Карен Кавалерян: «Уровень сегодняшних песен не связан с моим уходом из шоу-бизнеса»
О СВОЕМ НОВОМ РОМАНЕ «ЛЕГЕНДЫ ОТЕЛЯ «МЕТРОПОЛЬ» ПРО ЭПОХУ РУССКОГО МОДЕРНА
— Я всегда хотел быть романистом. Но кто бы мне дал это сделать после «Ночного рандеву»? Проекты сменяли друг друга с такой скоростью, что некогда было дух перевести. И так четверть века подряд. Может, если бы не пандемия, у меня бы до романа не дошли руки.
Эпоха русского модерна — самое прекрасное время в истории России, полное надежд и самых светлых ожиданий. Время, когда отечественное искусство находилось в своей высшей точке. Язык той эпохи — наиболее комфортный для меня. Мне нравится читать не только литературу того времени, но и газеты. Когда я написал несколько первых страниц, то понял, что ничего более органичного своей природе я не писал никогда.
О СВОЕЙ КНИГЕ «ТАНЦЫ В ОСИНОМ ГНЕЗДЕ» ПРО ШОУ-БИЗНЕС
— Шоу-бизнес занимал слишком большое место в моей жизни и в моей голове. В этой книге я не сводил ни с кем счеты, просто описал всё, как было на самом деле. Можно назвать ее руководством по выживанию в шоу-бизнесе для чайников. Конечно, всей правды не скажешь, но можно говорить только правду, это несложно. Саша Кутиков признался, что не мог лечь спать, пока не дочитал ее до конца, а Дима Колдун сказал, что это самое увлекательное его чтиво со времен «Кода да Винчи». Но они — мои друзья, поэтому, наверное, преувеличивали, желая сделать мне приятное.
О НАЧАЛЕ КАРЬЕРЫ ПОЭТА-ПЕСЕННИКА
— Я почти ничем не отличался от своих одноклассников, слушавших в середине 1970-х The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin, Deep Purple, Uriah Hip и Nazareth, но мое первое по-настоящему мощное музыкальное впечатление — это две кассеты, взятые для перезаписи году в 78-м, на которых были Tower Of Power — Urban Renewal, Earth, Wind & Fire — All’n’All, Innervisions Стиви Уандера и Brother To Brother Джино Ванелли. Это была действительно моя музыка. Фанк, соул и джаз до сих пор составляют основу моей музыкальной коллекции и остаются источником вдохновения.
Хотя это вряд ли повлияло на выбор профессии. В 1980-м я завалил сессию и ушел в академический отпуск. Устроился в Москонцерт и почти год мотался по турам в составе технической группы — с Валерием Ободзинским, а потом с женским ВИА «Москвички». Осенью я вернулся в институт, но шоу-бизнес — это билет в один конец. Я собрал группу, игравшую диско-фанк в духе Kool & the Gang. Частично она состояла из студентов МАДИ, где я учился. У меня, кстати, играл будущий бас-гитарист «Браво» Тимур Муртузаев, а пел известный ныне эстрадный артист Сергей Пенкин. Группе нужны были тексты песен, но все знакомые поэты, к которым я обращался, писали нам какую-то бардовскую дичь. Пришлось самому. На самом деле я хотел быть продюсером, уж точно не поэтом. Но какие-то вещи просто написаны на звездах. Потом, когда через пару лет группа развалилась, Тимур притащил меня на репетицию «Браво» и я сочинил им «Старый отель».
О СОЗДАНИИ ПЕСНИ «СТАРЫЙ ОТЕЛЬ»
— Я часто адаптировал идеи и принципы великих музыкантов к русскому пространству. Мой «Старый отель» — вольная интерпретация текста большого хита 1930-х авторства Ричарда Роджерса и Лоренца Харта There's a Small Hotel. Но прямых пересечений по тексту там нет, это не более чем источник вдохновения.
«Старый отель» претерпел вмешательство — из него был вырезан третий куплет, вместо него музыкант «Браво» Саша Степаненко сыграл впечатляющее соло на саксофоне. Кстати, первым исполнителем песни был Тимур Муртузаев — в то время, а это была весна 85-го, Агузарова еще досиживала срок (в 1984 году Жанна Агузарова из-за обнаружения у нее паспорта на чужое имя попала сначала в Бутырскую тюрьму, а затем отправилась на полтора года в Тюменскую область на принудительные работы. — «Известия»). Начало текста я написал по пути с репетиции в метро. У меня не было с собой блокнота, и я записал первые строки на своих белых кроссовках. Пассажиры посматривали на меня с опаской, но у меня тогда вообще не было комплексов.
С Женей Хавтаном мы написали еще «Марсианку», но наше сотрудничество не продолжилось — вернулась Жанна, у которой по поводу авторов были свои планы и мне в них места не было. Впрочем, я благополучно продолжил карьеру с «Бригадой С», написав им полдюжины песен, в частности «Бродягу» и «Человека в шляпе».
О ПЕСНЕ «НОЧНОЕ РАНДЕВУ»
— «Ночное рандеву» сочинялась легко и быстро — на кухне у Криса Кельми, когда он разучивал какую-то новую песню с новым солистом «Рок-ателье» Вадимом Услановым. Я написал два куплета и припев, пока пил чай с плюшками. Крис вернулся, прочитал текст и сказал: «Хитом она, конечно, не станет, но номер, кажется, крепкий». «Много ты понимаешь», — подумал я и оказался прав. О переделках исполнителем песни речь никогда не шла, даже все знаки препинания остались нетронутыми, а у меня очень индивидуальная пунктуация.
О ПЕСНЕ «ТАНЦЫ НА ВОДЕ»
- «Танцы на воде» — мой первый хит без примеси андеграундной культуры. Я написал его с Сашей Рыбкиным, бас-гитаристом «Альфы» Сергея Сарычева. С этой песни началось мое расставание с рок-н-роллом. [Вадим] Усланов, кстати, пел в «Рок-ателье» и именно его голос звучит в оригинальной записи, которая и стала мегахитом. Потом он ушел из группы играть на бас-гитаре у Оли Кормухиной, но быстро опомнился и начал сольную карьеру. К сожалению, несмотря на большой талант, она у него не задалась.
ОБ ИСТОКАХ СВОЕГО ВДОХНОВЕНИЯ
— Я человек системный, если занимаюсь чем-то, стараюсь идти от корней. Это, например, Tin Pan Alley, ныне именуемый Great American Songbook. Я знаю этот каталог даже лучше, чем русскую поэзию Серебряного века.
За отечественной эстрадой я не следил. Там работали несколько больших авторов — в частности, Илья Резник, Леонид Дербенев, Михаил Танич, но ни их наследие, ни техника не были мне близки, в отличие от Лоренца Харта, Джонни Мерсера или, если говорить о более позднем времени, Берни Топина. Наверное, всему виной или причиной мой свободный английский.
Насчет достойной эстрады я ничего не помню. По сравнению, допустим, с Spirits Having Flown группы Bee Gees, гремевшим, когда я делал первые шаги, ВИА и москонцертовские солисты выглядели в равной степени нафталином. Поэтому я ни к кому из истеблишмента не лез и искал свое счастье в андеграунде.
О РАЗЛИЧИЯХ МЕЖДУ ПЕСНЯМИ ДЛЯ РОК-ГРУПП И ПОП-МУЗЫКАНТОВ
— По мне, никакой разницы между ними нет. Более того, я считаю, рок-движение частью поп-культуры. Им всем одинаково нужны хиты, радио-плей, телеэфиры, красивые фото в медиа, корпоративные концерты и жирные рекламные контракты. Так что в моем случае это было просто естественным продолжением карьеры. Я никому в жизни не давал клятвы на верность, кроме своей любимой женщины, и если мне было интереснее и с художественной, и с коммерческой стороны сотрудничать с условным Пресняковым, чем с условным «Черным кофе», то что могло меня остановить?
ОБ УХОДЕ ИЗ ШОУ-БИЗНЕСА
— Не думаю, что уровень сегодняшних песен как-то связан с моим уходом из шоу-бизнеса. На этой улице всегда очередь из желающих, и им не видно конца. Как пел умница Фрэнк Синатра, There is no business like show-business. Тебе всегда найдется замена. Игра важнее, чем игроки. Я ушел, во-первых, потому что нельзя быть актуальным песенным автором на шестом десятке. Да, можно написать хит и в девяносто, но актуальность — это способность задавать тренды. А такое доступно только молодым, именно они определяют и язык, и повестку.
Во-вторых, я уперся в потолок — у меня в каталоге более тысячи официально зарегистрированных песен, две сотни из которых до сих пор находятся в радио-плее, 18 дипломов «Песни года» и восемь финалов «Евровидения» с артистами из пяти стран. Я не представлял, за что мне еще биться. Все мои амбиции были реализованы, а реальный шоу-бизнес — место для злых и голодных.
И в-третьих, я всегда любил музыкальный театр и видел продолжение своей карьеры именно там. Так что всё произошло в нужное время и в нужном месте. Может, я еще и припозднился. Не хочу никого ничему учить или думать о том, «как нам обустроить шоу-бизнес». Но по впечатлению со стороны, мы наблюдаем закат цивилизации — музыка вернулась к танцу с трещоткой у костра под бубнеж обкуренного шамана, литература — к рекламным слоганам, а живопись — к наскальным рисункам. Причем это общемировая тенденция.
(Алексей Певчев, «Известия», 21.06.21)
«Грот» оказался с Юрием Шевчуком «После последней войны»
Премьера совместной композиции группы «Грот» и Юрия Шевчука «После последней войны» состоялась 19 апреля 2024 года. Цифровой релиз осуществил лейбл Navigator Records. Трек сочинялся участниками «Грота» три года. Они долго не могли найти подходящую эмоцию и музыкальное воплощение «После последней войны».
- Первый куплет в своём финальном виде пролежал в заметках около года, пока не нашелся заветный семпл - гитарная мелодия, последовательность из нескольких нот, которая дала необходимую для замыкания искру, - сообщили в сосцсетях участники «Грота». - Проект вынырнул из долгого ящика, на горизонте стала вырисовываться новая песня. Аранжировку развивал автор практически всех гитарных рифов в наших треках, участник «Грот.Акустика» Евгений Мантулин.
После завершения работы над структурой песни участники «Грота» начали искать подходящего кандидата для дуэта.
- Одному коллективу мы даже написали с предложением принять участие в новом треке, - признались они. - Но буквально через несколько дней удалили свои сообщения, потому что вдруг осознали, что именно Юрий Шевчук подходит на роль гостя в этой песне, как никто другой. От этого осознания до сегодняшнего дня пройдет 8 месяцев. Но это уже совсем другая история.
Как мы сообщали ранее, премьера песни «М.З.И.В.» группы "NADИ" состоялась 4 февраля 2024 года. В записи сингла, название которого расшифровывается как «Между западом и востоком», принял участие Юрий Шевчук.
Рецензия на сингл Мари Краймбрери «Гагарин, я вас любила!»: Неироничный кавер ироничной песни
2024, VK Records.
Оценка: 6 из 10.
Песня «Гагарин, я вас любила!» вышла в 2001 году и стала первым (некоторые скажут – и единственным, но сейчас не об этом) хитом группы «Ундервуд». У коллектива получился не только мощный старт, но и наглядная презентация их творческого метода: лихая работа со словом, ирония и самоирония, постмодернистские приёмы. Никто даже не спросил, почему в этой композиции Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко поют от женского лица – как-то это выглядело естественно. В то же время Гагарин в тексте не был плакатным героем, а был нормальным человеком с обаятельной улыбкой, попавшим в чрезвычайные обстоятельства. Песня стала хитом, но не породила большого количества перепевок. «Ундервуд» перепевать – вообще дело неблагодарное: для этого нужно быть на той же волне, что и Ткаченко-Кучеренко, либо предложить свою волну, желательно столь же замысловатую. К тому же нужно иметь чувство юмора, самоиронии и какой-то оригинальный угол зрения. Ведь что хотела сказать группа «Ундервуд» этой песней? Боюсь, что и сами авторы на этот вопрос отвечать не захотят. А перепевщикам-то каково? Они же тоже должны вложить в кавер какой-то свой смысл, потому что пытаться в точности «снять» оригинальную версию довольно бессмысленно: в лучшем случае получится юмористический номер.
Мари Краймбрери, которую в её продюсерском центре зовут Мелкая, отважно проигнорировала всё вышесказанное и прямо в День Космонавтики выпустила свою версию «Гагарин, я вас любила!». Обращение к первому космонавту от женского лица наконец-то прозвучало в женском исполнении, но в остальном смысл затеи с кавером остался неясен. Куплеты Мари исполняет в немного ленивой R'n'B-манере, а в припевах не успевает переключиться в режим душевных признаний: «Ундервуд» вкладывал в крик «Гагарин, я вас любила!» больше страсти, пусть и пополам с иронией. В новой версии чувства скрыты под толстым слоем автотюна: артистка будто бы по-свойски подмигивает слушателю, но тот не понимает, чего от него хотят и как на это реагировать. В принципе, припев песни после прослушивания всё равно к вам привяжется, но мычать вы будете версию «Ундервуда», а не Мари Краймбрери.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Новая «Глюкоза» пригрозила дать ремня Европе
Дебютный сингл «Мыши» перезапущенного проекта Максима Фадеева «Глюкоза» вышел 19 апреля 2024 года. Цифровой релиз песни осуществил лейбл продюсера Malfa. Новая вокалистка проекта, имя которой пока не называется, с укоризной обращается к современной Европе, напоминая о том, как мы раньше дружно жили, и грозится дать ей ремня.
- Голубушка Европа, ты гадить прекрати, - подытоживает певица в финале композиции.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Максим Фадеев заявил о прекращении сотрудничества с Натальей Ионовой, на протяжении многих лет бывшей лицом проекта «Глюкоза», и представил фрагмент «Мышей».