Экстремальный разворот зрелищных индустрий: чего ждать по итогам 2022 года?
Информационное агентство InterMedia, ежегодно публикующее исследование «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ», представило экстремальный прогноз по рынку зрелищных индустрий на 2022 гг. и сопоставило их с данными за 2019–2021 гг..
Основные факторы:
- пандемия коронавируса, которая в 2020 году заметно урезала доходы сегментов культуры, работающих в первую очередь с офлайн-мероприятиями;
- специальная военная операция, вызвавшая в 2022 году уход из России большей части зарубежного кино, а также почти всех зарубежных и многих российских звезд;
- стрессовая ситуация, вызывающая у зрителей неуверенность в завтрашнем дне и затрудняющая планирование досуга – как правило, билеты на концерты и спектакли покупаются всегда сильно заранее;
- проведение мобилизации, в результате которой отрасль потеряла значительное число как востребованных специалистов, так и зрителей.
По методике InterMedia к зрелищным мероприятиям в сфере культуры относятся три сегмента:
- афишные исполнительские мероприятия (концерты, спектакли, шоу всех видов с участием исполнителей и распространением билетов или открытым входом);
- кинопоказ и кинофестивали (продажи билетов в кинотеатры, доли продюсеров от зарубежного проката российских фильмов, бюджетные ассигнования и субсидии, выделяемые на производство и распространение фильмов, а также на проведение кинофестивалей);
- неафишные исполнительские мероприятия (частные, государственные, корпоративные и др.).
При этом учитывается деятельность организаций всех организационно-правовых форм.
Зрелищные мероприятия в сфере спорта в исследовании не учитываются.
Финансовые показатели зрелищных мероприятий, 2019–2022 гг., млн руб.
2019 | 2020 | |||||
КД | БА | Всего | КД | БА | Всего | |
Афишные исполнительские мероприятия | 100 090 | 112 310 | 212 400 | 29 142 | 120 567 | 149 709 |
Кинопоказ и кинофестивали | 55 314 | 9 603 | 64 917 | 23 819 | 12 402 | 36 221 |
Неафишные исполнительские мероприятия | 36 000 | 0 | 36 000 | 20 000 | 0 | 20 000 |
Итого | 191 404 | 121 913 | 313 317 | 72 961 | 132 969 | 205 930 |
2021 | 2022 (П) | |||||
КД | БА | Всего | КД | БА | Всего | |
Афишные исполнительские мероприятия | 60 628 | 130 510 | 191 138 | 69 000 | 130 000 | 199 000 |
Кинопоказ и кинофестивали | 42 201 | 8 692 | 50 893 | 15 000 | 10 000 | 25 000 |
Неафишные исполнительские мероприятия | 23 000 | 0 | 23 000 | 26 000 | 0 | 26 000 |
Итого | 125 829 | 139 202 | 265 031 | 110 000 | 140 000 | 250 000 |
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Примечание InterMedia:
КД – доходы от коммерческой деятельности
БА – бюджетные ассигнования
П – прогнозные данные.
Общий оборот зрелищных мероприятий по итогам 2021 года составил 265 млрд рублей. Из этой суммы 125,8 млрд рублей приходятся на доходы от коммерческой деятельности, а 139,2 млрд рублей – на ассигнования из бюджетов всех уровней.
Согласно прогнозу, по итогам 2022 года обороты составят 250 млрд рублей. Из этой суммы 110 млрд рублей составят доходы от коммерческой деятельности, а 140 млрд рублей – ассигнования из бюджетов всех уровней.
Таким образом, оборот зрелищных индустрий по итогам 2022 года достигнет только 81% от объема допандемийного 2019 года. При этом доходы от афишных мероприятий достигнут 95%, от неафишных – 72%, а от кинопоказа и кинофестивалей – 40% результатов 2019 года.
Доходы зрелищных мероприятий по сегментам, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.
В бюджетные ассигнования включены как средства, полученные от учредителей, так и гранты и субсидии, полученные из бюджетной системы Российской Федерации. В 2020 году впервые в истории зрелищных индустрий России объем бюджетных ассигнований превысил объем доходов от коммерческой деятельности: 130 млрд рублей против 71 млрд рублей. В 2021 году тренд остался неизменным: почти 135 млрд рублей против 123 млрд рублей.
Эксперты InterMedia по имеющимся данным прогнозируют сохранение тренда и по итогам 2022 года. Так, на бюджетные ассигнования придется 140 млрд рублей, а на коммерческую деятельность – 110 млрд рублей.
Обороты зрелищных индустрий – доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.
Хотя афишные мероприятия показывают самые высокие темпы восстановления (в 2021 году их доходы достигли 90% по отношению к 2019 году, в 2022 году они могут достичь 95%), структура их доходов значительно изменилась.
Так, по итогам 2019 года доходы от коммерческой деятельности между бюджетными (т.е. цирками, концертными организациями и самостоятельными коллективами, театрами и их филиалами, подведомственными органам культуры и другим ведомствам РФ) и небюджетными организациями распределились почти поровну: 49% и 51% соответственно. В пандемию соотношение серьезно сместилось в сторону бюджетных организаций – на них пришлось уже 74% от всей коммерческой деятельности.
Бюджетные организации сохранили лидирующие позиции в 2020 году – на их коммерческую деятельность пришлось уже 63%. По прогнозам InterMedia по итогам 2022 года их доля также останется доминирующей в структуре коммерческих доходов и составит 65%. Такой тренд, скорее всего, будет сохраняться и в ближайшие годы.
Таким образом, если не случится новых потрясений, коммерческие доходы бюджетных организаций, занимающихся афишными мероприятиями, по итогам 2022 года упадут только на 11% относительно 2019 года. Коммерческие доходы небюджетных организаций (т.е. предпринимателей) упадут на 49%, что обозначает этот субсегмент как наиболее пострадавшую часть зрелищных индустрий.
Доходы от коммерческой деятельности бюджетных и небюджетных организаций, проводящих афишные мероприятия, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
П – прогнозные данные.
Бюджетные ассигнования, выделяемые организаторам афишных мероприятий, в пандемийный 2020 год выросли на 9% относительно допандемийного 2019 года. В 2021 году они выросли на 14% относительно все того же 2019 года. По итогам 2022 года планируется рост на 16% относительно 2019 года.
По данным информационного агентства InterMedia, в 2022 году число организаторов зрелищных мероприятий в России составит 3 тыс., из них 1123 являются организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней. Число площадок для зрелищных мероприятий – 4200, из них 2653 управляются организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней.
Число организаторов зрелищных мероприятий в России, 2022 г.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Число площадок зрелищных мероприятий в России, 2022 г.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Серьезно пострадавшим сегментом по итогам как пандемии, так и всех дальнейших событий, помимо зрелищного предпринимательства, можно считать также кинопоказ и кинофестивали. В 2020 году он восстановился на 78% относительно 2019 года, но в конце 2022 года, согласно прогнозу InterMedia, обвалится еще сильнее – до 40% относительно 2019 года.
В первую очередь продолжающееся падение неизбежно из-за низких кассовых сборов внутри страны (на них приходится основная часть коммерческих доходов сегмента), а также сокращающихся сборов отечественных фильмов за рубежом. Вся коммерческая деятельность сегмента по итогам 2021 года составила 42 201 млн рублей. Однако, по прогнозам InterMedia, в 2022 году его ожидает сокращение до 15 млрд рублей.
Доходы от коммерческой деятельности и бюджетные ассигнования, выделяемые на киноиндустрию, 2019–2022 гг.
Источник: InterMedia (по данным Минкультуры России, ГИВЦ Минкультуры России, Фонда кино, а также собственным данным InterMedia)
Примечание InterMedia:
КД – доходы от коммерческой деятельности
БА – бюджетные ассигнования
П – прогнозные данные.
Бюджетные ассигнования, выделяемые на кинематографию, в 2020 году заметно выросли относительно допандемийного 2019 года, однако в 2022-м они должны вернуться к прежнему уровню. К тому же, в общих оборотах сегмента кинопоказа и кинофестивалей бюджетные ассигнования пока недостаточно существенны, чтобы смягчить обвальное падение доходов от коммерческой деятельности.
– Уровня самого успешного для зрелищных индустрий 2013 года достичь удастся нескоро, – сделал неутешительный вывод главный редактор ИА InterMedia Евгений Сафронов в беседе с «Коммерсантом», посвященной публикации предварительных результатов исследования.
Павел Соломатин, InterMedia
Hatters, Хелависа и «Сектор Газа» получили «Чартову дюжину»
Победители XVII ежегодной музыкальной премии «Чартова дюжина» были объявлены 19 апреля 2024 года в эфире «Нашего радио». «ИнтерМедиа» напоминает, что организаторы отказались от проведения церемонии в формате концерта после теракта в Crocus City Hall.
Двух наград удостоились Hatters: за лучший клип «Весело» и как лучшая группа. Альбомом года стал «Острые края» группы «Заточка», песней года – «Чайковский» Юрия Шевчука и Дмитрия Емельянова.
В номинации «Взлом» победила группа GorillaGun, в номинации «side-проект» - группа «МодеМ» участника «Слота» Игоря «Кэша» Лобанова, солисткой года стала Хелависа, солистом – фронтмен костромской рок-группы «Гудтаймс» Артем Шаров.
В категории «совместная работа» отмечена песня «В нашем маленьком городе» в исполнении Бранимира, Чижа и «25/17», в номинации «лучший кавер» победила песня «Незнайка» группы «Гражданская оборона» в исполнении F.P.G, а лучшим концертом стало выступление Дианы Арбениной и группы «Ночные Снайперы» на московском стадионе «Открытие Банк Арена» 8 июля 2023 года.
«Легендой года» в этом году назван «Сектор Газа», а в номинации «Наше кино» победил сериал «Король и Шут».
Иван Дергачев соединит воспоминания и импровизациями в масках Дель Арте в «Спектакля нет»
Моноспектакль «Спектакля нет. Иван Дергачёв» будет поставлен в Центральном доме культуры железнодорожников в Москве (ЦДКЖ) 25 апреля 2024 года. «Спектакля нет» — работа актера МХТ им. Чехова Ивана Дергачёва, где трогательные воспоминания из жизни сплетаются с импровизациями в масках дель арте, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе ЦДКЖ.
- Общение с залом придает хулиганское настроение, ведь всегда есть место для неожиданных откровений, риска и шуток, - говорится в описании постановки. - Главное – обмен душевным теплом, мотивация к творческому росту, преодолению трудностей художника-одиночки. Только бы не потерять в себе большого ребенка...
Во время спектакля Иван Дергачев погружает зрителя в личные воспоминания, когда каждый видит, как он в одиночку преодолевает трудности, как он воспринимает ушедшее детство, проживает школьный период, армию и сегодняшний день.
- Я общаюсь с залом, импровизирую и меняю направление в зависимости от хода спектакля, сохраняя атмосферу позитива и игры. Маски вплетены в канву истории, это и канонические маски Италии комедии Дель Артэ и маски реальных людей, с кем меня сталкивала судьба. Многие узнают в этих масках своих знакомых, а может и себя, – делится автор.
Петербургский спектакль «Прыжок в свободу», посвященный Рудольфу Нурееву, был поставлен в ЦДКЖ 18 апреля 2024 года. В роли Рудольфа Нуреева занят Сергей Янковский.
Виктор Шамиров снимает драмеди об астрономах «Температура вселенной»
Стартовали съемки нового фильма Виктора Шамирова («Со мною вот что происходит», «Большая секунда») «Температура вселенной». Как сообщает «Кинопоиск», в марте работа над фильмом прошла в поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии.
Согласно синопсису это «история расставания и встречи, которая разворачивается в поселке астрономов». Виктор Шамиров описывает новый проект как камерную драму про людей, наблюдающих за космосом в далеком поселке среди гор Кавказа.
- Мне интересно, как люди, которые думают о космосе, живут свою обычную жизнь. Мне казалось, что это смешное сочетание науки о космосе и истерики семейной драмы, — говорит режиссер.
Главные роли в фильме исполнят Григорий Сиятвинда, Дарья Семёнова, Антон Эльдаров, Ольга Тумайкина, Александра Серзина, Ростислав Бершауэр, Михаил Филиппов и др.
- Мой персонаж — историк из Новосибирска, - рассказал Сиятвинда. - Он одинок, у него нет ни жены, ни семьи. Сергей впервые оказался в поселке Нижний Архыз. Он приезжает на день рождения к своему другу юности - ученому-астроному Андрею (Эльдаров). Сергея пригласила Наташа (Семёнова), жена Андрея, чтобы устроить ему сюрприз, хотя именинник еще не вернулся с конференции в Москве.
- Наташа - астрофизик, работает в местном институте, подрабатывает экскурсоводом, - говорит Дарья Семёнова. - Скромная и верная жена, мама двоих детей. Накануне празднования ей звонит из Москвы муж Андрей и сообщает, что больше к ней не вернется. Сергей пытается ее поддержать, они обсуждают, что сказать друзьям и семье. В какой-то момент между Сергеем и Наташей начинают зарождаться теплые чувства.
Для «Температуры вселенной» Шамиров собрал команду единомышленников, с которыми уже работал. Сценарий писал вместе с Ольгой Мотиной-Супоневой («Большая секунда»), оператором стал Семён Яковлев («Большая секунда», «А зори здесь тихие…»). Производством занимается кинокомпания «Контент-Клуб» («Летучий корабль», «Повелитель ветра»), продюсеры — Антон Сиренко, Павел Горин и Елена Быстрова.
Съемки фильма продолжаются. Дата выхода пока не названа.