Умер создатель Beach Boys Брайан УилсонУмер пионер фанка Слай СтоунДима Билан, Мари Краймбрери и Artik & Asti победили на юбилейной «Премии Муз-ТВ»Умер один из основателей «Аквариума» Джордж ГуницкийУ Мортена Харкета болезнь ПаркинсонаУмер композитор Евгений ДогаShaman устроит премьеру песни для «Интервидения»Сирша Ронан и Джек Лауден ждут ребенкаТейлор Свифт вернула себе права на все ранние альбомыСтася Милославская выйдет замуж за футболистаСветлана Светикова родила дочкуАнастасия Уколова развелась во второй разТНТ отказался от новогоднего Чебубу ради дружбы с «Союзмультфильмом»Скончался легендарный балетмейстер Юрий ГригоровичShaman подтвердил свое участие в «Интервидении»Мари Краймбрери и Dava стали родителямиПавел Деревянко сделал предложение Зое Фуць на футбольном полеПобедителем «Евровидения 2025» стала АвстрияКирилл Серебренников получил орден Почетного легионаАлексей Воробьёв и Аида Гарифуллина поженились

Андрей Макаревич - «Облака. Андрей Макаревич поёт песни Александра Галича» ***

2014, Sintez Records

Андрей Макаревич услышал песни Галича в 1974 году. С поэтом была знакома сестра Евгения Маргулиса: Галич бывал у них в гостях, пел, она записывала на магнитофон, и Маргулис как-то притащил Андрею плёнку. «Я сейчас понимаю, что его поэзия сильно на меня повлияла», - говорит Макаревич во вступлении к бонус-треку «Мазурка на смерть поэта». В том же 1974-м Александр Галич был вынужден эмигрировать, а в 1977-м погиб при загадочных обстоятельствах. Андрей Вадимович до сих пор уверен, что это было убийство, подстроенное спецслужбами. Узнав о смерти старшего коллеги, лидер «Машины времени» написал «Мазурку на смерть поэта» - песня уже тогда получила некоторую известность, хотя напрямую с гибелью Галича и не ассоциировалась.

Спустя три с половиной десятка лет Макаревич решил записать альбом песен Александра Галича. Эти композиции не предназначены для концертного исполнения и скорее всего останутся только на этой пластинке. Выход «Облаков» не сопровождался презентацией, а единственным признаком рекламной кампании останется мини-скандал с дочерью Галича, обвинившей Макаревича в якобы незаконном использовании песен отца. Впрочем, этот выпад совпал с коллективной травлей Андрея Вадимовича по поводу его украинской позиции и тоже быстро забылся.

Макаревич не стал переигрывать песни Галича под гитару - чтобы не повторяться. Вместо этого совместно с аранжировщиком Леонидом Каминером был создан клавишно-электронный аккомпанемент. Впрочем, совсем не повториться не удалось: новые аранжировки унаследовали оригинальное исполнение в том смысле, что они тихи, глуховаты и не отвлекают от текстов барда. «Вокал» тоже получился вполне «галичевский». Нет, голос Андрея Вадимовича узнаваем, но, видимо, сами песни диктуют исполнителю негромкие интонации и задумчивость настроения. Макаревича здесь, как и Галича на старых записях, слушать непросто: выражаясь современной терминологией, они «грузят» и заставляют думать, совершенно не желая развлекать. Более того, когда Галича начали издавать после перестройки, его «Ещё раз о чёрте», «Засыпая и просыпаясь», «Когда я вернусь» и лагерные песни казались какими-то ретро-документами навсегда ушедшей эпохи. И совсем не случайно Андрей Макаревич взялся за эти произведения теперь, когда они вновь зазвучали неожиданно актуально.

Думающие слушатели - такие ещё остались - найдут в текстах 40-летней давности массу отважных намёков на современные реалии. «А то, что придётся потом платить, так это, пойми, потом», - о чём это он? И не страшно такое петь? «Бояться автору нечего, он умер лет сто назад», давно ответил им Александр Галич в одной из своих песен «После вечеринки», немного напутав в прогнозе относительно того, сколько ещё продержатся диктатура и цензура.

Материал сложный, не для всех. И Макаревич специально ничего не упрощает, только после дюжины кавер-версий ставя в трек-лист свою «Мазурку», предваряемую словами о его личном отношении к Галичу. Эта короткая речь многое объясняет в выборе песен, да и вообще об идее всей пластинки. Возможно, этим треком стоило открыть альбом - тогда и остальные композиции воспринимались бы острее и стали бы понятнее чуть более широкой аудитории.

Алексей Мажаев, InterMedia

β 16+