Цифровой след в истории Мамаева побоища: современные технологии помогают чтить память о Куликовской битве
644-ю годовщину победы Дмитрия Донского на Куликовом поле отмечает Россия 21 сентября. Это важнейшая веха на пути освобождения русских земель от золотоордынского ига. Мамаево побоище — в ряду величайших средневековых сражений, таких как битва при Грюнвальде или освобождение Орлеана. Куликовская битва не только послужила сплочению княжеств вокруг Москвы, но и стала примером христианского подвига. На битву Дмитрия Донского благословил Сергий Радонежский, а в самом сражении участвовали легендарные воины-монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Истории битвы посвящена масштабная экспозиция музея «Куликово поле».
Добраться до музея-заповедника, расположенного возле деревни Монастырщино в Кимовском районе Тульской области, непросто. Если вы не хотите участвовать в организованной экскурсии и не водите машину сами, из Тулы придется ехать на нескольких автобусах, которые курсируют не так часто. Однако впечатления стоят того. В музее-заповеднике можно не только изучить уникальные археологические находки и ощутить гений места, но и испытать полное погружение в реалии XIV столетия благодаря шлемам виртуальной реальности и AR-решениям.
Куликово поле — один из пионеров цифровой трансформации музейной сферы.
- Мы экспонируем предметы археологии. А она, как известно, в большинстве случаев работает с фрагментами. Выставлять просто артефакты, за исключением уникальных, цельных предметов, без грамотного сопровождения бессмысленно. Отсюда наш интерес к цифровым технологиям, дающим возможность как можно полнее представить экспонаты», — рассказывает директор музея Владимир Гриценко в интервью IPQuorum.
По словам Гриценко, графика и визуализация на экранах помогают поместить экспонат в релевантный контекст, адаптировать описание предмета к возрасту посетителя, наконец, простроить качественную драматургию экспозиции с завязкой, кульминацией и развязкой. Кроме того, 3D-модели особо ценных предметов из коллекций других музеев, которые не всегда удается заполучить даже амбициозным межмузейным проектам, становятся важными доминантами выставочного пространства.
- К примеру, в собрании Исторического музея хранится так называемый Симферопольский клад — прекрасное собрание ювелирных украшений эпохи Крымского улуса Золотой Орды. Это конец XIV — начало XV века, фактически он “современник” Куликовской битвы и многое может рассказать о людях того времени, — делится Владимир Гриценко.
Он подчеркивает, что 3D-модель позволяет привнести в посещение музея элемент «игры в реставрацию», что было бы совершенно невозможно, будь на ее месте подлинник или даже его «вещественная» реплика. А еще «цифра» дает возможность переосмыслить привычное представление о предмете. Например, всем знаком растиражированный образ шапки Мономаха, однако далеко не каждый знает, что внешний вид этого головного убора постоянно менялся. Визуализация в 3Dдает представление об этой динамике.
В музее-заповеднике есть отдельная экспозиция для детей. Примечательно, что как раз там цифровые технологии используются в наименьшей мере. В музее решили сделать процесс осмотра интерактивным за счет игровой составляющей. По словам директора, посещение выставки для детей оборачивается занимательным квестом:
- Мы сделали ставку на двигательную активность. Мы совершенно сознательно закладывали на квадратный метр площади как можно больше “секретиков”. Помните, в нашем детстве была такая забава — найди спрятанный тайник? Дети и передвигаются по экспозиции от одного тайника-секретика к другому. Обычная линейная экспозиция в маленьком пространстве удержала бы их внимание минут на десять, а наша затягивает не меньше чем на полчаса.
В музее есть где поиграть и взрослым, причем для этого не обязательно даже ехать на восток области. Прямо у стен Тульского кремля в музейном квартале разместилось целых два представительства «Куликова поля»: музей-лаборатория и научный центр «Археология и реставрация». Здесь благодаря дополненной реальности посетители могут почувствовать себя и археологом, и реставратором, и реконструктором, очутиться в экспедиции на месте раскопок, узнать, как обнаруживают, атрибутируют и реставрируют исторические находки, как изготавливаются их реплики и копии.
- Те, кто со всеми заданиями успешно справится, смогут в награду пострелять из “реконструированного” ими виртуального лука, — рассказывает Гриценко.
Еще один проект с технологиями погружения запустят в поселке Епифань (Тульская область), где также скоро откроется филиал музея. С помощью AR будет воссоздана крепость на линии Большой засечной черты — так называемые ворота Куликова поля. Посетители филиала смогут ощутить себя в роли защитников, воинов, стреляющих из затинной пищали — старейшего ружья, которое знала Русь. Именно к концу XIVвека ряд историков относит первое знакомство русских с порохом.
Владимир Гриценко убежден, что цифровые технологии в музейном деле не помеха, а подспорье личному опыту посещения экспозиций, осмотру подлинных экспонатов и достопримечательностей. Виртуальные экскурсии только подогревают интерес, особенно когда музей расположен вдали от крупных городов и на его посещение потребуется много времени: людям нужно составить представление, куда и зачем они поедут. Именно так получилось с VR-проектом «Тайны Куликова поля», который был представлен на выставке «Россия».
- Каждый раз люди, сняв очки и шлем, восторженно восклицали: “Как же у вас здорово! Обязательно приедем и все увидим сами!”,— рассказал директор музея.
Современные технологии все более активно используются не только на Куликовом поле, но и в других российских музеях. Мощным толчком к этому стала пандемия коронавируса, когда виртуальные экскурсии и разнообразные игровые проекты в социальных сетях буквально спасали культурно-исторические институции. Однако популяризация и расширение дистанционного доступа к коллекциям далеко не единственная цель использования цифровых инструментов в музейной деятельности. Так, проект цифровизации музея-усадьбы «Мураново» в первую очередь ориентирован на экономическое освоение собрания средствами креативных индустрий.
Проект цифровизации усадьбы, связанной с именами Энгельгардтов, Боратынских, Тютчевых, реализует IPQuorum при участии РГХПУ им. С.Г.Строганова и поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Уникальное убранство, включающее редкую мебель ХVIII–XIXвв., тщательно изучается и воспроизводится в виде точных 3D-моделей. Конторки, бюро, ломберные столы — с помощью современных технологий дизайнер может буквально повертеть любой предмет перед глазами, изучить его особенности и, возможно, использовать образ в собственном творчестве.
Для представителей креативных индустрий широкий доступ к коллекции — это возможность почерпнуть вдохновение, развить мотивы российского культурного наследия в своей продукции. Музеи же, выдавая лицензии на использование представленных в собрании художественных решений, могут пополнить свой бюджет и найти дополнительные средства на научные или образовательные проекты. Ознакомиться с уже оцифрованными экспонатами можно на сайте.
Форум «Цифровая Россия» объединит лидеров отраслей
Открыта регистрация на Второй межотраслевой интеграционный форум «Цифровая Россия 2024-2030», а также - прием заявок на премию National Business Awards «Технологии и инновации 2024». События пройдут 9 октября 2024 года в Конгресс-центре ТПП РФ и объединят лидеров российской экономики для диалога по следующим направлениям:
- Цифровое государство.
- Экономика данных.
- Искусственный интеллект.
- Кибербезопасность.
- Цифровая зрелость и цифровое равенство.
- Роботизация, автоматизация и машинное обучение.
- Интернет, телекоммуникации и спутниковая связь.
- Кадры и инфраструктура IT .
- Цифровые медиа и СМИ.
Участниками форума станут:
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России);
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России);
- Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ);
- Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК);
- Ассоциация РУССОФТ;
- Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ);
- Национальная Технологическая Палата (НТП);
- Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ);
- Госкорпорации «Росатом»;
- Фонд «Сколково»;
- АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП);
- Объединённая компания «РУСАЛ»;
- Киностудия «Союзмультфильм».
В зале заседаний Конгресс-центра ТПП РФ пройдет деловая программа с участием первых лиц и топ-менеджеров бизнеса, а также – представителей госсектора России и стран БРИКС. Кроме того, состоятся презентация и церемония награждения Топ-10 отечественных кейсов в рамках National Business Awards «Технологии и инновации 2024». В фойе Конгресс-центра разместится уникальная экспозиция инновационных отечественных технологий.
На ресурсах ТПП РФ будет вестись прямая трансляция.
Организатор форума: Ассоциация деятелей культуры и бизнеса «Я Лидер».
Тайминг и спикеры (информация дополняется): https://ялидер.рф/meropriyatiya/nacionalnyj-forum-i-premiya-tehnologii-i-innovacii-2024.html
Регистрация в качестве гостя: https://ялидер.рф/reg_event.html
Подать заявку на участие в премии: https://nba.melonrich.ru/specproekty/tehno/2024.html
Культурный фонд Юлиана Семенова расскажет о новых проектах
Пресс-конференция Культурного фонда Юлиана Семенова состоится в ТАСС 11 октября 2024 года. Она будет посвящена открытию 9 октября мемориальной доски писателю в «Доме на набережной», выходу новой фундаментальной биографии «Юлиан Семенов: от Виткевича к Штирлицу» и книги «Мгновения и вечность. Мир Юлиана Семенова глазами дочерей».
О новых экранизациях, музейных и выставочных проектах, а также переводах романов писателя за рубежом расскажут руководитель Культурного фонда Юлиана Семенова и Дома-музея Юлиана Семенова, автор книги «Мгновения и вечность. Мир Юлиана Семенова глазами дочерей» Ольга Семенова, автор книги «Юлиан Семенов: от Виткевича к Штирлицу», историк Алексей Репин, генеральный директор Оренбургского книжного издательства имени Г.П.Донковцева, переводчик Игорь Храмов, издатель, главный редактор газеты «Московская правда» Шод Муладжанов и заместитель главного редактора «Российской газеты» Николай Долгополов.
На пресс-конференции также будут объявлены лауреаты Премии имени Юлиана Семенова в области экстремальной и геополитической журналистики.
Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС «ВКонтакте».
Начало в 12.00.
Справки и аккредитация: +7 (926) 608-0816, press-center@tass.ru.
Лев Лещенко и Владимир Матецкий попрощались с Вячеславом Добрыниным
Церемония прощания с Вячеславом Добрыниным началась в 11 утра 4 октября 2024 года.
На Троекуровском кладбище, где будет похоронен композитор, собрались поклонники артиста, его друзья и коллеги. Почтить память композитора приехали Лев Лещенко, Александр Маршал, Симон Осиашвили, Владимир Матецкий, Владимир Винокур, Юрий Антонов и другие представители шоу-бизнеса. Траурный венок с надписью «Навсегда в моей душе» прислала Алла Пугачева.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Вячеслав Добрынин скончался 1 октября 2024 года в возрасте 78 лет в одной из московских клиник. В конце сентября Добрынин был госпитализирован с инсультом.