Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Иван Засурский: «Россия на распутье между свободой интеллектуальной собственности и госмонополией»

Статья журналиста, специалиста по истории средств массовой информации и авторского права, заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ивана Засурского опубликована на интернет-портале «Вести.ru» 13 марта 2017 года.


Совсем недавно была утверждена стратегия научно-технологического развития России, стратегия, которая ориентирует общество на использование интеллектуального потенциала нации как основного ресурса для обеспечения устойчивого будущего страны. Решение этой задачи неразрывно связано с качеством функционирования института интеллектуальной собственности. Возможно, поэтому дискуссии вокруг выбора пути развития сферы авторского и патентного права стали столь оживленными.

И что интересно, наряду с прогрессивной, технологической повесткой чаще и громче звучат предложения по созданию единого мегарегулятора в этой сфере, который, в частности, обеспечит учет всей интеллектуальной собственности, созданной за счет средств бюджета. Авторы идеи предлагают передать все полномочия — от регулирования до оказания услуг в сфере интеллектуальной собственности, авторского и патентного права — единому ведомству, созданному на базе Роспатента.

Эта идея только за последние 5 лет неоднократно возникала в самых разных форматах и на разных уровнях, но так и не была принята. И это вполне закономерно – создание единого регулятора слишком упрощает картину, в то время как в реальности во всем мире интеллектуальная собственность существует и развивается как сложная, децентрализованная система. Она и дальше будет развиваться именно так – ведь новые объекты возникают благодаря творческим, интеллектуальным усилиям граждан, которые возникают и существуют помимо мегарегулятора.

Более того, есть основания полагать, что в одних руках система будет только хуже, ведь проблема совсем не в том, что у государства мало власти в этой сфере, а в том, что битва за полномочия скрывает реальную повестку – в корне такого объединения изначально заложен конфликт интересов: государственный мегарегулятор неизбежно начнет вести себя и как реальный маркетмейкер, монополизировав зарождающийся и разнообразный легальный рынок интеллектуальных прав России.

На стратегических сессиях по созданию дорожной карты интеллектуальной собственности Национальной технологической инициативы IP-Net, посвященных анализу проектов в сфере интеллектуальной собственности, был отмечен парадоксальный характер задач, стоящих перед государством в цифровую эпоху.

С одной стороны, в интересах государства нужно обеспечить максимальные возможности для защиты интеллектуальной собственности. С другой стороны, для развития общества, государству не менее важно обеспечить максимально широкий доступ к знаниям и культурным ценностям – в первую очередь, к достижениям науки. Это создает условия для новых открытий, инноваций, которые, затем государству предстоит защищать. Тонкость политики в том, чтобы достичь баланса между открытостью и запретом, что сегодня представляет собой сложную задачу – ведь интеллектуальная собственность оборачивается в глобальных сетях, которые априори невозможно контролировать.

Россия не уникальна в поиске решения этой проблемы – многие страны апробируют те или иные подходы. В Европе планируют завершить переход к политике открытого доступа к научным изданиям с учетом интересов издателей. Сингапур и Британия создают распределенные платформы для управления правами, повсеместно внедряя инструменты типа открытых лицензий и упрощая сделки с интеллектуальной собственностью. Ряд стран стремится максимально вывести услуги в сфере интеллектуальной собственности на открытый рынок. В поиске решений ведущими экономиками мира лишь одна общая черта – все без исключения делают ставку на информационное обеспечение бизнеса и вовлечение самих участников рынка в решение этих задач.

Мы видим, что ни одно государство не навязывает конкретных решений и не устраивает тотальной ревизии под предлогом необходимости создания единого реестра государственных прав в сфере интеллектуальной собственности. Ставка делается на разные, зачастую конкурирующие платформы, создающиеся в интересах различных участников рынка.

Последние годы Россия не только успешно вписывалась, но и формировала вполне прогрессивную по отношению к мировому сообществу повестку. Так, уже в 2013 году правительство приняло решение о создании публичной системы учета исследований и разработок, а министерство образования и науки, наконец, заняло позицию по поддержке открытых лицензий и открытых данных. Конечно, можно сделать больше, но это движение в правильном направлении. Более того, дело не ограничилось усилиями государства – в России уже создаются и, вероятно, будут запущены несколько реестров и сервисов в сфере интеллектуальной собственности, ориентированных на разные рынки. И это разумно, ведь одно дело – управление правами в кино с учетом договоров по всем видам использования и территориям, другое дело – музыкальная индустрия, обладающая своими особенностями. Наконец, не менее важны знания и культурные ценности, которые перешли в режим общественного достояния или опубликованы под открытыми лицензиями.

В целях работы с последними, в частности, в рамках проекта "Ноосфера. Запуск" создана система с реестром общественного достояния, публикаций и изданий на открытых лицензиях и сиротских работах Nooregistry.ru. Что интересно, проект реализован Ассоциацией интернет-издателей в тесном партнерстве с "Викимедиа.РУ", которая управляет "Википедией", "Викитекой" и другими вики-проектами в России, крупнейшим в Европе научным архивом открытого доступа "Киберленинка", НП "НЭИКОН", библиотекой Мошкова, проектом "Вернский", "Научным корреспондентом" и "Частным корреспондентом", АНО "Инфокультура".

Эти проекты востребованы десятками миллионов интернет-пользователей, которые каждый месяц не только используют ресурсы, но и пополняют их новыми объектами права. Российское общество очень подвижно и восприимчиво – оно способно создавать и использовать новые решения для эффективного оборота прав в эпоху "цифировизации". Реестр создан общественными организациями за счет средств Российской Федерации – неужели нам предстоит конкурировать за представление о подлинных интересов общества с бюрократическим мегарегулятором, который будет парализован непрерывным процессом написания законов и административных регламентов?

Может быть намного проще добиться взаимодействия таких систем охраняемых и не охраняемых произведений, на основе общих стандартов, сформированных самими участниками рынка? Тогда мы сможем дополнять друг друга и создавать эффективные сервисы, не дублируя функций. Ведь сегодня очень несложно организовать такое взаимодействие корпоративных, государственных и общественных систем – в соответствии с потребностями и интересами всех участников – от авторов, ученых до корпораций и студентов. Если же в России появится мегарегулятор, это как минимум приведет к большей закрытости и меньшей прозрачности всех процессов, а как максимум – к потере возможностей развития нового сетевого рынка интеллектуальных прав, являющегося основой "цифрономики", о которой совсем недавно говорил президент России в послании Федеральному собранию.

Идею децентрализации при взаимодействия цифровых систем поддерживают самые крупные участники рынка. Росатом, Объединенная авиастроительная корпорация – многие компании начали двигаться в этом направлении. В ту же сторону смотрит и Ассоциация интернет-издателей. Даже организации по коллективному управлению, несмотря на "тяжелое наследие" объявили о начале строительства открытых сервисов для авторов.

Новые технологии позволяют перейти на новый тип взаимодействия и качественно новый уровень прозрачности. Многие говорят о том, что будущее стоит за технологией блокчейн, обеспечивающей полную достоверность данных и операций, которая ранее не была возможной. А ведь именно достоверность и прозрачность лежат в основе справедливого распределения средств и вознаграждений авторов и правообладателей, является фундаментом легального оборота прав.

В России уже объявлено о проекте регистрации недвижимости на основе этой технологии. В активной фазе находятся и разработки, в частности Сбербанка по созданию финансовых инструментов на основе блокчейна. Простота и прозрачность, которые обеспечивают современные технологии, позволяют во многих случаях, особенно, где речь идет о рутинных административных действиях, избавиться от огромного и затратного для налогоплательщиков административного аппарата – всю работу легко сделают безлюдные и беспристрастные цифровые системы, которым мы можем доверять не меньше, чем чиновниками.

И что удивительно, при готовности общества к переходу "на цифру" самое слабое звено в сфере интеллектуальной собственности именно Роспатент, который хотел бы стать тем самым мегарегулятором. Ведомство достаточно архаично – сроки рассмотрения заявок недопустимо долгие, а разрешение споров – непрозрачное. Мы до сих пор не имеем открытой онлайн-процедуры досудебного урегулирования, а ведь только цифровые услуги могут быть доступными на территории нашей огромной страны. Довольно сложно доехать до Москвы, особенно из отдаленных регионов, а таланты и изобретатели есть в каждой точке России.

Конечно, отсутствие таких сервисов можно списать на недостаточное финансирование ведомства. Но есть решения, которые можно сделать, просто имея понимание происходящих в обществе процессов без существенных финансовых или еще каких-либо усилий. В отличие от Минобрнауки и большинства других ведомств, Роспатент до сих пор не обеспечил открытой публикации патентных данных. Требования Гражданского кодекса об открытой публикации остаются в значительной степени благими пожеланиями – то, как и что доступно гражданам из достижений науки и в каком виде будет обеспечена эта доступность, решают не потребители, а Роспатент. А ведь открытые данные – это кровь современной экономики – множество участников рынка моги бы строить на них свои решения, создавая новые продукты и услуги. Если бы патентные данные были представлены в формате открытых данных, многие поисковые системы или общественные ресурсы обеспечили бы доступ к ним без каких-либо бюджетных затрат.

Но мы продолжаем ждать, когда общество реализует право на получение информации, ждать, когда патентные данные будут опубликованы, и верить в то, что мегарегулятор сделает всех счастливыми, соглашаясь на создание монополии в сфере интеллектуальной собственности там, где должны работать единые правила, обеспечивающие интероперабельность всех систем и умножение усилий всех участников рынка. И все это происходит на фоне того, что с 2017 года общественные организации могут выполнять государственные задачи за счет средств бюджета, а это означает, что их роль может многократно возрасти.

В России хватает проектов в сфере интеллектуальных прав, и они успешно реализуются. В экспертном сообществе идет обсуждение и уточнение предложений по тому, какой должна быть система интеллектуальной собственности для реализации недавно утвержденной Стратегии научно-технологического развития и разрабатываемой сейчас "Стратегии-2035". Наверное, это обсуждение должно быть более открытым и более громким, а экспертам не стоит предлагать нам простые решения вроде очередной огромной и неповоротливой государственной информационной системы или единого мегарегулятора на базе Роспатента.

Гораздо важнее и эффективнее работа по сбору информации и организации взаимодействия между различными проектами, которые происходят по инициативе общественных организаций и участников рынка. Мы должны организовать широчайший доступ к произведениям – и здесь государство только начинает принимать правила, которых придерживаются, к примеру, крупнейшие социальные интернет-проекты в этой сфере. Но мы также должны способствовать максимально эффективной защите возникающих в результате работы с этими массивами произведений – включая их защиту от захвата не только патентными троллями, но и мегаамбициозными государственными ведомствами, которые слишком часто подменяют интересы государства логикой бюрократического развития, оборачивающегося застоем, закрытостью и неэффективностью.

«Пикник Афиши» впервые пройдет в двух столицах

19.04.2024 13:29 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой фестиваля

«Пикник Афиши» в этом году впервые пройдет не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Московский фестиваль состоится 3 и 4 августа 2024 года на территории СК «Лужники», где в 2004 году прошёл первый «Пикник Афиши». В Санкт-Петербурге мероприятие дебютирует 10 и 11 августа на Елагином острове в ЦПКиО им. Кирова, сообщили агентству «ИнтерМедиа» организаторы мероприятия.

По словам организаторов, фестиваль познакомит друг с другом прежних и новых читателей «Афиши» и сохранит концепцию города в городе — не нужно никуда выходить, чтобы везде побывать и всё увидеть. Детская зона позволит сходить на мероприятие всей семьёй.

- В этом году «Афише» исполняется 25 лет, а «Пикнику Афиши» – 20, - отметил генеральный директор «Афиши» Илья Альтшулер. - Последние три года новая команда медиаплатформы работала над улучшением сервиса, редизайном продуктов и теперь, наконец, счастлива объявить нашей аудитории даты «Пикника Афиши» в 2024 году. Это долгожданная встреча единомышленников и возможность посмотреть на современную культуру во всех её проявлениях.

В лайнапе фестиваля будут представлены как легенды «Пикника», так и новые, и будущие звёзды русскоязычной сцены. Имена участников будут объявлены в ближайшее время.

«ИнтерМедиа» напоминает, что фестиваль «Пикник Афиши» проходил в Москве с 2004 по 2019 год (с 2007 года — на территории парка «Коломенское»). В разное время его хедлайнерами становились Земфира, Arcade Fire, Blur, The Chemical Brothers, Suede, Pet Shop Boys, Иван Дорн, Оксимирон, «Ленинград» и многие другие артисты. Последний раз фестиваль прошел в 2019-м году с Cure в качестве хедлайнеров, а годом позже его отменили из-за коронавируса.

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля
Теги: Пикник Афиши, анонс фестиваля
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Лариса Долина, Niletto и Артур Беркут споют «Всё лучшее – детям!»

19.04.2024 12:03 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой концерта

Концерт «Всё лучшее – детям!» состоится на сцене Государственного Кремлёвского дворца 1 июня 2024 года в Международный день защиты детей. Предстоящий концерт станет финалом международного конкурса авторов детской песни «Шаинский Фест», сообщили агентству «ИнтерМедиа» организаторы мероприятия.

В программе прозвучат детские произведения, составляющие «ЗОЛОТОЙ фонд» нашей отечественной и мировой музыкальной культуры. Эти песни создали композиторы Владимир Шаинский, Евгений Крылатов, Максим Дунаевский, Марк Минков, Давид Тухманов, Александр Зацепин, Геннадий Гладков, Алексей Рыбников, Юрий Чичков; поэты Михаил Пляцковский, Михаил Матусовский, Михаил Танич, Сергей Козлов, Юрий Энтин, Леонид Дербенев, Юлий Ким, Булат Окуджава и многие другие.

Зрители услышат самые известные композиции из популярных кинофильмов и мультфильмов «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Бременские музыканты», «Мама для Мамонтенка», «Ну, погоди!», «Приключения Электроника», «Крошка Енот», «Мери Поппинс, до свидания!», «Мама», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Чебурашка», «Приключения Петрова и Васечкина», «Гостья из будущего», «Приключения маленького Мука», «Обыкновенное чудо», «Летучий корабль», «Весёлая карусель», «Как львёнок и черепаха пели песенку», «Дед Мороз и лето» и др. Исполнять их будут Лариса Долина, Niletto, Алсу, Артур Беркут, Дарья Антонюк, Андрей Удалов, Марина Девятова, Александр Олешко, Валя Карнавал, Андрей Лефлер, Светлана Степченко, Мот, Алексей Гоман, Раиса Саед Шах, Антон Зацепин, Эвелина Бледанс, Александр Еловских, Наталия Иванова, Алексей Хвацкий, Ирина Ларина, Этери Бериашвили, Лариса Гордьера. группы: «Барбарики», «Новые Звезды», «Кукутики», «Зебра в клеточку», эстрадный театр «Мечта» и Большой Детский Хор им. В.С.Попова. Ведущими концерта станут Лариса Вербицкая и сын Владимира Шаинского Вячеслав Шаинский.

Ранее Юрий Энтин заинтересовался идеей Игоря Волошина снять новый фильм о Буратино. Поэт-песенник, написавший стихи для композиций из фильма 1975 года «Буратино» Леонида Нечаева, признал, что для каждого нового поколения стоит обновлять популярные сюжеты мировой культуры.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Государственный Кремлёвский оркестр выступит со звёздами проекта «Большая опера»

19.04.2024 11:06 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой оркестра

Оперный гала-концерт с участием Государственного Кремлевского оркестра и звёзд телепроекта «Большая опера» состоится 26 апреля 2024 года в Светлановском зале ММДМ. Солистами станут молодые, но уже громко заявившие о себе артисты - солистка «Геликон-оперы», сопрано Софья Цыганкова и солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, сопрано Ирина Мулярчик. К женскому ансамблю голосов в дуэтах присоединится баритон Дмитрий Чернов, который представит большие драматические арии. Столичные зрители успели познакомиться с молодым артистом на Камерной сцене Большого театра, а также в «Геликон-опере», где он покорил публику исполнением партии Евгения Онегина.

Совместное выступление с Государственным Кремлевским оркестром станет продолжением творческой дружбы коллектива и исполнительниц Софьи Цыганковой и Ирины Мулярчик, начавшейся в телевизионном эфире «Большой оперы» телеканала «Россия – Культура».

- Искусство оперы доступно избранным? Так думают те, кто еще не слышал участников проекта «Большая опера» на телеканале «Культура», - рассказали агентству «ИнтерМедиа» организаторы концерта. - Оперные шедевры в их интерпретации – это всегда полная открытость публике, демократичность и талант. Суть в том, что каждый причастный «Большой опере» артист живет оперой, этот жанр искусства для них – естественная среда обитания и творчества.

По словам художественного руководителя и дирижёра Государственного Кремлёвского оркестра Константина Чудовского, Софья Цыганкова и Ирина Мулярчик обратили на себя внимание ещё на этапе прослушиваний телепроекта, впечатлив музыкальностью, тонким пониманием произведений, артистизмом и пластичностью голосов.

- В этих молодых артистках мы нашли настоящих единомышленниц, и рады представить нашу совместную программу! — комментирует выбор солисток гала-концерта Константин Чудовский.

Достойным партнером для двух сопрано в концертной программе станет баритон Дмитрий Чернов. В программе гала-концерта прозвучат шедевры русской и европейской оперной классики: произведения Глинки, Римского-Корсакова, Стравинского, Моцарта, Россини, Верди, Доницетти, Кальмана и других композиторов.

Пресс-агент концерта – информационное агентство «ИнтерМедиа».

Дополнительная информация

Адрес: Космодамианская набережная, 52, стр. 8

Начало концерта в 19.00

Справки и аккредитация: +7 (916) 568-8959, pr@intermedia.ru (Ирина Кравченко).

Фото: предоставлено пресс-службой оркестра На фото: Константин Чудовский
Теги: ММДМ, Государственный Кремлевский дворец, анонс концерта
β 16+