Жизель Бундхен стала трижды мамойBlack Sabbath воссоединятся ради прощального концерта Оззи ОсборнаМари Краймбрери ждет ребенка от ДавыБейонсе и Кендрик Ламар стали триумфаторами «Грэмми»Постмодернистский шансон: автор «Колымы» представил альбом про нейросети и Илона МаскаЛили Коллинз стала мамой«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»Умерла икона 1960-х Марианна ФэйтфулВлади из «Касты» признан иноагентомЮра Борисов номинирован на «Оскар»У Евгения Кулика родился сын ЛотерейУмер режиссер «Вальсирующих» и «Холодных закусок» Бертран БлиеЭльвира Т рассталась с мужемУмер кинорежиссер Дэвид ЛинчУмерла Евгения ДобровольскаяВенсан Кассель стал отцом в четвертый разЭнтони Хопкинс, Пэрис Хилтон и Билли Кристал лишились своих домов из-за пожаров в КалифорнииУмер участник фолк-трио Peter, Paul and Mary Питер ЯрроуЗендая и Том Холланд помолвлены«Эмилия Перес», «Бруталист» и «Сёгун» стали триумфаторами «Золотого глобуса»

Colta отказалась от сотрудничества с книжным фестивалем

Продолжается скандал, связанный с исключением из программы Московского международного открытого книжного фестиваля (ММОКФ) двух спектаклей, которые должен был представить портал Colta.ru. Министерство культуры РФ усмотрело в этих постановках «противоречие принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям».

10 июня 2014 года Colta.ru отказалась от сотрудничества с фестивалем.

- Дорогие друзья! - говорится в заявлении портала. - В сложившейся ситуации, когда руководство ЦДХ, являющегося традиционной площадкой Открытого книжного фестиваля, позволяет Минкульту шантажировать себя и идет на поводу у цензурных запретов, COLTA.RU вынуждена снять свою программу с фестиваля. Мы также выходим из состава его инфопартнеров и просим удалить наши логотипы из любой печатной и онлайн-продукции, связанной с фестивалем. Благодарим наших друзей и коллег, из солидарности с нами отказавшихся от участия в фестивале. Поверьте, мы все делаем это с огромным сожалением. Но и оставить цензурный произвол чиновников без ответа не можем.

Кроме того, издание приводит цитаты деятелей культуры в связи со сложившейся ситуацией.

Николай Коляда, драматург:

- Боже мой, нет слов. Чего так испугались в Министерстве культуры?! Кто стуканул и сообщил?! Зачем они так себя подставляют? Ну прошло бы это мероприятие и прошло, и никто бы не заметил, теперь будет буча и много разговоров. И ничего хорошего о министерстве в данном случае не скажут — тысяча процентов. Кто такой умный там сидит, чтобы такие распоряжения выдавать? Что происходит с людьми, занимающимися культурой? «Стращать и не пущать!» — думаете, это выход? Тысяча вопросов у меня. Грустно. Как грустно. Как это недальновидно, как это смешно. Хотя вообще-то правду сказать — противно. Просто противно.

P.S. Я вдруг подумал — а это не фейк? Это кто-то придумал, не верю, не может этого быть. Просто рекламная акция?

Марат Гельман, галерист:

- Формулировка «противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям» чудовищная и невежественная. Искусство вообще не имеет дела с общепринятыми ценностями. Общепринятые — это заповеди Христа или там кодекс строителя коммунизма. «Душечка» Чехова — это что, общепринятое? «Ромео и Джульетта»? Убийство — это общепринятая ценность? Или убийца не так страшен Мединскому, как гей? Но практически в любом произведении искусства всегда полный комплект необщепринятого.

Я считаю, что организаторы фестиваля несут ответственность за срыв спектаклей не меньшую, чем министерство, — нельзя было потакать. Ну, судились бы потом. Не посадили бы их. Подобный конформизм приведет к тому, что из одной здоровой художественной среды мы получим две больные: одну — официальную, конъюнктурную, готовую служить. Другую — неофициальную, лишенную аудитории, ресурсов, — андеграунд.

Надо преодолевать желание начальства запрещать. Отбить у них охоту. Напомню, что когда Госдума проголосовала за запрет «Детей Розенталя» (оперы Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина. — Ред.) в Большом, театр ответил, что составление репертуара — не компетенция депутатов.

Михаил Угаров, драматург:

- Письмо замминистра культуры Аристархова может быть квалифицировано как уголовное преступление по статье «Превышение должностных полномочий». На основании чего сделан вывод о недопустимости показа этих двух пьес? Эксперты «от искусства»? Кто? Их фамилии? Знают ли они, что, если они присваивают законодательные функции, их действия квалифицируются по уголовной статье «Самоуправство»? Знают ли эти люди, что идут на нарушение конституции, в которой не зафиксирована цензура? Все знают, уверен в этом. Они просто нагло ждут, что кто-нибудь из команды книжного фестиваля струсит. Очень надеюсь, что этого не произойдет.

Александр Гаврилов, директор Института книги:

- Я вижу в этом сюжете грубое вмешательство в программную политику фестиваля. Фестиваля, к которому на протяжении всей его длинной и сложной истории Министерство культуры не имело никакого касательства — как в части производства смыслов, так и в части финансирования.

Абсурдно, что государственный орган отдает нам — команде фестиваля — распоряжения, опираясь при этом не на законы Российской Федерации, а на воображаемые министром и его заместителями «традиционные нравственные ценности». Очевидно, что мы принадлежим к разным традициям. Не вижу, какие из этого факта можно было бы сделать выводы, кроме его констатации. Подобные методы регулирования недопустимы, и соглашаться с ними значит рубить опоры подлинной культуры. Участвовать в этом не хотелось бы.

Ольга Романова, журналист:

- Многодетная одинокая мать покидает своих семерых малолетних детей, не поставив в известность опеку. Более того: покидает на неопределенное время, отправившись в лес по неизвестной причине — по-видимому, предаваясь занятиям, определение которых противоречит цензуре и духовно-нравственному воспитанию нации. В это время к малогабаритному социальному жилью, где в одиночестве оставлены семеро несовершеннолетних, подкрадывается маньяк. Маньяк, пользуясь отсутствием соцработников, обманом проникает на жилплощадь и подвергает несовершеннолетних акту педофилии путем поглощения. В духовой печи остается младший несовершеннолетний, который и рассказывает вернувшейся горе-матери о случившемся. Мать как ни в чем не бывало отправляется гулять в лес. Там она находит маньяка и внезапно предлагает ему принять участие в спортивных соревнованиях на призы управы Таганского района — в прыжках через яму. Мать при поддержке партии «Справедливая Россия» одерживает в соревнованиях победу, тогда как маньяк, оставшись в одиночестве после присоединения Крыма, падает в пропасть лжи и недоверия со стороны населения. Его живот раскрывается, как бутон тюльпана, и из него выходят шестеро несовершеннолетних. Они проклинают свою мать и отправляются жить в психдиспансер «Ручеек» Молодогвардейского района.

Да, это мой комментарий, данный мною в твердом уме и в доброй памяти.

Собственно, что бы ни написали и ни поставили драматурги, сценаристы, ученые и поэты, не вошедшие в «обойму Мединского», — все будет истолковано именно так. Как пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений между творцом и государством.

Борис Акунин, писатель:

- Если фестиваль испугался окрика из министерства, тогда на такой фестиваль, по-моему, ходить не нужно. А участвовать в нем — тем более. Пускай существует две культуры: открытая и «министерская». Это уже было под солнцем.

Олег Тополянский ставит спектакль, основанный на древних преданиях

предоставлено пресс-службой проекта

Премьера спектакля по пьесе екатеринбургского драматурга Владимира Зуева «Мифы и легенды Древней Руси» состоится в марте 2025 года. В проекте, который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, примут участие Уральский государственный русский оркестр, екатеринбургская фолк-группа «Солнцеворот», заслуженный артист России Сергей Чонишвили, актер театра и кино Максим Линников и студенты Екатеринбургского государственного театрального института (ЕГТИ), прошедшие предварительный отбор. Режиссер постановки — актер и режиссер Московского Художественного театра им. А.П.Чехова, педагог, заслуженный артист России Олег Тополянский. В интервью Олег Матвеевич рассказал, чем именно его привлекает славянская мифология.

— Олег Матвеевич, расскажите, пожалуйста, почему вы согласились принять участие в проекте и интересовались ли вы раньше древнерусскими мифами?

— Такой постановки я раньше не делал, и мне стало очень интересно попробовать. Не могу сказать, что я как-то специально и давно интересовался древнерусскими мифами, легендами и сказками. Конечно, что-то слышал, читал, однако так подробно в эту тему не погружался. Правда, когда мы были студентами, у нас были задания и по сказкам, по фольклору, и это было ужасно увлекательно— обнаружилось много неожиданного, непривычного, загадочного. Я с удовольствием откликнулся на предложение художественного руководителя Региональной молодежной Лаборатории театра и фольклора Максима Линникова реализовать этот театральный проект, поскольку в его основе такой богатый, разнообразный и на самом деле для многих малоизученный, малознакомый материал. Так что мне тоже хочется попробовать найти для себя что-то важное и интересное.

— В спектакле вместе с профессиональными актерами будут задействованы и студенты Екатеринбургского государственного театрального института. Кастинг проходил в виде конкурса чтецов, на который студенты присылали свои видеопробы. Какие факторы для вас были решающими при выборе актеров для постановки?

— Трудно сказать однозначно. Думаю, было бы правильнее и лучше, если бы кастинг проходил вживую, а не виртуально, но это какие-никакие знаки нашего времени. Сегодня так и проще, и быстрее. При просмотре в первую очередь обращаешь внимание на то, как человек ведет мысль, как успевает проникнуться материалом, возникает ли какое-то обаяние, когда актер читает текст. Кроме того, есть и момент индивидуального восприятия — как люди будут сочетаться, подойдет ли один другому. Выбор как-то интуитивно происходит, поэтому и нет этого «кованого критерия».Конечно, могут быть ошибки, но режиссерский взгляд все-таки субъективный: именно я так увидел — посмотрел, и мне показалось, что эти ребята, наверное, больше соответствуют нашей истории.

— Проект подразумевает, что репетиции тоже будут проходить виртуально, а все участники спектакля встретятся только на прогонах. Такой удаленный формат не противоречит системе Станиславского?

— Нет, не думаю. В итоге-то мы все равно увидимся, хоть и на несколько дней на выпуске. У меня будет возможность вживую поработать с артистами. На начальном этапе можно работать и на расстоянии: есть возможность выучить текст, показать по видеосвязисвои первые прикидки, обсудить детали поставленных задач. Так что серьезного противоречия тут нет.

— Вы преподавали актерское мастерство в Школе-студии МХАТ и в Высшей школе сценических искусств К.А.Райкина. Основываясь на своем педагогическом опыте в Школе-студии МХАТ, поделитесь, пожалуйста, что должен обязательно уметь актер, режиссер, чтобы стать успешным?

— Это вещь очень индивидуальная, и вряд ли есть человек, который сможет сказать: «делайте так и этак— и вас ждет успех». Что такое успех? Мне кажется, это можно по-разному понимать, но совершенно точно, что требуются терпение и талант. Ведь профессионализм — это умение и знание о том, как работать и с любым материалом, и с ролью, и с разными режиссерами. Создать на сцене яркий образ нужно уметь самому, с каким бы режиссером ни работал актер. Многое зависит и от удачи, это тоже нельзя забывать, поэтому не могу порадовать формулой успеха. Но могу сказать точно: надо очень любить и быть преданным своему делу, тогда многое получится, а дальше уж как судьба сложится…

— С какими мыслями вы хотели бы, чтобы зритель остался, увидев спектакль «Мифы и легенды Древней Руси»?

— Постановка еще не рождена, мы только в процессе работы. Но мне хочется, чтобы зрители стали нашими собеседниками, и мы все вместе подумали, кто мы и откуда, с чего все началось и как это все сплелось в нашей древней истории, как это все любопытно. Относиться к славянской мифологии можно по-разному, но в любом случае — это коллективное подсознание народа и источник вдохновения для искусства, поэтому так важно размышлять о значении мифологии в жизни наших предков и нашей жизни тоже, погружаться, открывать какие-то секреты нашей древней истории для себя, о которых мы часто не задумываемся. Ведь может быть и так, что многое происходящее с нами сегодня началось как раз в далеком прошлом, откуда идут какие-то ниточки. Очень интересно об этом просто подумать.

— Какая работа вас больше всего захватывает и позволяет самореализоваться на 100% — режиссерская, актерская или педагогическая?

— Я не могу выделить никакую из моих трех ипостасей. Мне нравится существовать в комплексе, заниматься и режиссурой, и актерством, и педагогикой. Когда одного не хватает, чувствую, что где-то как будто образовалась пустота. Другой вопрос, что в разные моменты жизни приходится отдавать приоритет тому или другому, делать акцент на определенные грани. На данный момент моя основная деятельность— педагогическая, чему я очень рад, поскольку это дает очень много сил и желание соответствовать новому поколению будущих актеров. И вообще с молодежью интересно. Так что, пожалуй, все три работы меня полностью захватывают, все три эти роли мне интересны, и все их я пока ухитряюсь совмещать.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: интервью, новости партнеров, Лаборатория театра и фольклора, Олег Тополянский
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

150-летие Василия Качалова МХТ отметит выставкой «Быть Качаловым»

предоставлено пресс-службой Музея МХАТ

Торжественное открытие выставки «Быть Качаловым», приуроченное к 150-летию со дня рождения народного артиста СССР Василия Качалова, состоится 11 февраля 2025 года в Зеленом фойе МХТ имени А.П.Чехова. На выставке будут представлены эскизы декораций и костюмов спектаклей, дружеские шаржи, остроумные карикатуры авторства самого Качалова, уникальные фотографии в жизни и на сцене, костюм Гаева из «Вишневого сада», бесценные фрагменты видеозаписей, предметы реквизита. Среди гостей на открытии выставки ожидаются почетные гости и артисты МХТ имени А.П. Чехова.

- Выставка откроется эскизом в жанре «Ожившее интервью», в котором студенты 4 курса Московского театрального колледжа имени Л.А. Филатова поразмышляют над вопросом «Быть или не быть». Быть Качаловым — это не вопрос выбора, а отражение признания и уважения к великому русскому актёру – Василию Ивановичу Качалову, - рассказал агентству «ИнтерМедиа» директор Музея МХАТ Павел Ващилин.

Связав свою жизнь с Московским Художественным театром в 1900 году, Василий Качалов на протяжении почти полувека был популярнейшим артистом, которого обсуждали многие поколения зрителей. На сцене Художественного театра В.И. Качалов сыграл более 55 ролей, практически все главные. На выставке посетители познакомятся с самыми важными ролями в карьере Народного артиста: Царь Берендей в пьесе «Снегурочка», Тузенбах и Вершинин в пьесе «Три сестры», Петр Трофимов в пьесе «Вишнёвый сад», Юлий Цезарь и Гамлет У.Шекспира, Бранд Г.Ибсена, Карено в пьесе «У врат царства», Анатэма Л.Н.Андреева, Ивана Карамазова и Николая Ставрогина в инсценировках произведений Ф.М.Достоевского и др.

Качалов в своей жизни придерживался нескольких важных принципов: быть внимательным, щедрым к людям, деликатным, тактичным и скромным; быть требовательным в работе; не бросать коллег в сложных обстоятельствах; быть профессионалом и считал, что мало хорошо играть разные роли, надо заново родиться в каждой.

Выставка продлится до 16 марта 2025 года.

Начало церемонии открытия в 16.00.

Фото: предоставлено пресс-службой Музея МХАТ
Теги: юбилей, МХТ им. Чехова, анонс выставки, Василий Качалов

Мюзикл «Девчата» с Ликой Руллой и Анной Гученковой поставила «На Плющихе» Нина Чусова

Илья Золкин

Премьера мюзикла «Девчата» состоится 14 и 15 февраля 2025 года в театральном центре «На Плющихе». Автором сценария и режиссером постановки выступила Нина Чусова.

- Уникальность мюзикла это сочетания любимых мелодий с действием на сцене, - сообщается в пресс-релизе. - Сохранена вся история, знакомая нам с детства, основанная на сюжете фильма «Девчата» и одноименной повести Бориса Бедного. Но при этом само действо перенесено в современные реалии - городок Нефтелямск, где ведется добыча нефти, где трудятся сильные и мужественные нефтяники. В спектакле много юмора, замечательных песен и невероятно зажигательных танцев. Каждая героиня спектакля, не только Тося, в итоге находит свою половинку! И все это решено в ритмах веселого рок-н-ролла, когда хочется встать и танцевать вместе с участниками спектакля.

Главные роли в мюзикле исполнят Маруся Княгина и Варвара Ментюкова (Тося), Иван Коряковский и Артем Елисеев (Илья), Алена Фалалеева и Лика Рулла (Анфиса), Анна Гученкова и Елена Клиберда (Вера), Виктория Канаткина и Маруся Бережная (Надя), Марина Чирикова и Анастасия Павлова (Катя), Алексей Бобров и Дмитрий Янковский (Ксан Ксаныч), а также Андрей Вальц, Константин Соколов, Андрей Федоров, Сергей Смолин и др.

Фото: Илья Золкин На фото: Лика Рулла
Теги: мюзикл, анонс, Девчата, Нина Чусова, Лика Рулла
β 16+