Скончался легендарный балетмейстер Юрий ГригоровичShaman подтвердил свое участие в «Интервидении»Мари Краймбрери и Dava стали родителямиПавел Деревянко сделал предложение Зое Фуць на футбольном полеПобедителем «Евровидения 2025» стала АвстрияКирилл Серебренников получил орден Почетного легионаАлексей Воробьёв и Аида Гарифуллина поженилисьЖерар Депардье получил условный срок за насилиеЛиза Моряк родила Сарику Андреасяну вторую дочкуРианна объявила о третьей беременности на Met GalaАгата Муцениеце выйдет замуж за Петра ДрангуАлександр Протасевич: «Конкурс «Культурная столица года» - реальный способ повысить качество жизни в регионе»Вася Обломов объявлен иностранным агентомКомики Дмитрий Романов и Вячеслав Комиссаренко лишены гражданства РоссииУмер Зураб ЦеретелиВладимир Зеленский ввел санкции против Гарика Сукачева, Николая Расторгуева и ShamanСлавянский рэп, дебют Веры Вольт и комбо близнецов: чем удивил фестиваль Rebel AgeНазваны 39 претендентов на статус «Культурной столицы 2027 года»: о грандиозных планах общенационального конкурса рассказали на пресс-конференции в «России сегодня»Кэти Перри спела в космосеУчастники Ay Yola удостоены почетных званий в Башкирии за прорыв в мировые чарты

«Наутилус Помпилиус» - «30 лет под водой» ****

2014, YouTube/U-Piter

Сразу скажу о том, чего нет в этом документальном фильме-концерте. Нету истории этих тридцати подводных лет, архивных кадров, поседевших и погрузневших свердловских музыкантов, вспоминающих, как они стояли у истоков «Наутилуса Помпилиуса», старых неумелых клипов и всего такого. По сути - это не хроника славного и непростого пути группы, а хроника одного юбилейного концерта. Его программа не разочаровала поклонников одной из главных рок-команд конца 80-х - начала 90-х: большинство главных песен прозвучало, а некоторые даже обзавелись привлекательными обновлёнными версиями. Большинство номеров исполнено силами не только нынешней группы Вячеслава Бутусова «Ю-Питер», но и специальных гостей, к составу каковых тоже вряд ли могут быть претензии. Достаточно ли всего этого для выпуска фильма с таким претенциозным названием? Было бы недостаточно, кабы не один нюанс: перед песнями о каждом из гостей рассказывает лично Бутусов - получается не история «Наутилуса», а история знакомств и отношений отечественных рок-музыкантов с лидером важнейшей группы русского рока. Вместо предполагающихся панегириков юбилярам следуют специально отснятые рассказики Вячеслава. Это красивый ход, делающий сценарий документалки менее банальным и более душевным.

И всё бы ничего, вот только выбор Вячеслава Бутусова в качестве спикера был слишком рискованным. Однажды на творческом вечере музыкант разговорился и разоткровенничался - так то выступление потом на DVD издали. Но сколько было вечеров, когда интроверт Бутусов ни на миллиметр не размыкал створки своей скорлупки. Сколько было интервью, где Слава вроде бы вежливо отвечал, а на поверку оказывалось, что из этой меланхоличной речи публиковать нечего. Начало «30 лет под водой» напомнило как раз о неудачных с ораторской точки зрения выступлениях Бутусова. Вот он рассказывает о «Лицедеях», с которыми потом был исполнен «Тутанхамон» - выходит так вяло, что даже искренний поклонник «Нау» может либо уснуть, либо выключить.

«Включателем» фильма оказался лидер группы «Торба-на-Круче» Макс Иванов. О нём Бутусов с нескрываемым удивлением говорит: «Энергичный, а на сцене вообще реактивный». В этом месте голос Вячеслава, являющий собой полную противоположность герою его рассказа, тоже становится довольно энергичным - и вот уже зритель вместе с лидером «Ю-Питера» недоумевает, почему «Торба-на-Круче» до сих пор не заняла в табели о рангах места, которое заслуживает. Изумление усиливается во время музыкального номера «Рислинг и токай»: после медленного и печального вступления Макс Иванов выдаёт самую драйвовую версию в истории этой песни.

И после этого никто уже не заснёт. Разнообразие состава гостей - от Ильи Лагутенко до «Полюсов» и от Вадима Самойлова до Евгения Фёдорова - не только вносит в юбилейный концерт необходимую «реактивность», но и заставляет Вячеслава Бутусова и в «представлялках» реагировать на коллег более живо. Таким образом фильм приобретает правильный формат - с неравнодушными рассказами, интересными каверами и обилием вечных хитов, которые только выиграли от подзарядки батареек. Послушайте, например, «Бриллиантовые дороги» в исполнении Юлии Худяковой или «Отход на север» с участием Лагутенко.

Алексей Мажаев, InterMedia

β 16+