Сергей Безруков: «Культура — это первое, на что нужно обращать внимание даже в кризис»
ОЩУЩАЕТ ЛИ НА СЕБЕ КРИЗИС
— Как правило, когда в экономике случаются проблемы, когда кризис и санкции, то в первую очередь всё это сказывается на нас, деятелях культуры. А мне кажется, культура — это первое, на что нужно обращать внимание даже в кризис. Без нее невозможно ничем заниматься всерьез — ни политикой, ни экономикой. Почему у нас с дорогами непорядок? Если пройти по цепочке до самой сути всех проблем, всё упирается в культуру. Человек начитанный, который ходит в театр, смотрит хорошее кино, он, как правило, и специалист хороший.
О СВОЕМ СПЕКТАКЛЕ «СОН РАЗУМА» ПО «ЗАПИСКАМ СУМАСШЕДШЕГО»
— Мне не хотелось бытового сумасшествия. В свое время я играл спектакль «Псих» в «Табакерке», где герой постепенно, заикаясь, ломаясь, на глазах терял рассудок и выходил из лечебницы уже недочеловеком. Здесь этого не будет. Мне было интересно заглянуть в сознание человека, который сходит с ума. Кроме того, я хотел бы оставить у зрителя надежду. Не задавить проблемой, а дать взлететь, поэтому я ушел от быта в жанр фантасмагории. Мебель у нас будет оживать и даже говорить, знаменитый батистовый платок («амбра, совершенная амбра! так и дышит от него генеральством») будет летать по залу, и вы не поймете, как это делается. За последнее — спасибо великолепному мастеру иллюзий Вадиму Савенкову. Кроме того, мы пригласили помочь лучшие силы Цирка на Цветном — значительная часть действия в спектакле будет происходить на высоте.
О СВОЕМ ГЕРОЕ В СПЕКТАКЛЕ
- Мне очень интересен мой герой — мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин, зажатый, закомплексованный, черепаха в мешке, сродни чеховскому человеку в футляре. Маленький человек, который боится поднять голову, изредка выглядывает наружу, чтобы потом опять уйти в себя. И только во сне он может проявить свою страсть, любовь, взбунтоваться, в конце концов, против всех этих высокопоставленных особ.
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ СПЕКТАКЛЯ
— Спектакль вполне созвучен нашему времени, когда эмоции преобладают, а разум спит. И так хочется, чтобы мы все взяли и «включили» разум наконец. Во сне приходится бороться с чудовищами, тратить силы, а нужно-то всего — только проснуться, чтобы противник исчез. У Гойи есть знаменитый офорт «Сон разума», который сам же художник сопроводил пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».
(Николай Корнацкий, «Известия», 22.09.15)
.jpg)