Ольгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФ

«Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ»: А мужики-то не знают! ***

Пресс-показ фильма «Дуэль. Пушкинъ-Лермонтовъ» состоялся в Центральном доме журналиста 6 октября 2014 года. Режиссер: Денис Банников. В ролях: Александр Карпов, Геннадий Яковлев, Евгений Лазарев, Арнис Лицитис, Вячеслав Невинный-младший и другие.

Фильм относится к жанру альтернативной исторической реконструкции и построен на смелом допущении, что Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов не погибли, пережив свою эпоху. С рокового 1837 года прошло ровно 20 лет. Пушкин (Александр Карпов) стал вполне благонадежным тайным советником, которого мучит подагра и неутолимая ревность к ветреной супруге Наталье Николаевне (Светлана Агафошина). Поводы для беспокойства действительно есть, поскольку жена поэта до сих пор зачем-то ходит на могилу к Дантесу. Пушкин замыкается в себе, избегает домашних обедов и отказывается делиться с подругой жизни сокровенным: государь Николай I поручил ему написание парадной «Истории Дома Романовых».

В одиночку такой фундаментальный труд осилить невозможно, поэтому в подмогу «солнцу русской поэзии» снаряжают героя Крымской войны Лермонтова (Геннадий Яковлев), который в свободное от боев время откровенно мается и проигрывает в карты целые состояния. Автор  «Маскарада» так же желчен, задирист и безжалостен, как и в былые времена, вот только вместо пессимистических стихов кропает, главным образом, патриотические вирши, из-за чего умудряется попасть в немилость к влиятельному генералу. Есть еще угрюмый правдоруб Лев Толстой, приспособленец Александр Грибоедов (Вячеслав Невинный-младший) и грозный глава Третьего отделения Александр Бенкендорф (Евгений Лазарев).

Жанр исторической реконструкции больше характерен для нашей литературы, нежели для кино. У всех на устах блистательный роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота». Не так известна повесть питерского музыкального критика Александра Долгова «Черный квадрат», посвященная Виктору Цою, увернувшегося от рокового «Икаруса» и  едущего завоевывать мировую славу в Японию. Оба образчика выполнены качественно и особых нареканий не вызывают.

С Пушкиным все намного сложнее. Ближайшим литературным аналогом фильму Дениса Банникова, пожалуй, являются коротенькие абсурдные рассказики Даниила Хармса, написанные как ответ на официозную шумиху, затеянную в 1930-х годах к столетию с момента гибели Александра Сергеевича. Сейчас, напротив, даже в год  200-летия со дня рождения Лермонтова достоверных фильмов к юбилею снимать что-то не спешат, и «Дуэль» парадоксальным образом оказалась единственным высказыванием на тему. С учетом уровня нынешнего образования, будет обидно, если школьники воспримут происходящее на экране за чистую монету  (а такая опасность, увы, есть).

От фильма Дениса Банникова ожидаешь трэша, но режиссер слишком старательно подошел к воссозданию исторических интерьеров и проработке характеров. Из-за этого целевая аудитория картины автоматически сужается до горстки профессиональных филологов, которым, вероятно, будет интересно сравнить собственные фантазии с выводами авторов фильма и даже услышать «посмертные стихи» заглавных героев. Все остальные зрители попеняют на затянутость и скучные псевдодокументальные вкрапления в духе передачи «Хочу все знать».  Если Пушкин и Лермонтов более-менее убедительны в своих привычных амплуа, то остепенившийся «хипстер» Грибоедов вызывает жалость, а опекающий вольнодумцев Николай I  (Виталий Максимов)– сардоническую улыбку. В наиболее выгодном свете представлен лишь «басманный философ» Петр Чаадаев – да и то лишь потому, что ни разу не появляется на экране, сподобившись помереть в урочное время.

Есть ощущение, что создатели ленты тщились угодить всем, поэтому и напичкали свой «маскерад» рекордным количеством глубокомысленных сентенций, греющих души как патриотов, так и либералов.  В результате в какой-то момент герои фильма превращаются в ходячие аллегории в стиле философский повестей  французского просветителя Дени Дидро. Стоило ли ради этого городить такой огород и палить из пушки по воробьям?

Денис Ступников, InterMedia

Книга о Пьере Паоло Пазолини выпущена в России с закрашенным текстом

соцсети

Книга Роберто Карнеро «Пазолини. Умереть за идею» в переводе Мильды Соколовой вышло в издательстве АСТ весной 2024 года. Покупатели обратили внимание, что биография итальянского режиссера и поэта Пьера Паоло Пазолини подверглась цензуре: некоторые фрагменты текста оказались закрыты черными плашками. По некоторым подсчетам, из биографии "исчезла" примерно пятая часть книги, в основном, касающаяся личной жизни героя.

Выложенные с сеть фотографии отцензурированных страниц вызвали обсуждение в СМИ, в связи с чем издательство АСТ выпустило официальное объяснение. В нем сообщается, что правки были внесены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе ст. 6.21 КоАП «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола».

- Такое решение не является универсальным, - заявили в издательстве, - Как правило, зарубежные издатели нон-фикшна не соглашаются на сокращения и правки оригинального текста рукописи. Однако в данном случае правообладатель одобрил предложение издательства АСТ, текущая версия в России вышла с его разрешения. Решение редакции, выпустившей книгу, — вынужденное, чтобы издание могло увидеть свет. Закрасить фрагменты текста — более честный выбор, чем просто вырезать абзацы, будто их в книге и не было. Подобная практика — выпускать книги с заретушированными фрагментами, которые не соответствуют требованиям законодательства — уже широко применяется в российских издательствах.

По мнению АСТ, такое решение только повысит интерес к книге:

- Так, работа Роберто Карнеро стала интерактивной: читатель сам решает, воспользоваться ли ему какими-либо источниками информации, чтобы выяснить, что же скрыто от него в данной версии издания. Благодаря наличию скрытых фрагментов зарождается перекличка исходного текста с современным контекстом, в котором мы живем здесь и сейчас. Кроме того, книга становится артефактом эпохи, атрибутом перформанса, художественного высказывания. Неслучайно и название серии, в которой вышло издание — «Картина времени». Возможно, сигнальный экземпляр книги в скором времени станет экспонатом одного из музеев современного искусства.

Фото: соцсети
Теги: цензура, книги, биография, Пазолини
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Фестиваль актуального российского кино «Маяк» пройдет в Геленджике осенью

предоставлено пресс-службой фестиваля

Второй фестиваль актуального российского кино «Маяк» пройдет в Геленджике с 5 по 10 октября 2024 года. В этом году программу фестиваля дополнит конкурс короткого метра. Его куратором стал киновед, эксперт по короткометражному кино Андрей Щиголев, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе фестиваля.

- Здорово, что «Маяк» открывает секцию короткого метра, этого конкурса не хватало, - говорит Андрей Щиголев. - Будем искать яркие фильмы и авторов, которым есть что сказать. Наша задача собрать в программе все самое актуальное и перспективное. И, да, мы рассматриваем только фильмы, которые не были показаны в России — премьера будет на «Маяке».

Фильмы основного конкурса будут бороться за награды в 7 номинациях: Лучший фильм (Гран-при), Лучшая работа режиссера, Лучший сценарий, Лучшая работа оператора, Лучшая женская роль, Лучшая мужская роль и Лучший дебют. В конкурсе короткого метра по решению жюри будет вручен приз за Лучший короткометражный фильм.

- «Маяк» привлек к себе внимание профессионалов и прессы благодаря тому, что представил срез отличного актуального российского кино, само наличие которого сегодня не всем очевидно, - считает программный директор «Маяка» Стас Тыркин. - Средний возраст режиссера, участвовавшего в конкурсе первого “Маяка”, — 38 лет. В этом году мы надеемся на некоторое его омоложение, благодаря программе короткометражных фильмов, отбор которых будет не менее жестким, чем в основном конкурсе. Но “Маяк” не является фестивалем дебютов, в программе обязательно будут представлены и новые картины ведущих российских авторов.

Прием заявок на участие в основном конкурсе и конкурсе короткометражных фильмов «Маяка» уже открыт. К участию принимаются игровые фильмы, ранее не демонстрировавшиеся в России и не представленные на онлайн-платформах. Заявку можно подать на сайте «Маяка» до 1 августа 2024 года включительно. Аккредитация на фестиваль будет открыта в июле.

«ИнтерМедиа» напоминает, что первый (пилотный) выпуск кинофестиваля «Маяк» прошел в Геленджике с 5 по 9 октября 2023 года и собрал на своей площадке более 300 представителей киноиндустрии и журналистов, пишущих о кино. Программа включала конкурс из одиннадцати российских полнометражных фильмов и серию деловых мероприятий.

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля На фото: Стас Тыркин
Теги: анонс фестиваля, Маяк (кинофестиваль)

Аарон Тейлор-Джонсон и Джоди Комер снимутся в зомби-хорроре «28 лет спустя» Дэнни Бойла

соцсети

Джоди Комер, Рэйф Файнс и Аарон Тейлор-Джонсон исполнят главные роли в фильме «28 лет спустя» (28 Years Later). «ИнтерМедиа» напоминает, что это одновременно и сиквел зомби-дилогии «28 дней спустя» и «28 недель спустя», и первая часть новой кинофраншизы из трех фильмов, задуманной режиссером Дэнни Бойлом и сценаристом Алексом Гарлендом (авторами самой первой картины 2002 года). Как сообщает Deadline, Гарленд напишет сценарии еще двух фильмов, но их режиссером будет Ниа Дакоста («Кэндимен», «Капитан Марвел 2»).

Бойл и Гарленд также продюсируют «28 лет спустя вместе с Эндрю Макдональдом, Питером Райс и Берни Беллью. Киллиан Мерфи, сыгравший главную роль в «28 дней спустя», также возвращается в качестве исполнительного продюсера, о его актерском участии в проекте пока не сообщаtтся. Производством и дистрибуцией занимается Sony Pictures.

β 16+