Обзор: «Квартирник у Маргулиса. 70 лет Алексею Романову»
Оценка: 8 из 10.
Выпуск программы «Квартирник у Маргулиса», приуроченный к 70-летию лидера группы «Воскресение» Алексея Романова, был показан НТВ в ночь на 26 сентября 2022 года.
Алексей Романов был первой рок-звездой, у которого я взял интервью, когда занялся музыкальной журналистикой в 1995 году. Нет, вру. Он был вторым. Врать вообще тогда приходилось много, поскольку общение с рок-звёздами мне приходилось совмещать с офисной работой. Помню, как в обеденный перерыв я ходил к телефону-автомату договариваться с Алексеем Дмитриевичем об интервью. Он внезапно назначил время «вотпрямщас», и мне опять пришлось врать начальнику, что нужно срочно уехать устанавливать памятник на могиле дедушки. Как ни странно, босс поверил и отпустил на полдня.
Вместо кладбища (где памятник уже благополучно стоял) я отправился домой к Романову в Коньково. Это было первое жилище рок-звезды, где я побывал (на сей раз не вру), и оно удивило меня скромностью метража и минималистичностью обстановки. Хозяин предложил чай или кофе, а когда зажатый гость от всего отказался, - алкоголь и наркотики. От них я тоже отказался, но робость постепенно прошла и так. Алексей Романов в беседе был спокоен и мудр (страшно представить, он тогда был младше меня сегодняшнего), рассказал много не из серии забавных случаев, а из серии важных мировоззренческих мыслей - в общем, юный корреспондент выбирался из Конькова окрылённым.
Романов с тех пор так и не стал официозным деятелем культуры. Его 70-летие на телевидение отметили в неформальной обстановке только в «Квартирнике у Маргулиса» - многолетнего коллеги юбиляра в группе «Воскресение». Антураж программы и восторженный конферанс Евгения Шулимовича мало отличался от обычного - но в данном случае это было наконец-то оправданно. В итоге Маргулис взял на себя байки и забавные случаи, рассказав, например, как они в 80-е хотели международной славы и мечтали выступить хотя бы в Саратове, а Романов излучал привычные мудрость и спокойствие. Было сыграно большинство главных хитов «Воскресения», а также две новые песни (Алексей Дмитриевич сообщил, что сейчас сочиняет редко. Но метко). Это достаточно сильные композиции в «воскресенском» стиле, у которых, конечно, уже не будет шансов затмить «Снилось мне», «По дороге разочарований», «Я привык бродить один» и «Кто виноват?» Впрочем, гостей и зрителей «Квартирника» они точно не разочаровали.
Алексей Мажаев, InterMedia
Deep Purple выпустили первую песню из нового альбома
Премьера сингла и клипа Deep Purple «Portable Door» состоялась 30 апреля 2024 года. В ролике, музыканты выступают на фоне обложки нового альбома «=1», релиз которого состоится 19 июля.
- Наш новый альбом уже в пути, и вот самая первая песня из него, - сообщается в описании клипа. - Музыкальное видео отражает суть группы, когда они вместе выходят на сцену.
Умер Андрей Тропилло
Советский и российский музыкальный продюсер Андрей Тропилло скончался в ночь с 27 на 28 апреля 2024 года в возрасте 73 лет в Финляндии, где проживал в последнее время. Об этом сообщил в соцсетях его друг, художник Олег Бурьян. Как позже уточнила дочь покойного Полина Тропилло, похоронен он будет также в Финляндии.
Андрей Тропилло родился 21 марта 1951 года в Ленинграде, после школы учился на физическом факультете Ленинградского Государственного Университета им. А.А.Жданова. В 1970-х годах он знакомится с советскими рок-группами, организовывает концерты и записи группы Андрея Макаревича* «Машина времени», параллельно осваивая азы звукозаписи. В 1979 году Тропилло организовал в Доме пионеров Красногвардейского района (при технической и организационной поддержке Владимира Кашинского, одного из руководителей) кружок звукозаписи, пользуясь аппаратурой, списанной на студии «Мелодии». В первой половине 1980-х годов он записывал в своей неофициальной студии «АнТроп» первые альбомы таких групп, как «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Странные игры» «Алиса», «Телевизор», «Ноль» и организовывал концерты. Иногда выступал в качестве музыканта и на подпевках при записях альбомов. Как правило, всё происходило без какой-либо оплаты, то есть ни Тропилло не платил музыкантам, ни музыканты не платили ему за запись в его студии. Впоследствии его называли первым советским продюсером в западном смысле этого слова.
В конце 1980-х и начале 1990-х «АнТроп» полулегально выпускал в СССР пластинки классических западных рок-групп, таких как Led Zeppelin, Black Sabbath, Rolling Stones и Beatles. Чтобы избежать претензий о нарушении авторских прав, пластинки выходили с переработанными обложками — и сейчас считаются ценностью среди коллекционеров.
В 1991 году Тропилло создал «Продюсерский Центр рок-н-ролльных приходов Единой евангелическо-лютеранской церкви России». В 1990-х годах Тропилло легализовал "АнТроп" и наладил выпуск аудиокассет, а в 1999 году построил завод по производству компакт-дисков. По легенде, именно он осуществил легализацию пиратских дисков с западной музыкой в России.
У некоторых российских рок-групп впоследствии возникали серьёзные разногласия с Андреем Тропилло по поводу авторских прав, гонораров и т. п. Иногда дело почти доходило до суда. Однако большинство признавали его несомненный вклад в отечественную рок-музыку.
*Признан иноагентом в РФ
Обзор: «Русский шансон: беспощадное погружение в народный жанр»
2024, «Спасибо, послушаю».
Оценка: 8 из 10.
Ну наконец-то! По ведущему YouTube-шоу «Спасибо, послушаю» Андрею всегда было видно, что он избегает жанра русский шансон, но он стиснул зубы и посвятил этому любимому народом стилю целый выпуск. Давно пора: когда чарты рвут Ицык Цыпер, АлСми и Гио Пика, а Mia Boyka заявляет об уходе из детской эстрады в русский шансон, просто необходимо заняться осмыслением этого феномена. Правда, до осмысления Андрей пока не дозрел, ибо он решил плясать от печки, успев за 20 с небольшим минут рассказать и о корнях с истоками, и о сегодняшней ситуации с жанром.
Когда он рассказал про французский шансон и русский городской романс начала прошлого века, я подумал, что на всю историю понадобится часов 60, однако автор уверенно проскакал по верхам, не упустив основные ключевые фигуры жанра, от Вертинского и Утёсова до Высоцкого и Северного.
К слову, термин «русский шансон» раскрутил в 90-е конкретный человек по имени Юрий Севостьянов. Он возглавлял подлейбл «Студии Союз» «Мастер Саунд», который как раз и получил изящное (по сравнению с «блатняком») название «Русский шансон». Термин прижился, заменив собой «блатняк», «городской романс», «тюремный фольклор», «жанровую песню» и другие конкурирующие обозначения.
Точнее сказать, что он всё это объединил, ибо, кроме тюремного направления, в русском шансоне всегда параллельно существовало и эстрадно-ресторанное. Эти параллели то сближались, то расходились. Сейчас, например, на профильных радиостанциях почти нет тюремных песен – их почти полностью вытеснили простейшие по форме и содержанию «душевные» произведения. В 70-е, когда всё было запрещено, некоторые артисты специально начинали стилизовать «блатняк» - так, Аркадий Северный, который не сидел, талантливо воссоздавал «вайб», притом, что был, как бы сейчас сказали, продюсерским проектом. Теперь считается классиком жанра.
В 90-е, напротив, стал востребован «душевный» шансон; основная его проблема заключается в простоте, которая порождает огромное число подражателей самым коммерчески успешным образцам. По мнению «Спасибо, послушаю», большинство «русских шансонье» идут по пути наименьшего сопротивления, постоянно воспроизводя всё те же примитивные аккорды и образы. А те, кто этого не делает, например, Розенбаум или Ваенга – уже вроде как и не относятся к «русскому шансону».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»