Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Максим Рысанов: «Многие альтисты берут в руки дирижёрскую палочку именно из музыкантской жадности ко всему новому»

30.09.2014 15:04 Музыка Рубрика: Дайджест

О ПЕРЕХОДЕ СО СКРИПКИ НА АЛЬТ

— Я играл с детства на скрипке потому, что мама — педагог по классу скрипки в моём родном городе Краматорске. Когда подрос, привезли показать в ЦМШ, сначала к Зое Исааковне Махтиной. Та сказала, слишком маленький, чтобы жить одному в интернате в 9 лет, а переезжать в Москву со мной мама не могла. На следующий год слушала Галина Степановна Турчанинова. И вот она уже посоветовала альт, сказала, что для скрипача я приехал поздновато. В её классе в 10 лет все играли совершенно виртуозно. И я поступил к Марии Ильиничне Ситковской. Она проверила и руки и фактуру — всё совпало, я и был не мелким ребёнком, и вырос как подобает. Так была решена моя судьба!

<...> Альтовый ключ освоил легко, интонация тоже быстро встала на место. К тому же, мой первый альт был достаточно тонкий и в корпусе, и в шейке, и по мензуре не велик. Даже под подбородком он ощущался почти как скрипка, на нём было сразу удобно. Инструмент мастера Шарафутдинова.

О СВОЕМ ИНСТРУМЕНТЕ

— Он тоже небольшой — 410 мм, но это ценный инструмент Джузеппе Гваданини 1780 года, который придумал удлинённую шею, что влияет на натяжение струн и, соответственно, тембр. Альт совершенно замечательный! Он не толстый своим телом, но широк в обечайках. Его для меня купил и предоставил в аренду голландский фонд Elise Mathilde. Я не собственник, а только арендатор инструмента, плачу за него страховку.

О ПРОЦЕССЕ ЗВУКОЗАПИСИ

— Да, уже 12 дисков в багаже! Работа в студии меня привлекает своей особой энергетикой. Идёт многочасовая концентрация. И когда уже сил нет, надо выдавать всё лучшие дубли в отношении интонации, совершенства техники. Концерты в этом плане играть приятнее, потому что музыкально можно сделать больше при живом контакте с залом. Допустим, какие-то сиюминутные рубато. Положить это на диск — получится эмоциональное издевательство, если диск слушать больше чем два раза. Для меня студийная запись предполагает больший академизм, тщательность следования партитуре.

О ПЕРФЕКЦИОНИЗМЕ

— Я именно такой зануда. Поэтому меня все звукорежиссёры очень любят! И когда они успокаивают — точно всё сделано, то я, прослушав первый вариант смонтированного, посылаю список замеченных «блох», и это продолжается и второй, и третий раз. Тогда уже на следующей сессии меня не останавливают, позволяют сыграть ещё и ещё раз до совершенства. Иначе замучаю потом при монтаже!

О НЕОХВАЧЕННОМ РЕПЕРТУАРЕ

— Написанного специально для альта и сейчас не особо много. Пока только раз сыграл на BBC самый известный альтовый концерт Хиндемита «Der Schwanendreher». Другие его сочинения для альта с камерным оркестром ещё не трогал. Есть Концерт для альта у американского композитора венгерского происхождения Миклоша Рожи. Но он очень длинный! Начинаешь слушать — первая часть отлично, а уже со второй надоедает. У Дариуса Мийо есть два альтовых концерта. И что-то это совсем не моё по музыке.

<...>

Мои планы по расширению репертуара лежат в сфере переложений. Например, сыграть виолончельный концерт Шумана. Его сам Шуман успел переделать и для скрипки. Но на скрипке он звучит слишком легко, без «мяса», и если я доберусь до альтовой версии между этими инструментами — будет самое то.

О ЗВАНИИ ПРЕЕМНИКА БАШМЕТА

— Да, я постоянно играю «Стикс» Канчели, «Оплаканный ветром» и альтовые опусы Шнитке. Безумно люблю эти вещи! Из репертуара Башмета ещё не играл Губайдулину. Я очень благодарен, что Юрий Абрамович вдохновил своей личностью столько создателей прекрасной музыки для нашего инструмента. Этот человек, похоже, родился с уникальным талантом, делающим его звук особо привлекательным. Иногда меня трогают даже отдельные фразы, пара нот в его интерпретации. Например, «Монолог» Шнитке — это просто феноменально! От первой до последней ноты слушаешь и не дышишь все двадцать минут.

О ШУБЕРТЕ

— Шуберт — отдельная тема в моей жизни. Безумно тонкий композитор. Хочу записать диск из произведений Шуберта и современных сочинений, посвящённых ему. Туда войдут Десятников, Ахунов и Табáкова. «Арпеджионе» будет в оригинальной редакции с роялем, плюс на альте интерпретирую Третью скрипичную сонатину. И ещё буду дирижировать в Пятой симфонии.

О ЖЕЛАНИИ ДИРИЖИРОВАТЬ

— Да. Многие альтисты берут в руки дирижёрскую палочку именно из музыкантской жадности ко всему новому. Недавно узнал, что почтенный профессор кафедры альта из Берлина Хартмунд Роде тоже возглавил некий камерный оркестр.

ОБ ОРКЕСТРАНТАХ

— Если у него достаточно сил и стремления, чтобы не терять свой уровень, то и концертмейстер группы может долго держать планку высшего качества, выйти и сыграть Концерт для скрипки с оркестром, допустим. И я знаю нескольких таких людей. Все они очень стабильные личности вообще, хотя как солисты, может быть, и не самые выдающиеся. Плохо, когда человек расслабляется, сев в оркестр, перестаёт заниматься, потому что весь репертуар уже освоен и выучен. Тогда деградация неизбежна уже чисто физиологическая. Как если перестать делать зарядку, то всё по утрам болит.

О ВОКАЛЬНЫХ ДАННЫХ

— Приятно слышать о своём побочном таланте, но пою я только на шуточных дружеских вечерах, вроде того, о котором говорите. Или, случается, меня прорывает на оркестровых репетициях, когда дирижирую. Забываю, что мои высокие ноты могут рассмешить музыкантов. Вообще, когда-то в юности я хотел стать актёром. После каждого капустника в ЦМШ многие говорили — иди, поступай в ГИТИС. Но я считаю, что профессии музыканта и актёра не очень далеки друг от друга. Когда играю, пытаюсь рассказать некую историю.

ОБ АНСАМБЛЯХ С ВОКАЛИСТАМИ

— Столь любимые всеми альтистами песни Брамса (ор. 91) я записал с меццо-сопрано Элис Кут. Не раз играл в концертах и с другими певицами. У Канчели есть произведение Caris Mere для альта и сопрано — исполнял с Юлией Корпачёвой. С вокалистами очень любил «женить» альт мастер ушедшего поколения, Фёдор Серафимович Дружинин. Ещё «на стыке жанров» вспоминается Квартет Хиндемита с чтецом и… «Петя и Волк» Прокофьева, которым я дирижировал. Но текст у меня читал Роджер Мур, один из «Джеймсов Бондов». Это было забавно!

ОБ ИГРЕ ПО НОТАМ

— Слава Богу, что сейчас как-то спокойней стали смотреть, если во время концерта у солиста стоят ноты. Конечно, наизусть играется лучше, но это всегда стресс. Даже произведения, выученные в детстве, и то боязно, — а вдруг память подсунет сюрприз? Бывало уже всякое! К счастью, не останавливался, а как-то выплывал, импровизировал. Ведь не зря и Гидон Кремер давно с пюпитром на сцене, и даже Святослав Рихтер в свои зрелые годы играл только по нотам. Есть несколько произведений, где просто невозможно переворачивать страницы, и я их выучил железно. Это Концерт Бартока или «Рококо» Чайковского. Можно потратить две недели жизни и вызубрить что-то современное, но смысла в этом не вижу.

О ПОДГОТОВКЕ К ВЫХОДУ НА СЦЕНУ

— Сцену я люблю, мандраж и волнение мне нравятся, главное, чтобы не захлёстывало. Но в день концерта стараюсь не позволять себе даже одну сигаретку, а то не смогу сконцентрироваться вечером. Хорошо, если удаётся днём вздремнуть часок или даже просто впасть в забытьё, полежать, расслабиться.

О ПЕРЕИГРЫВАНИИ РУК

— Было. И, что совсем редко, с правой рукой. Считаю, что от неправильно вставленного волоса. От сильного напряжения смычка начинают работать другие мышцы. В левой руке обычно страдает кисть, вплоть до вылезания связок. Если держать инструмент плечом, то кисть переиграть невозможно. Но начинает болеть спина. Я через всё это прошёл, тут важно найти баланс между нагрузкой. Отчасти проблема решается за счёт моста, его уменьшения или вовсе отказа от него.

О ЗАНЯТИЯХ В ЧАСЫ ДОСУГА

— В зависимости от настроения. Обожаю ходить в зоопарк! Потому что животных люблю с детства, а возможности завести своего питомца нет никакой, в силу постоянных переездов и перелётов. Хожу в зоопарки в разных городах. Животные, правда, везде примерно одинаковые, кроме, разве что, кенгуру, которого видел недавно в Австралии.

Иногда очень хочется — и могу побежать в парк, или сделать тибетские упражнения совсем для начинающих. Вообще море люблю и люблю плавать, но удаётся редко. С удовольствием посмотрю драматический спектакль, правда, давно не был в театре. На чтение остаются самолёты. Но под словом «почитать» я всё чаще имею в виду партитуры.

(Татьяна Елагина, belcanto.ru, 28.09.14)

Умер гитарист и один из создателей Allman Brothers Band Дики Беттс

обложка альбома

Гитарист Дики Беттс, один из основателей Allman Brothers Band, скончался 18 апреля 2024 года в возрасте 80 лет от рака и хронической обструктивной болезни легких. О его смерти сообщил журналу Rolling Stone менеджер музыканта.

- Легендарный исполнитель, автор песен, руководитель группы и глава семьи находился в своем доме в Оспри, штат Флорида, в окружении своей семьи, — говорится в заявлении группы. – Дики был больше, чем жизнь, и его потеря будет ощущаться во всем мире. В это трудное время семья просит молиться и уважать их частную жизнь в ближайшие дни. Дополнительная информация будет предоставлена в соответствующее время.

Беттс создал Allman Brothers в 1969 году во Флориде вместе с братьями Дуэйном и Греггом Оллманами, Бутчем Траксом, Джеймо Йохансоном и Берри Окли. Когда Дуэйн Оллман погиб в аварии на мотоцикле в 1971 году, Беттс взял на себя роль ведущего гитариста группы, а также исполнял часть вокальных партий. Он также был автором одного из главных хитов группы - песни «Ramblin’ Man» - и сочинил несколько инструментальных композиций, в том числе «Jessica» и «In Memory of Elizabeth Reed».

Allman Brothers Band впервые распались из-за внутренних разногласий в 1976 году. Они реформировались на короткий четырехлетний период в 1978-м, снова распались в 1982-м и окончательно снова собрались вместе в 1989-м. Беттс был уволен из группы в конце 1990-х, как сообщается, из-за проблем, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя. Хотя его уход был первоначально описан как временный, Беттс подал иск против своих бывших товарищей по группе, что привело к его окончательному увольнению. Позже Беттс был введен в Зал славы рок-н-ролла как участник Allman Brothers Band в 1995 году.

Дики еще после первого распада группы начал выступать сольно и выпускать свою музыку, впоследствии он гастролировал со своей собственной группой The Dickey Betts Band. Журнал Rolling Stone включил его в список «100 величайших гитаристов всех времен» под 58-м номером.

Источник: Rolling Stone Фото: обложка альбома
Теги: Allman Brothers Band, смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Денис Мацуев сыграет джазовые стандарты в «Jazz And Friends»,

18.04.2024 20:36 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой концерта

Концерт Дениса Мацуева состоится на новой высокотехнологичной площадке в «Лужниках» 3 июля 2024 года в рамках серии концертов «Классика на МТС Live Лето». Пианист-виртуоз представит программу «Jazz And Friends», в которой будут звучать джазовые импровизации. Зрителей ожидает множество сюрпризов, сообщили агентству «ИнтерМедиа» организаторы концерта.

- На сцене творится настоящая магия еще и благодаря созданию новых музыкальных принципов в звучании контрабаса Андрея Иванова, ударных Александра Зингера, виолончели Борислава Струлева, домры Екатерины Мочаловой и саксофона Софьи Тюриной. Импровизации и синкопы, любимые мелодии и вариации бессмертных хитов – всё это закручивает в вихре джаза и неподдельных эмоций каждого, кто присутствует на концерте.

В мае Денис Мацуев планирует гастрольный тур по Китаю. Точных договоренностей на этот счет пока нет, но пианист выразил надежду, что у него все получится. Денис Мацуев подчеркнул, что в Китае уникальные залы и музыкальная инфраструктура, которой нет больше нигде в мире.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Фото: предоставлено пресс-службой концерта
Теги: Денис Мацуев, анонс концерта

Хибла Герзмава исполнит песни из российских и зарубежных фильмов в «Лужниках»

18.04.2024 19:06 Музыка Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой концерта

Концерт Хиблы Герзмавы состоится на новой высокотехнологичной площадке в «Лужниках» 20 июня 2024 года в рамках серии концертов «Классика на МТС Live Лето». В этот вечер в исполнении Хиблы Герзмава будут звучать знаменитые джазовые стандарты, песни из российских и зарубежных фильмов, сообщили агентству «ИнтерМедиа» организаторы концерта.

Слушателей ждет музыкальная программа с участием Ларисы Долиной и Александра Панайотова в сопровождении Московского государственного академического симфонического оркестра.

В начале этого года в Москвепроходил музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…», который завершился гала-концертом «Праздничные фанфары» в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко с участием Хиблы Герзмавы и лауреатов Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров.

Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.

Фото: предоставлено пресс-службой концерта
Теги: Хибла Герзмава, анонс концерта
β 16+