Юлия Певзнер: «Художественные решения приходят во время работы с материалом»
Вслед за питерской «Царской невестой» режиссера Андрея Могучего свою версию драмы Мея на музыку Римского-Корсакова представит российско-израильский режиссер Юлия Певзнер. 22 февраля 2014 года на исторической сцене Большого театра будет показана новая оперная постановка в реконструированных с 1955 года декорациях знаменитого художника ГАБТа Федора Федоровского. О людских страстях, душевном диалоге и спирали в истории Юлия Певзнер рассказала корреспонденту InterMedia Анне Ефановой перед премьерой.
– По вашему мнению, «Царская невеста» рождает происходящее на сцене или то, что творится, само изобретает ее?
– Она далеко не verismo, где все сценические ситуации прописаны в партитуре авторскими ремарками и музыкальной тканью. Часто их надо создавать в рамках «музыкальных номеров», где действие как будто бы останавливается, и композитор пишет или внутреннее состояние своих героев (например, трио Бомелия, Грязного и Любаши в первом действии), или задерживается и развивает музыкальную идею, не имеющую непосредственное влияние на сюжет (например, секстет и хор в 3-м).
– Вы иллюстрируете сюжет драмы Мея?
– Я думаю, что мы стремимся ясно и выразительно рассказать историю Марфы, Любаши и Грязного, посмотреть на неё глазами современного человека и обнаружить, что человеческие страсти не меняются. Только «исторический фон» другой — два любовных треугольника на фоне опричнины XVI века в музыке XIX века на сцене театра в XXI веке. Нужно найти точки соприкосновения и «душевный диалог».
– Помимо общих людских страстей какие Вы видите точки соприкосновения между тремя эпохами?
- Жестокость окружающего нас мира.
– Считается, что душевный диалог позволяет извлечь жизненные уроки через личностный опыт. Что бы Вы хотели, чтобы осознали те зрители, которые посмотрят Ваш спектакль?
– Мне бы хотелось, чтобы они поняли и прочувствовали, как можно, не желая того, принести горе любимому человеку, если больше любить себя. Ведь когда Грязной, ослеплённый страстью, вместо самопожертвования — позволить Марфе быть счастливой — идёт к насилию над ее волей, то губит и себя, и ее.
– Для вас главная героиня — Марфа?
– Сложно сказать. Обе героини «Царской невесты» — роковые женщины, но очень разные. Марфа даже не представляет себе, какова сила ее красоты, и поэтому становится жертвой. С одной стороны, она — продукт воспитания девочки в «хорошей купеческой семье», которая знает свое место. Но, в то же время, ее трудно назвать обычной девушкой — в ней есть потаённый огонь.
Любаша не готова принять отказ. Она по природе своей непослушна, согласна во имя своей любви поступится общественными нормами и даже погубить свою душу. И где-то теплится сомнение: почему опера названа именем Марфы, хотя понятно, что «Царская невеста» — это замечательный заголовок, попадающий в точку. Также как не совсем ясно название «Евгений Онегин», где главная героиня — Татьяна. Или «Вертер», где по-настоящему главный женский персонаж — Шарлот.
– Среди мужчин на пьедестале почета Грязной?
– Да, без сомнения. Малюте принадлежит честь не только быть непосредственным участником событий в своём лице, но и представлять волю Грозного. Бомелий — это «инструмент»: деловой человек, выставляющий на продажу свои знания и не задумывающийся над моральными проблемами. Собакин — нормальный папаша, желающий получше выдать дочь. Лыков — жертва обстоятельств: неудачник, которому просто не повезло.
– Вашу режиссерскую фантазию питала музыка, драма или все вместе?
– В опере драмы без музыки не бывает, поэтому я стремилась к реализации «Царской невесты» как музыкальной драмы, в которой всё подчинено идее судьбы женщины в жестоком мире, управляемом мужчинами. Я прочитала много книг о жизни Ивана Грозного и его эпохе, пересмотрела фильм Эйзенштейна и более современные фильмы. Искала вдохновения и в творчестве Федоровского, но старалась не забывать, что в опере XVI век — не более чем «исторический фон».
– История повторяется или логика исторических событий обратно пропорциональна человеческой духовности в данном случае?
– Безусловно повторяется. И хочется надеяться, что по спирали, а не просто кругами.
– Насколько трудно вам было выписывать свою режиссерскую концепцию в сложившийся художественный ряд?
- Мне было непросто. Главное — найти правильный стилистический баланс.
– Декорации Федора Федоровского современны?
- Нет, я так не считаю. Декорация IV акта могла бы быть для меня, наверное, современна, если бы мы к ней пришли по-другому: не через ряд «реалистических» изб. Декорация II акта тоже очень красива.
– Вы впервые поставите «Царскую невесту» на сцене.
– Да, хотя это моя любимая опера Римского-Корсакова. Наравне со «Снегурочкой» и «Китежем».
– Приглашение о постановке вы получили еще при бывшем музыкальном руководителе и главном дирижере Большого театра Василии Синайском. Как вы отреагировали на его уход?
– Я была очень удивлена.
– Вам было важно, кто встанет за дирижерский пульт, чтобы представить оркестровую часть Вашего проекта?
Безусловно.
– Что вам нравится в дирижерской работе Геннадия Рождественского?
– Он — потрясающий музыкант, харизматичный лидер, и истинный человек театра.
– О хорошем приеме спектакля в зале вы всегда задумываетесь вначале или скорее, размышляете о дальнейших действиях в случае обратного исхода?
– Всегда приятно, когда публика в зале хорошо принимает постановку. Но я не сказала бы, что мы с коллегами начали совместную работу с вопроса, что больше понравится публике. Художественные решения, служащие сценическому воплощению музыкальной драмы, приходят во время работы с материалом. Я часто ставлю себя на место зрителя и задаю себе вопрос: что должен зритель в этот момент почувствовать? И потом думаю, как этого добиться.
В новом фильме «Хичкок» есть замечательный момент: Во время премьерного показа «Психо», режиссёр, не находясь в зале, дирижирует движениями/ реакциями зрителей во время сцены в душе, а следующий кадр показывет зрительный зал, где все абсолютно зрители движутся в унисон, следя за происходящим на экране.
– Какой реакции после премьеры Вы ожидаете у зрителей, участников спектакля и музыкальных критиков?
– Жизнь покажет.
Фотограф - Йоси Цвекер
У Николая Носкова ухудшилась память из-за инсульта
Жена Николая Носкова Марина рассказала о его нынешнем состоянии. Несмотря на перенесенный несколько лет назад тяжелый инсульт, артист пребывает в достойной творческой форме. Только за прошлый год он дал 25 концертов. Отмененным оказалось лишь одно выступление в Перми — из-за тяжелой дороги и сильного стресса у артиста.
Три раза в неделю Николай Носков занимается с инструктором по лечебной физкультуре. С такой же периодичностью он проходит лечебный массаж.
- Смотрит новости, передачи о природе, путешествиях или что-то музыкальное, - рассказала о повседневных занятиях мужа Марина Носкова. - А вот читает мало. Ему это сложно, потому что поражён речевой центр. Там умерли клетки мозга, и они не восстанавливаются. Этот участок мозга поражён, но нейронные связи взаимодействуют. Иногда Колю может «переклинить» — забывает слова. Поэтому он не даёт интервью. Переживает, что будет непрезентабельно выглядеть. А вот поёт по-прежнему хорошо, потому что не пострадало полушарие, отвечающее за творчество. И тексты все помнит. Но с заучиванием новых есть проблемы, скрывать не буду.
Марина Носкова отметила, что ее супруг нормально говорит, но может забыть слово.
- Многое зависит от погоды, самочувствия, настроения, - призналась она. - Мне с периодичностью раз в месяц звонят редакторы разных телепрограмм, ток-шоу. Какие только сценарии и форматы не предлагают. Всем отказываю. Николай и до болезни не принимал участия в ток-шоу, а сейчас тем более. Не его формат. Он не может давать развернутые ответы на вопросы, поэтому и интервью не дает. За 7 лет сделал исключение только для «Русского радио».
Периодически Николай Носков сочиняет мелодии, напевая их на диктофон.
- Есть несколько демо-записей, которые нужно довести до ума, - говорит Марина Носкова. - Он не спеша работает над новым альбомом. Сейчас вынужденный перерыв в связи с переносом апрельских концертов. Думаю, этим и займемся. Надеюсь, выпустим что-нибудь новое в этом году. Поступило предложение издать альбом «золотых хитов» Носкова. Будем обсуждать.
На июнь у Николая Носкова запланировано 5 выступлений — в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ессентуках, Нальчике и Владикавказе. Большой летний концерт певца по традиции пройдет в Зеленом театре ВДНХ, 12 июля 2024 года.
Напоминаем, что Николай Носков из-за реабилитации не смог выступить в дуэте со Стасом Пьехой на мемориальном концерте «Музыкальный марафон» звезд «Русского радио». Артиста заменил певец Ivan (Александр Иванов).
M-Band в обновленном составе выйдет на сцену «Новой Фабрики звезд»
Очередной отчетный концерт «Новой Фабрики звезд» выйдет на ТНТ 21 апреля 2024 года. Выпуск будет посвящен юбилею лейбла Velvet Music, а на сцену вместе с фабрикантами выйдут его артисты, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе телеканала.
Свои хиты вместе с участниками «Новой Фабрики звезд» споют Мари Краймбрери, Звонкий, Анна Плетнева, Владимир Пресняков, Нюша, Daasha, Никита Киоссе, На отчетном концерте зрителей ждет возрождение группы M-Band, в котором в свое время пели Никита Киоссе, Анатолий Цой, Артем Пиндюра и Владислав Рамм. Коллектив выйдет на сцену в обновленном составе - трех последних на сцене заменят Габриэль Александров, Александр Круг и Всеволод Полищук. Вместе с Никитой Киоссе в новом составе команда споет главный хит группы «Она вернется».
Помимо воссоединения бойз-бэнда, зрителей ждёт ещё один сюрприз. С момента первого выпуска «Новой Фабрики звёзд» зрители ждали, когда уже среди участников начнут завязываться романтические отношения и, кажется, дождались. Съемочной группе и присутствующим в зале становится очевидным романтические настроение Александра Филина к одной из «фабриканток». Во время выступления участников с песней «Она вернётся» на словах «наденет ей кольцо на пальчик». Саша Филин буквально воспроизвел действие, о котором поется в тексте, и подарил кольцо одной из участниц телепроекта.
Прошлый отчетный концерт «Новой Фабрики звезд» был показан на канале ТНТ 14 апреля 2024 года. В нем «фабриканты» вышли на сцену с именитыми звездами, а также исполнили авторские песни. Не обошлось и без сюрпризов: Сергей Жуков сделал невероятный подарок Дарье Кочневой на ее день рождения. Наставник «подарил» Дарье группу Hatters,
Эфир в 22.00.
«Пикник Афиши» впервые пройдет в двух столицах
«Пикник Афиши» в этом году впервые пройдет не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Московский фестиваль состоится 3 и 4 августа 2024 года на территории СК «Лужники», где в 2004 году прошёл первый «Пикник Афиши». В Санкт-Петербурге мероприятие дебютирует 10 и 11 августа на Елагином острове в ЦПКиО им. Кирова, сообщили агентству «ИнтерМедиа» организаторы мероприятия.
По словам организаторов, фестиваль познакомит друг с другом прежних и новых читателей «Афиши» и сохранит концепцию города в городе — не нужно никуда выходить, чтобы везде побывать и всё увидеть. Детская зона позволит сходить на мероприятие всей семьёй.
- В этом году «Афише» исполняется 25 лет, а «Пикнику Афиши» – 20, - отметил генеральный директор «Афиши» Илья Альтшулер. - Последние три года новая команда медиаплатформы работала над улучшением сервиса, редизайном продуктов и теперь, наконец, счастлива объявить нашей аудитории даты «Пикника Афиши» в 2024 году. Это долгожданная встреча единомышленников и возможность посмотреть на современную культуру во всех её проявлениях.
В лайнапе фестиваля будут представлены как легенды «Пикника», так и новые, и будущие звёзды русскоязычной сцены. Имена участников будут объявлены в ближайшее время.
«ИнтерМедиа» напоминает, что фестиваль «Пикник Афиши» проходил в Москве с 2004 по 2019 год (с 2007 года — на территории парка «Коломенское»). В разное время его хедлайнерами становились Земфира, Arcade Fire, Blur, The Chemical Brothers, Suede, Pet Shop Boys, Иван Дорн, Оксимирон, «Ленинград» и многие другие артисты. Последний раз фестиваль прошел в 2019-м году с Cure в качестве хедлайнеров, а годом позже его отменили из-за коронавируса.