Российский музыкальный союз проведет III Международный симпозиум индустрии звукозаписи академической музыки
III Международный симпозиум индустрии звукозаписи академической музыки состоится в Москве 19-21 ноября 2025 года. Событие, организованное Российским музыкальным союзом, пройдет при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Главным местом проведения мероприятия станет инновационная технологическая площадка «Кибердом».
В программе симпозиума - лекции, мастер-классы, паблик-токи, круглые столы, научно-практическая конференция, технические туры в концертные залы, театры и студии Москвы, которые пройдут с участием ведущих звукорежиссеров страны.
В числе спикеров симпозиума – звукорежиссер студии «Мосфильм» Геннадий Папин; преподаватель кафедры музыкальной звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных, ИСИ Илья Донцов; продюсер, заместитель заведующего Многофункциональным учебно-производственным центром звукозаписи и звукорежиссуры МГК им. П.И.Чайковского Евгений Платонов; звукорежиссер киностудии CineLab Яков Захваткин и многие другие.
Профессионалы обсудят темы звукозаписи, сведения, звукоусиления акустической музыки, особенности проектирования акустических залов, возможности использования нейросетей в работе звукорежиссера, образовательные, правовые и многие другие аспекты звукорежиссуры.
- Международный симпозиум индустрии звукозаписи академической музыки – это прежде всего встреча друзей и коллег! – говорит председатель Гильдии звукорежиссеров РМС, профессор ВГИК, ИСИ, звукорежиссер Московского концертного зала «Зарядье» Мария Соболева. – Всех, кто открыт новым знаниям, поискам, кто готов делиться своим опытом и перенимать опыт других, мы ждем на симпозиуме 19-21 ноября! Это возможность увидеть звуковую "кухню" лучших театральных и концертных площадок Москвы, услышать лекции лучших специалистов, принять участие в общественных обсуждениях насущных проблем, познакомиться с новинками российских производителей оборудования, обсудить образовательные вопросы. Это форум для всех, кто любит звук!
Участие в симпозиуме бесплатное. Регистрация открыта на сайте мероприятия: https://symposium-sound-pure.com
Cure выпустят фильм-концерт «The Show of a Lost World»
Трейлер фильма-концерта «The Show of a Lost World» группы Cure был обнародован 20 ноября 2025 года. Съемка состоялась 1 ноября 2024 года - в день релиза альбома «Songs Of A Lost World», когда коллектив выступил перед тремя тысячами зрителей в лондонском клубе Troxy. Там они впервые исполнили все песни из альбома, а также еще 23 своих хита разных лет. Среди звёздных гостей были Билли Джо Армстронг из Green Day, Эд О’Брайен из Radiohead, Бой Джордж, актёр Педро Паскаль и многие другие.
Режиссёром фильма «The Show of a Lost World» выступил номинант на премию «Грэмми» Ник Уикхэм. Кроме того, фронтмен группы Роберт Смит сам сделал ремикс, монтаж и 4K-ремастеринг. Премьера состоится в кинотеатрах по всему миру 11 декабря, а позднее в этом же месяце концерт выйдет на физических носителях: Blu-ray и DVD.
«ИнтерМедиа» напоминает, что «Songs Of A Lost World» стал первым альбомом Cure за 16 лет. Легендарные рокеры в мае этого года подтвердили, что они вернулись в Rockfield Studios, чтобы записать ещё 13 песен для следующего альбома. Смит также рассказал в одном из интервью, что третья пластинка уже в работе.
Алексей Погарский: как услышать симфонию в колокольном звоне
Инженер звукозаписи Алексей Погарский выступил на III Международном симпозиуме индустрии звукозаписи академической музыки. Лауреат Международной премии «Чистый звук», звукорежиссер творческого объединения Artes Mirabiles рассказал об истории ростовских звонов, особенностях их звучания и уникальных записях, сделанных им с командой опытных звонарей. Организатор мероприятия - Российский музыкальный союз. Событие состоялось при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Колокольный звон — это не просто часть церковной службы, а особый язык, на котором общались жители Древней Руси. Он звал людей к молитве, будил город на праздник, предупреждал об опасности, сопровождал народ и в радости, и в горе. В прошлом каждый храм, каждый город имел свой звук — свой ритм, тембр и манеру звона, по которым люди узнавали, что происходит, даже не выходя из дома. Ростов Великий стал одним из главных центров этого искусства: здесь колокола не просто звучали — на них играли, как на музыкальном инструменте, создавая настоящие звоновые «мелодии». Сегодня ростовские звоны — не музейный экспонат, а живая традиция. Знакомясь с ними, мы не просто слышим прошлое, а прикасаемся к культурной памяти, которая до сих пор звучит в настоящем.
Ростовскую звонницу построил в 1689 году митрополит Ион (III) Сысоевич. Он любил колокольные звоны, очень серьезно отнесся к установке колоколов, их расположению и строительству подколокольных сооружений. В 1841 году паломник иеромонах Иероним (Суханов) был так потрясен местными колокольными звонами, что даже сделал их нотную запись. Она была найдена в 1993 году Александром Никаноровым. Запись была самодельной, и до сих пор специалисты спорят, как правильно читать эту странную партитуру. В 1851 году собиратель русских древностей Иван Сахаров свидетельствовал, что на колокольне Ростовского Успенского собора звонили по нотам, на три настроя — Ионинский, Акимовский и Дашковский, хотя эти ноты до сих пор не найдены.
Ключевой момент в колокольной истории произошел в XIX веке, когда ростовский священник, протоиерей Аристарх Израилев, очень талантливый акустик-самоучка, придумал способ измерения частоты с помощью набора собственноручно изготовленных камертонов. Тогда Александр Столетов даже заказал у него такой экземпляр для Императорского Московского университета. В 1884 году вышла книга Аристарха Израилева с подробным описанием ростовских колоколов и партитурами звонов. Это единственные сохранившиеся на данный момент нотные дореволюционные записи такой музыки. В 1919 году большевики хотели уничтожить уникальные колокола. Тогда нарком Анатолий Луначарский по просьбе директора Ростовского кремля Дмитрия Ушакова лично приехал в город с группой ученых и помог спасти их.
- К слову, Петр I в свое время также хотел перелить ростовские колокола на пушки, но от него тогда откупились какими-то безумными деньгами, — отметил АлексейПогарский.
В 1963 году звукорежиссер Киностудии им. М. Горького Александр Матвеенко и звукорежиссеры киностудии «Мосфильм» Игорь Урванцев и Юрий Михайлов сделали две записи ростовских звонов для фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», а в 1967 году вышел художественно-документальный фильм «Семь нот в тишине», который рассказывает о разных музыкальных жанрах, в том числе о ростовских колокольных звонах. Его звукооператором выступил Игорь Видгорчик. В те годы звоны производили старейшие на тот момент местные звонари: Александр Бутылин, Михаил Урановский, Петр Шумилин и Николай Королев. Алексей Погарский подчеркивает: «Благодаря этим записям они смогли передать нам дух живой традиции».
В последующие годы регулярные колокольные звоны в Ростове были приостановлены и возобновились в 1989 году. У большинства колоколов на звоннице есть названия, у каждого — свой размер: самый большой «Сысой» весит 32 т, «Полиелейный» — 16 т. Интересно, что человек, производящий звон, находится внутри этого колокола. «Лебедь» весит 8 т, «Голодарь» — 2700 кг, «Баран» — 1280 кг, «Красный» — 480 кг, «Козел» (Тихоновский) — 320 кг, а «Ионафановский» — 106 кг. Также на колокольне расположено четыре безымянных и три зазвонных колокола.
Ростов Великий является столицей российской колокольной традиции, потому что именно в этом городе сохранился исторический набор уникальных колоколов, единственная нотная запись исторических звонов и звукозапись тех звонарей, кто помнил живую дореволюционную традицию. В 2018 году по приглашению директора Ростовского кремля Наталии Стефановны Каровской Алексей Погарский вместе со специально собранной группой опытных звонарей попытались собрать воедино три этих составляющие и провели очень большую работу. В команду вошли иеродиакон Роман (Огрызков), Константин Мишуровский, Василий Садовников, Николай Самарин, Виктор Каровский и Олеся Ростовская. Однако знакомство Алексея с ростовскими колоколами произошло задолго до этого.
- Первый раз я оказался в Ростове Великом в 1986 году на школьной экскурсии. Нам рассказали про звонницу, но подняться на нее почему-то было нельзя. А снова я попал туда уже только в 2014 году. Тогда я сделал свою первую запись в Ростове и обнаружил бездну между тем, что слышал на звоннице и что было на всех без исключения записях. Огромная разница между тем, как колокольный звон слышится снизу и как его слышит сам звонарь. Все записи звучали ушами слушателя, а мне захотелось, чтобы они звучали ушами звонаря. Я понял, что хочу записать колокола так, как записывают симфонический оркестр, — вспоминает Алексей.
В самом начале своей работы он столкнулся со многими сложностями. Запись на общие микрофоны не давала яркого тембра и правильного баланса, мешали окружающие шумы, ближние кардиоидные микрофоны звучали странно и не решали проблему тембра. Было непонятно, как правильно расположить ближние микрофоны, добиться правильного звукового баланса. Перед звукорежиссером при этом стояли достаточно серьезные задачи: красиво и достоверно передать звук больших колоколов, взять под контроль железный призвук колоколов и собрать сложное пространство звонницы в цельную звуковую картину, напоминающую запись оркестра.
Взять информацию об особенностях такой записи было практически негде.
- Великолепная работа Вадима Киранова “Технология звукозаписи колокольных звонов” была опубликована только семь лет спустя — в 2021 году. Тогда я только нашел статью Петра Кондрашина “Практика записи православных богослужений”, в которой автор коротко и емко обобщает свой личный опыт. Там можно было прочесть очень ценные советы, но они, к сожалению, были лишь небольшим дополнением к основной теме статьи, — говорит звукорежиссер.
В итоге решением большинства проблем стали «круговые» микрофоны, которые он установил совершенно новым способом.
- С 2016 по 2018 год мы приезжали на запись в Ростов Великий не меньше 18 раз. Искали положения и типы микрофонов. Сравнивали, ставили их разными способами, и в итоге решение нашлось, — вспоминает Алексей.
Он признается, что теперь записывает на «круговые» микрофоны всё: рояль, орган, хор, ансамбль средневековой музыки и оркестр русских народных инструментов, симфонический оркестр и Санкт-Петербургский оркестр импровизации. Но именно запись ростовских звонов стала первой, позволившей Алексею найти наиболее эффективный способ звукозаписи, передающий весь объем и красоту звучания.
- Возможно, послушав ее, вам захочется посетить Ростов Великий. Зайдите в Успенский собор и обязательно поднимитесь наверх, на звонницу, чтобы живьем почувствовать дух колоколов, — завершил свой рассказ на симпозиуме Алексей.
В 2019 году на Первом Международном конкурсе звукорежиссеров Московской государственной консерватории его запись ростовских звонов была отмечена премией.
Илзе Лиепа представит спектакль «Чайковский. Фон Мекк. Па-де-де»
Премьера спектакля-концерта «Чайковский. Фон Мекк. Па-де-де» состоится 8 декабря 2025 года в МКЗ «Зарядье». Автор идеи Илзе Лиепа приглашает зрителей погрузиться в жизненную и творческую судьбу знаменитого русского музыкального гения в необычном формате спектакля, объединяющего театр, мультимедиа, симфоническую музыку и балет.
В основе постановки лежат малоизвестные даже для профессионалов документы: письма, дневники, воспоминания современников. Зрители узнают о сомнениях и надеждах композитора, его трудной работе с балетмейстерами и артистами, о поиске того самого звучания, которое навсегда вознесло русский балет на недосягаемую высоту. Через призму личности гения-новатора откроется сценическая судьба легендарной триады – «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика».
- Нам показалось очень интересным период жизни Чайковского от 1877 года, когда он написал «Лебединое озеро», до 1893 года, когда был поставлен «Щелкунчик», а через девять дней после премьеры «Шестой симфонии» его не стало. Получается, что время создания балетов включает и время знакомства с Надеждой Филаретовной фон Мекк, невероятно важной и удивительной для судьбы Чайковского женщины, мецената, друга, помощника, с которой они много лет переписывались, но никогда не встречались в жизни. Спектакль будет интересен для широкого зрителя, открывая путь к Чайковскому. Он побуждает прочесть, узнать о Чайковском больше, а это и есть задача нашего проекта,— рассказала Илзе Лиепа.
Илзе Лиепа выступает в роли рассказчика-проводника. Ее монологи, специально написанные для этого проекта, – это живая история, поданная с драматическим талантом и обогащенная уникальной пластикой балерины. Сценическое пространство «Зарядья» оживет благодаря сочетанию искусств. Музыку Чайковского вживую исполнит Государственный Кремлевский оркестр под управлением дирижера Константина Чудовского. Солисты главных театров России – Большого, Мариинского, Михайловского, театра «Кремлевский балет» – представят фрагменты из знаменитых балетов.
Главной гордостью проекта станут мировые премьеры – номера от победителей Конкурса молодых хореографов, созданные в рамках проекта «Русский балет навсегда» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Это современные хореографические высказывания на музыку Чайковского. Оригинальные видеодекорации и мультимедийный контент от художника Анатолия Нежного погрузят зрителей в сказочные миры: в мир добрых фей и злого гения, романтичных принцев и заколдованных лебедей, в образы самого композитора.
.jpg)