Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Владимир Юровский: «У Мусоргского была данная Богом и алкоголем способность быть на несколько голов впереди своего времени»

19.01.2015 16:26 Музыка Рубрика: Дайджест

О «БОРИСЕ ГОДУНОВЕ» В МИХАЙЛОВСКОМ ТЕАТРЕ

— Это была идея Виталия Фиалковского, автора литературной композиции и сценической версии. Я его привлек после того, как мы делали «Мастера и Маргариту» Слонимского. Он театральный режиссер по образованию, учился у Товстоногова, работал со Слонимским над либретто оперы, проболел этим сочинением 40 лет и сделал режиссуру очень хорошо. Потом я его в Москву один раз позвал, когда делал «Экклезиастическое действо» Циммермана. На «Бориса» он очень хотел позвать Сергея Лейферкуса, и так получилось, что Сергей пел своего первого Бориса, как и я делал своего первого «Бориса». И Фиалковский решил, что все это нужно делать не просто музыкально, что должна быть некая полуформа. Это его идея, что должны быть обязательно вставки из Карамзина, голос истории — мне она понравилась. Этот текст — хороший контрапункт и для Пушкина, и для Мусоргского своей удивительной трезвостью, какой-то отстраненностью, но звучит очень современно.

 

Для меня изначально суть этой истории была не в том, чтобы просто сыграть «Бориса». Для меня «Борис Годунов» — это такой протоавангардизм. И если по тем временам Вагнер считался авангардом, то для меня Вагнер, если говорить о его реформе, является авангардистом только в одном сочинении, причем среднего периода, в «Золоте Рейна». Это для меня абсолютно авангардное сочинение. Как Мусоргский обозначил свое сочинение «музыкально-театральное представление», так и у Вагнера это абсолютно музыкально-театральное представление. Только построенное по совершенно иным принципам — оно симфоническое. А «Борис» — антисимфоническое.

ОБ УЧАСТИИ ЛОНДОНСКОГО ОРКЕСТРА В ПОСТАНОВКЕ

— Я объяснил, что на месте просто не найти столько людей, умеющих играть на исторических инструментах. Ведь был же эксперимент в Большом театре, когда Александр Ведерников (главный дирижер Большого в 2001–2009 годах.— “Ъ”) делал «Руслана», я не видел живьем, знаю только коммерческую запись, но уровень игры там недостаточный. Ведь даже если дать натуральные инструменты в руки даже очень хорошим инструменталистам, прежде чем они научатся на них хорошо играть, пройдут годы. А сама идея была прекрасная. И когда Кехман сказал, что готов привезти часть оркестра из Лондона — приехали все духовики, кроме одной флейты (вторая флейта — местный музыкант, российский барочник), литаврист и концертмейстеры групп струнных — все сложилось. Остальные — это примерно десять человек из театрального оркестра и музыканты оркестра Сондецкиса «Камерата Санкт-Петербург». Ко всем было одно условие — они натягивают жилу. Струны пришлось заказывать в Эстонии. Мы заказывали отдельно еще деревянные сурдинки, условие было такое — ни в коем случае не резиновые. Знаете, сами по себе эти инструменты звучат гораздо менее чисто, чем современные, но класс игры виден. Жалко, что не было больше времени порепетировать и большего количества спектаклей. Первый показ был практически как генеральная репетиция. Мы впервые оказались один на один с публикой, а ведь акустика коренным образом меняется, когда публика в зале, оркестр сразу становится громче. Многолетний опыт показывает, что требуется как минимум два показа на публику, чтобы все уложить. Мы находим баланс при пустом зале, помогают ассистенты, я делаю запись и слушаю, но потом нужна коррекция.

О МУСОРГСКОМ

— Да, сам Даргомыжский сказал, послушав сцены из «Женитьбы»: «Мусорянин даже меня заткнул за пояс». Конечно, это все от «Каменного гостя», но Мусоргский идет намного дальше, потому что у него помимо поисков реализма была еще удивительная развернутость в сторону мистики, и это роднит его с Дебюсси. Интересно, что Мусоргский ведь был поначалу мистиком и только потом стал эмпириком и дарвинистом. Он был блестяще образован, увлекался психологией, свободно читал на французском, немецком, итальянском языках. Потом увлекся теорией Дарвина. При этом у него была данная Богом и потом уже алкоголем (кстати, когда он писал «Бориса», он так не пил, только неудача первой версии постепенно привела его к алкоголизму) способность быть на несколько голов впереди своего времени. Уникальный случай. Причем он ничего не понимал в музыкальной науке. Дебюсси, в отличие от него, был ученым. Это никак не отменяет его гения, но он поверил алгеброй гармонию, а Мусоргский до всего доходил интуитивным путем. Мы видим талант Мусоргского не только как композитора-драматурга, но и как композитора-режиссера. Его партитуры пестрят ремарками. Но это не буквальное, натуралистическое изображение кинетической реальности, а иногда и какое-то удивительное улавливание нутряного смысла того или иного события. Когда он записывает музыкальной фразой эссенцию, душевный посыл человека, то, что невозможно ни измерить, ни описать, ни уловить, если не обладаешь особой чувствительностью. И в этом смысле он абсолютно уникален. Но в этом его и сложность, я особенно почувствовал ее в этой версии. Мне приходилось дирижировать в концертах отдельными сценами, но только во второй версии. Там все-таки есть ощущение пространства, а здесь — никакого пространства нет вообще, все сжато, все настолько минималистично, что еще один автор мне приходит на ум, современный,— это Куртаг. Не минималист, а максималист даже. Я бы сказал, это гомеопатическая музыка.

(Юлия Бедерова, «Коммерсантъ», 19.01.15)

Умер гитарист и один из создателей Allman Brothers Band Дики Беттс

обложка альбома

Гитарист Дики Беттс, один из основателей Allman Brothers Band, скончался 18 апреля 2024 года в возрасте 80 лет от рака и хронической обструктивной болезни легких. О его смерти сообщил журналу Rolling Stone менеджер музыканта.

- Легендарный исполнитель, автор песен, руководитель группы и глава семьи находился в своем доме в Оспри, штат Флорида, в окружении своей семьи, — говорится в заявлении группы. – Дики был больше, чем жизнь, и его потеря будет ощущаться во всем мире. В это трудное время семья просит молиться и уважать их частную жизнь в ближайшие дни. Дополнительная информация будет предоставлена в соответствующее время.

Беттс создал Allman Brothers в 1969 году во Флориде вместе с братьями Дуэйном и Греггом Оллманами, Бутчем Траксом, Джеймо Йохансоном и Берри Окли. Когда Дуэйн Оллман погиб в аварии на мотоцикле в 1971 году, Беттс взял на себя роль ведущего гитариста группы, а также исполнял часть вокальных партий. Он также был автором одного из главных хитов группы - песни «Ramblin’ Man» - и сочинил несколько инструментальных композиций, в том числе «Jessica» и «In Memory of Elizabeth Reed».

Allman Brothers Band впервые распались из-за внутренних разногласий в 1976 году. Они реформировались на короткий четырехлетний период в 1978-м, снова распались в 1982-м и окончательно снова собрались вместе в 1989-м. Беттс был уволен из группы в конце 1990-х, как сообщается, из-за проблем, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя. Хотя его уход был первоначально описан как временный, Беттс подал иск против своих бывших товарищей по группе, что привело к его окончательному увольнению. Позже Беттс был введен в Зал славы рок-н-ролла как участник Allman Brothers Band в 1995 году.

Дики еще после первого распада группы начал выступать сольно и выпускать свою музыку, впоследствии он гастролировал со своей собственной группой The Dickey Betts Band. Журнал Rolling Stone включил его в список «100 величайших гитаристов всех времен» под 58-м номером.

Источник: Rolling Stone Фото: обложка альбома
Теги: Allman Brothers Band, смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Денис Мацуев сыграет джазовые стандарты в «Jazz And Friends»,

18.04.2024 20:36 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой концерта

Концерт Дениса Мацуева состоится на новой высокотехнологичной площадке в «Лужниках» 3 июля 2024 года в рамках серии концертов «Классика на МТС Live Лето». Пианист-виртуоз представит программу «Jazz And Friends», в которой будут звучать джазовые импровизации. Зрителей ожидает множество сюрпризов, сообщили агентству «ИнтерМедиа» организаторы концерта.

- На сцене творится настоящая магия еще и благодаря созданию новых музыкальных принципов в звучании контрабаса Андрея Иванова, ударных Александра Зингера, виолончели Борислава Струлева, домры Екатерины Мочаловой и саксофона Софьи Тюриной. Импровизации и синкопы, любимые мелодии и вариации бессмертных хитов – всё это закручивает в вихре джаза и неподдельных эмоций каждого, кто присутствует на концерте.

В мае Денис Мацуев планирует гастрольный тур по Китаю. Точных договоренностей на этот счет пока нет, но пианист выразил надежду, что у него все получится. Денис Мацуев подчеркнул, что в Китае уникальные залы и музыкальная инфраструктура, которой нет больше нигде в мире.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Фото: предоставлено пресс-службой концерта
Теги: Денис Мацуев, анонс концерта

Хибла Герзмава исполнит песни из российских и зарубежных фильмов в «Лужниках»

18.04.2024 19:06 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой концерта

Концерт Хиблы Герзмавы состоится на новой высокотехнологичной площадке в «Лужниках» 20 июня 2024 года в рамках серии концертов «Классика на МТС Live Лето». В этот вечер в исполнении Хиблы Герзмава будут звучать знаменитые джазовые стандарты, песни из российских и зарубежных фильмов, сообщили агентству «ИнтерМедиа» организаторы концерта.

Слушателей ждет музыкальная программа с участием Ларисы Долиной и Александра Панайотова в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра.

В начале этого года в Москвепроходил музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…», который завершился гала-концертом «Праздничные фанфары» в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко с участием Хиблы Герзмавы и лауреатов Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Фото: предоставлено пресс-службой концерта
Теги: Хибла Герзмава, анонс концерта
β 16+