Shaman женился в ДонецкеУмер телеведущий Юрий НиколаевСкончался режиссер "Самой обаятельной и привлекательной" Геральд БежановДжесси Айзенберг решил пожертвовать свою почкуКрис Эванс впервые стал отцомРоман Попов скончался от ракаУмер актер Геннадий НазаровКирилл Туриченко станет отцомВалерия Ланская вышла замуж за кинокомпозитораВанесса Кирби стала мамойУмер лидер группы Green Grey Андрей ЯценкоУмер гитарист классического состава Kiss Эйс ФрейлиHollywood Undead отказались от концертов в РоссииУмерла актриса Дайан КитонОксана Самойлова подала на развод с ДжиганомУмер Ефрем АмирамовУмер исполнитель русского шансона Алексей СтёпинMacan уходит в армиюПафф Дэдди проведёт в тюрьме несколько летТейлор Свифт выпустила новый альбом

Рецензия на мини-сериал «Третий день»: Плетёный Джуд Лоу под солнцем стоит

постер к сериалу

Оценка: 7,5 из 10

Премьера мини-сериала HBO «Третий день» состоится на видеосервисе Амедиатека 15 сентября 2020 года. Режиссёры: Марк Мандел и Филиппа Лоуторп. В ролях: Джуд Лоу, Наоми Харрис, Кэтрин Уотерстон, Пэдди Консидайн, Эмили Уотсон и другие.

Вот казалось бы, после великолепного «Плетёного человека» Робина Харди и умопомрачительного «Солнцестояния» Ари Астера подобный сюжет уже никак не должен сработать. Но у «Третьего дня», нового шестисерийного мини-сериала HBO, назло всем скептикам удаётся в третий раз использовать знакомую фабулу и преподнести её зрителям так, чтобы они проглотили и захотели добавки. Козырная карта шоу воплощается в ещё одном его культовом референсе – речь о фильме Мартина Скорсезе «Остров проклятых», сюрреалистичность которого здесь оказывается помножена на 10 и подчёркнута нетипичными визуальными решениями, превращающими обычные сцены эмоциональных переживаний героя в игры больного подсознания.

«Третий день» разделён на две главы по три серии – действие первой происходит летом, а вторая встретит вас зимними пейзажами. Главные герои у глав также разные: сначала зрители наблюдают за приключениями персонажа Джуда Лоу, затем на первый план выходит Наоми Харрис и её сюжетная линия. Связаны ли истории между собой? К сожалению, да. Почему «к сожалению» и каким образом эта связь всё портит – вернёмся несколькими абзацами спустя.

Пятница. Ухоженный и в хорошем костюме Сэм (Джуд Лоу) плачет под Florence + The Machine в своих наушниках. Сегодня годовщина смерти его сына – трагедии, от которой невозможно оправиться. Остановившись вдоль просёлочной дороги, Сэм в очередной раз пытается найти защиту от своего горя, на этот раз он взял футболку сына и отпускает её в свободное плавание по реке, попутно «отпуская» и свои тревожные мысли. Но внезапно кое-какое событие возвращает Сэма в реальный мир – в том же лесу неподалёку от него девушка решила покончить с собой, забравшись в петлю на дереве. Мужчина бросается на помощь и успевает спасти девушку, чуть погодя рассказавшую Сэму о том, кто она и откуда. Наш герой решает отвезти бедняжку домой.

Выясняется, что девушка живёт на удалённом островке, единственная дорога к которому пролегает буквально по воде – есть всего несколько часов в сутки, когда вода отступает, и тоненькая линия земли соединяет большую сушу с небольшим поселением Осиа. Люди там живут странные и напрочь отрешенные от цивилизации – никаких смартфонов и интернета. На первый взгляд все они очень приветливы и добродушны, особенно мистер и миссис Мартин (Пэдди Консидайн и Эмили Уотсон), однако очевидно, что либо что-то скрывают, либо замешены в чём-то мистическом. Неспроста повсюду в деревне можно встретить необычную религиозную символику, указывающую на то, что жители Осиа одновременно являются последователями Христа и Джека-Потрошителя.

Естественно, Сэм не может просто взять и уехать с острова. В этом и заключается вся соль данного сюжета. Проблем у него много: кроме отсутствия связи (именно сегодня у Сэма должна была состояться важная сделка с участием крупной суммы денег), всё больше персонажей начинают контактировать с героем, а некоторые даже пытаются его убить, спутав с кем-то. Среди всех «странных» жителей герой находит одного человека, которому на первый взгляд можно верить – девушку по имени Джесс (Кэтрин Уотерстон), она вроде как учёный и вроде как не местная.

Но чем дольше Сэм прибывает на острове, тем менее стабильной становится его психологическое состояние. Он всё чаще погружается в себя, то ли под воздействием каких-то веществ в еде, то ли из-за мистической ауры Осиа герою начинают казаться страшные вещи, навеянные травмой, которую он так старательно пытался забыть на большой земле. Ему снятся страшные сны, реальность начинает казаться обманчивой, настоящее перемешивается с прошлым, в общем уже где-то во второй серии всё происходящее примет яркий психоделичный оттенок.

Постановщик первой главы Марк Мандел вооружается броским визуальным стилем, который воодушевит каждого зрителя, любящего глазами в первую очередь. Поначалу вам может показаться, что это у вас что-то не так с монитором – местами цвета окружающего мира достигают кислотных оттенков (поскольку на экране лето, доминируют зелёный и жёлтый), а по краям кадра нередко прослеживаются эффекты то сепии, то ч/б. Но нет, таков визуальный язык первой главы, словно бы «Жёлтую подводную лодку» Битлз переложили на художественное кино. Нечто подобно провернул Джулиан Шнабель в своём байопике о Винсенте Ван Гоге «На пороге вечности», в котором точно так же экспрессионистские краски были олицетворением нестабильности ментального состояния главного героя.

Игра с подсознанием – одна из главных особенностей сериала, отличающих его от «Плетёного человека» и «Солнцестояния». И Мандел прекрасно понимает это, за все три часа своей истории он по максимуму наигрался с различными операторскими техниками (крупные планы, блюр, активная преследующая съёмка, закреплённая камера на определённом предмете), исходя из чего, смотреть «Третий день» всегда интересно с визуальной точки зрения. Сюжету же интригу придаёт постоянно повышающийся градус сомнения в том, что происходит на экране: где реальность, а где игра разума? Однако настоящая причина, почему сериал ощущается таким свежим и увлекательным, это игра Джуда Лоу, возможно, одна из лучших в его карьере. Лоу, которого вечно тянет в сторону религии, прекрасно ухватил этот эмоциональный надлом своего героя, сумел создать такой образ персонажа, что за его судьбой хочется следить до самого конца.

Чего ещё хочется в случае с «Третьим днём», так это то, чтобы он завершился после третьего эпизода, ибо вторая глава, мягко говоря, разочаровывает. Её постановщица, Филиппа Лоуторп, снимает вообще без каких-либо изысков: стандартный монтаж, серые тусклые тона, никакой изобретательности в работе камеры. От художественного пиршества сериал резко переключился на совсем безыдейную телевизионную постановку. Но ладно если дело было бы исключительно в этом, чисто на сценарном уровне вторая глава пестрит примитивными сюжетными поворотами и, самое наглое, зачем-то использует повествовательные механизмы первой главы.

Наоми Харрис играет Хелен, мать двух девочек, у одной из которых вот-вот будет день рождения. В качестве подарка мама везёт детей в особое место, которым и оказывается остров Осиа. Там они сталкиваются с враждебностью местных жителей и творят всякие глупые вещи, наблюдать за которыми нет совершенно никакого интереса. Более того, вторая глава ещё настойчиво пытается подпортить первую, норовя объяснить, проговорить и попросту заполнить нестрашные пробелы необязательной информацией.

Однако разочарования можно спокойно избежать, выключив «Третий день» после первой главы. Вы всё равно получите яркую захватывающую историю с участием Джуда Лоу, а самое главное – законченную на высокой ноте. Если верить словам местных жителей острова Осиа, кузнечики – предвестники всего самого плохого (включая естественный финал), и именно кадром с этими насекомыми завершается третий эпизод. Смекаете?

Вадим Богданов, InterMedia

β 16+