Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Конкурс «Культурная столица года» поможет городам России войти в федеральную повестку без больших вложений

13.03.2023 12:47 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
Ольга Бойко

Установочный семинар для представителей субъектов Российской Федерации, заинтересованных в участии в конкурсе «Культурная столица года», состоялся в Москве, в Доме Союзов 3 марта 2023 года.

Событие собрало очно и в формате видеоконференцсвязи более 100 участников из более чем 30 городов со всех концов России.

Спикерами стали:

  • Николай Новичков — депутат Государственной думы РФ, доктор экономических наук, профессор, председатель оргкомитета конкурса;
  • Александр Протасевич - доцент Высшей школы культурной политики МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук, член оргкомитета конкурса;
  • Мария Синичич — директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ;
  • Евгений Сафронов — главный редактор информационного агентства InterMedia;
  • Наталья Кузьмина — директор Центра креативных индустрий РАНХиГС;
  • Илья Токарев — директор проектов института «Полис».

Николай Новичков открыл семинар информацией о российских и зарубежных программах и проектах, успешно использующих методологию «культурной столичности».

- Идея вывести подобный конкурс на федеральный уровень существовала давно, - отметил он. - Мы исходим из того, что культура - это базис нашего существования как цивилизации. Наша задача - внести в нее свой вклад и что-то оставить потомкам. В России тысячи городов, и, как говорит мой друг Захар Прилепин, я люблю их всех. Наш конкурс преследует серьезную цель - помочь городам развить свое лидерство и пронести его в будущее, сформулировать и реализовать свою миссию - и это должно быть нечто большее, чем просто комфортная среда). Причем мы не хотим превращать«Культурную столицу года»в состязание муниципальных образований: это скорее способ совместно подойти к решению общенациональной задачи. В этом конкурс поддерживают на самых разных уровнях власти - это и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, и Министерство экономического развития РФ, и многие другие.

Александр Протасевич отметил очевидную востребованность проекта и рассказал об общих его параметрах.

- Прием заявок стартовал всего несколько дней назад, и, не дожидаясь семинара, многие субъекты федерации уже приступили к подготовке. Запрос на проект есть, и мы предполагаем, что даже в первый год проведения конкурса участников будет много. Это хорошо для создания между городами дружеской конкуренции, способствующей их всестороннему развитию.

В 2023 году в конкурсе смогут участвовать административные центры РФ вне зависимости от количества проживающих там граждан, а также другие города, но уже с населением от 250 тыс. человек. При этом от одного субъекта федерации может быть представлен только один город. В последующие годы правила могут быть скорректированы, чтобы дать возможность и городам с меньшим количеством жителей реализовать свои амбиции. Как говорится, плох тот город, который не мечтает стать столицей.

Особой миссией конкурса является культурная модернизация территорий.

- Здесь и культура сама по себе, и культурные ресурсы как драйверы развития городов, - разъяснил спикер. - Мы рассматриваем конкурсантов в контексте креативных индустрий, о которых сейчас в России говорят все больше. Например, дизайн, урбанистика, мода, цифровые технологии и многое другое – все это сегменты современной креативной экономики. Развитие городов, формирование стратегии их развития в этих направлениях могут привести к качественной перезагрузке, способствовать гармонизации миграционных процессов.

В начале 2000-х конкурс «Культурная столица Поволжья», проводимый под эгидой Сергея Кириенко, дал заметный импульс развитию регионов ПФО. Программы по схожей методологии и сейчас проводятся в Нижегородской области, Красноярском крае, Пермском крае и ряде других регионов.

Далее Александр Протасевич подробно разъяснил, как заполнять заявки на участие в «Культурной столице года».

- Поскольку от одного субъекта федерации в конкурсе может участвовать только один город, предусмотрена система назначения контактного лица от города только по согласованию с органом власти в сфере культуры субъекта Российской Федерации. Сама заявка содержит 9 полей с базовой информацией о городе и 36 - с основными параметрами для конкурсной оценки. Правильно заполненная заявка - это сформированный «портрет» города в широком спектре направлений его жизнедеятельности.

Заявки будут приниматься до 15 мая 2023 года, после чего экспертный совет определит финалистов по совокупности набранных баллов. После этого претендентам на победу необходимо будет подготовить публичные презентации своих городов, на основании которых в сентябре будет выбран город, который первым получит звание «Культурная столица года» - на 2024 год.

Мария Синичич назвала конкурс «Культурная столица года» важной вехой в развитии страны.

- Я много езжу по России и вижу, насколько она многолика, многонациональна - отметила она. - Среда нас формирует, и те сооружения, объекты, которые мы видим каждый день, сильно влияют на нас. Важно, что этот аспект нашел отражение в Конкурсе «Культурная столица года».

Евгений Сафронов остановился на вопросах PR-продвижения городов, претендующих на победу в конкурсе.

- Многие недооценивают работу с медиа, откладывая её на поздние стадии работы - но ведь она необходима уже на первом этапе, - объяснил спикер. - Нужно иметь на этот счет серьезный задел уже до подачи заявки. Это не тот случай, где надо скромничать - наоборот, просто необходимо максимально показать себя именно сейчас. Все образы городов должны быть реальны, понятны и перспективны, ведь эксперты будут наиболее основательно анализировать именно взгляды городов в будущее. При этом, конечно, нужно понимать, что нарочитый пиар производит не самый лучший эффект - нужно уделять максимум внимания уже сделанному. Мы исходим из того, что достижения городов-конкурсантов ещё до определения финалистов вполне могут быть интересными на федеральном уровне, а далее — и на международном (скажем, об участии в конкурсе городов Дальнего Востока должны знать китайские медиа, а по географическим причинам этим городам сделать это не так сложно - и это действительно будет серьёзным плюсом). И, конечно, в нашем случае принцип “главное - не победа, а участие” носит абсолютный характер - любая деятельность в ходе подготовки конкурса покажет лучшие ракурсы города, в том числе - социальные и экономические, и в любом случае принесет не только баллы, но и реальную пользу в развитии.

- Что касается крупных федеральных российских медиа - многие из них уже проанонсировали наш конкурс, о нас вышло уже более 60 публикаций в крупных СМИ и интернет-изданиях, в числе которых “Первый канал», «Российская газета», «Метро», «Русское радио» и многие другие. Охват анонсирования таков, что сейчас о «Культурной столице года» знают уже более 50 млн россиян. В какой-то момент в федеральной медиасфере может появиться и ваш город с очень ярким и необычным проектом, и произойдет это не обязательно после победы в финале.

Евгений Сафронов также коснулся вопроса выстраивания работы над проектом:

- Необходимо с самого начала продумать концепцию и брендинг - терминологию. Не менее важно определить ключевые персоны, то есть амбассадоров - людей, которые представляют город. В продвижении любых проектов всегда привлекают яркие мероприятия со звездами и просто красивыми людьми. И, конечно, следует помнить, что если вы не озадачились качественной съёмкой своего мероприятия, то его как бы и вовсе не было. Нет образа - нет пиара.

Также надо обязательно заранее продумать медиаплан. Формировать визуальный архив желательно заранее, чтобы в нем можно было легко найти необходимое. Не стоит забывать о сайте и соцсетях, делать отчеты и вести летопись подготовки к конкурсу. Но условия конкурса жёсткие, просто хорошей картинки и образов мало - в первую очередь рассматривается общественная польза. К примеру, удобство городской среды может быть важнее, чем красота.

Наталья Кузьмина представила доклад на тему «Творческие (креативные) индустрии. Как творчество может развивать экономику и менять качество жизни». В нем спикер обратила внимание на то, что организаторы конкурса верно понимают важность развития креативности для роста благосостояния городов, и отметила, что сотрудничество государственных учреждений и представителей креативной сферы зачастую не требует больших денежных затрат, зато может иметь заметный синергетический эффект. Принимая это во внимание, Правительство РФ в 2021 году утвердило Концепцию развития творческих (креативных) индустрий, которая призвана стать главным документом для всех, кто заинтересован в развитии креативных индустрий.

Илья Токарев рассказал присутствующим о некоторых тенденциях развития креативной экономики в Российской Федерации, отмеченных в пока не опубликованном исследовании, подготовленном по итогам 2021 года в сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив.

В завершение семинара организаторы конкурса «Культурная столица года» напомнили присутствующим, что прием заявок продлится 2,5 месяца - до 23:00 15 мая, - так что даже те города, которые узнали о конкурсе совсем недавно, успеют заявить о себе в срок, начав подготовку в ближайшее время.

Инициатор конкурса — Фонд развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.

Дополнительная информация по вопросам сотрудничества и подготовки заявок – по тел. +7 (985) 478-3755 и e-mail info@kulturnayastolitsa.ru, а также на официальном сайте проекта.

Дельфийские игры перенесены на более поздний срок

19.04.2024 10:33 Lifestyle Рубрика: Анонсы 16+
соцсети

XXIII молодежные Дельфийские игры России, планировавшиеся к проведению 19-24 апреля 2024 года, в указанные сроки не состоятся. Об этом сообщил 18 апреля Национальный Дельфийский совет.

- Национальный Дельфийский совет России искренне благодарит всех участников, их преподавателей, концертмейстеров и родителей, руководителей коллективов и делегаций, председателей и членов жюри за тщательную подготовку к Играм. Выражаем надежду на ваше понимание.

Информация о новых датах проведения игр будет сообщена дополнительно.

Фото: соцсети
Теги: перенос, Дельфийские игры
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАСС

предоставлено пресс-службой выставки-форума

IV Художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт с 2 по 12 мая 2024 года в московском Гостином дворе. Грандиозное событие объединит тысячи художников, мастеров, дизайнеров, руководителей промышленных предприятий, представителей учреждений культуры и туристических администраций, органов государственной власти и, конечно же, профессионалов и любителей истории и культуры со всей страны.

На выставке будут представлены предметы декоративно-прикладного, ювелирного искусства, народных художественных промыслов (НХП), а также живопись, скульптура, антиквариат. Объединенные стенды Республики Татарстан, Крыма, Бурятии, Тывы, а также Приморского и Камчатского края, Волгоградской и Калужской области представят все многообразие своих регионов. Всего в выставке примут участие 78 регионов Российской Федерации.

В рамках деловой программы пройдут дискуссии, лекции, презентации, мастер-классы – всего более 50 мероприятий.

На «Уникальной России» также состоятся специальные события к юбилеям легендарных предприятий и центров НХП России — столетию искусства Палеха и 130-летию предприятия «Торжокские золотошвеи».

Отдельные мероприятия будет посвящены юбилеям выдающихся деятелей культуры, науки и общественной жизни нашей страны. К 190-летию Дмитрия Менделеева состоится презентация энциклопедии экономических трудов учёного, а к 150-летию Николая Рериха будет организован круглый стол и экспозиция, посвящённая путешествию Рерихов в 1903-1904 гг. по древнерусским городам.

Каждый день для посетителей «Уникальной России» будут проходить концерты и фестивали, шоу, модные показы. На форуме также состоятся награждения победителей всероссийских конкурсов «Золотые руки России», «Уникальные мастера России»; сестёр милосердия - наградой «За самоотверженный и милосердный труд».

Организаторы «Уникальной России» более подробно расскажут об участниках экспозиции, мероприятиях деловой и культурной программы на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС 23 апреля.

В числе спикеров:

  • президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства Галина Ананьина,
  • председатель оргкомитета выставки-форума, председатель правления Ассоциации организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции» Сергей Коломийцев,
  • директор выставки-форума и фонда «Уникальная страна» Валерий Богомолов,
  • заместитель директора департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов РФ Евгений Сидин,
  • народная артистка РСФСР Анна Шатилова.

Начало в 15:00.
Адрес: Тверской бульвар, 2 (Пресс-центр ТАСС)
Аккредитация СМИ: +7 (926) 608-08-16 press-center@tass.ru

Выставка-форум «Уникальная Россия» пройдёт 2 - 12 мая 2024 года, по адресу: Москва, ул. Ильинка, 4 (Гостиный двор).

Режим работы: с 11:00 до 21:00.

Аккредитация СМИ на выставку-форум: pr@intermedia.ru, +7 (916) 568-8959 (Ирина Кравченко).

Организатор выставки — Ассоциация организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции».

Существенный вклад в проведение выставки-форума и поддержку Ассоциации вносят Фонд «Уникальная Страна» и Фонд развития художественной промышленности и ювелирного искусства.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Официальное пресс-агентство - «ИнтерМедиа».

Дополнительная информация о проекте — на официальном сайте.

Сообщение носит исключительно информационный характер.

Фото: предоставлено пресс-службой выставки-форума
Теги: анонс пресс-конференции, анонс выставки, Уникальная Россия

Маргарита Митник рассказала как «оцифровка» приходит на помощь музейным работникам

18.04.2024 19:49 Lifestyle Рубрика: Хроника 16+
IPQuorum

Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» устанавливает, что все музеи страны до 31 декабря 2025 года обязаны занести оцифрованные коллекции своих экспозиций в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Но работа сотрудников музеев-усадеб направлена на то, чтобы не только запечатлеть коллекцию, но и обеспечить полную сохранность усадебного комплекса. Так, например, музей-заповедник «Усадьба Мураново» приступил к реализации проекта по оцифровке части экспозиции. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Об опыте оцифровки экспонатов, сложностях этой работы и поиске путей решения в интервью IPQuorum рассказала Маргарита Митник, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, хранитель фондов «Осветительные приборы», «Хрусталь» и «Стекло» музея-заповедника «Останкино и Кусково», старший преподаватель Учебно-научного центра региональной истории, краеведения и москвоведения РГГУ.

— Маргарита, ваши работы связаны с искусством усадебного быта. Расскажите, пожалуйста, был ли это какой-то осознанный выбор или так сложились обстоятельства?

— Моя специализация — история осветительных приборов. Я еще студенткой начала заниматься историей освещения и осветительных приборов и всегда рассматривала светильники не как исключительно бытовые предметы, а как один из самых выразительных предметов русского декоративно-прикладного искусства и важное свидетельство художественной культуры разных эпох. Каждая люстра для дворца или крупного имения была не только произведением искусства, но и очередным шагом прогресса: в их изготовлении мастерами применялись новейшие материалы и технологии.

Поступив в аспирантуру, защитила диссертацию «Русская люстра начала XVIII — первой половины XIX века: атрибуция, типология, принципы экспонирования». Далее я пришла работать в музей-усадьбу «Останкино», где сейчас хранится самая большая в России коллекция осветительных приборов с наиболее полной типологией. Могу сказать однозначно: каждая из моих тем, каждая из работ последовательно дополняла предыдущую.

— Расскажите, пожалуйста, об одном из самых уникальных проектов — «Останкинской Пьете». Откуда появилась идея? Кто принимал участие в проекте?

— Храмовая группа «Пьета» — деревянная резная композиция, изображающая Богородицу, оплакивающую лежащего на ее коленях Христа, — необычный образец для русской религиозной скульптуры.

Подбор таких экспонатов «с историей» — это всегда интересно. Обычно по ним есть некие первичные публикации, но, как правило, они устаревшие. Наш научный коллектив дополняет информацию, находит интересные факты, которыми хочется поделиться. Это и привлекает тех, кто приходит знакомиться с нашими цифровыми проектами.

Над оцифровкой и созданием VR-проекта «Останкинская Пьета» работал большой коллектив. Коллеги много общались с музеями, где есть аналоги данного сюжета, сделали интересную, на мой взгляд, подборку. В процессе работы над проектом впервые была установлена история происхождения «Пьеты», что еще более увеличивает ее ценность и как жемчужины искусства русской церковной резьбы, и как произведения искусства.

Научными сотрудниками проделана огромная работа по атрибуции, а потом уже была произведена оцифровка самого предмета. Благодаря реализации нашего онлайн-проекта и появлению оцифрованной модели скульптуры в 3D теперь можно рассмотреть «Останкинскую Пьету» в максимальном приближении, с разных ракурсов. Согласитесь, что это доступно не каждому посетителю музея.

Я же хочу отметить вклад в реализацию проекта научного куратора — хранителя фонда «Иконы», старшего научного сотрудника Марии Кондаковой и руководителя экспозиционно-выставочного отдела Полины Шевченко.

— Чем отличаются старинные усадебные владения с сохранившимися коллекциями от классических художественных музеев?

— Мы знаем, что максимум усилий было приложено предыдущими поколениями хранителей к тому, чтобы исторически ценные усадьбы сохранились до наших дней. Где-то уцелели даже парки и аллеи, а где-то до наших дней дошли только фундаменты домовых владений и дорожки. Именно поэтому подлинность вещей в музейной экспозиции усадьбы и играет такую большую роль. Даже если экспонаты не имеют близкого отношения к самой усадьбе, вы в любом случае попадаете в определенную атмосферу — атмосферу романтики, покоя, места, где время как бы замерло.

Только в мемориальных усадьбах можно посмотреть на те предметы быта и вещи, которые были в усадьбе изначально, которые принадлежали первым именитым владельцам, играли в их жизни немаловажную роль. Через историю вещей посетители могут проникнуться историей страны.

Но не стоит забывать, что такие экспонаты важны и для профессионального сообщества: с них можно «считывать» слои информации, историю создания, историю владельцев — а это порой несколько родов, несколько эпох. А также это история обретения музеем этого экспоната, история его реставраций.

И, разумеется, у каждого специалиста есть те предметы, к которым он привязан, которые связаны с его кругом интересов. Для него это не просто очередная любопытная вещица.

Если же в коллекции музея подлинных вещей немного, то сотрудниками музея все равно создается антураж, подчеркивающий вкусы владельцев, отражающий образы того времени, когда в доме была жизнь и творилась история.

— В современных условиях никакая усадьба не избежит влияния новых технологий. Насколько глубоко цифровизация уже проникла в музеи малого формата?

— Все музеи проводят цифровую фиксацию коллекций. Но я хочу отдельно остановиться на том самом кажущемся простым процессе — фотофиксации.

Приступая к проекту или конкретному процессу, мы должны понимать, какую цель преследуем. Сейчас это не всегда понятно. Кто этим фотоархивом будет пользоваться и для чего? Для достижения конечной цели очень важно качество изображения. Поэтому фотофиксацию мы, например, ведем на разных уровнях и делаем не только превью, но и фото в высококачественном разрешении.

Если говорить про маленькие музеи, они тоже делают фотофиксацию своих коллекций, размещая их в интернете. Однако мы, к сожалению, не можем сказать, насколько правильно они это делают. Тем более что культурные институции ограничены определенными возможностями, выше которых прыгнуть не получится.

Я еще хочу обратить внимание на то, что фотоархив музейного фонда — это не что-то вечное, сделанное раз и на всю жизнь: фотографии постоянно нужно обновлять. Взять те же фото 2007 года — их уже невозможно использовать. Разрешение не то, ракурс не тот, техника использовалась другая, не такая современная композиция. К сожалению, не все музеи могут позволить себе постоянно повторять процесс отсъема коллекции.

Если говорить о 3D-моделях, на которые есть определенный спрос, то, с моей точки зрения, здесь важно качество исполнения. В данном случае работает формула «лучше уж никак, чем как-нибудь».

— Как происходит оцифровка «сложных» объектов? Люстру ведь недостаточно просто сфотографировать с разных сторон. Было бы неплохо ее разобрать и сфотографировать еще отдельные детали.

— Обычно такие объекты, особенно стекло или, в нашем случае, люстра, — это сложносоставной предмет. Оцифровать его можно только тогда, когда он будет изыматься из интерьера и опускаться на уровень человеческого роста. И тогда, конечно, возможно сделать полную фотофиксацию предмета (разместив экспонат на специальном подвесе). В этом случае можно будет со всех сторон его сфотографировать и получить ту самую 3D-модель.

— Что делать малым музейным фондам, когда возникают трудности? Каким образом они решают проблемы?

— Первое и самое главное правило — руководству музея необходимо определить для себя, с какой целью делается оцифровка и какие дополнительные преференции возможно будет получить музею. Например, возможно реализовать онлайн-проекты, выпустить полиграфию или запустить собственную линейку мерча.

Затем важна работа с коллективом. Каждый музейный сотрудник должен не только получить распоряжение — принять участие в создании цифрового архива, но и осознать, для чего это нужно ему самому, что получат посетители, как это повлияет на будущее музея.

Достигли взаимопонимания с коллективом, но у музея нет оборудования. В таком случае это оборудование надо найти, может быть, даже вместе со специалистом, который может помочь. Стоит рассмотреть и партнерство. Музей может подобрать некий контент, который будет интересно оцифровать партнерам. Поверьте, уникальные предметы есть в каждом музее и в каждой коллекции. Даже в самом маленьком всегда найдется что-то любопытное. И в каждом музее есть то, что может быть интересно в рамках реализации партнерских проектов.

Более того, есть еще один сложный вопрос, касающийся публикации результатов оцифровки. Если их разместить на малоизвестной платформе, то люди могут об этом никогда и не узнать, несмотря на то что контент уникальный. Поэтому цифровые архивы надо как-то внедрять в сайты самих музеев. Должны быть специалисты, которые занимаются сайтом и его наполнением, PR-специалисты, SMM-менеджеры. И вот видна огромная разница между столицей и регионами. В субъектах у музеев таких специалистов может попросту не быть.

— А как вы относитесь к привлечению к работам по оцифровке волонтеров и студентов вузов? Или лучше обращаться к специалистам?

— Здесь двоякая ситуация. С одной стороны, доверить раритеты студентам иногда невозможно, с другой — если не доверять, то у нас не будет реставраторов. Это аналогично медицине: если студентов-медиков не подпускать к пациентам, то врачей из них не получится. Без практики у нас не будет вообще никаких специалистов.

А значит, у вуза, который готовит специалистов музейного дела, должны быть определенные договоренности с институциями и, главное, очень строгие регламент и правила, что и как будет происходить. В этой «пищевой цепочке» у всех есть свое место.

Конечно же, руководить стажерами и волонтерами должен человек опытный, который может не только рассказать методологию, но и объяснить, а в случае необходимости и выполнить эту работу собственными руками. Требуется и самое активное участие работников музея, например хранителей фондов.

Тогда практика будет полезна и для студентов, и для музея, и для общества.

Источник: IPQuorum Фото: IPQuorum
Теги: интервью, музей
β 16+