«Лаборатория будущего театра» ГИТИС нарисовала демографический портрет современного театрала
![](https://www.intermedia.ru/i/img/stub/3.jpg)
Российский институт театрального искусства (ГИТИС) представил результаты исследований своей «Лаборатории будущего театра» на пресс-конференции в ТАСС 29 августа 2018 года. «Лаборатория» запущена в июне 2018 года. Как сообщает «Независимая газета», над созданием демографического портрета современного зрителя и обширной статистикой российских театров (количество, принадлежность, классификация) трудились эксперты-аналитики лаборатории – доцент РАНХиГС Олег Иванов, специалисты по исследовательской работе и экспертизе компании «Киноэкспертиза» Надежда Астахова и Никита Большаков. Подсчитав работающие в России театры – государственные и негосударственные, которые сегодня в равной степени активно формируют культурную среду, эксперты получили данные превышающие официальную статистику даже по бюджетным театральным учреждениям. А независимые театры госстатистика и вовсе не видит.
Лабораторией учитывались только театры профессиональные с продажей билетов на спектакли. Итого – нашлось 1.056 негосударственных из 1.762 работающих на территории страны, оказалось, что каждый пятый театр имеет детский репертуар, а 309 театров (17,5%) расположено вне столичных регионов. Преимущественно негосударственными театрами являются антрепризы и продюсерские компании, лаборатории и экспериментальные театры, арт-площадки, театры пластики и танца, комбинированные театры. Причем в регионах независимых театров порой больше, чем государственных.
Живое анкетирование в 13 театрах пяти городов, в котором участвовали около 2500 посетителей, выявило, что современный театральный зритель – это женщина, средний возраст которой составляет 39 лет. Больше половины опрошенных посещают театры 2-3 раза в месяц, 20 % – до нескольких раз в месяц. Обычно, выбирая постановку для посещения, зрители руководствуются советами друзей, спецификой сюжета и участием известных и любимых актеров. И, естественно, ориентируются на страничку театра в интернете. Любопытно, что те, кто сейчас является активным театралом, впервые пришел в театр до 10 лет. Из этого можно сделать вывод о том, как важно развивать и поддерживать детский театр.
За творческий кластер лаборатории отвечает продюсер Эдуард Бояков. По его мнению, сегодня, когда в театр приходят новые технологии, нужно пересматривать саму идею этого искусства. Творческая работа будет посвящена лабораторному поиску в каждой из театральных профессий – философ-театровед, сценограф, продюсер, режиссер, драматург. От исследований и проектирования с творческими сессиями к созданию моделей нового театра, которые будут предложены впоследствии профессиональному сообществу – такую программу предполагается осуществить. Для выработки четкого терминологического аппарата участники будут сотрудничать, в том числе, с философским факультетом МГУ.
В будущем руководители лаборатории видят ее задачу в проведении футурологических исследований в области театра.
- Мне кажется важным, чтобы ГИТИС стал лидером в научных исследованиях, – рассказал ректор вуза Григорий Заславский. - Это будет не только сухая научно-исследовательская и социологическая деятельность для понимания того, где сегодня находится наш театр, и куда он движется. Экспериментальная творческая работа станет важной частью деятельности лаборатории.
«Лаборатория будущего театра» начнет заниматься футурологией в конце 2018 года. Параллельно она займется и обзором существующих мировых программ, институтов и кафедр. Исследования будут представлены и в электронном открытом архиве, и в виде альманахов, и в виде творческого регионального фестиваля «Неделя будущего театра» (сентябрь 2019-го). С ноября по май 2019 года планируется проведение конкурса студенческих работ на тему театра будущего.
Филип Гласс обвиняет Севастопольский театр в пиратстве
![Pixabay](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388635.jpg)
Композитор Филип Гласс заявил, что Севастопольский театр оперы и балета незаконно использовал его музыку и имя в спектакле «Грозовой перевал». Соответствующее обращение он опубликовал в соцсетях.
- Я не давал никакого разрешения на использование своей музыки в балете или использование моего имени в рекламе и промо балета, - написал он. - Использование моей музыки и моего имени без моего согласия является нарушением Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, которую подписала Российская Федерация. Это акт пиратства.
Как сообщается на официальном сайте театра, балет «Грозовой перевал» поставлен хореографом Джоном Полом Куком по мотивам одноименного произведения Эмилии Бронте. Композитором-аранжировщиком является Татьяна Шатковская, помимо ее музыки и композиций Гласса, в постановке используется музыка композитора Хильдур Гуднадоуттир (автора музыки к фильмам «Джокер» и «Тар» и сериалу «Чернобыль»). В записи музыки принял участие Московский молодёжный камерный оркестр под руководством музыкального руководителя постановки - дирижёра Артёма Абашева. Главные роли в спектакле исполняют приглашенные звезды Сергей Полунин, Ксения Рыжкова, Александр Волчков, Екатерина Одаренко и Валерия Муханова. Премьера должна состояться 29 и 30 июля на открытии VIII Фестиваля оперы и балета.
В пресс-службе театра «Газете.Ru» заявили, что авторские права не нарушают.
- Официально заявляем, театр действует в рамках российского законодательства. Незаконного использования авторских прав не допускаем, — ответили в театре на просьбу прокомментировать позицию композитора.
Александр Лазарев начал увольнять актеров Театра армии
![Илья Золкин](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388616.jpg)
Актеры Театра Российской армии жалуются на незаконное увольнение. Как сообщает телеграмм-канал Shot, порядка 15-20 артистов труппы на днях пригласили в отдел кадров, чтобы подписать «уведомление об увольнении». В числе уволенных оказались Денис Демин (служит в театре с 2006 года, известен зрителям по сериалам и фильмам «Склифосовский», «Самара» и др), Ольга Герасимова (в театре с 2006 года в качестве ведущей актрисы, снималась в сериале «Пятницкий»), Кирилл Кириличев, Анна Чижова, Виктория Сычева, Никита Мареев, а также Ксения Таран, которая прослужила в театре 21 год, сыграла более 30 ролей и была уже заявлена, по ее словам, в постановках нового сезона. По словам уволенных, новый художественный руководитель Александр Лазарев (он был назначен на должность в декабре 2023 года) сообщил им, что «не видит их в театре».
- Никаких разговоров, никаких обоснований, просто вот бумага: зайдите в отдел кадров и подпишите, - описал ситуацию Денис Дёмин.
Директор театра Милена Авимская подтвердила в беседе с Shot, что решение обновить состав актеров в театре принял новый главный режиссер.
- Увольнение артистов и смена состава абсолютно нормальная вещь при смене режиссера, — прокомментировала она.
Сам Александр Лазарев в разговоре с «Газетой.ру» заявил, что не нужно называть прощание с артистами увольнением.
- Артисты, которые были на контракте, заключили его на один год. И каждый год должны его продлевать. Просто с некоторыми актерами контракт не продлили, вот и все. Никаких увольнений, репрессий — ничего этого нету. Они могут считать это несправедливым, но по закону все сделано правильно, — сказал он.
Вступая в должность в прошлом году, новый худрук в интервью телеканалу «Москва 24» говорил совсем иное:
- Я не хочу быть той метлой, которая по-новому метет. Я не начну свою деятельность в театре с ремонта кабинета и увольнений неинтересных мне артистов, ни в коем случае. Наоборот, я буду стараться максимально использовать возможности и таланты здешней труппы. Мне кажется, что труппа очень богата талантами, характерами, и не надо ее менять.
Уволенные актёры уже обращались и в профсоюз, и в Министерство культуры, но ответа так и не получили. Теперь они планируют подать иск в суд с требованием восстановить их на работе.
«ИнтерМедиа» напоминает, что первой постановкой Александра Лазарева в Театре армии как режиссера станет «Мастер и Маргарита». О работе над спектаклем было объявлено в начале июня.
Умерла звезда пермского Театра-Театра и сериала «Реальные пацаны» Лидия Аникеева
![предоставлено пресс-службой театра](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/388595.jpg)
Актриса Лидия Аникеева скончалась 23 июля 2024 года в возрасте 74 лет. О ее смерти сообщает сайт Пермского академического Театра-Театра, ведущей актрисой которого она была более 50 лет.
- Творчество Лидии Александровны – неотъемлемая часть истории Театра-Театра: за полувековой путь на сцене она сыграла более 100 ярких ролей в спектаклях драматического и музыкального жанра, демонстрируя прекрасные сценические данные, заразительную эмоциональность, богатую пластическую и интонационную палитру, - сообщается в некрологе. - Ее профессионализм и мастерство опирались на традиции русской театральной школы и при этом обогащались современным опытом. Светлая память народной артистке России, безгранично талантливому и прекрасному человеку. Искренние соболезнования родным, близким, коллегам.
Лидия Аникеева родилась 4 июля 1950 года в Донецкой области, в 1973-м окончила Театральное училище имени Щукина и была принята на работу в Пермский академический театра драмы (так он назывался тогда). С 1989 года преподавала актерское мастерство в местном институте искусства и культуры.
Фильмография актрисы была небольшой. В 1991 году она снялась в фильме «Любофф» Юрия Торохова, в 2010-м сыграла Анну Николаевну, классную руководительницу Коляна, в дебютном сезоне сериала «Реальные пацаны», и в том же году исполнила главную роль Веры Комиссаржевской в фильме-спектакле «Чехов в Ялте».
Прощание с Лидией Аникеевой состоится 26 июля с 10.00 до 12.00 на большой сцене театра, а отпевание начнется в 13.00 в Соборе Петра и Павла.