Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

22.08.2019
21.08.2019
20.08.2019

Екатеринбургский балет «Снежная королева» – притча-греза для детей и взрослых

17.03.18 17:25 Раздел: Театр и шоу Рубрика: Хроника
Екатеринбургский балет «Снежная королева» – притча-греза для детей и взрослых

Екатеринбургский театр оперы и балета, ежегодно представляющий на фестивале «Золотая маска» спектакли экстра-класса, 16 марта 2018 года показал на Новой сцене Большого театра балет «Снежная королева». Это новая работа Вячеслава Самодурова – неоднократного лауреата «Золотой маски». И здесь он выступает не только как хореограф (разумеется, вновь номинированный на премию), но и как автор идеи и либретто, сформировавший для композитора Артема Васильева четкое техническое задание, которое тот выполнил с любовью к юной аудитории и со всем пиететом к лучшим традициям классического балета, в котором есть место привычным па-де-де и дивертисментам. В частных номинациях среди участников постановки фигурируют также дирижер Павел Клиничев, уже в 7-й раз выдвигающийся на «Маску» за работу в балете и трижды ее удостоенный (дважды – за спектакли Екатеринбургского театра), исполнительница роли Герды Мики Нисигути и исполнитель роли Цветка (наиболее технически сложной из всех мужских партий балета) Андрей Вешкурцев.

Спектакль «Снежная королева» – счастливое равновесие хорошей музыки, высококлассной хореографии (не приходится сомневаться в мастерстве Вячеслава Самодурова, создающего и яркие характерные танцы, и психологически достоверные сцены, где танец сочетается с полноценной актерской игрой) и яркой внятной сценографии. И при этом спектакль, как и всякая добротная детская литература, многослойный, адресованный аудитории всех возрастов. Художники Эрик Белоусов и Ирэна Белоусова создают вполне реалистичные и понятные антураж и костюмы, «намеренно уходя от излишней «детскости» и «кукольности», стараясь использовать приемы, интересные и взрослым, в том числе».

Ирэна Белоусова: «В художественном решении декораций для спектакля отправной точкой стал скандинавский минимализм… Главным элементом оформления стал Дом, который зримо и незримо присутствует во всех сценах. Дом и ландшафт представляют собой одно целое и работают как единый организм, трансформируясь в различные пространства, раскрываясь, как два мира – теплый и холодный».

Даже когда Герда попадает в мистическую оранжерею, зрителю не дают потерять бдительность, потому что на заднике все это время остается едва заметная тень родного дома Кая и Герды и вполне отчетливый абрис окна, выводящего из одной реальности в другую. Согласно замыслу Вячеслава Самодурова, его балет – не столько сказка, сколько греза, а Герда ищет не столько Кая, сколько саму себя.

Вячеслав Самодуров: «Нельзя сказать, куда именно идет Герда: царство Снежной королевы – не конкретная точка на карте, оно внутри человека... Как я для себя определил, это сказка для детей – и взрослых, которые испытывают недостаток внимания».

Композитор Артем Васильев также отмечен номинацией на «Маску», и в этой номинации у него весьма серьезные конкуренты, все как один – новаторы, в то время как автор балета «Снежная королева» искусно решает едва ли не самую сложную в наше время задачу – не впасть в банальность и создать действительно стоящую партитуру, не пренебрегая тональностью и традиционным благозвучием. Музыка балета «Снежная королева» очень кинематографична (Васильев известен многолетней успешной работой в кино, хотя и к балетному жанру обращается не впервые). Это весьма разнообразная и вызывающая множество приятных аллюзий музыка настроения, музыка атмосферы, музыка заданного жанра (вальс, менуэт, галоп, полька) и подчас стиля. И это музыка, изобретательно оркестрованная, пусть даже автор пользуется проверенным выразительными средствами, не раз доказавшими свою эффективность в музыкальном театре и кино – бесстрашной «голливудской» медью, волшебной челестой или лирической скрипкой в сольных вариациях.

Татьяна Давыдова, InterMedia

Loading...