Билли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженоеМасштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамой

Артемий Троицкий: "Мне одинаково омерзительны и наши власти, и наша оппозиция"

(СЧИТАЛ ЛИ СЕБЯ В ЮНОСТИ "ЛЕВЫМ")
"Начнем с того, что в нашем обществе, как известно, все эти понятия "левые", "правые" - смешались хуже, чем в доме Облонских. Потому что можно ли считать левыми наших коммунистов? Или считать коммунистами КПСС? Я, конечно, не имел к КПСС никакого отношения, как и мой отец. И ненавидел эту партию так же, как какая-нибудь Новодворская и другие пещерные антикоммунисты. Это отношение было у меня всегда, и я думаю, это влияние моего отца, который был человеком выдающимся, человеком заразительным. Притом, что мы с ним шли совершенно разными тропинками, и в каком-то смысле он был во мне сильно разочарован, потому что мне нравились совсем не те вещи, которые нравились ему.
А мои взгляды? Я не назвал бы их левыми. Я бы сказал, что выступаю за социальную справедливость. Мне не нравится, когда одни люди давят других, когда одни люди эксплуатируют других, когда считают, что одни люди лучше, а другие - хуже. Поэтому мне одинаково омерзительны и наши власти, типа Путина, и наша оппозиция, вроде Касьянова, Лимонова, Новодворской и им подобных. Потому что и те, и другие одинаково презирают народ. И те, и другие одинаково считают его быдлом. Только власти считают, что это хорошо, а наша оппозиция считает, что "быдло" - это плохо, что это не Европа, не Америка. И по этому поводу переживает. Но презирают они народ одинаково - и власть, и оппозиция. Мне это не близко. Я народ люблю, хотя и имею к нему много претензий".
(О РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ)
"Сказать, что любой человек может разбогатеть и преуспеть, если ему предоставили рынок и экономическую свободу - это то же самое, что сказать, что любой человек может стать успешным писателем или прекрасным художником, или видным ученым. На самом деле эта самая предпринимательская жилка имеется, дай бог, у 10-15% земного населения. А то и меньше... Если обобщить эту ситуации, то получается, что система дикого рыночного капитализма и либеральной экономики, которую фанатично отстаивал Гайдар, благоприятствует лишь небольшому проценту нашего населения. Другой тип экономики, скажем, социальная экономика, благоприятствуют другому типу населения. И скорее всего, таких людей большинство... Какая из этих экономик лучше, не буду даже судить.
Но я могу сказать, что мне всегда были интереснее люди не предприимчивые, а люди творческие. Пусть даже и абсолютно беззащитные в своих творческих устремлениях. И как мне представляется, для таких людей социализм гораздо удобнее, чем капитализм. Естественно, когда я говорю о социализме, я имею в виду не феодальный социализм, каковой существовал у нас в совке с его цензурой, идеологической остервенелостью и миллионом держиморд. А имею в виду демократический социализм, или попросту социал-демократию. То есть систему, при которой каждый человек может свободно высказываться и творить, не опасаясь ни того, что его спрячут в психушку, ни того, что своей творческой праздностью он неминуемо обречет себя на то, чтобы сосать лапу и ронять слюнки, глядя на красивые рыночные витрины".
(О ПОЛИТИКАХ)
"Мне, например, в свое время нравился Горбачев. Да и сейчас в общем-то скорее нравится, чем не нравится. И отец мой с ним дружил. У Горбачева было одно хорошее личное качество. Он человек бескорыстный. То есть он единственный из всех русских руководителей, который не сколотил себе состояние в пятьдесят миллиардов долларов - в отличие от Путина, от Семьи и прочих. Но при этом Горби слаб, у него нет драйва, он не харизматичен. Он не лидер по натуре.
Если говорить о Борисе Ельцине, с которым я тоже встречался и общался... Он очень хотел призвать меня в свой семейный лагерь - в качестве хорошего парня с неплохими мозгами, имеющего влияние. Я ему тогда сказал, что готов ему помогать, только после того, как он остановит войну в Чечне, после чего Борис Николаевич, конечно, развел руками. У Ельцина тоже были некоторые задатки. И он мне нравился. В отличие от Горби, у Ельцина был драйв. Он, конечно же, был харизматиком. Но он был человеком абсолютно непоследовательным. Я точно знаю, что он не хотел мараться о взятки-откаты. Но когда к нему приходили все эти абрамовичи и прочие, он отсылал их к Вале Юмашеву, вместо того, чтобы послать их на х... И этим он съел сам себя. Хотя я считаю, что у него были задатки для того, чтобы стать национальным лидером.
Еще один парень, с которым я общался, который мне очень нравился, к сожалению, погиб - это Александр Лебедь. На Лебедя я был готов работать, потому что он мне дико нравился по-человечески. Мне очень нравился его голос, нравилось его чувство юмора и, как это ни странно, нравилось то, что он был военным. В нем ощущалась такая реальная сила. И при этом он был очень мирным человеком. Он слишком хорошо понял, что такое война, чтобы эту войну основательно возненавидеть. Но Лебедя просто съели - сначала административно, а потом и физически".
(ОБ ОППОЗИЦИОНЕРАХ)
"Если вернуться к нашей оппозиции - я даже отдаленно, под микроскопом не вижу у нас никаких оппозиционеров, с которыми мне было бы по пути. Я не сильно политизированный человек, не очень за этим слежу, но пока мне не подворачивался никто, кто показался бы мне в достаточной степени убедительным. А названия партий и цвета знамен меня не интересуют. Мне на это наплевать".
(О РОЛИ РОКА В ИСТОРИИ СТРАНЫ)
"Не думаю, что рок сыграл серьезную роль в инструментарии элиты. Думаю, что были задействованы гораздо более серьезные вещи. Хотя рок, несомненно, сыграл серьезную роль как эмоциональный движок Перестройки и антисоветского движения восьмидесятых годов. Если вспомнить эпоху перестройки, то ее кино - это, условно говоря, "Покаяние", ее театр - это "Крутой маршрут", а ее музыка - это, условно говоря, "Кино", "Наутилус Помпилиус", "ДДТ" и так далее. В этом смысле рок сыграл роль.
Но если говорить о каких-то далеко идущих планах, интригах - то я во всю эту конспирологию имени Суркова вообще не верю. Сурков - это рок-фэн. Поэтому он сделал себе такую домашнюю собачку в лице Вадима Самойлова, появились какие-то приближенные парт-рокеры - но на самом деле их роль мизерна. Я в общем и целом считаю, что роль рока да и музыки вообще последние двадцать лет была минимальной. И по сравнению со многими другими инструментами манипуляции обществом и сознанием рок - это третья лига".
(ПОЧЕМУ НОЙЗ МС НЕ ВЫСТУПИЛ НА КОНЦЕРТЕ В ЗАЩИТУ ХИМКИНСКОГО ЛЕСА)
"Нойз MC мог оказаться на этом концерте, но не оказался там абсолютно сознательно и по собственному выбору. Я, правда, не знаю, чего в этом выборе было больше - его собственных сантиментов или давления со стороны его директора. Директор, в принципе, неплохой парень - но у всех директоров на уме вполне осязаемые вещи. Я с ним говорил последний раз чуть ли не в день концерта, и он сказал, что "увы и ах".
У всех есть свои аргументы. Каждый человек - это суверенное государство, и каждого человека можно понять. И поэтому, когда Нойз MC мне говорил, что эта акция приобретает ощутимый политический оттенок... Она явно начала приобретать его еще до своего начала. Он сказал, что он от этого дела воздержится. Может быть, на это повлияло его задержание в Волгограде или то, что у него родился ребенок - Василий Иванович. Я не берусь судить и по-прежнему считаю, что Ваня Алексеев - очень хороший и в высшей степени талантливый парень. Я думаю, что он еще свое слово скажет. А если он хочет сказать это слово не на тех мероприятиях, к которым имею отношение я, то меня это совершенно не коробит. Я не его директор и не продюсер".
(О КОНЪЮНКТУРЕ В МУЗЫКЕ)
"Я думаю, что если конъюнктура хороша, нет ничего плохого в том, чтобы ее ловить. Кстати, когда меня периодически спрашивают - зная о том, что я великий фэн Че Гевары - как я отношусь ко всяким футболочкам с его изображением и всему прочему сувенирному продукту, я говорю, что отношусь к этому очень даже неплохо. И уж ни в коем случае не отрицательно. Я считаю, что этот человек настолько велик и настолько крут, что никакая пошлость к нему в принципе прилипнуть не может. Нельзя опошлить Иисуса Христа. Нельзя опошлить Че Гевару. Точка. Че Гевара не изгой, а мировой лидер. К Чавесу могут быть претензии, к Че Геваре претензий быть не может. Хотя мой отец очень любил Чавеса, они с ним много общались. Я с ним, кстати, тоже общался, когда он приезжал в Москву.
И если человек надел на себя майку с Че Геварой - пусть он даже вообще не знает, кто это такой - он рано или поздно поинтересуется: а что это за модный чел у него такой на пузе сияет? И когда он этим делом поинтересуется, это обязательно принесет определенную пользу - хоть и микроскопическую. Дело не в конъюнктуре, а дело в качестве этой конъюнктуры. Поэтому я был бы абсолютно не против того, если бы даже одиозные гламурные персонажи - условно говоря, Ксения Собчак - вдруг объявили бы, что они против кровавого режима, за социальную справедливость. Я думаю, что пользы от этого было бы больше, чем вреда".
(О НОВОЙ ВОЛНЕ ПРОТЕСТНОЙ МУЗЫКИ)
"Я полагаю, что волна пошла - и, собственно, говорил об этом на упомянутом "химкинском" митинге. Я там вспомнил старый советский анекдот - кстати, даже не столько интеллигентский, сколько общенародный. О том, что в канун шестидесятилетия Великого Октября царя Николая Романова представили к ордену Октябрьской революции - с формулировкой "За создание революционной ситуации".
Я считаю, наши власти делают все, чтобы эта волна пошла. И меня удивляет лишь то, что она еще не слишком взрывная. Потому что власть создает тысячи мелких поводов и серьезных причин, чтобы с ней бодаться. И дает эти поводы практически всем: от крестьян, погорельцев до бизнесменов. Поэтому волна будет только усиливаться - я в этом не сомневаюсь.
Корреспондентка из "Новой газеты" недавно спросила меня: "Почему это музыканты вот так осмелели?" Я сказал, что, как материалист и диалектик, я могу обратиться к понятию экономического детерминизма и сказать: музыканты во многом осмелели из-за того, что они реально стали гораздо меньше зависеть от власти и государства. Гораздо меньше, чем в девяностые, когда они зависели от них очень сильно. Просто потому, что появился интернет. Можно пропагандировать себя даже не в масштабах страны, а в масштабах этого земного шара - и очень даже эффективно. А система клубов есть, и можно зарабатывать себе на жизнь живыми концертами.
Я дружу с некоторыми молодыми музыкантами, например, с Машей Любичевой, немного им помогаю и знаю, что этим музыкантам уже, по сути, плевать на телевидение. "Барто" живут так, как им нравится, и прекрасно себя чувствуют. Если бы "Барто" ставили своей целью стать русскими мадоннами, то их, возможно, ситуация не устраивала бы. Но для того, чтобы эффективно работать, гастролировать, записываться и заниматься творчеством, денег у них вполне хватает. Им не нужны ни госканалы, ни все эти помойные эфэм-радиостанции типа "русского" или "нашего" радио и всяких "дождей". У них имеются другие ресурсы, которые гораздо актуальнее, гораздо моднее и, главное, гораздо мощнее, чем то, что может предоставить им госсистема.
Единственное, что они теряют - это выступления на корпоративах. Но это важно для тех артистов, которым приятно петь в спину людям, жующим свиную ногу. Я в принципе считаю - хотя так считают все, включая тех, кто выступает на этих корпортативах - что это а) дискредитирует музыканта, б) его дисквалифицирует. Это делает из артистов халтурщиков: "фанера", выступления спустя рукава, ноль обновления репертуара. На мой взгляд, все стоящие артисты, за редчайшими исключениями, как, скажем, "Мумий Тролль" - этим брезгуют".
(О СОВЕСТИ)
"Совесть - это главный инструмент моей жизни. Совесть мне не позволяет совершать некоторые "соскоки", но во вполне четких масштабах. Скажем, мне совершенно не хотелось подписывать открытое письмо Боно - потому что я знал программу его визита в Россию и понимал, что идея запоздала, и он не успеет его прочесть. Тем не менее, моя подпись была первой. Точно также, мне совершенно не хотелось идти вместе с Чириковой в администрацию президента, чтобы сдать туда подписи. Но в данном случае совесть сказала мне: "Парень, эти люди на тебя рассчитывают. Назвался груздем - полезай в кузов". И я это сделал".
(О СВОЕМ ОТНОШЕНИИ К ДВИЖЕНИЮ ПРОТИВ КОПИРАЙТА)
"Абсолютно положительно отношусь. Это движение не имеет особого отношения к политике, надо прямо сказать. Просто это абсолютно органичное движение. Были когда-то могучие компании, производители пишущих машинок - всяких там "ундервудов". Появились компьютеры. И вот что было бы, если бы компании-производители машинок устроили бы мощную лоббистскую кампанию против компьютеров, всей этой электронно-вычислительной техники и так далее? Они были бы обречены. И точно так же обречены на гибель все действующие по сей день законы ХХ века - об "охране интеллектуальной собственности". Все!
Естественно, они агонизируют, издают массу звуков и у них даже бывают какие-то локальные победы - но их песенка спета, и все это прекрасно знают. Естественно, не может оставаться актуальным такое законодательство, согласно которому 95% пользователей интернета, или примерно 70% жителей Земли, объективно говоря, являются преступниками и должны сидеть в тюрьме. О чем тут говорить?"
("Рабкор.ру", 09.11.10)

Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»

НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»

- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.

СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?

- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...

РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?

- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.

ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!

НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?

- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...

ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?

- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.

(Life Showbiz, 19.12.12)

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»

О КАРАОКЕ-КЛУБАХ

- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.

ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА

- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.

ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?

-  Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.

О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ

- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.

О НОВЫХ ПЕСНЯХ

- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.

О ВЕЩАХ

- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?

-  Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?

-  Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.

ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?

- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.

О ТАТУИРОВКАХ

- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ

- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.

КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?

- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.

КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?

- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.

О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ

- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.

О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА

-  Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...

(«Факты и комментарии», 17.12.12)

Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»

О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ

— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».

О ПРАЗДНИКАХ

- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.

ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?

— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.

О ПОДАРКАХ

— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.

КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?

— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.

О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.

О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ

— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.

(«Аргументы и факты», 13.12.12)

β 16+