Федор Чистяков: «Вроде абсурд полнейший, но между строк возникают образы, и они цепляют. Значит, послание есть»
ОБ АЛЬБОМЕ «БЕЗ ДУРАКОВ»
— Этот альбом появился внезапно. Его песни написаны в разной стилистике. Он больше напоминает спектакль. Концертного воплощения новые песни пока еще не получили. Так обычно бывает: должно пройти время, песни должны усесться, а публика к ним привыкнуть, чтобы они заняли свое место в репертуаре.
Я познакомился с одним автором, который выступает под псевдонимом Диана Грей. Он предложил мне несколько своих песен, и они мне понравились.
Это были именно песни. Были и тексты, и музыка. Впоследствии мной было многое переработано, но не все.
О КАПИТАНЕ КИНГ-КОНГЕ
— Этот альбом совершенно справедливо сравнивают с «Уездным городом N» Майка Науменко, потому что в нем тоже невероятное количество разных персонажей, которые пересекаются в разных песнях. И Кинг-Конг туда же. Однако Кинг-Конг вышел на первый план не то чтобы случайно, но постепенно. Сначала я хотел, чтобы обложка альбома была белая и на ней было написано «Без дураков». Эта идея была признана непродуктивной. Потом, работая над песней, я понял, что на обложке альбома должен быть Кинг-Конг, который плывет на зрителя на подлодке среди суровых северных волн. Мы попросили питерского художника Максима Ляпунова нарисовать эту картину, и он сделал. Так Кинг-Конг и выплыл.
О ЗАШИФРОВАННОМ ПОСЛАНИИ
— Поскольку это не совсем мои песни, у меня есть стороннее ощущение от них, как у слушателя. Знаете, бывают такие специальные картинки, где на первый взгляд изображения не видно, так, какой-то узорчик нанесен, но если смотреть на них долго, то оно появляется. Эти песни похожи на такие картинки. Вроде абсурд полнейший, но между строк возникают образы, и они цепляют. Значит, послание есть.
О ПАНКЕ
— Я был меломаном. У меня был катушечный магнитофон; чтобы достать новую запись, надо было найти человека с хорошей записью и прийти к нему со своим магнитофоном, который весил килограммов 10. Я ездил через весь город, чтобы что-то записать. Музыкальных журналов тогда не было, да и вообще в Советском Союзе практически никакой информации об этой музыке не было — для большинства людей ее не существовало. Была передача по радио, которая называлась «Ваш магнитофон», — там можно было услышать фрагменты песен Beatles или Pink Floyd. А уж видеокассеты, журналы, плакаты с музыкантами — это все было слишком круто. Поэтому я не очень понимал, как мои любимые музыканты выглядят, и о том, что такое панк-рок, я знал очень приблизительно. То, что мы делали, и не было панк-роком, как мне кажется. Мы были простыми ребятами из рабочих районов. В каких-то свитерах. Мы не походили на крутых панков в кожаных куртках и цепях.
О ЛЕНИНГРАДСКОМ РОК-КЛУБЕ
— Первый не помню. Зато очень ярко помню четвертый фестиваль Ленинградского рок-клуба. Он проходил в ДК «Невский» на проспекте Обуховской Обороны. Я попал на выступление группы «Патриархальная выставка». Очень своеобразная была группа. Тогда они выступали с программой «Идиотека Эпидемия». Это было такое концептуальное полотно: человек, попавший в больницу, рассказывал о том, как ему делали операцию по удалению сердца. Программа меня очень зацепила — я до сих пор помню некоторые фрагменты из нее наизусть и при случае люблю их цитировать. С этого шоу я вышел другим человеком.
О 1991 ГОДУ
— Многие вещи, происходившие в то время, я осознал значительно позже. На тот момент я был балбесом, вообще не понимавшим, что вокруг происходит. Режиссер Бахыт Килибаев, который снял наш клип «Иду, курю», сказал в одном интервью, что герой этого клипа не понимает, что происходит, и не замечает. Он просто идет и курит, и все ему по барабану. Сейчас я понимаю, насколько он был прав.
В то время, когда случились ГКЧП и путч, я находился у одного приятеля, и мы с ним очень много курили. Курили круглосуточно. А друг мой очень любил одну радиостанцию, где крутили качественную западную поп-музыку. Он ее слушал через усилитель и колонки — она жарила на всю катушку. Помню, что мы проснулись рано утром 19 августа — и вдруг молчит его радиостанция. А вместо музыки странный голос говорит, что всем жителям надо срочно сдать радиоприемники и звукозаписывающие устройства на какой-то пульт. Мы даже не поняли, что мы такое курили вчера! Вот так примерно и прошел весь 1991 год (смеется).
(Денис Бояринов, Colta.ru, 18.08.16)
Юрий Башмет проведет в Ярославле XVI Международный музыкальный фестиваль
XVI Международный музыкальный фестиваль пройдет с 1 по 9 мая 2024 года в Ярославле и городах Ярославской области. Фестиваль будет проводиться под артистическим руководством народного артиста СССР, члена совета Российского союза правообладателей (РСП) Юрия Башмета.
В этом году на фестивале выступят Симона Кермес (сопрано, Германия), Вадим Репин (скрипка), Борис Березовский (фортепиано), Александр Рамм (виолончель), Ксения Башмет (фортепиано), Валерия Абрамова (скрипка), актеры театра и кино Евгений Миронов, Александра Урсуляк, Илья Шакунов, Полина Агуреева, Максим Литовченко, ансамбль «Хуун-Хуур-Ту» (Тыва), Кубинский квинтет саксофонов, Bolivar Brass Quartet (Венесуэла) и другие. Сам маэстро Башмет также примет участие как в качестве солиста, так и в качестве дирижера двух своих коллективов: Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и лауреата премии «Грэмми» камерного ансамбля «Солисты Москвы».
Гала-концерт открытия фестиваля состоится 1 мая на сцене Ярославской филармонии. В программе открытия сочетаются как старинная, так и музыка XX века. В частности, арии Генделя, Броски и Порпоры прозвучат в исполнении королевы Барокко – немецкой певицы Симоны Кермес, также в этот вечер прозвучит «Итальянская сюита» из балета «Пульчинелла» на темы Дж. Перголези Стравинского (солист – Александр Рамм, виолончель), Три каприса для скрипки с оркестром Н. Паганини – Э. Денисова в исполнении Валерии Абрамовой, и редко исполняемый Концерт для фортепиано и струнных Шнитке (солистка Ксения Башмет). В завершение концерта прозвучит величественный Magnificat Вивальди с участием Филармонической хоровой капеллы «Ярославия». Весь вечер на сцене – камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством маэстро Башмета.
2 мая Фестиваль традиционно навестит Рыбинск: во дворце культуры «Вымпел» маэстро Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы» представят программу из сочинений Вивальди, Россини и «Воспоминаний о Флоренции» П.И.Чайковского.
3 мая в Ярославле выступит духовой ансамбль Bolivar Brass Quartet (Венесуэла). Сам маэстро Башмет в тот же вечер выступит в Доме культуры пос. Пречистое.
4 мая на сцене Российского государственного академического театра драмы имени Ф.Волкова будет поставлен спектакль-концерт «Рождение человека» по рассказам Максима Горького и произведениям Эдварда Грига в исполнении знаменитых артистов театра и кино Евгения Миронова и Александры Урсуляк. Участие в музыкально-литературном вечере в постановке Марины Брусникиной принимают камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением маэстро Башмета и фольклорный ансамбль «Комонь».
Традиционный вечер этнической музыки пройдет 5 мая и в этом году будет представлен этно-ансамблем «Хуун-Хуур-Ту» (Тыва).
7 мая в Театре Волкова – премьера: спектакль «Соборяне. Картины русской жизни» по Николаю Лескову. Это совместный проект Зимнего международного фестиваля искусств и Московского драматического театра имени Н.В.Гоголя. Режиссер-постановщик – заслуженная артистка России Полина Агуреева. Полноценным участником спектакля также является камерный ансамбль «Солисты Москвы» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета.
8 мая на сцене Ярославской филармонии состоится вечер джаза, который проведет Кубинский квинтет саксофонов.
Гала-концерт закрытия фестиваля состоится 9 мая. Среди его участников –солисты Вадим Репин (скрипка) и Борис Березовский (фортепиано), а также Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением маэстро Башмета.
Традиционно большое внимание на фестивалях маэстро уделяется образовательным проектам. Так, получит свое развитие Международная духовая академия, в рамках которой уже в восьмой раз в Ярославле пройдут мастер-классы по медным и деревянным духовым инструментам, а также пройдет мастер-класс Симоны Кермес по барочному пению. В рамках фестиваля уже в шестой раз пройдет Школа молодых журналистов, освещающих события культурной жизни и академического искусства в региональных СМИ.
«Мажора в Сочи» покажет Первый канал
Телевизионная премьера фильма «Мажор в Сочи» состоится на Первом канале 30 апреля 2024 года. Его действие происходит после событий четвёртого сезона сериала «Мажор».
Главный герой Игорь Соколовский (Павел Прилучный) и его дочь Соня (Виталия Корниенко) переезжают из Москвы на юг, чтобы начать новую жизнь. В Сочи у них появился свой семейный бизнес — эко-отель. Но ещё до открытия всё идёт наперекосяк. Вначале в гостинице устраивают погром, затем Соколовский наткнётся на местного мажора и перейдёт дорогу сочинскому воротиле, который планирует снести целый жилой квартал, чтобы построить на его месте винодельню.
В фильме режиссера Никиты Власова также снялись Павел Чинарёв, Роман Евдокимов, Павел Майков, Елена Полякова, Елизавета Шакира, Владимир Афанасьев, Борис Дергачёв и др.
Премьера «Мажора в Сочи» состоялась в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск» в декабря 2022 года.
Эфир в 21.35.
Рецензия на клип Jony «Мне не больно»: Главное, чтобы костюмчик сидел
2024, Jony.
Оценка: 7 из 10.
Певец Jony назвал сингл «Мне не больно» самой сложной по структуре из своих композиций. По его словам, произведение было написано в депрессивном состоянии, но оно должно помочь слушателям освободиться от негативных эмоций. Песня действительно непростая: там есть и речитатив, и элементы арт-рока, и восточный колорит, причём одно с другим не смешивается, а переходит с разной степенью плавности. Артисту песня действительно могла помочь справиться с нервозностью: ну знаете, когда выговоришься или проорёшься, а то и поплачешь – становится легче. Насчёт слушателей не уверен: артист будто предлагает аудитории погрузиться в его состояние и вместе из него выходить – но зачем же специально вгонять себя в депрессию? Как бы то ни было, «Мне не больно» отчасти разрушает миф о Jony как о сладкоголосом сердцееде. Здесь он сознательно выходит из этого образа и делает слушателю если не больно, то неуютно.
Визуализировать эту историю взялся режиссёр Эльвин Фомин. Идея клипа – в том, чтобы избавиться от некой вещи, которая приносит тебе проблемы. Избавиться, отпустить, похоронить – и жить дальше. Но в реализации этой идеи артист и клипмейкер, на мой взгляд, слегка перестарались.
В первых кадрах с Jony, который и так стоит в изысканном костюме, портной снимает мерки. Долго, подробно, вдумчиво. После этого камера переносится в мрачный тёмный лес, где Jony, одетый в кожаный плащ, под дождём роет могилу. Не просто яму, потому что получившееся отверстие весьма широко и глубоко. Тут поневоле вспоминается первая сцена клипа и закрадывается мысль: так вот зачем снимали мерку! Исходя из этого, получается, что в могилу должен улечься сам Jony. Потомив зрителя ещё несколько секунд, артист втаскивает в кадр гроб… который при ближайшем рассмотрении оказывается внушительных размеров сундуком. После неких манипуляций с ключом сундук оказывается на дне ямы, и Jony, угрожающе танцуя с лопатой, его старательно закапывает, а потом разравнивает землю вокруг «могилы».
В следующем кадре он уже в ателье у портного, надменно смотрит на тот самый ключ и смахивает его в ящик стола – где, кажется, уже скопилась коллекция подобных ключей. Избавившись от сундука и лопаты, Jony в новом костюме горделивой поступью выходит на балкон, вероятно, своего дворца и осматривает владения. В конце зрителю ещё зачем-то объясняют, что в громадном сундуке были захоронены скромных размеров часы. Всё это должно символизировать обнуление после избавления от негативных эмоций и воспоминаний, но снято настолько прямолинейно и высокопарно, что клипу не хватает титра с дисклеймером: «Не пытайтесь повторить – может не сработать».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»