Умер Арнис ЛицитисПриянка Чопра и Ник Джонас стали родителямиУмер Мит ЛоуфМишель Докери выходит замуж за брата Фиби Уоллер-БриджУмер Евгений АрьеГаспар Ульель погиб на горнолыжном курорте«Грэмми» пройдет в Лас-ВегасеУмер режиссер фильмов «Луна в сточной канаве» и «37,2 по утрам» Жан-Жак БенексУмерла вдова Андрея Мягкова Анастасия Вознесенская«Купе номер 6» вошло в лонг-лист BAFTA 2022Тилль Линдеманн не сможет приехать в Россию в конце январяДжейсон Момоа и Лиза Боне разводятсяMachine Gun Kelly сделал предложение Меган Фокс (Видео)Представитель Канье Уэста назвал визит музыканта в Россию «выдумкой»Скончалась певица Мария ЮингПобедитель «Ледникового периода» Федор Федотов стал отцомУмер Михаил ЗеленскийКанье Уэст собирается в Россию, чтобы встретиться с Владимиром Путиным и дать концерт«Золотой глобус-2022»: триумф «Власти пса», «Вестсайдской истории» и «Наследников»Шинейд О'Коннор потеряла сына

Рецензия на фильм Джоэла Коэна «Трагедия Макбета»: Прекрасное ужасно, и ужасное прекрасно

постер к фильму

Оценка: 9 из 10

Новая экранизация пьесы Уильяма Шекспира выходит на стриминговом сервисе Apple TV+ 14 января 2022 года. Режиссёр и сценарист: Джоэл Коэн. В ролях: Дензел Вашингтон, Фрэнсис МакДорманд, Алекс Хэсселл, Берти Карвел, Брендан Глисон, Гарри Меллинг и другие.

Сколько можно экранизировать «Макбета», вздыхает зритель чаще, чем по несколько раз в десятилетие. Зачем нам понадобилась ещё одна версия известного всем наизусть сюжета, когда, казалось бы, уже сняты идеальные фильмы по данной теме одними из величайших режиссёров в истории? Ответ на поверхности: «Макбет» — попросту наиболее кинематографичная пьеса Шекспира, в разы пластичнее для перевода на киноязык любого автора, даже чем, вне всяких сомнений, великое шекспировское творение о Ромео и Джульетте. Это с блеском в своё время доказали Уэллс, Полански, Куросава, Бела Тарр и пока ещё не дотягивающий до величия имён из этого списка австралиец Джастин Курзель. Теперь пришла очередь Джоэла Коэна, который вместе с младшим братом Итаном по праву занимает ведущую позицию в американском кинематографе вот уже сорок лет, но впервые со времён «Простой крови» сидит в режиссёрском кресле, как на троне, единолично. Сидит он, как видится, уверенно, а корона на его голове ему, очевидно, не жмёт и очень даже к лицу.

Если вдруг кто-то подзабыл архитиповый сюжет о корыстолюбии, чрезмерной жажде власти, предательстве и саморазрушении, то самое время освежить его в памяти. Славный воин Макбет (Дензел Вашингтон) вместе со своим боевым товарищем Банко (Берти Карвел) служат шотландскому королю Дункану (Брендан Глисон) и только что одержали для него крупную военную победу. По пути домой они встречают трёх ведьм, предрекающих воинам непростые, но интригующие судьбы: Банко предначертано стать прародителем рода королей, а Макбету – самим королём. Его эта весть окрыляет, и он тут же спешит поделиться ею с любимой женой, леди Макбет (Фрэнсис МакДорманд). Та, узнав о благой вести, встречает вернувшегося с полей сражения мужа тёплыми объятиями и обжигающим своим коварством планом убийства короля, пока тот сладко спит. Как известно, муж и жена – одна сатана, а после парочки ударов кинжала в ночи – королевская чета.

Коэновская «Трагедия Макбета» — это «Гражданин Кейн» среди экранизаций пьесы Уильяма Шекспира. Совершенная в своей кинематографической форме адаптация, которая многое черпает из кинематографа былых лет, но при этом уверенно стоит на своих ногах и с огромным пиететом относится к первоисточнику. Эта экранизация «Макбета» похожа на фильм Орсона Уэллса даже больше, чем экранизация «Макбета» Орсоном Уэллсом. Чёткая, холоднокровная режиссура Джоэла Коэна с каким-то запредельным художественным богатством картины, поражающей подбором выразительных локаций, декорациями, созданной с помощью тумана и монументальных бетонных сооружений атмосферой, заставляет вспомнить гигантизм и одержимость идеальными композициями, которым славится «Гражданин Кейн». А работа со светом и тенями, метафизические образы, наполняющие длинные и пустые коридоры шотландского замка, в подземелье которого словно бы спрятался тот самый кабинет доктора Калигари, живописные и жуткие ведьмы, напоминающие Носферату и в целом персонажей из творчества Мурнау – всё это изобразительное пиршество запросто превращает «Трагедию Макбета» в уникальное произведение эпохи немецкого экспрессионизма.

Братья Коэны как правило известны именно как безумно оригинальные, остроумные рассказчики, которым одинаково идеально удаются и комедийные истории про дурачков («После прочтения сжечь», «Фарго», «Воспитывая Аризону»), и мрачные триллеры в духе старого голливудского кино. «Трагедия Макбета» как раз по тону напоминает второе – неспешный нуар «Перекрёсток Миллера» или даже неовестерн «Старикам тут не место», однако по форме в этот раз Джоэл Коэн создал нечто абсолютно новое. Его фильм – это аудиовизуальный шедевр, в котором поражает буквально всё: глубоко насыщенная монохромная картинка, отточенные до совершенства движения камеры Брюно Дельбоннеля, благодаря которому «Макбет» по праву заслуживает звания одного из самых красивых фильмов последних лет, а также атмосферные музыкальные композиции Картера Бёруэлла, добавляющие происходящему должного трагизма.

Каждое монтажное решение доведено до безупречности, каждый переход между сценами – произведение искусства. Всё по заветам «правила шести» Уолтера Мёрча: на первое место ставится эмоциональная склейка, которая при этом и двигает сюжет, и задаёт ритм повествованию, и врезается в память, а дальше уже всё остальное. Можно бесконечно восхищаться тем, как кино снято и сшито, но важно отметить и то, как оно сыграно. Вашингтон ожидаемо исполнил эталонного Макбета, в очередной раз доказав полноправность своего места среди главных актёров современности. В роли коварной жены тана Кавдорского Джоэл Коэн снял свою собственную жену, что определённо добавляет остроты в перфоманс как всегда великолепной Фрэнсис МакДорманд.

Любопытно, как два шекспировских текста стали двумя важными игроками в «оскаровском» сезоне 2021-2022. И если «Вестсайдская история» Стивена Спилберга, являющаяся практически буквальным ремейком фильма 62 года, перенёсшего «Ромео и Джульетту» на язык мюзикла и нью-йоркские улицы, ничем кроме первоклассной постановки танцев и операторской работы Камински удивить не смогла, то «Трагедия Макбета», напротив, удивляет всем и сразу. Но, пожалуй, главным достижением экранизации Джоэла Коэна является то, что благодаря его стопроцентно свежему и смелому видению четырёхсотлетняя пьеса снова ощущается совершенно по-новому.

Вадим Богданов, InterMedia

Рецензия на фильм «Когда закончишь спасать мир»: Джесси Айзенберг воскрешает мамблкор

кадр из фильма

Оценка: 7 из 10

Премьера комедийной драмы «Когда закончишь спасать мир» состоялась в секции «Премьеры» кинофестивале «Сандэнс» 2022 года. Режиссёр и сценарист: Джесси Айзенберг. В ролях: Финн Вулфхард, Джулианна Мур, Алиша Боэ, Джей О. Сэндерс и другие.

В далёком 2005 году кинофестиваль «Сандэнс» открыл миру замечательного инди-режиссёра Ноа Баумбака, который и до этого уже снял пару фильмов, но именно с «Кальмаром и китом» у него случился по-настоящему громкий прорыв. В том фильме сыграл одну из первых крупных ролей в своей карьере молодой и неловкий Джесси Айзенберг, моментально вошедший в так называемое поколение Sundance kids (в числе которых Обри Плаза, Кристофер Эбботт и много других прекрасных актёров). Айзенберг с тех пор часто возвращался на фестиваль в актёрском амплуа, но вот спустя 22 года именно «Сандэнсу» выпала честь представить миру другого Джесси Айзенберга – режиссёра, чей полнометражный дебют «Когда закончишь спасать мир», закольцовывая круговорот талантов в мире кино, по духу как раз очень близок к работам Ноа Баумбака.

Школьник Зигги (Финн Вулфхард) пишет песни в жанре фолк и исполняет их в своей спальне для многотысячной аудитории из интернета. Его слушают и в Минске, и в Пекине, и даже в Африке, что заставляет думать Зигги, что своими песнями он помогает людям со всего мира. Его мать Эвелин (Джулианна Мур) далека от увлечений сына как, впрочем, Беларусь от Китая – она руководит приютом для жертв домашнего насилия. Между сыном и мамой образовалась пропасть недопонимания, ведь у каждого их них свои ценности в жизни, которые никак не могут пересечься.

Джесси Айзенберг воскрешает мамблкор и успешно переносит его в эпоху интернета. В эпоху повального помешательства на стримах, донатах, фолловерах, лайках и репостах. Персонажи уже не просто мямлят в нью-йоркских квартирах и рассуждают о глобальных проблемах, они научились решать их, не выходя из собственной спальни и вещая на миллионную аудиторию со всей планеты, но при этом атрофировали умение разговорить с близкими, которым всего лишь нужно, чтобы у них спросили, как прошёл их день.

«Когда закончишь спасать мир» — простой фильм о простых людях, снятый с лёгким комедийным оттенком и нежностью режиссёра-гуманиста. Айзенберг поднимает темы цинизма и человечности и показывает, как эти два понятия подменяются в нашем мире, а мы даже не замечаем, уткнувшись в экраны телефонов. При этом кино не держится мёртвой хваткой за жизнь в моменте, ведь в основе извечная проблема непонимания поколений, превращающая дебют Айзенберга в универсальную семейную драму, которая будет понятна аудитории практически всех возрастов.

У молодых и взрослых свои миры, но это не значит, что они никогда не смогут пересечься: когда-то раньше Зигги с мамой придумывали забавные политические песенки на злобу дня, но сейчас оба ушли в других направлениях. Но Зигги влюбляется в одноклассницу-активистку, сочиняющую политическую поэзию. Эвелин же сталкивается с очередным случаем домашнего насилия в семье с отцом-абьюзером, но, замечая трогательные отношения между матерью и её 17-летнем сыном, она особо остро начинает чувствовать, что ей не хватает Зигги. Сюжет простой, но такой жизненный и понятный, что героям естественным образом начинаешь сопереживать, благо, что и Вулфхард, и Мур справляются с созданием предельно убедительного портрета отношений ребёнка и его мамы.

Дебют, надо сказать, удался, причём не только для режиссёра-сценариста, но ещё и для запускающей с этой картиной свою продюсерскую компанию Эммы Стоун. Образцовое американское инди с характером, душой и режиссёрской теплотой внутри. Конечно, этим фильмом мир не спасти, но сделать его чуточку приятнее у Джесси Айзенберга всё же получилось.

Вадим Богданов, InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Умер Арнис Лицитис

Fotodom

Латвийский актер Арнис Лицитис скончался 21 января 2022 года в возрасте 76 лет. О его смерти сообщил в фейсбуке друг покойного - спортивный фотограф Зигизмундс Залманис.

Арнис Лицитис родился 8 января 1946 года в Риге, в семье актёров Альфреда Видениекса и Хельги Лиците. После школы в 1970 году окончил театральный факультет Латвийской государственной консерватории им. Я.Витола и был принят в труппу Рижского академического театра драмы. Затем работал в Валмиерском драматическом театре, Рижском театре юного зрителя, с 1996-го - в Рижском русском драматическом театре.

Дебют Арниса в кино состоялся ещё во время учебы, в 1965 году. В фильмографии актёра более ста фильмов. Особенно много Лицитис снимался в 1980-е годы. Характерная «западная» внешность актёра была широко востребована в остросюжетных фильмах, а также в фильмах о Великой Отечественной войне. Он единственный актер латышского происхождения, который сыграл во множестве советских и российских фильмов без переозвучки, поскольку в совершенстве владел русским языком.

В числе самых известных картин и сериалов с его участием - «Богач, бедняк», «Мираж», «Приказано взять живым», «Узник замка Иф», «Мушкетеры 20 лет спустя», «Ариэль», «Леший» и др.

Фото: Fotodom
Теги: смерть, Арнис Лицитис

Сегодня: родились Дрю Бэрримор и Джеймс Блант

Shutterstock/Fotodom

22 января 2022 года, суббота

«Пикник» даст концерт в Crocus City Hall.

«Йорш», «Операция Пластилин» и «Дистепмер» выступят на «Панк-рок Елке».

Карандаш даст концерт в клубе «Урбан».

Валентина Талызина сыграет премьеру «Волки и овцы» в день своего рождения.

«Ландыши» дадут концерт в клубе «16 тонн».

«Женитьбу» Гоголя превратят в трагедию в Театре на Таганке.

Семён Алёшин и Виктор Запорожский сыграют «На всякого мудреца довольно простоты» в Маяковке.

Алена Хмельницкая расскажет, как подружиться с новой женой своего мужа, в «Секрете на миллион».

Семейный стендап-сериал «Стас» покажет ТНТ.

13 лет актёру Арчи Йейтсу.

26 лет актрисе Полине Куценко.

47 лет актрисе Ольге Будиной.

47 лет актрисе Дрю Бэрримор (на фото).

47 лет лидеру группы «Тараканы» Дмитрию Спирину.

48 лет певцу Джеймсу Бланту.

49 лет режиссёрам Александру и Владимиру Коттам.

53 года танцору Хоакину Кортесу.

54 года актёру Эвклиду Кюрдзидису.

63 года актёру Кайлу Маклахлену.

71 год продюсеру Матвею Аничкину.

72 года актрисе Миу-Миу.

72 года актрисе Джули Уолтерс.

5 лет назад умер актёр Алексей Петренко (1938-2017).

10 лет назад умерла балерина Людмила Касаткина (1925-2012).

35 лет назад умер художник Энди Уорхол (1928-1987).

80 лет назад родился модельер Александр Игманд (1942-2016).

225 лет назад умер барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, имя которого стало нарицательным (1720-1797).


23 января

Сериал «Хрустальный» покажет Первый канал.

26 лет модели Анастасии Решетовой.

30 лет актёру Джеку Рейнору.

31 год певице Ханне.

35 лет певице Евгенике.

37 лет модели Даутцен Крёз.

45 лет телеведущей Ольге Шелест.

46 лет кинокритику Антону Долину.

49 лет актёру Дмитрию Исаеву.

54 года барабанщику Альберту Потапкину.

70 лет поэтессе Маргарите Пушкиной.

75 лет актёру и каскадёру Александру Иншакову.

110 лет назад родился оперный режиссёр Борис Покровский (1912-2009).


24 января

28 лет актрисе Софье Зайке.

36 лет актрисе Мише Бартон.

41 год актрисе Кэрри Кун.

44 года актрисе Екатерине Климовой.

47 лет актрисе Анне Банщиковой.

48 лет музыканту и художнику Виктору Пузо.

53 года гитаристу Валерию Дидюле.

57 лет режиссёру-мультипликатору Карлосу Салдане.

61 год актрисе Настасье Кински.

64 года гитаристу группы «Парк Горького» Алексею Белову.

69 лет альтисту Юрию Башмету.

70 лет актёру Евгению Леонову-Гладышеву.

72 года актёру и режиссёру Даниэлю Отою.

80 лет актрисе Людмиле Савельевой.

80 лет назад родился певец Валерий Ободзинский (1942-1997).

81 год певцу Нилу Даймонду.

290 лет назад родился драматург Пьер-Огюстен Бомарше (1732-1799).

Фото: Shutterstock/Fotodom
Теги: Дрю Бэрримор, Джеймс Блант
β 16+