Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

14.08.2020
13.08.2020
12.08.2020

Рецензия на книгу: Мэтт Ричардс, Марк Лэнгторн - «The Show Must Go On. Жизнь, смерть и наследие Фредди Меркьюри»

07.07.20 11:12 Раздел: Музыка Рубрика: Рецензии и обзоры18+
Рецензия на книгу: Мэтт Ричардс, Марк Лэнгторн - «The Show Must Go On. Жизнь, смерть и наследие Фредди Меркьюри»

2019, «Бомбора»

Оценка: 7,5 из 10.

Обложка книги отчасти выступает в роли рекламной поверхности: фраза «Круче, чем фильм» набрана не самым крупным, но заметным шрифтом. С одной стороны, это типичное лукавство маркетологов: в Великобритании книга Ричардса и Лэнгторна вышла в 2016-м (кстати, под куда менее развесистым названием «Somebody To Love»), то есть на два года раньше, чем фильм «Богемская рапсодия». С другой стороны, содержательные претензии к слогану «Круче, чем фильм» предъявить невозможно. Если «Богемская рапсодия» Брайана Сингера была очень эффектной и снятой близко к фактам кинобиографией рок-группы, то «Жизнь, смерть и наследие Фредди Меркьюри» раскрывает те темы, которых фильм касался лишь вскользь. И делает это настолько круто, что книгу будет невозможно экранизировать иначе, кроме как в жанре «гей-порно».

Но давайте по порядку. Книга Ричардса и Лэнгторна начинается с описания последних дней Фредди Меркьюри, умирающего от СПИДа. Затем повествование резко уносится в 1908 год в Бельгийское Конго (ныне ДР Конго), где молодой охотник из племени банту заражается неизвестным вирусом от убитого шимпанзе, успевшего укусить юношу перед смертью. «Тёплая кровь шимпанзе смешивается с его кровью, сочащейся из открытой раны» человека, ставшего «нулевым пациентом» и заразившего проститутку из Леопольдвиля (ныне Киншаса), которая передаст вирус другим многочисленным клиентам. Затем авторы рассказывают, как повлияло на распространение ВИЧ вакцинация населения африканских стран многоразовыми шприцами, и только потом начинают повествование о детстве солиста Queen и его учёбе в Индии, высказывания предположение, что полученный в мужской школе-интернате опыт мог повлиять на его сексуальную ориентацию.

За несколько страниц до конца биографы дают «своевременную» ремарку: «Возможно, большинство поклонников будут не согласны с нами, но невозможно написать книгу о Фредди, не рассказав историю о его ВИЧ и СПИДе». Впрочем, к чему эта дипломатия, тем более в финале издания? Уже с третьей главы всем читателям понятно, что книга чуть менее чем полностью посвящена болезни Меркьюри и расследованию, как, где, когда и от кого он мог заразиться (как минимум на вопрос «когда?» авторы ответили довольно точно). А как же музыка? Музыка Queen прекрасна, и творческая биография Фредди и группы описана здесь весьма тщательно, но не слишком вдохновенно - в отличие от истории СПИДа.

Может показаться, что авторы в основном сосредоточились на том, что волнует читателей жёлтой прессы, - диагнозах, скандалах, сексе, стыдных тайнах и т.п. Но это не так, книга несёт мощный просветительский заряд, давая исчерпывающую картину появления ВИЧ, его распространения, эволюции отношения к нему со стороны общества и правительств - от отрицания до паники, от цинизма до сочувствия. (К слову, когда читаешь эту книгу во время пандемии COVID-19, некоторые моменты, при всех различиях между вирусами, кажутся до боли знакомыми и актуальными.) Помимо этого, книга содержит подробную информацию о положении гомосексуалистов в Британии, Европе и США 70-х и 80-х годов - может быть, чрезмерно подробную, но крайне доходчиво объясняющую, почему Фредди так и не признался в своей ориентации и до последнего пытался скрывать, что у него СПИД. Сексуальная жизнь Меркьюри тоже описана настолько детально, что поневоле вспоминаешь формулу «но любим мы его не за это» (в отличие от авторов книги, которые, похоже, именно за это). Как бы то ни было, сложно спорить с тезисом, что смерть Фредди во многом сформировала у человечества осознанное отношение к ВИЧ и СПИДу.

Русский перевод показался старательным, но не фееричным, причём к концу редакторы книги так утомились, что стали пропускать очевидные ошибки, допускать разночтения в написании одних и тех же имён и забывать править корявые фразы а-ля «подстрочник». В итоге книга выглядит довольно живой для научного издания, но бледноватой для жизнеописания ярчайшей рок-звезды.

Алексей Мажаев, InterMedia

Фото: обложка книги
Loading...