Егор Крид получил травму в ДубаеУмер звезда кинофраншизы «Смертельная битва» Кэри-Хироюки ТагаваМайли Сайрус помолвлена с музыкантомАктриса Ксения Качалина умерла на 55-м году жизниАгата Муцениеце вновь стала мамойУмер британский драматург Том СтоппардАглая Тарасова получила условный срокАктер и режиссер Всеволод Шиловский умер на 88-м году жизниУмер звезда фильмов Ларса фон Триера Удо КирДэвид Кавердейл объявил об уходе из музыкиКарди Би стала мамой в четвёртый разЕвгения Медведева выходит замужУмер актер Владимир СимоновУмер новозеландский кинематографист и режиссер «Умри, но не сейчас» Ли ТамахориShaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от рака

На Российской креативной неделе представили мир без интеллектуальной собственности

02.09.2021 08:39 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Филипп Мануйлов

Дискуссия «Право интеллектуальной собственности – как защитить свое творчество» состоялась на площадке «Деловая программа» Российской креативной недели 29 августа 2021 года. Модератор, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев(на фото) открыл встречу провокационным вопросом: «Возможен ли мир без интеллектуального права?» Эксперты сошлись на том, что отсутствие регулирования не поставит под угрозу существование креативности как явления, но не позволит ей лечь в основу индустрий.

- Мир без IP… Наверное, это мир, в котором снова появятся крепостные музыканты, крепостные оркестры, крепостные театры. Потому что все равно кто-то должен будет вкладывать в это деньги, быть держателем этой монетизации. Раньше это был дворянин, у которого был, например, частный оркестр. Он владел людьми, а они создавали – рисовали, писали и исполняли музыку, создавали скульптуры и архитектурные шедевры, и это искусство дальше монетизировалось в виде представлений.

Представить себе новейшее время без интеллектуального права невозможно, – полагает председатель Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский.

Андрей Кричевский

Советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) России Елена Авакян отметила:

- Механизм защиты авторов необходим, но в изменяющемся мире нужно задуматься о самом смысле института интеллектуального права, которое возникло как инструмент поощрения творчества. Сегодня благодаря YouTube и другим платформам каждый день производится огромное количество контента, пусть на него иногда без слез и не взглянешь. Должны ли мы стимулировать это творчество? Возможно, сама концепция правовой охраны интеллектуальных продуктов постепенно должна меняться.

Эксперт уверена, что в условиях экономики впечатлений, когда внимание аудитории становится основной ценностью, право интеллектуальной собственности стоит как минимум хорошо откалибровать, уравновесить интересы платформ, общества и творцов.

Директор юридического департамента ПАО «МТС» Анна Войцехович отметила, что интеллектуальная собственность – это не только самодеятельное интернет-творчество, но и «начинка» вполне традиционных индустриальных продуктов.

- Например, МТС – это не столько вышки, сколько 6 тысяч программистов, сидящих в небоскребе. Код, который они пишут, со временем, быть может, будет стоить дороже материальной инфраструктуры. Вышки 5G бесполезны без программного продукта.

Александр Химчук

В таких компаниях, как МТС, управление интеллектуальными правами – предмет особой корпоративной заботы, важнейшая часть правовой культуры всей компании. Тех же программистов специально обучают ответственно обращаться с результатами своего труда, заключать и соблюдать договоры. Но во многих отраслях отношения авторов, правообладателей, пользователей и лицензиатов остаются непрозрачными. Так, композитор, музыкант, продюсер проекта Estradarada Александр Химчук посетовал, что, заключая договор, автор зачастую не имеет представления ни о том, какой будет цепочка посредников, ни о том, каким будет фактический объем использования его произведения.

Однако вопрос прозрачности можно решить только с помощью цифровых технологий. Об инструментах такого управления рассказала управляющая IT-проектами Ассоциации IPChain Валерия Брусникина. По ее словам, часть контента идентифицируется с помощью Content ID, чтобы использование произведений можно было монетизировать, параллельно блокируя распространение пиратских копий.

- У онлайн-кинотеатров 60 млн пользователей, 30 млн пользователей у музыкальных сервисов, книжными пользуются 12,5 млн пользователей, платформами с аудиокнигами – больше 1 млн. Управлять таким количеством контента без цифровых инструментов невозможно. Контент необходимо сначала создать, популяризировать, а уже потом монетизировать, не забывая о защите, – отметила Валерия Брусникина.

Валерия Брусникина

Она напомнила, что цифровой оборот прав уже успешно обеспечивается специализированными платформами и сервисами – n'RIS, Fonmix, IPEX, Сo-Fi, работающими на базе распределенного реестра IPChain.

Валерия Брусникина полагает, что мир без IP невозможен.

- Не будет интеллектуального права – не будет и качественного контента, ведь на его производство нужны деньги. Система интеллектуальных прав, так же как и финансовая система – один из основных системных механизмов развития современного общества и современной экономики, - уверена эксперт.

Интеллектуальное право – основной способ защиты инвестиций в творческий продукт. Это лучше всего понятно компаниям, занятым производством контента. Поэтому «Газпром-медиа» был одним из инициаторов Антипиратского меморандума, а сейчас продвигает идею единого измерителя аудитории во всех средах.

- Для государства эти данные могли бы стать инструментом для более гибкого управления инвестициями, для авторов и правообладателей – основой прозрачного и справедливого распределения вознаграждения, а также решений о дальнейшей судьбе контента, – отметила заместитель генерального директора холдинга «Газпром-медиа» Юлия Голубева. -Простой пример – фильм «Серебряные коньки», который не показал экстраординарных результатов в кинопрокате, однако собрал хорошую кассу на платформах. Не располагая этими возможностями, продюсеры вряд ли приняли бы решение о запуске сиквела.

Юлия Голубева

Юлия Голубева посетовала, что Антипиратский меморандум до сих пор не стал законом.

Андрей Кричевский заметил, что если имеется в виду законопроект депутата Государственной Думы Сергея Боярского, то вряд ли стоит печалиться, что он до сих пор не принят. По его словам, меморандум хотя бы немного работает в отношении кино, но практически невозможно представить распространение его действия на музыкальный и литературный рынки.

- Текущая секторальная сделка по сути ограничивается кино. Как только вы попытаетесь распространить ее действие на соседние индустрии, например, на музыку или книги, вы потерпите фиаско – все, там это не работает. Даже на удаление ссылок на видео тратится огромное количество человекочасов, а в музыке речь идет о миллионах тайтлов. Механизм меморандума – яркий и положительный пример самоорганизации отрасли, но он, к сожалению, не масштабируем, – пояснил свою позицию председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.

Чтобы подобная антипиратская система работала, нужно вести речь не только о «черных списках» пиратов, но и о «белых списках» добросовестных правообладателей и лицензиатов, позволяющих по умолчанию ограничить потребление пиратского контента. Юлия Голубева высказала идею, что даже маркировка поисковыми системами легальных платформ и сайтов, распространяющих контент, могла бы стать мощным инструментом развития культуры честного потребления. Однако ни о чем подобном в существующем законопроекте пока что речи не идет.

Без интеллектуальной собственности определенно не сможет обойтись промышленность, где временная монополия на дизайн или технические решения – залог развития технологий.

- Сегодня лидеры по подаче патентных заявок – металлурги. К сожалению, пока не отечественные, а японские и корейские, – сказала генеральный директор компании «Онлайн патент» Алина Акиншина.

Елена Авакян

По ее словам, сложность в том, что патентное право предполагает большое количество формальных процедур, и потому «перенести» промышленную собственность в современную IP-инфраструктуру значительно труднее, чем объекты авторского права, которые и создаются, и дистрибутируются, и потребляются в цифровой форме. Однако эту задачу Алина Акиншина не считает безнадежной.

Директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин иронически заметил, что если и есть отрасль еще более инертная, чем металлургия, то это правоприменение. Юрист напомнил, что с миром без интеллектуальной собственности любой мог иметь дело вплоть до начала 90-х годов:

- Ее вопросами в Советском Союзе занимались два ведомства: Главлит и ведомство, решавшее вопросы секретности.

Сегодня же, по мнению Владимира Энтина, проблема не в самом интеллектуальном праве, а в сомнительных административных процедурах и неочевидных административных регламентах того же Роспатента. Так, реестр общеизвестных товарных знаков содержит обозначения, которые никто не знает, а разбирательствами в сфере промышленной собственности занимается Палата по патентным спорам, подчиненная тому ведомству, решения которого, собственно, в ней и оспариваются. По словам эксперта, патентные споры и вопрос общеизвестности товарных знаков целесообразно передать в компетенцию судебной системы.

Сергей Матвеев предположил, что комплекс судебной практики, секторальных сделок и цифровой инфраструктуры вполне может составить рабочую альтернативу Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

- Вероятно, либо Роспатент станет децентрализованным, реально цифровым, и присоединится к народу, либо мы утратим институт патентного права – он будет игнорироваться рынком, о чем уже сейчас ярко свидетельствует печальная статистика ведомства, – отметил он.

Без существующих наработок и исследований по защите интеллектуальной собственности становление креативной индустрии и трансформация экономики становятся невозможными, пришли к единому мнению участники дискуссии. Они сформулировали ориентиры для развития отрасли. В первую очередь, это улучшение инфраструктуры честной фиксации сделок для повышения взаимного доверия участников рынка. Еще одним важным свойством IP эксперты назвали простоту – управление интеллектуальным правом должно быть легким и необременительным. Также необходимо повышать уровень знаний креативных специалистов о существующих продуктах, позволяющих защищать свою собственность и зарабатывать на ней. Если придерживаться такого плана, то рынок креативных индустрий может рассчитывать на взрывной рост.

Дополнительная информация: rspp_committee@ipci.pro

β 16+