным ценностям и дает возможность коммерциализировать широкий пласт контента, защищая права авторов и снимая правовые риски с бизнеса.

Согласно закону, бизнес, заинтересованный в использовании «сиротского» контента, должен будет предпринять ряд действий по поиску авторов. Если эти действия не увенчаются успехом, он сможет обратиться в аккредитованную организацию, например, общество по коллективному управлению правами, которая также проведет свою проверку и, если не преуспеет в поисках – выдаст лицензию на использование контента сама. Деньги для авторов на тот случай, если они решат заявить о себе, будут аккумулироваться на специальном счете, и в любой момент могут быть переданы правообладателю. При желании он также сможет изъять свои права из управления и распорядиться ими по своему усмотрению.

Поправок в ГК РФ ждали и дизайнеры, и музыканты, и кинематографисты. Однако наибольшую поддержку они получили у музыкального бизнеса. Закон о сиротских произведениях поможет индустрии решить давнюю правовую дилемму, полагает продюсер Виктор Дробыш:

- Насколько мне известно, в РАО каждый день приходит с десяток запросов об авторстве того или иного произведения. Телеканалы, радиостанции, продюсерские центры, лейблы и другие пользователи хотят попросить разрешения на обращение к музыкальному материалу, но не знают, у кого его можно получить. Зачастую нет такой информации и у РАО. Как раз в таких случаях новый закон очень пригодится. После того как пользователь предпримет все необходимые действия по поиску правообладателя, а РАО убедится, что выйти на контакт невозможно, произведение можно будет использовать вполне легально.

По словам продюсера, важно, что если автор все же обнаружится, то вся дальнейшая коммуникация с ним ляжет на плечи Общества, а пользователь будет освобожден от правовых рисков.

- Если же автор с самого начала настроен управлять правами на произведение самостоятельно, закон стимулирует его вовремя зафиксировать права, разместить сведения в реестре и оперативно отвечать на запросы бизнеса, – заключил он.

Закон позволит вовлечь в экономический оборот большой массив контента, который в противном случае оставался бы недоступен ни бизнесу, ни аудитории, заметил управляющий партнер Zvonko Group Дмитрий Коннов:

- Сегодня продюсеры и лейблы чаще всего просто отказываются использовать произведения, чьих авторов не получается установить. Крупная организация не может идти на правовые риски, тем более что обычно сразу после того, как произведение начинают исполнять, причем, не дай Бог, в переработанном виде, автор сразу дает о себе знать и требует солидной компенсации. Это не только мешает бизнесу, но и затрудняет доступ граждан к наследию. Надеюсь, благодаря закону у индустрии появится удобный инструмент решения этой проблемы.

С ним солидарен основатель лейбла Effective Records Кирилл Лупинос:

- Как руководитель компании, которая часто использует сэмплы и материал, который присылают артисты, не особо глубоко погруженные в правовые вопросы, могу сказать однозначно, что данный закон будет очень полезен. Он принесет дополнительный доход компаниям, которые избавятся от ограничения на использование таких «деталей» креативного продукта. Музыканты же станут более маневренными в создании творческого продукта.

Поддержал закон и продюсер Иосиф Пригожин:

- Я за любое упорядочивание правил. За то, чтобы все лежало на полках, было архивировано и находилось под охраной закона. Хорошо, что у нас есть единый центр – РАО, который может администрировать даже права «неизвестных» авторов и вести соответствующий реестр.

Продюсер обратил внимание на то, что индустрии вообще проще работать с ОКУПами, чем непосредственно с авторами, которые порой «пьют кровь», выставляя совершенно произвольный ценник на использование своего контента: «Возникает ситуация «ни себе, ни людям».

Законопроект поможет и кинематографистам, заметил актер и композитор Иван Бурляев:

- Мне всегда невероятно досадно, если не получается лицензировать какую-то подходящую по смыслам музыку или песню для фильма. Вот нашли вы чистейший, правдивый образец эпохи, а права получить по тем или иным причинам не можете. Приходится «изображать» нечто похожее, в чем, безусловно, гораздо меньше правды – по счету Станиславского.

По словам композитора, было бы целесообразно пойти и дальше: не только определить порядок использования орфанных произведений, но и ввести механизм принудительной лицензии на случай нерыночного поведения авторов и их наследников:

- Россия – правопреемница СССР. Мне кажется, было бы справедливо отрегулировать в правовом плане вообще все советское наследие, создав четкий механизм: запрос на лицензию, сроки на ответ, предельные – разумные – ставки оплаты лицензии; и если что-то пошло не так, принудительная лицензия.

Иван Бурляев подчеркнул, что последнее было бы особенно справедливо и в отношении наследников, которые давно живут в других странах и зачастую дают разрешения на использование, исходя из своих политических взглядов.

Новый порядок работы с сиротскими произведениями обязательно будет востребован и в дизайне, отметил генеральный директор Fashion Hub Russia Георгий Ростовщиков:

- Закон создает уникальные условия для российских креаторов всех категорий, будь то фэшн, промышленный дизайн, мультимедиа. Они смогут, наконец, использовать элементы орнаменталистики, дизайн-кода, изображений из пласта культурного наследия для создания своих продуктов.

По его словам, дизайнеры в силу своей насмотренности зачастую сами не отдают себе отчет в том, что используют нечто, уже созданное до них, а потом с удивлением узнают, что нарушили чьи-то права. Понятный легальный порядок использования орфанных произведений поможет избегать таких ситуаций.

- Все давно придумано, и дизайнеру остается деликатно это миксовать. Закон позволит креаторам заниматься этим более успешно, - добавил он.

Положительный эффект от законодательной новеллы отметили и представители юридического сообщества. По словам основателя Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw Руслана Гацалова, «при подготовке любой новеллы в области интеллектуальной собственности необходимо исходить из принципа, согласно которому „Сущность интеллектуальных прав – авторолюбие“».

Если исходить из этого принципа, у закона есть очевидные достоинства.

- К нам часто поступают запросы проверить объект на наличие возможности его законного использования. Поиски правообладателей часто заканчивались провалом, и мы собирали доказательства добросовестности – объявление о поиске автора и прочее – чтобы подготовиться к возможному судебному разбирательству. Поэтому изменения в 4 часть ГК существенно помогут, – отметил эксперт.

Руслан Гацалов добавил, что изменения стимулируют авторов стать предпринимателями и повышать свое правосознание, однако также предупредил, что изменениями смогут воспользоваться и недобросовестные предприниматели «для потребительства и ухода от ответственности».

В свою очередь, в Российском авторском обществе закон оценили как серьезное конкурентное преимущество. Благодаря закону о сиротских произведениях Россия стала мировым провайдером инноваций в области регулирования сферы интеллектуальной собственности, отметил исполнительный директор РАО Алексей Карелов:

- Это тектонический сдвиг, прорывное решение в области юридической практики в сфере интеллектуальной собственности. Мы первыми в мире вывели из серой зоны огромный пласт культурного наследия, и нашему примеру наверняка последуют другие юрисдикции.

По его словам, вовлечение в легальный экономический оборот большого объема нового контента создает новые рынки и новые возможности.

- Эти возможности особенно важны на фоне бурного развития креативных индустрий, которые энергично ищут источники вдохновения и наводят мосты для диалога с традицией. Закон защищает и бизнес, и потребителей контента, и авторов, которым, к слову, никто не запрещает работать под творческими псевдонимами, в том числе зарегистрированными в системе ISNI. Никому не придет в голову признать сиротскими книгу Макса Фрая или трек Эминема, – заключил Алексей Карелов.

Фото: Илья Золкин На фото: Виктор Дробыш
Теги: комментарий, законодательство, Российское Авторское Общество (РАО)
β 16+