Исследования подтверждают: погода влияет на музыкальные чартыУмер основоположник британской блюзовой сцены Джон МэйеллShaman стал заслуженным артистом России«Культурная столица года» готовится выйти на уровень Союзного государстваЕвгений Кисин признан иноагентомЗадержан экс-глава департамента культуры Москвы Александр КибовскийMary Gu получила предложение руки и сердца в ПарижеУмерла звезда «Зачарованных» и «Беверли-Хиллз, 90210» Шеннен ДоэртиАктрису Яну Троянову* внесли в список террористов и экстремистовУмер звезда польского кино Ежи ШтурМарго Робби ждёт ребенка«Праведник» и «За нас с вами» получили «Нику»Умер экс-гитарист «Цветов» и «Скифов» Сергей ДюжиковCrocus City Hall не будет восстановленАлсу отрицает возможность примирения с мужемВ Госдуме состоялся день Культурных столицАнна Нетребко разводится с Юсифом ЭйвазовымУмерла спортивный комментатор Анна ДмитриеваУмер актер Дональд СазерлендУмер сын Вячеслава Зайцева Егор

На «Золотой маске» спели оперу про электростанцию

Опера «Родина электричества» Глеба Седельникова в постановке Воронежского театра оперы и балета была представлена в рамках фестиваля «Золотая маска» 13 марта 2018 года на сцене Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Спектакль с весьма необычным для своего жанра сюжетом – строительство электростанции «на сто дворов» в деревне Рогачевка – претендует на звание лучшего в опере. В частных номинациях на «Маску» отмечены дирижер Юрий Анисичкин, режиссер Михаил Бычков, художники Алексей Бычков и Николай Симонов, художник по костюмам Юлия Ветрова и исполнительница партии Старухи Полина Карташова («лучшая женская роль»).

Опера Седельникова, написанная в 1981 году по автобиографическим рассказам Андрея Платонова (в 1920-е годы организовавшего строительство электростанции в Рогачевке), изначально предназначалась для столичного Камерного театра под руководством Бориса Покровского. Однако она не увидела свет рампы при жизни автора (композитор умер в 2012 году). Лишь в 2017 году, к 100-летию революции, ее поставили в рамках Платоновского фестиваля в Воронеже, и премьера прошла с большим успехом. Дирижер Юрий Анисичкин признался, что музыкальный материал одноактной оперы (спектакль длится 75 минут) оказался довольно сложным для исполнителей, однако они с честью справились с партитурой. В Москве в главных ролях выступили, наряду с вышеупомянутой Полиной Карташовой (чья партия требует и весьма непростого интонирования на пределе тесситуры, и драматического мастерства), Кирилл Афонин (Фрол, главный «идеолог» сельской электрификации), Максим Шабанов (брат Фрола Семен), Алексей Тюхин (их соратник по артели Прокофий Кузнецов), Анастасия Черноволос (Евдокия, электрификатор-доброволец), Федор Костюков (председатель сельсовета) и другие.

Спектакль кинематографично открывается и заканчивается «закадровой» речью «от автора» на фоне музыки, и в ней звучат главные для понимания смысла произведения слова, утверждающие надежду на светлое будущее и веру в коммунистический рай, где люди научатся не только строить электростанции на каждом шагу, но и «перемалывать зло жизни». На многие наивные и бесхитростные реплики героев, верящих, что уже скоро они, строители социализма, будут есть пирожные и не страдать от дефицита куриных яиц, сегодняшний зритель реагирует с улыбкой, однако либретто поднимает серьезные вневременные темы, воспевая как добродетели стремление сделать мир лучше, верность общему делу, упорство, трудолюбие. Электрификация же не только подразумевает буквальное освещение Рогачевки, не видавшей света «от сотворения мира», но и становится практически религиозным символом выхода людей к свету: недаром основное действие оперы начинается с крестного хода. Однако, как показывает практика, одних молитв мало, чтобы творение человеческих рук сохранило свою жизнеспособность. Когда в финале оперы герои собираются на руинах сожженной кулаками электростанции, они объединяются, чтобы не только строить, но и защищать построенное. Достаточно ли в мрачных лицах решимости и суждено ли сбыться коммунистическим прогнозам, каждый зритель решает сам.

Большую часть номинаций получили оформители спектакля. Продуманные стильные декорации, реквизит, костюмы и анимированные титры отсылают к советскому авангарду 1920-х годов – прежде всего, супрематизму и стилистике агитплаката, с засильем в нем красного и серого цветов и специфическими шрифтами. Титрами сопровождается не весь исполняемый в опере текст, однако его применение позволяет ставить смысловые акценты и активизировать действие, как в немом кино, и просто помогает лучше услышать слова (этой цели, впрочем, служит и применение гарнитуры для солистов).

Вне зависимости от того, сумеет ли «Родина электричества» обойти могучих конкурентов (в этом году оперная программа «Золотой маски» довольно сильна) и завоевать премии, этот спектакль, безусловно, – штучный товар, за презентацию которого в столице следует отдельно поблагодарить экспертный совет. Несмотря на некоторые исполнительские несовершенства, этот спектакль – пример добросовестной, умной и неравнодушной творческой работы с непопулярным материалом, приводящей к очень интересному художественному результату.

Татьяна Давыдова, InterMedia

Филип Гласс обвиняет Севастопольский театр в пиратстве

Pixabay

Композитор Филип Гласс заявил, что Севастопольский театр оперы и балета незаконно использовал его музыку и имя в спектакле «Грозовой перевал». Соответствующее обращение он опубликовал в соцсетях.

- Я не давал никакого разрешения на использование своей музыки в балете или использование моего имени в рекламе и промо балета, - написал он. - Использование моей музыки и моего имени без моего согласия является нарушением Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, которую подписала Российская Федерация. Это акт пиратства.

Как сообщается на официальном сайте театра, балет «Грозовой перевал» поставлен хореографом Джоном Полом Куком по мотивам одноименного произведения Эмилии Бронте. Композитором-аранжировщиком является Татьяна Шатковская, помимо ее музыки и композиций Гласса, в постановке используется музыка композитора Хильдур Гуднадоуттир (автора музыки к фильмам «Джокер» и «Тар» и сериалу «Чернобыль»). В записи музыки принял участие Московский молодёжный камерный оркестр под руководством музыкального руководителя постановки - дирижёра Артёма Абашева. Главные роли в спектакле исполняют приглашенные звезды Сергей Полунин, Ксения Рыжкова, Александр Волчков, Екатерина Одаренко и Валерия Муханова. Премьера должна состояться 29 и 30 июля на открытии VIII Фестиваля оперы и балета.

В пресс-службе театра «Газете.Ru» заявили, что авторские права не нарушают.

- Официально заявляем, театр действует в рамках российского законодательства. Незаконного использования авторских прав не допускаем, — ответили в театре на просьбу прокомментировать позицию композитора.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Александр Лазарев начал увольнять актеров Театра армии

Илья Золкин

Актеры Театра Российской армии жалуются на незаконное увольнение. Как сообщает телеграмм-канал Shot, порядка 15-20 артистов труппы на днях пригласили в отдел кадров, чтобы подписать «уведомление об увольнении». В числе уволенных оказались Денис Демин (служит в театре с 2006 года, известен зрителям по сериалам и фильмам «Склифосовский», «Самара» и др), Ольга Герасимова (в театре с 2006 года в качестве ведущей актрисы, снималась в сериале «Пятницкий»), Кирилл Кириличев, Анна Чижова, Виктория Сычева, Никита Мареев, а также Ксения Таран, которая прослужила в театре 21 год, сыграла более 30 ролей и была уже заявлена, по ее словам, в постановках нового сезона. По словам уволенных, новый художественный руководитель Александр Лазарев (он был назначен на должность в декабре 2023 года) сообщил им, что «не видит их в театре».

- Никаких разговоров, никаких обоснований, просто вот бумага: зайдите в отдел кадров и подпишите, - описал ситуацию Денис Дёмин.

Директор театра Милена Авимская подтвердила в беседе с Shot, что решение обновить состав актеров в театре принял новый главный режиссер.

- Увольнение артистов и смена состава абсолютно нормальная вещь при смене режиссера, — прокомментировала она.

Сам Александр Лазарев в разговоре с «Газетой.ру» заявил, что не нужно называть прощание с артистами увольнением.

- Артисты, которые были на контракте, заключили его на один год. И каждый год должны его продлевать. Просто с некоторыми актерами контракт не продлили, вот и все. Никаких увольнений, репрессий — ничего этого нету. Они могут считать это несправедливым, но по закону все сделано правильно, — сказал он.

Вступая в должность в прошлом году, новый худрук в интервью телеканалу «Москва 24» говорил совсем иное:

- Я не хочу быть той метлой, которая по-новому метет. Я не начну свою деятельность в театре с ремонта кабинета и увольнений неинтересных мне артистов, ни в коем случае. Наоборот, я буду стараться максимально использовать возможности и таланты здешней труппы. Мне кажется, что труппа очень богата талантами, характерами, и не надо ее менять.

Уволенные актёры уже обращались и в профсоюз, и в Министерство культуры, но ответа так и не получили. Теперь они планируют подать иск в суд с требованием восстановить их на работе.

«ИнтерМедиа» напоминает, что первой постановкой Александра Лазарева в Театре армии как режиссера станет «Мастер и Маргарита». О работе над спектаклем было объявлено в начале июня.

Умерла звезда пермского Театра-Театра и сериала «Реальные пацаны» Лидия Аникеева

предоставлено пресс-службой театра

Актриса Лидия Аникеева скончалась 23 июля 2024 года в возрасте 74 лет. О ее смерти сообщает сайт Пермского академического Театра-Театра, ведущей актрисой которого она была более 50 лет.

- Творчество Лидии Александровны – неотъемлемая часть истории Театра-Театра: за полувековой путь на сцене она сыграла более 100 ярких ролей в спектаклях драматического и музыкального жанра, демонстрируя прекрасные сценические данные, заразительную эмоциональность, богатую пластическую и интонационную палитру, - сообщается в некрологе. - Ее профессионализм и мастерство опирались на традиции русской театральной школы и при этом обогащались современным опытом. Светлая память народной артистке России, безгранично талантливому и прекрасному человеку. Искренние соболезнования родным, близким, коллегам.

Лидия Аникеева родилась 4 июля 1950 года в Донецкой области, в 1973-м окончила Театральное училище имени Щукина и была принята на работу в Пермский академический театра драмы (так он назывался тогда). С 1989 года преподавала актерское мастерство в местном институте искусства и культуры.

Фильмография актрисы была небольшой. В 1991 году она снялась в фильме «Любофф» Юрия Торохова, в 2010-м сыграла Анну Николаевну, классную руководительницу Коляна, в дебютном сезоне сериала «Реальные пацаны», и в том же году исполнила главную роль Веры Комиссаржевской в фильме-спектакле «Чехов в Ялте».

Прощание с Лидией Аникеевой состоится 26 июля с 10.00 до 12.00 на большой сцене театра, а отпевание начнется в 13.00 в Соборе Петра и Павла.

Фото: предоставлено пресс-службой театра
Теги: смерть
β 16+