Роберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летияДима Билан получил три статуэтки премии «Виктория-2024»Семен Трескунов и Роман Либеров признаны иноагентами в РФУмер Александр ШирвиндтГруппа «Город 312» нашла новую солистку на «Голосе»Скончалась Наталия КасаткинаМарина Кравец родила вторую дочкуОливия Манн перенесла операцию по удалению грудиЕвгений Петросян вновь стал отцом«Оппенгеймер» собрал урожай «Оскаров»Умерла диктор ЦТ Светлана Моргунова«Винни-Пух: Кровь и мёд» и Меган Фокс собрали урожай «Золотой малины»

Анатолий Кролл: «Во всех хороших начинаниях людям надо объединяться»

20.10.2015 15:21 Музыка Рубрика: Интервью

В преддверии фестиваля «Российские звезды мирового джаза» его создатель Анатолий Кролл поведал корреспонденту InterMedia о сегодняшнем уровне российских джазовых музыкантов и о том, как важно быть благодарным.

- Вот уже совсем скоро стартует фестиваль «Российские звезды мирового джаза». Чем готовите удивить публику на этот раз, есть ли какие-то особенные сюрпризы?

— Начнем с того, что у меня одинаковых фестивалей — даже с общим названием — не бывает. Фестиваль «Российские звезды мирового джаза» в этом году пройдет уже в 12-й раз, и даже если были повторяющиеся названия, на самом деле это совершенно не значит, что повторялись сами музыкальные действия. В этом году у нас вообще два названия из трех — совершенно новые. Первый день называется «Шедевры симфоджаза-2». Почему два — потому что два года назад мы показывали аналогичную программу, основанную на творческой деятельности моего близкого товарища, выдающегося композитора Анатолия Кальварского. На тот момент ему исполнилось 80 лет. Это был огромный по успеху концерт, и я решил повторить эту уникальную программу, сделав «Шедевры симфоджаза-2».

- В чем заключается особенность симфоджаза?

— Симфоджаз — очень серьезный, требующий огромного знания и умения жанр, а Анатолий Кальварский — один из лучших мэтров, можно сказать, уникальный специалист. Наша программа имеет подназвание «Избранное из лучшего», и это тоже не случайно. В этот день выступят лучшие музыканты — сыграет Давид Голощекин, споют Анна Бутурлина и Юлиана Рогачева. Поскольку у нас нет специальных симфоджазовых коллективов, в этом году с нами выступит легендарный Академический Большой концертный оркестр имени Ю.В.Силантьева. Автор и аранжировщик этой программы — сам Анатолий Кальварский.

- Чем отличаются программы разных дней?

— Первый день будет проходить в Светлановском зале, а второй — в Театральном. Он более камерный и лучше подходит по жанровой масштабности для этой музыки. Второй день называется «Знаменитые джазовые династии» — такой программы у нас еще никогда не было. Это Игорь Бриль и сыновья, Михаил и Яков Окунь, Олег и Наталья Бутман, Вячеслав и Игорь Горские. Будет участвовать еще и династия с моей фамилией — Анатолий и Олег Кролл, мой сын. Концерт пройдет при участии Валерия Гроховского. Почему при участии — должен был выступить дуэт: Валерий и Александр Дмитриевич Гроховский, который относительно недавно отметил 90-летие. К сожалению, Александра Дмитриевича не стало, но мы решили оставить выступление Валерия Гроховского, пианиста мирового уровня. Его выступление по моей просьбе будет посвящено памяти отца.

- Как вообще родилась идея совместить поколения на концерте?

— Вы очень правильно подметили этот стилистический прием — показать в одном ракурсе разные возрасты, разные эпохи. Честно говоря, мои идеи приходят ко мне неожиданно и, как правило, на рассвете. Не было какой-либо особенной ассоциации, которая подтолкнула меня на эту мысль. Но, понимаете, мы же все время живем информацией о том, что происходит в нашем жанре. У меня все время в памяти и Миша, и Яша Окунь, Игорь Бриль, с которым мы постоянно видимся в Академии, и его ребята. У меня даже была программа «Бриллианты Игоря Бриля» — я вообще люблю названия, которые не просто эффектны, но и содержат какую-то творческую мысль... Но с этого ракурса будет совершенно новый взгляд. По существу, все знаменитые династии участвуют в этом концерте. Каждый будет выступать со своим ансамблем. Это будут компактные выступления, сами понимаете, столько участников. Если дать каждому развернуться, закончим мы концерт только утром.

- Ну а завершит фестиваль...

— Да-да, апофеозный третий день под названием «Это джаз от народных артистов». В нем действительно участвуют все народные артисты — это Алексей Козлов, который только что отметил свое 80-летие, это ансамбль солистов оркестра имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина. Будет выступать Давид Голощекин, которого я задерживаю после первого дня, а также легендарный гитарист Алексей Кузнецов. Ну и мой квартет «Мы из джаза». Если помните, я являюсь композитором большинства картин Карена Шахназарова, и первый фильм в нашей биографии — это как раз «Мы из джаза». Так вот, в год двадцатилетия выхода картины я создал специальный ансамбль, который так и назвал. Я очень горжусь, что моя композиторская кинобиография началась с фильма, который по сей день любят — и, что важно, не только публика, но и музыканты, которые очень редко считают музыкальные фильмы близкими для себя. Так получилось, что фильм биографически совпал с судьбами многих музыкантов — особенно тех, кто начал заниматься джазом в трудное время. А судьба главного героя удивительно похожа на то, что происходило в моей жизни, хотя Карен Шахназаров от меня этого не слышал — я ему рассказал уже после того, как мы закончили работу над картиной.

- Скажите, за годы проведения фестиваля сложилась ли у вас «своя» публика, которая стабильно ходит на концерты?

— Честно говоря, сейчас очень непростое время в плане посещения концертов — сегодняшние трудности, в том числе экономические, сказываются и на этом. Но я могу вам сказать, что все мои фестивали всегда были аншлаговыми, и я очень надеюсь, что даже сложная ситуация не очень больно скажется на посещении. Я всегда свою публику благодарю за это доверие, за то, что они так дружно приходят на концерты, зная, что я их не разочарую. Для меня это было бы самое страшно, что можно себе представить.

- Мне кажется, что слушателю, который уже имеет представление об уровне ваших фестивалей, было бы довольно обидно пропустить такое значимое событие.

— Согласен с вами, но ведь заслужить доверие — это самое трудное. Когда я только создал фестиваль, мне задали вопрос: «А что такое «Российские звезды мирового джаза?» Разве могут быть в России звезды мирового джаза?» Я говорю: «Могут быть, и еще как! И давайте мы научим нашу российскую публику уважать творчество своих музыкантов, а не только ждать, пока к нам приедут из Америки». И вот я добился этого, и для меня это очень важно. Я очень уважительно отношусь к американскому джазу, США — это его родина, но и у нас есть право на свое лицо. И мы должны обязательно сделать все, чтобы на наши концерты ходили, чтобы нас уважали. Сейчас так уже и происходит — ну а я был одним из тех, кто этот клич бросил и успешно добиваюсь, чтобы наши исполнители были так же уважаемы и желанны, как любой американский коллектив.

- Как вы считаете, можно сказать, что сегодня российский джаз находится на пике популярности?

— Знаете, в последнее время я часто прихожу в тот же Дом музыки и не только на свои концерты. Евгений Лебедев, Игорь Бутман — замечательные музыканты действительно мирового уровня. Тот же оркестр Лундстрема. Молодежь замечательная растет, как мои ребята играют! Недавно тот же Боря Фрумкин, с которым мы дружны с юношеских лет, пришел на на наш концерт и говорит: «Я не понимаю, как это возможно! Чтобы молодежь так играла». Я ему ответил тоже шуткой: «Каждая команда играет так, как просит тренер».

- То есть достойные преемники среди молодого поколения?

— Конечно, есть. Но у нас, к сожалению, больше развивается исполнительская сфера, а вот с сфере композиции и аранжировки есть большой дефицит. Это недостаток некоторых моментов нашего образования — этим сферам в учебном цикле уделяется слишком мало внимания. Но исполнители у нас есть потрясающие. Например, группа саксофонов в нашем гнесинском оркестре считается одной из лучших.

- Уровень молодежи во многом зависит от их наставников...

— Надо просто вкладывать в свое дело опыт и душу. У меня с оркестром самые дружеские отношения — я не забываю включать свои волевые функции, но вместе с тем никогда не забываю, что я в какой-то степени их отец. Просто щелкнуть кнутом — это не тот метод, который может принести что-то полезное. Единственное, я часто говорю: «Ребята, ни одной неправильно сыгранной ноты не прощу». Можно два часа сидеть над одним элементом, но пока я не добьюсь его безупречного исполнения, я не успокоюсь. Это не только мне надо, им это пригодится на всю оставшуюся жизнь. Пока есть возможность научиться и, главное, есть у кого, надо ее использовать.

- Действительно здорово, что такие люди есть и они готовы поделиться своим опытом.

— Конечно! Важно, чтобы рядом были люди, которые помогли бы музыканту вовремя овладеть тем, что сегодня не на каждом углу можно получить. И в то же время необходимо помнить о тех, благодаря кому удается заниматься любимым делом, и быть благодарным. Фестивали — это огромная часть моей жизни, но, конечно, не единственная, ведь я и композитор, и исполнитель, бэнд-лидер. Очень важно понимать, что сегодня даже мне при моем огромном опыте, который уже стремится к 60 годам, в одиночку все это сделать было бы очень трудно. Я бы хотел сказать очень теплые слова о той колоссальной поддержке, которую мы получаем, например, от российской комиссии по делам ЮНЕСКО. Они помогают только мероприятиям высокой художественной значимости. Я очень горд, что и фестиваль «Российские звезды мирового джаза», и Международный день джаза, и фестиваль «Очарование джаза», в котором принимают участие наши лучшие джазовые девочки, проходят под эгидой ЮНЕСКО. Помимо этого, есть еще международный фестиваль-конкурс Gnesin-Jazz, который уже скоро, в декабре, будет идти в Российской Академии им. Гнесиных. В прошлом году участвовало 103 коллектива! Из России и не только. Это огромный фестиваль-конкурс, который пользуется большим уважением. Еще огромную помощь нам в последнее время оказывает Российский музыкальный союз, который работает в системе Российского авторского общества (РАО). Я считаю очень благородным, что РАО, помимо выполнения своих обычных функций по сбору средств для выплаты правообладателям — это всемирная практика, и она сейчас у нас находится на очень высоком уровне, кто бы что ни говорил, — очень много помогают развитию музыкального искусства. Конечно, я даже не помышлял бы о проведении этих крупнейших музыкальных фестивалей, если бы не было поддержки РАО. Я очень рад, что наши партнерские отношения четко и надежно соблюдаются руководством Российского Авторского Общества. Без них наш фестиваль, до которого сейчас остались считанные дни, попросту не смог бы состояться. Ну и, конечно, я очень благодарен и правительству Москвы, и Департаменту культуры.

- Солидный список!

— Но ведь ничего хорошего сделать в одиночку невозможно! Все должны понимать, что нужно развивать отечественное музыкальное искусство. Я убежден, что вся интеллектуальная часть нашего государства очень уважительно относится к этой музыке, и все должны понимать благородство и необходимость этой деятельности. Одним словом, любое доброе слово, которое сегодня произносится, очень важно. Во всех хороших начинаниях людям надо объединяться.

Елизавета Беляева, InterMedia

Рецензия на сингл «Не представляешь» дуэта «5утра» и Вани Дмитриенко: Третий лишний

обложка сингла

2024, «Студия Союз»/Zion Music.

Оценка: 7 из 10.

Семейный дуэт «5утра» продолжает выпускать одну за другой простенькие, но милые и нежные песни о любви. Приятно слышать, что в отношениях Никиты и Анны Беляковой, воспитывающих пятилетнего сына, сохранилась романтика. Хотя… Свежий сингл «Не представляешь» вызывает некоторое удивление: зачем для его исполнения понадобился третий?

Песня начинается с припева от лица мужчины. «Сколько я искал тебя такую, ты даже не представляешь», - сообщает Никита Беляков, заканчивая строфу заявлением, что хочет «любить тебя, не отпуская». Затем вступает девушка, и оказывается, что она находится в точно такой же ситуации: «Сколько я ждала тебя такого, ты даже не представляешь, - нежно поёт Анна Белякова, которая тоже планирует любить партнёра, не отпуская.

Дальше следует милота на грани сюсюканья (каковую грань «5утра», впрочем, не переходят – может, поэтому их наивные песни конкурируют в чартах с творениями модных рэперов). Мужчина раздаёт комплименты маме своей возлюбленной, а девушка уже практично придумала, как станет невестой, и представляет «свадебный поцелуй, как тот самый первый в подъезде». Партнёра такие планы нисколько не пугают, он им только рад, и припевы с нежными признаниями повторяются ещё раз.

Что тут скажешь: совет да любовь. Но чу! В песне появляется третий голос: знакомый тембр Вани Дмитриенко вдруг вступает с комплиментами, явно предназначенными героине Ани Беляковой. Он и предлагает ей «всё вокруг делить с тобой», и знает, что «ты точно меня ждёшь», а почти сразу после этих «подкатов» прыткий юноша сообщает о падении бастионов: «Я тебя видел во снах - и теперь ты рядом». И вот он уже поёт знакомый припев про «сколько я искал тебя такую, ты даже не представляешь», оставляя слушателя в недоумении по поводу столь вероломного вторжения в семейную идиллию.

Но это ещё не финал: в следующем припеве к Ивану присоединяется Никита, и они поют свою «серенаду» дуэтом, не меняя ни слова. Кого же выберет дама сердца? Этот вопрос останется без ответа, ибо финальный припев Анна Белякова поёт одна, никак не разъясняя, к кому она обращается.

Дуэты, «совместки», коллаборации – это полезно для объединения фанатских аудиторий и повышения популярности всех участников альянсов и мезальянсов. Но не менее полезно иногда и заранее задуматься о том, какой смысл обретёт текст песни после появления дополнительного участника.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Фото: обложка сингла
Теги: рецензии, Алексей Мажаев, Ваня Дмитриенко, 5утра
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Федор Бондарчук, Баста и Эмин помянули жертв теракта в Crocus City Hall в трибьюте Муслиму Магомаеву

28.03.2024 08:25 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка сборника

Премьера трибьюта Муслиму Магомаеву «Голос мой услышь» состоялась 28 марта 2024 года. В альбом вошли 12 песен из репертуара артиста в исполнении современных певцов. В записи диска приняли участие Полина Гагарина («Журавли»), Navai («Синяя вечность») и др. «Ноктюрн» представлен в дуэтном исполнении Юлии Паршуты и Эмина Агаларова, а «Луч солнца золотого» поют Баста, Мона, Владимир Пресняков и группа «Три дня дождя».

«Голос мой услышь» посвящен памяти жертв теракта в Crocus City Hall, носившего имя Муслима Магомаева. Все доходы от прослушивания альбома будут направлены пострадавшим в результате этой трагедии.

Стихотворное предисловие к альбому записал Федор Бондарчук. В преамбуле есть, в частности, такие строки:

- Мы будем, как Магомаев в песне, журавль свободен — скорбит человек.

Ранее Shaman (Ярослав Дронов) перевел «Российскому Красному Кресту» пять миллионов рублей и выпустил песню «Реквием 22.03.24», посвященную погибшим во время нападения на зал.

Beach Boys выпустят документальный фильм и автобиографию этой весной

27.03.2024 22:16 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка книги

Первая официальная биографическая книга о группе Beach Boys будет выпущена 2 апреля 2024 года. Как сообщается в аннотации, Брайан Уилсон, Майк Лав, Эл Джардин и Брюс Джонстон «собрались вместе, чтобы описать свой путь к славе и последовавший за этим успех в автобиографии, которая, их собственными словами». В книге «The Beach Boys by The Beach Boys» (объемом 408 страниц) будет представлена подробная история группы с их уникальной точки зрения, а также знаковые фотографии, ранее не публиковавшиеся снимки из личного архива и другие редкости.

Помимо самих участников Beach Boys в создании книжки приняли участие их коллеги музыканты Питер Блейк, Линдси Бэкингем, Эрик Клэптон, Элвис Костелло, Рэй Дэвис, Боб Дилан, Def Leppard, Flaming Lips, Бобби Гиллеспи, Дэвид Ли Рот, Jesus and Mary Chain, Джимми Пейдж, Карли Саймон, Пит Тауншенд, Том Йорк и др.

Выпуск книги можно считать подготовкой к выходу документального фильма «The Beach Boys», премьера которого состоится на Disney+ 24 мая. Лента описывается как «прославление легендарной группы, совершившей революцию в поп-музыке, и созданного ими культового, гармоничного звука, который олицетворял калифорнийскую мечту, очаровывая поклонников на многие поколения вперед» и будет включать ранее не публиковавшиеся видео и новые интервью с Брайаном Уилсоном, Майком Лавом, Элом Джардином, Дэвидом Марксом и Брюсом Джонстоном, а также с бывшими участниками Блонди Чаплином и Рикки Фатаром и архивные интервью с покойными Карлом и Деннисом Уилсонами. Режиссерами фильма стали Фрэнк Маршалл и Том Зимни. Саундтрек к документальному фильму будет доступен на стриминге одновременно с премьерой фильма.

Фото: обложка книги
Теги: книги, Beach Boys, документальные фильмы
β 16+