Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2019
04.12.2019

Креативные индустрии обсудили на Международном культурном форуме

19.11.19 13:19 Разделы: Театр и шоу, Кино, Музыка Рубрика: Хроника16+
Креативные индустрии обсудили на Международном культурном форуме

Дискуссия «Культура х Экономика = Креативные индустрии» состоялась 15 ноября 2019 года на Деловой площадке Международного культурного форума – в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга.

Участники форума обсудили такие особенности креативных индустрий, как уход от сырьевой торговли к развитию человеческого капитала, создание уникальных продуктов, новых бизнес-ниш и целых отраслей, переосмысление национального культурного кода; а также попытались выяснить, в какой момент культура становится креативной индустрией, и каков объем этой индустрии.

Председатель правления киностудии «Союзмультфильм» и генеральный директор киностудии им. М. Горького Юлиана Слащева рассказала об особенностях работы анимационной индустрии в цифровую эпоху. ​

Многие думают, что «Союзмультфильм» – это студия, которая создает анимационные фильмы, но на самом деле это уже давно не так. Мы создаем бренды. Бренды, которые потом транслируются через самые разные каналы дистрибьюциив виде мультфильмов, игрушек, детских (и не только) товаров и услуг, одежды, книг и множества других товаров, мобильного контента. Мы проникли во все сферы детской жизни. Я убеждена, что наша креативность должна быть задействована даже в академическом образовании. Сегодняшние дети – визуалы, поэтому информацию, поданную в виде анимации, они воспринимают легче, чем текст.

Далее Юлиана Слащева рассказала об экспериментальном сериале «Союзмультфильма», над которым сейчас работают не аниматоры, а представители ИТ-сферы. Если используемая там технология сработает и будет активно внедряться, стоимость создания мультфильмов упадет, а сроки производства сократятся. ​

Бурные аплодисменты гостей дискуссии вызвали объявления спикера об активной работе «Союзмультфильма» над новыми сериями «Простоквашино» и «Ну, погоди!», а также о возможных коллаборациях с авторами фан-артов, отсылающих к произведениям современной поп-культуры. ​

Директор филиала Третьяковской галереи во Владивостоке Лариса Котрелева обратила внимание на проблемы и задачи современных музеев:

В будущем музеи, в отличие от многих других организаций, вряд ли будут управляться роботами, потому что это очень консервативная среда. Когда мы заказываем рекламу, наши партнеры используют это как шанс создать действительно что-то значимое. Коллекции, которыми обладают музей, вдохновляют людей на создание самых креативных образов.

Сейчас мы создаем филиалы Третьяковской галереи в разных городах России. Я занимаюсь этим во Владивостоке и надеюсь использовать музей как передовую площадку для использования креативных индустрий.​

Журналист, писатель и продюсер Сусанна Альперина рассказала о культурной жизни в регионах.

В регионах люди посещают мероприятия очень активно, потому что они скучают не столько по фильмам, сколько по общению, – призналась она. – Такой площадкой является «Ельцин-центр» в Екатеринбурге – там можно проявить себя. Еще одна интересная точка на карте – Калининград. Там губернатором одно время был синефил Станислав Воскресенский. Сейчас он уже руководит Ивановской областьюон организовал фестиваль короткометражных фильмов «Короче». Киносмотр проходит уже больше пяти лет и посещать его – одно удовольствие. Также в Калининграде есть фестиваль «Край света – Запад», где особое внимание уделяется молодежи. ​

Студия Wizart родилась в Воронеже, у них прекрасные продажи контента за рубеж. Их мультфильм «Снежная королева» даже не нуждается в представлении. В Свердловской киностудии попытались создать интересный кластер, настоящее место силы. В Ханты-Мансийске есть кинофестиваль «Дух огня», куда уже приезжали Фанни Ардан и Катрин Денев. В Иваново, куда как раз переехал Станислав Воскресенский, он организовал первый в стране фестиваль телесериалов «Пилот». А поскольку Иваново – это родина Андрея Тарковского, там проводится еще и кинофестиваль «Зеркало». ​

Много интересного происходит в Нижнем Новгороде, начиная с фестиваля электронной музыки и робототехники Alfa Future People и заканчивая фестивалем веб-сериалов с очень большой лекционной и образовательной программой. А в Санкт-Петербурге есть необычный фестиваль «Новая Голландия», куда приезжают дебютанты со всего мира. В Москве же мы проводим фестиваль экранизаций «Читка», который уже объединил многих поклонников кино и представителей бизнеса. ​

Вообще рост культурных индустрий в России в последние годы очень заметен. Информационное агентство InterMedia представило тут, на форуме, свое новое исследование, где подробно рассматривается именно финансовая сторона вопроса. Очень рекомендую изучить.

Директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности Екатерина Чуковская​ рассказала о способах защиты креативного контента.

К проблеме креативного контента есть несколько подходов,– объяснила правовед. – Один из них состоит в том, что идеи витают в воздухе, и человек, попав в креативную среду, начинает творить. Другая идея состоит в том, что всё разделено, и тот, кто творит в художественной сфере, не может претендовать на защиту в сфере технической. Истина, как обычно, где-то посередине и, обращаясь к закону, связанному с защитой авторского права, можно обнаружить произведения, фонограммы, дизайн, способы решения технических задач и даже способы проведения фестивалей. Особое место занимают бренды. Иногда правообладатель сам выбирает способы охраны, а иногда на них влияют сами объекты.

Екатерина Чуковская рассказала, что бывает два способа охраны интеллектуальной собственности: профилактический и активный. Последний применяется тогда, когда права уже нарушены, или есть такая угроза. ​

Из-за того, что и создание, и использование контента переместились во многом из реальной жизни в виртуальную, создаются и особые инструменты для работы с ними. Мне очень приятно, что именно в России впервые был создан такой пилотный проект – экосистема среды IPChain, где каждый может самостоятельно защищать свои интересы, выбирать подходящий режим охраны, предлагать возможности использования и разрешать споры, – напомнила спикер. ​

В заключении экспертам был задан вопрос, стоит ли законодательно закрепить термин «креативные индустрии». Лариса Котрелева горячо поддержала эту идею, сославшись на положительный опыт Великобритании, которая отвела под креативные индустрии целое здание, «нарезав» его на мастерские разного профиля. Сусанна Альперина же заметила, что закон ради самого закона принимать не нужно, потому что на каждый закон должен быть запрос, а за запросом должен стоять конкретный человек. Екатерина Чуковская не видит ничего страшного в том, что креативные индустрии пока не закреплены законодательно, потому что данный акт неизбежно сузил бы это понятие.

Юлиана Слащева

Фото: Наталия Галиулова, InterMedia
Loading...